Лизинг в различных отраслях экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 01:24, реферат

Краткое описание

Актуальность выбранной темы подтверждает то, что лизинг является важным стабилизационным фактором во время экономического спада за счет того, что при соответствующем законодательстве лизинг значительно увеличивает эффективность льготного налогового режима, установленного для осуществления капиталовложений.

Оглавление

Введение

Развитие лизинга в России
Лизинг в строительстве
Лизинг недвижимости
Лизинг автотранспортных средств
Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

сама работа.doc

— 91.00 Кб (Скачать)

     Однако, финансирование недвижимости – достаточно капиталоемкий процесс, поэтому  и возникает потребность в  альтернативных схемах финансирования. Потому и появился в последние  годы в России интерес к ипотеке  и лизингу недвижимости, как к реальной возможности завладеть имуществом без огромных единовременных вложений собственных средств, используя достаточно эффективную и привлекательную схему привлечения средств. К тому же, для компаний (кредитных институтов), финансирующих приобретение недвижимости другими коммерческими структурами, разрешается вопрос о реальных и действенных гарантиях возврата вложенных средств.

     Лизинг  недвижимости – это приобретение арендодателем по договору финансовой аренды в собственность указанного арендатором недвижимого имущества у определенного им продавца и предоставление арендатору этого имущества за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей с правом последующего выкупа этого имущества.

     Закон о Лизинге (п.1 ст.3) и Гражданский Кодекс (ст.666) определяют предметы лизинга, как любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для осуществления предпринимательской деятельности. Таким образом, сняты ограничения на лизинг недвижимости.

     И до принятия Закона о Лизинге лизинг недвижимости не был запрещен, но, поскольку  срок лизинговой сделки приблизительно равен сроку амортизации передаваемого в лизинг имущества, а нормативный срок амортизации недвижимости значительно превышает срок амортизации движимого имущества (сейчас среднегодовая норма амортизации для недвижимости составляет 3,3%, к тому же, на недвижимость не распространяется действие механизма ускоренной амортизации), договор лизинга недвижимости должен заключаться как минимум на 10 лет. А в сегодняшних российских условиях экономической нестабильности это невозможно.

     Так, лизинг недвижимости был прекрасным примером невозможности использования разрешенного и, в принципе, выгодного всем сторонам финансового механизма.

     Нельзя  сказать, что лизинг недвижимости очень  распространен за рубежом. Подавляющая  часть лизинговых операций в европейских  странах - это сделки с движимым имуществом. Однако, статистическая информация за последние годы показывает, что имеется тенденция к увеличению доли лизинга недвижимого имущества.

     Однако  в России существует ряд проблем, которые сдерживают распространение  лизинга недвижимости. На множестве государственных предприятий площади пустуют, а у малых предприятий существуют проблемы, вызванные отсутствием производственных площадей. Это вызвано неразвитостью ипотечного кредитования и лизинга, а также законодательными пробелами.

     Так, земельные участки в соответствии с “Законом о лизинге” нельзя передавать в лизинг. А порядок выкупа земельного участка не определен, поэтому затруднены сделки финансовой аренды для малых  предприятий тех зданий, где находятся  булочные, столовые, прачечные, магазины и т.д. Однако, в Москве, к примеру, проблему невозможности продавать и покупать единые комплексы недвижимости – здания и участки под ними – решают путем заключения договоров долгосрочной аренды на 49 лет с правом пролонгации. Но эта форма аренды уже не является лизингом, и поэтому лишена части льгот.

     Интересен опыт Украины в решении вопроса  оперативного лизинга. В законе Украины  “О лизинге” как и в аналогичном  российском тоже сказано, что объектом лизинга может быть любое движимое и недвижимое имущество, которое может быть отнесено к основным фондам и не запрещено к свободному обороту на рынке, за исключением земельных участков и природных объектов. Но на Украине срок амортизации указывается не во временных рамках, а относительно срока, за который происходит амортизация определенной части стоимости объекта лизинга. Поэтому получение производственных площадей на Украине решается путем оперативного лизинга, что особенно важно для предприятий, чьи финансовые ресурсы не позволяют решить эту проблему другим путем.

