Макроэкономическая политика России в современных условиях
Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 11:30, курсовая работа
Краткое описание
Целью курсовой работы является изучение основных макроэкономических целей и их реализация в экономической политике современной России. Макроэкономическая политика может способствовать росту разными способами. Арсенал таких средств в рыночной экономике хорошо известен. Однако существует и сомнение, что эти средства не применимы или не эффективны в экономике, которая не функционирует по классическим законам рынка.
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………3 1.Теория макроэкономической политики………………………………………..5 1.1 Цели макроэкономики…………………………………………………………5 1.2 Инструменты макроэкономики……………………………………………...10 2.Изучение инструментов макроэкономики……………………………………12 2.1 Влияние фискальной политики государства на показатели макроэкономики………………………………………………………………….12 2.2 Влияние монетарной политики государства на показатели макроэкономики………………………………………………………………….15 2.3 Связь между фискальной и монетарной политикой………………………18 3.Макроэкономическая политика России в современных условиях…………21 3.1 Характеристика экономики России на современном этапе……………….21 3.2 Проблемы экономического роста российской экономики………………..24 3.3 Направления развития экономической политики российской экономики………………………………………………………………………...26 Заключение……………………………………………………………………….30 Список использованной литературы……………………………………………32
4) внешнеэкономическая политика.
Данное направление включает
в себя достаточно емкий инструментарий:
контроль над экспортом и импортом,
регулирование обменного курса,
тарифы или субсидии, стимулирование
безработицы во имя стабилизации
внешней торговли. Правительство
должно умело владеть макроэкономическими
инструментами, отчетливо представлять
цели макроэкономики. Кроме того,
макроэкономическая политика допускает
отбор альтернативных целей. Выбор
целей и их реализация нередко
действуют в противоположных
направлениях.
2. Изучение инструментов
макроэкономики
2.1. Влияние фискальной
(бюджетно-налоговой) политики государства
на показатели макроэкономики
Согласно теории Дж .М.Кейнса,
соответствие совокупного спроса совокупному
предложению может быть достигнуто при
неполной занятости экономических ресурсов
(вследствие неэффективности совокупного
спроса). Приближение развития экономики
к условиям полной занятости ресурсов
может быть достигнуто с помощью специальных
мер государственного регулирования,
важнейшим направлением которого является
бюджетно-налоговая (фискальная) политика.
Инструментом проведения этой
политики является государственный бюджет:
посредством налоговой политики формируется
его доходная часть, а посредством политики
государственных расходов расходная.
Бюджетно-налоговая политика
бывает стимулирующая и сдерживающая
(ограничительная).
Стимулирующая фискальная политика
имеет своей целью преодоление циклического
спала экономики и представляет собой
действия правительства по контролю над
экономической ситуацией с целью максимально
приблизить объем чистого внутреннего
продукта (ЧВП) к его потенциальному уровню
и поддержать низкие и стабильные темпы
инфляции. Данный тип фискальной политики
проводится в случае рецессионного разрыва,
когда экономика действует ниже своих
потенциальных возможностей. Стимулирующая
фискальная политика осуществляется за
счет роста государственных расходов
и снижения налоговых ставок, что, как
правило, ведет к увеличению бюджетного
дефицита. Иначе говоря, если имеет место
сбалансированный бюджет, то фискальная
политика двигается в направлении бюджетного
дефицита. Бюджетный дефицит (отрицательное
сальдо бюджета) — превышение размера
государственных расходов над величиной
бюджетных поступлений. Перерасход средств
правительство может покрыть за счет займов
у населения, страховых компаний, промышленных
фирм и т. д.
