Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 02:23, курсовая работа
Целью курсовой работы является всестороннее изучение лизинга, как новой формы хозяйствования в Республике Беларусь, его элементов, динамику договорных отношений и разработка практических рекомендаций по совершенствованию лизинговой деятельности с учетом особенностей экономики Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ЛИЗИНГА 5
1.1 Историческое развитие лизинга 5
1.2 Понятие и экономическое значение лизинга 10
ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ЛИЗИНГА СРЕДИ БЕЛОРУССКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ 16
2.1 Лизинговая деятельность в Республике Беларусь 16
2.2 Рынок лизинговых услуг Республики Беларусь 20
2.3 Операторы рынка лизинговых услуг в РБ 24
ГЛАВА 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
С зарубежными инвесторами, как и в прошлые годы, активно сотрудничают такие лизинговые компании, как СООО «Райффайзен-Лизинг» (95,7% в структуре рефинансирования) СООО «РЕСО-БелЛизинг» (39,4%), и группа «ВестЛи- зинг» (28,4%), однако долевое участие остается на уровне прошлых лет только у первой из них.
Рисунок 2.2 - Источники финансирования лизинговых компаний
Также следует отметить 100% финансирование за счет зарубежных источников у компаний СООО «ВТБ-Лизинг» и ИООО «Микро лизинг». Определенные ресурсы от зарубежных партнеров получают СООО «Интеллект-лизинг» (4,5%) и СООО «Центроимпорт» (5,4%).
Следует также отметить, что десять лизинговых компаний также имеют прямые иностранные инвестиции в виде вкладов в уставные фонды (при этом в семи из них доля иностранного инвестора составляет 85% и более). При этом две компании со 100% иностранным капиталом создано в течение 2009-2010 гг., что свидетельствует об определенном стабильном интересе зарубежных инвесторов к белорусскому рынку лизинговых услуг [16, c. 22].
Тем не менее, в длительной перспективе доля иностранных инвестиций в лизинговую деятельность сокращается. Так, еще в 2007г. она составляла 22%.
В качестве
положительной тенденции
При этом некоторые компании начинают осваивать нетрадиционные источники привлечения ресурсов, такие как облигационные заимствования. Так, ЗАО «АВАНГАРД ЛИЗИНГ» смогло уже разместить несколько выпусков облигаций и нарастить долю этого источника финансирования в структуре финансирования лизингового портфеля до более 15%.
В целом
следует отметить, что если на протяжении
90-х гг. прошлого века лизинговые компании
представляли собой посредников
между банками-кредиторами и
В этой связи следует отметить, что уровень просроченной задолженности по лизинговым операциям после некоторого роста в 2009г. сократился до 10% и вышел на уровень 2008г. При этом по-прежнему большая часть просроченной задолженности по лизинговым операциям приходится на государственную лизинговую компанию ОАО «Промагролизинг» (более половины ее общего объема). Однако в целом уровень проблемной задолженности по остальным лизингодателям повысился до уровня 5,8% по сравнению с 2% на 1.01.2010.
Тем не менее, по компаниям, принявшим участие в рейтинге текущего года, показатель проблемной задолженности существенно ниже. В целом он составляет 9,7%, а при изъятии из рассмотрения ОАО «Промагролизинг» составляет менее 0,8% накопленного лизингового портфеля, что сопоставимо с аналогичными показателями по долгосрочным кредитам.
При этом высоким остается количество лизингодателей с проблемной задолженностью. Так, если в 2007г. только 9 лизингодателей имело просроченную задолженность на уровне более 1%, а в 2008г. их было 11, то в 2010г. их 13 (в т.ч. 4 имеет просроченную задолженность более 10%), что тем не менее значительно лучше показателей 2009г., когда лизингодателей с просроченной задолженностью более 1% было 18 (в т.ч. 5 имело просроченную задолженность более 10%).
При анализе
географии регистрации
Тем не менее, несмотря на некоторые неудобства для лизингополучателей из регионов, связанные с необходимостью поездок в Минск и удлинением процедуры заключения сделки, технически столичные лизинговые компании в состоянии реализовывать лизинговые проекты во всех населенных пунктах страны.
Для успешного развития лизинга в государстве необходимо наличие нормативной правовой базы, стимулирующей данный вид деятельности. В Республике Беларусь лизинговое законодательство достаточно полно и последовательно.
Национальная программа развития экспорта на 2006-2010гт. основной целью ставит увеличение объема экспорта товаров и услуг на основе сложившейся структуры белорусского экспорта. Главными торговыми партнерами Беларуси в ближайшем будущем остаются Россия, Украина, Польша и страны ЕС. Одним из приоритетов Программы является увеличение доли экспорта высокотехнологичной и наукоемкой продукции.
Достижение
поставленных целей невозможно без
комплексного подхода к решению
проблем белорусских
Сегодня
большинство предприятий в
Лизинг может быть как внутренним, так и международным. Применительно к законодательству Республики Беларусь при внутреннем лизинге стороны лизинговой сделки (лизингодатель, лизингополучатель) являются резидентами Республики Беларусь, а при международном – одна из сторон является нерезидентом Республики Беларусь.
В Республике Беларусь следует расширять возможности и активность международного лизинга, привлекая тем самым инвестиции и иностранную валюту в государство.