     Достаточно  большой проблемой является также  вопрос о стоимости лизинговой сделки. Во многом она определяется стоимостью привлекаемых финансовых ресурсов. Компании, занимающиеся лизингом движимого имущества, большую часть своих средств получают от банков. В отличие от них лизинговые компании по недвижимости привлекают для долгосрочных вложений главным образом ресурсы финансового рынка; в частности, во Франции большинство из них из-за режима налогообложения используют специальный статус «компании по недвижимости для торговли и промышленности» (СИКОМИ), наряду со статусом банка либо финансовой компании.

     Лизинг  недвижимости не обязательно имеет  целью финансирование строительства  новых объектов. С его помощью  фирма, являющаяся собственником занимаемого ею помещения, может получить ликвидные средства и при этом оставаться в том же помещении (так называемый «возвратный лизинг»).

     Одно  из отличий лизинга от ипотеки  в том, что при ипотечном кредитовании залоговые отношения носят первичный  характер, в лизинговой же сделке они могут либо вовсе отсутствовать, либо вторичны, хотя в обоих случаях выступают как обеспечение возвратности вложенных средств. Однако, операции, ставшие обычными в других странах, зачастую не могут быть осуществлены в России, в том числе по причинам юридического характера.

     Согласно  некоторым исследованиям около 2/3 принимаемых субъектами РФ законов  не соответствуют федеральным. Только в 1998 году, преодолев вето Президента, были приняты законы «Об ипотеке» и “Об оценочной деятельности в РФ”, трудная судьба выпала и закону “О лизинге”. Перспективы принятия Земельного кодекса не ясны. Важную юридическую проблему составляют возникающие конфликты законов между собой. До сих пор окончательно не прояснен статус института прописки (регистрации). Вообще, практика данного периода показывает, что в отношении недвижимости институт залога действует не в полной мере, особенно ярко это проявляется на примере жилого сектора.

     Следует отметить, что некое подобие лизинговых отношений имело место и широко применялось в России во времена начала процесса приватизации. При изменении правового статуса многих торговых организаций им предлагалось выкупить (в собственность) помещения магазинов. Один из таких механизмов назывался аренда с последующим выкупом и использовался во многих случаях. Конечно, здесь начальный этап лизинговой сделки – покупка лизингодателем требуемого имущества - предстает в несколько ином плане, но сам механизм носит подобие лизингового.

     Процессы, происходящие на рынке недвижимости и строительной индустрии, являются одними из ключевых во всей экономике, причем это характерно не только для нашей страны. Вот почему необходимо оказывать дальнейшую поддержку на всех уровнях, и, конечно же, на государственном, таким важным финансовым инструментам, как лизинг и ипотека. Важные шаги в нужном направлении уже сделаны – приняты федеральные законы о лизинге и ипотеке.

 

Лизинг  автомобильного транспорта 

     За  последние годы заметно увеличился спрос на лизинг автомобильного транспорта. Это объясняется тем, что многие компании сегодня самостоятельно занимаются автоперевозками, а лизинг автотранспорта позволяет получить необходимый вид транспорта даже тем компаниям, у которых недостаточно собственных средств для его покупки. Рассмотрим, на что следует обратить внимание финансовым директорам при заключении договора лизинга автотранспорта.

     Лизинг  автотранспортных средств можно  условно разделить на три основных направления. Первое - это традиционно  популярный в России лизинг специализированных автотранспортных средств, второе - лизинг дорогостоящих легковых автомобилей стоимостью более 30 000 долл. США и третье - лизинг сравнительно недорогих автомобилей и микроавтобусов для среднего класса стоимостью до 30 000 долл. США.