Сдерживающая (ограниченная)
фискальная политика имеет своей целью
ограничение циклического подъема экономики
и направлена на уменьшение совокупного
спроса. Данный тип фискальной политики
применяется для преодоления инфляционных
разрывов. Сдерживающая фискальная политика
основана на сокращении правительственных
расходов и повышении налоговых ставок,
что, как правило, ведет к увеличению бюджетного
излишка. Иначе говоря, если имеет место
сбалансированный бюджет, то фискальная
политика ориентируется на положительное
сальдо государственного бюджета. Избыток
бюджета (положительное сальдо бюджета)
— превышение налоговых поступлений над
государственными расходами. Образовавшийся
излишек государственного бюджета может
быть, например, использован для погашения
государственного долга.
Бюджетно-налоговая
политика проводится правительством страны
при участии органов законодательной
власти, которые утверждают бюджеты различных
уровней на предстоящий год.
Бюджетная система страны включает
в себя 3 уровня:
Первый уровень составляют
федеральный бюджет и федеральные государственные
внебюджетные фонды.
Второй уровень
включает в себя бюджеты субъектов РФ
и территориальные государственные внебюджетные
фонды.
Третий уровень
бюджетной системы составляют местные
бюджеты.
Внебюджетные
фонды - это государственные социальные
фонды, наполнение которых производится
посредством сбора Единого социального
налога. В настоящее время в России действуют
3 внебюджетных фонда Пенсионный фонд
(ПФ), Фонд социального страхования (ФСС)
и Фонды обязательного медицинского страхования
(федеральный и территориальные) ФОМС.
Доходы бюджетов
всех уровней делятся на налоговые и неналоговые.
При этом налоговые доходы формируют основную
часть бюджетных поступлений от 80 до 95%
доходов бюджета в разных странах и разные
годы.
Налоговые доходы
включают поступления в бюджет соответствующего
уровня закрепленных за данным бюджетом
собственных налогов и причитающиеся
данному уровню бюджета части регулирующих
доходов (т.е. налогов, по которым устанавливаются
нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты
разных уровней).
К неналоговым доходам бюджета относятся:
• доходы от использования
имущества, находящегося в государственной
или муниципальной собственности,
• доходы от продажи имущества,
находящегося в государственной и муниципальной
собственности;
• доходы от платных услуг,
оказываемых бюджетными учреждениями;
• средства, получаемые в виде
штрафов, конфискаций, компенсаций, а также
в возмещение вреда, причиненного Российской
Федерации, ее субъектам и муниципальным
образованиям;
• доходы в виде финансовой
помощи, полученной от бюджетов других
уровней, кроме бюджетных кредитов, а также
безвозмездные перечисления от физических
и юридических лиц, международных организаций
и правительств иностранных государств.
2.2. Влияние монетарной
(кредитно-денежной) политики государства
на показатели макроэкономики
Монетарная политика
- экономическая политика, опирающаяся
на способность денежно-кредитной системы
существенно влиять на развитие и функционирование
экономики.
Монетарная (кредитно-денежная)
политика представляет собой один из видов
стабилизационной или антициклической
политики (наряду с фискальной, внешнеторговой,
структурной, валютной и др.), направленной
на сглаживание экономических колебаний.
Целью стабилизационной
монетарной, как любой стабилизационной
политики государства является обеспечение:
1) стабильного экономического
роста;
2) полной занятости ресурсов;
3) стабильности уровня
цен;
4) равновесия платежного
баланса.
Монетарная политика
оказывает влияние на экономическую конъюнктуру,
воздействуя на совокупный спрос. Объектом
регулирования выступает денежный рынок
и, прежде всего, денежная масса.
Общие инструменты
кредитно-денежной политики влияют на
рынок ссудных капиталов в целом. Селективные
инструменты кредитно-денежной политики
регулируют конкретные виды кредита или
кредитование отдельных отраслей, крупных
фирм и т. д.
Общими инструментами регулирования
выступают:
1. Учетная политика. Одна
из функций центрального банка — предоставление
ссуд коммерческим банкам. По этим ссудам
взимаются процентные платежи по определенным
ставкам. Ставка, по которой центральный
банк выдает кредиты коммерческим банкам,
называется учетной ставкой (если кредиты
предоставляются в форме учета векселей)
или ставкой рефинансирования (при других
формах кредитования). При повышении учетной
ставки коммерческие банки сокращают
размеры заимствований у центрального
банка, повышается величина процента по
кредитам, выдаваемым коммерческими банками.