Несмотря на сложность и неоднозначность развития лизинговой отрасли в Республике Беларусь, объемы лизинговых операций растут. Государственные структуры власти признают бесспорную необходимость лизинга как эффективного инструмента современного хозяйствования и поддерживают их развитие. Например, в октябре 1996 г. под эгидой Министерства промышленности было создано совместное белорусско-кипрское предприятие «Промышленная лизинговая компания» (ПЛК). В ЗАО «Промлизинг» входят 17 предприятий Министерства промышленности Республики Беларусь, в числе которых Барановичский завод станкопринадлежностей, Борисовский инструментальный завод, витебский станкозавод «Вистан», витебское арендное предприятие «Визас», Волковысский завод литейного оборудования, Гомельский завод станочных узлов и другие, от кипрской стороны — компания CW/ Investment & Leasing Company Limited. Последняя занимается лизинговой деятельностью во всем мире. Кроме инвестирования, она оказывает помощь в проведении лизинговых операций, предоставляет необходимую техническую и экономическую информацию. С мая 1997 года при Минском автомобильном заводе была создана лизинговая компания «Мазконтрактлизинг», 60% уставного фонда которой принадлежит ПО «БелавтоМАЗ». Передавая технику в лизинг, компания одновременно предоставляет услуги по ее техническому обслуживанию. Специально для этой цели создано дочернее предприятие «ЯМЗдизельсервис» с участием Ярославского моторного завода. «Мазконтрактлизинг» продает автотехнику в лизинг, торгует запасными частями, занимается сервисным обслуживанием техники, поставляет на условиях лизинга технологическое оборудование. Только за первый год деятельности компанией продано в лизинг 200 единиц автотехники.
Тем не менее лизинг на сегодняшний день в отечественной экономике не получил должного распространения. Его потенциал используется пока недостаточно. А что касается чистого лизинга, осуществляемого профильными государственными и негосударственными компаниями, то существенного роста не наблюдается. Если, по данным статистики, в развитых странах лизинг занимает около 30% общего объема инвестиций, то в нашей стране, по данным Белорусского союза лизингодателей, на его долю приходится 3-4%, несмотря на то, что государственное регулирование в направлении развития лизинга можно считать образцовым. Причины этого в первую очередь связаны с низкой рентабельностью белорусских предприятий и дефицитом ресурсов в банковском секторе. Спрос на них значительно превышает предложение. В этой ситуации большинство банков активно применяет протекционистские меры и выделяет ресурсы только дочерним лизинговым структурам. Ограниченность кредитных ресурсов и соответственно низкая конкуренция на рынке капитала обусловлена преимущественно слабостью отечественной банковской системы.
Выделение в сфере банковского сообщества группы уполномоченных банков, пользующихся определенными преференциями со стороны государства, препятствует развитию здоровой конкуренции между банками, повышению эффективности их деятельности, выходу на международный рынок. Следует также отметить, что два банка (АСБ «Беларусбанк»и ОАО «Белагропромбанк») контролируют от 39% в 1999 году до 56,5% в 2006 году предоставляемых кредитов.
За 10 лет развития лизинга в Беларуси основным достижением явилось создание законодательной базы по лизингу, которая предоставляет значительные налоговые льготы участникам лизинговой сделки, важнейшими из которых выступают отнесение лизинговых платежей на себестоимость продукции и свободная норма амортизации.
Для повышения роли государственного воздействия на модернизацию экономики Республики Беларусь было бы разумно создать промышленный лизинговый фонд (ПЛФ) на базе отраслевых лизинговых фондов, основу которых составят лизинговые фонды предприятий. Это бы позволило, открыть промышленным предприятиям, испытывающим дефицит финансовых средств, доступ к необходимому им фондообразующему оборудованию; поддержать предприятия, проводящие реконструкцию производства; активизировать процесс обновления основных производственных фондов за счет создания системы заключения лизинговых договоров; обеспечить адресное льготное финансирование социально значимых важных предприятий; внедрить мультипликацию ограниченных финансовых ресурсов государства за счет последовательного решения производственных задач [23].
Создание
промышленного лизингового
Ключевым и основополагающим условием успешного осуществления лизинговой деятельности является национальный выбор проектов. Очень важно, чтобы финансовую поддержку получили именно те предприятия, от которых в первую очередь зависит эффективность отечественной экономики.
Так как лизинг является эффективным и доступным механизмом модернизации и обновления основных основных средств, то он должен использоваться производителями товаров, продукции (работ и услуг) повсеместно. Он создает дополнительную конкуренцию на рынке финансовых услуг; увеличивает объем капитальных вложений; открывает новые возможности производства и сбыта машин и оборудования, другого лизингового имущества, в том числе на обновленном в кратчайшие сроки оборудовании, и оплаты его стоимости из доходов, получаемых по мере реализации данной продукции; позволяет исключить нецелевое использование денежных средств, а также имеет ряд других преимуществ.
Одной из основных причин существующих в экономике страны сложностей является низкий объем экспортных операций. Предприятия страны производят экспортоориентированные товары на устаревших средствах производства, отчего страдает как качество, так и цена производимой продукции. Огромное количество товаров так называемого «белорусского производства» собираются из импортных комплектующих, аналоги которых не производятся в Беларуси.
В этой связи Беларусь остро нуждается в расширении и создании новых производств, продукция которых будет конкурировать с зарубежными аналогами. Это касается как товаров, так и работ, услуг белорусских компаний, ориентированных на внешние рынки и на замещение импортных аналогов.
Строительство новых заводов, приобретение дорогостоящего высокотехнологичного оборудования, обновление автопарков транспортных предприятий – вот ориентиры для вывода Республики Беларусь на качественно новый уровень экономической эффективности.
Приобретение основных средств производства через использование лизинговых механизмов становится все более популярным среди предприятий Беларуси. Об этом ярко свидетельствует значительный объем инвестирования лизинговыми компаниями средств в экономику предприятий в последние годы.
Информация о работе Лизинговая деятельность в Республике Беларусь