     Лизинг  специализированных автотранспортных средств достаточно давно используется в России, большинство лизинговых компаний весьма охотно работают в этой области. Это объясняется постоянно растущей потребностью в технике у предприятий строительного комплекса и добывающих отраслей, а также высокой стоимостью специализированной техники (цена большегрузного автомобиля или бульдозера может превышать 150 000 долл. США). По договору лизинга одинаково часто предоставляются как зарубежные, так и российские специализированные транспортные средства. Многие российские производители автотранспорта активно сотрудничают с лизинговыми компаниями или даже создают собственные, что позволяет им значительно увеличить объем продаж.

     Лизингом  дорогостоящих легковых автомобилей  чаще всего занимаются специализированные лизинговые компании при автосалонах. Заключение договора в специализированной компании предполагает простоту заключения сделки, быстроту ее оформления, большой набор дополнительных услуг: транспортное средство регистрируется в военкомате и в ГИБДД самой лизинговой компанией, страхование автотранспорта производится прямо в автосалоне, существует возможность зачета стоимости старого автомобиля в счет уплаты аванса по новому автомобилю, приобретаемому в лизинг.

     Лизингом  сравнительно недорогих легковых автомобилей занимаются либо специализированные лизинговые компании при автосалонах, либо очень крупные лизинговые компании. Работать с этим видом лизинга готовы не все лизингодатели, поскольку при аренде одного или двух автомобилей цена сделки невысока.

     В большинстве случаев при лизинге неспециализированных транспортных средств лизингополучателю предоставляются легковые автомобили иностранного производства. Лизинг автомобилей российского производства развит слабо, поскольку отечественные автомобили весьма ненадежны и быстро утрачивают свою первоначальную стоимость в процессе эксплуатации.

     Важнейшими  положениями договора лизинга автотранспортного  средства являются:

  • срок договора;
  • сумма финансирования (стоимость приобретаемого транспортного средства);
  • размер выплат по договору лизинга;
  • уровень авансовых платежей (если они уплачиваются);
  • возможность отсрочки лизинговых платежей;
  • условия регистрации автотранспорта;
  • условия страхования автотранспорта.

      Срок  договора в большинстве случаев  составляет от одного года до четырех лет (максимальный срок - пять лет). Это объясняется тем, что в течение этого периода обычно достигается полная амортизация автотранспорта с использованием коэффициента ускоренной амортизации, равного 3. Таким образом, в течение срока лизингового договора транспортное средство может быть полностью выкуплено лизингополучателем. Иногда часть стоимости транспортного средства на момент окончания договора лизинга бывает не оплачена, то есть остается невыкупленной. В этом случае лизингополучатель может выкупить предмет лизинга по остаточной стоимости, которая значительно ниже первоначальной.

     Сумма финансирования (стоимость транспортного  средства, включая все дополнительные услуги лизинговой компании) может  составлять от 25 000 до 1 000 000 долл. США. Большинство лизинговых договоров заключается в долларах США или евро (что стало очень распространено в течение последних шести месяцев) по курсу валют (дата определения курса оговаривается сторонами в специальных положениях договора). Договоры в рублях заключаются, как правило, по недорогим российским автомобилям при общем сроке лизинга не более одного года.

     К выплатам по договорам лизинга обычно относятся лизинговые платежи, авансовые  платежи и платежи по выкупу предмета лизинга.

     Размер  выплат по договору лизинга зависит от вида автотранспорта, дополнительных услуг, оказываемых лизингодателем, от срока лизинга и валюты договора. В состав лизингового платежа обычно входят следующие составляющие: первоначальная стоимость предмета лизинга, распределенная на весь срок лизингового договора; иногда сумма страховки, распределенная на весь срок лизингового договора; проценты за пользование финансовыми ресурсами, привлеченными лизингодателем; вознаграждение лизингодателю. График лизинговых платежей определяется по согласованию с лизингодателем и лизингополучателем и может предполагать как равномерные, так и неравномерные платежи.

Информация о работе Лизинг в различных отраслях экономики