Все это приводит к сокращению кредитования
бизнеса и населения, уменьшению денежного
предложения. Снижение учетной ставки
действует в обратном направлении.
2. Проведение операций
на открытом рынке. В настоящее время основным
инструментом регулирования денежного
предложения в развитых странах являются
операции на открытом рынке. Так, операции
с ценными бумагами представляют собой
основу регулирующей деятельности Федеральной
резервной системы (ФРС) США. На эти сделки
приходится примерно 4/3 годового оборота
ФРС. Операции на открытом рынке — покупка
и продажа центральным банком государственных
ценных бумаг. При продаже центральным
банком государственных ценных бумаг
сокращаются избыточные резервы коммерческих
банков, возможности для кредитования
и создания новых денег. Денежное предложение
сокращается, а процентная ставка (цена
заемных денежных средств) повышается.
При покупке центральным банком государственных
ценных бумаг идет обратный процесс.
3. Установление
норм, обязательных резервов коммерческих
банков. Центральный банк изменяет объем
денежного предложения путем регулирования
избыточных резервов коммерческих банков.
Резервы коммерческих банков — денежный
капитал, конторы й может быть отдан в
кредит. Обязательные резервы коммерческих
банков — часть резервов, которую коммерческие
банки должны хранить на специальных счетах
центрального банка. От размеров избыточных
резервов зависит способность коммерческих
банков создавать деньги и увеличивать
денежное предложение.
Норма обязательных резервов
— процент обязательных отчислений коммерческих
банков от привлеченных ресурсов на резервный
счет в центральном банке. Нормы обязательных
резервов устанавливаются в процентах
от объемов депозитов. Они различаются
в зависимости от видов вкладов и размеров
банка. Эти деньги не могут использоваться
для проведения активных операций, и прежде
всего кредитования. Обязательные резервы
представляют собой минимальный размер
резервов, которые должны иметь коммерческие
банки. Они, во-первых, должны обеспечивать
необходимый уровень ликвидности, наличия
денежных ресурсов коммерческих банков
для выполнения платежных обязательств,
а во-вторых, являются инструментом центрального
банка для регулирования объема денежной
массы. Банки могут хранить и избыточные
резервы, например для непредвиденных
случаев увеличения потребности в ликвидных
средствах. Избыточные резервы коммерческих
банков — резервы банка минус обязательные
резервы. Чем выше устанавливает центральный
банк норму обязательных резервов, тем
меньшая доля средств может быть использована
коммерческими банками для активных операций.
Увеличение нормы резервов уменьшает
денежный мультипликатор и ведет к сокращению
денежной массы.
2.3. Связь между
фискальной и монетарной политикой
Дефицит государственного
бюджета воздействует на денежную сферу.
Это воздействие проявляется в совместном
росте денежной массы и процентных ставок.
Рассмотрим это на примере США. В той мере,
в какой ФРС пытается не допустить вытеснения
частных расходов государственными и,
давая в долг Казначейству, увеличивает
резервы банковской системы, происходит
рост денежной массы. Если же ФРС стремится
предотвратить этот рост, она заставляет
частных заемщиков состязаться с Казначейством
в борьбе за ограниченный объем кредитных
ресурсов. Таким образом, фискальная политика
неотделима от денежной.
С другой стороны,
денежную политику можно проводить независимо
от фискальной. Для государственных расходов
требуются деньги, но для того, чтобы банки
создали, а люди потратили больше денег,
не требуется никаких изменений государственного
бюджета. Отсюда, конечно, не следует, что
с помощью фискальной политики нельзя
оказать поддержку денежной политике.
Вспомним, что ФРС не контролирует размер
денежной массы напрямую. Она может увеличить
резервы банковской системы, но не может
заставить кого-либо брать деньги в долг
и таким образом превращать свободные
резервы в деньги. Поэтому государственные
займы и государственные расходы - это
один из способов увеличения (и весьма
быстрого) денежной массы. В период упадка
доверия, когда потребители и инвесторы
не хотят брать займы, фискальная политика
может быть единственным способом обеспечить
эффективность денежной политики. (На
ум сразу же приходят 30-е годы.) Из всего
этого следуют некоторые важные выводы.
Один из них состоит в том, что яростные
споры последних лет о строгом разделении
ответственности за инфляцию между фискальной
и денежной политикой были, видимо, в большой
степени беспредметными. В последние годы
федеральный бюджет сводился с очень большим
дефицитом. Спрашивать о том, могло бы
это вызвать инфляцию, если бы ФРС одновременно
не допускала быстрого увеличения денежной
массы, бессмысленно: когда дефицит федерального
бюджета достигает 200 млрд. долл. в год,
увеличение денежной массы практически
неизбежно.
Второй важный вывод
состоит в том, что в 30-е годы кейнсианцы
могли быть правы, а сегодня нет. Раздававшиеся
в 30-е годы возражения против дефицита
государственного бюджета, аргументируемые
тем, что он вытеснит расходы частного
сектора и таким образом замедлит выход
из депрессии, задним числом кажутся совершенно
абсурдными. Однако не менее абсурдно
в 80-е годы строить экономическую политику,
как будто с тех пор ничего не изменилось.
Для того чтобы регулирование
совокупного спроса оказывало эффективное
стабилизирующее воздействие, абсолютно
необходимо правильно выбрать время. Но
в случае с фискальной или денежной политикой
добиться этого крайне трудно, и вот почему.
Мы никогда не знаем,
растет совокупный спрос в данный момент
или падает. В экономике нет спидометра,
который в любой момент показывал бы нам
ее скорость. О том, что происходит с ВВП
в текущем квартале, мы узнаем лишь в его
конце. Но и тогда Бюро экономического
анализа публикует еще довольно приблизительные
цифры, подвергаемые значительному пересмотру
через месяц и более после конца данного
квартала.
Еще хуже то, что
если бы даже в любой момент мы точно знали,
где находимся, этого все равно было бы
недостаточно. Те, кто проводит фискальную
и денежную политику, должны знать, куда
мы смещаемся, поскольку сегодняшние меры
должны компенсировать недостаток или
избыток завтрашнего совокупного спроса.
Политика экономической стабилизации
вынуждена полагаться на прогнозы, а краткосрочное
экономическое прогнозирование не только
точной наукой, но даже просто уважаемым
ремеслом, и то пока еще трудно назвать.
Особенно огорчает
наша неспособность предсказать, когда
принимаемые меры фискальной и денежной
политики возымеют действие. Временной
лаг между тем или иным мероприятием и
его воздействием составляет, по разным
оценкам, от нескольких месяцев до нескольких
лет. Усердные попытки исследователей
уменьшить этот разброс в оценках не привели
пока к результату. Кроме, того, эти лаги
могут изменяться непредсказуемым для
нас образом, и тогда получается, что экономисты
стараются измерить нечто, не имеющее
постоянной длины.
Есть достаточно
оснований предполагать, что временные
лаги между принятием мер фискальной и
денежной политики и их воздействием не
являются константами, которые можно измерить
раз и навсегда. В конце концов, результат
этих мер зависит от оценок производителями
и потребителями своего будущего. Правительственные
меры устраняют неопределенность в одних
областях, но создают ее в других. Они наверняка
не дают людям полной уверенности в своем
будущем. Кроме того, распределение эффекта
от мер по регулированию совокупных расходов
во времени, зависит от методов работы
коммерческих банков; от принятой практики
деловых расчетов; от распространенных
оценок относительной выгодности тех
или иных активов; от порядка заключения
международных денежных сделок и даже
от попыток населения предугадать и использовать
в своих интересах последствия правительственной
политики.