Лизинг – как вид инвестиционной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 01:46, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность развития лизинга в России обусловлена, прежде всего, неблагоприятным состоянием парка оборудования (значительный удельный вес морально устаревшего оборудования, низкая эффективность его использования, необеспеченность запасными частями и т. д.), все эти факторы тормозят развитие производства в нашей стране, Россия не является производителем, как говорят многие политики: «Россия – это лишь сырьевой придаток Запада». Естественно, эти проблемы необходимо разрешать и одним из вариантов их решения может быть лизинг, который объединяет элементы внешнеторговых, кредитных и инвестиционных операций.

Оглавление

Введение

I Понятие лизинга

Становление лизинга в России

Нормативное регулирование лизинга в РФ

Понятие и виды лизинга

Особенности лизинга

II Договор лизинга

2.1 Предмет договора лизинга

2.2 Субъекты договора лизинга

2.3. Права и обязанности субъектов договора лизинга

III Лизинг как вид инвестиционной деятельности

2.1 Роль лизинговых операций в инвестиционной деятельности стран Европы

2.2 Роль лизинговых операций в России

Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Лизинг как вид инвестиционной деятельности.doc

— 140.50 Кб (Скачать)

     В п.6 ст.10 Закона «О лизинге» определено, что при вступлении договора  лизинга в законную силу лизингополучатель  вправе требовать от лизингодателя  исполнения им обязательств по договору лизинга и в случае их невыполнения требовать через суд возмещения лизингодателем прямых убытков от подготовки к приему предмета лизинга, если затраты на такую подготовку были непосредственно произведены.

     Эта норма  Закона позволяет требовать не только возмещения прямых убытков в размере затрат, связанных со строительством или перестройкой помещения, в котором предусматривалось эксплуатировать оборудование, приобретением сырья, материалов и т.п., другими подготовительными работами, необходимыми для приема предмета лизинга, но и возврата аванса или задатка, выданного лизингополучателем лизингодателю, на условиях и в объеме, предусмотренном договором между ними.

     Очень важным  для формирования договорных  отношений между лизингодателем и лизингополучателем, особенно в период кризиса и инфляции, может стать норма, установленная в п.7 ст.10 Закона «О лизинге». Она гласит, что «в случае изменения конъюнктуры рынка лизинга и условий хозяйствования лизингодателя, приведшего к существенному ухудшению финансового положения лизингодателя, условия договора лизинга по соглашению сторон могут быть пересмотрены»9.Однако закон не устанавливает каких-либо определенных критериев «изменения

конъюнктуры рынка лизинга» и «существенного ухудшения положения лизингодателя».

Соответственно, следствием этому на практике будет произвольное, а значит, необъективное толкование этих понятий.

При всех преимуществах  Закона «О лизинге» в нем есть еще  и целый ряд недостатков, останавливаться  на их рассмотрении не представляется возможным, так как этого не позволяет объем данной курсовой работы.

III Современное состояние лизингового рынка в России.

До середины 1998 г. отечественная  лизинговая индустрия постепенно набирала обороты. После начала широкомасштабного  финансового кризиса многие российские лизинговые компании временно не заключали новые лизинговые договоры. Это продолжалось в течение полутора-двух месяцев. Вместе с тем в отличие от банков в лизинговых компаниях не было массового сокращения персонала. Руководители ряда ведущих компаний правильно оценили ситуацию. Они сделали вывод, что в ближайшее время лизинг в России будет востребован в еще большей степени, чем до кризиса. А раз так, то в этот «смутный период» правильнее всего «остановиться, оглянуться», заняться анализом и отработкой новых лизинговых продуктов.

В России назрела необходимость  в формировании хорошо налаженной общегосударственной  комплексной системы статистической информации по лизингу. Она нужна  для анализа сложившихся тенденций  и для определения перспектив развития лизингового рынка, формирования его структуры, разработки нормативно-правовых актов и создания механизмов, повышающих заинтересованность в проведении лизинговых операций на внутреннем и международном рынках, для планирования широкомасштабных инвестиций на основе различных видов и форм лизинговой деятельности. К сожалению, пока такой системы в России еще нет.

К сожалению, до настоящего времени остаются малоизвестными не только количественные, но и качественные показатели, характеризующие отечественную лизинговую отрасль хозяйствования. Имеется в виду прежде всего статистика нарушения финансовых обязательств по лизинговым и сопряженным с ними банковским и страховым операциям внутри России и при международных сделках. Это нельзя признать верным ни в правовом, ни в экономическом, ни в политическом отношении.

Как и почти весь российский бизнес, лизинговые компании не очень  то заинтересованы в рекламировании своей работы и не всегда стремятся  сообщать о результатах своей  деятельности. Поэтому информация о работе даже ассоциированных лизинговых компаний часто воспринимается с известной долей скепсиса.

Развитию лизинга в России препятствует ряд нормативных ограничений. Например, нельзя напрямую сдать в лизинг автомобиль гражданину-непредпринимателю. Это ограничение предусмотрено в Постановлении Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. № 633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» и во второй части Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной с марта 1996 г., а также в Законе «О лизинге».

Если условия для  развития лизинга в России не будут  улучшаться (включая совершенствование  лизингового законодательства и  улучшение общеэкономической ситуации), то, учитывая её огромные потребности  в обновлении основных фондов промышленности, на её территории будет быстрее, чем отечественный лизинговый бизнес, развиваться международный лизинг, осуществляемый компаниями, зарегистрированными в тех странах, где действует более благоприятный климат, определяемый лизинговым, налоговым и инвестиционным законодательством, включая оффшорный лизинг. Это значит, что Российское государство утратит соответствующие источники налоговых поступлений, так как они по соглашениям об избежании двойного налогообложения будут платить налоги в странах их регистрации. Будут также упущенны возможности регулирования этого сектора отечественной экономики, а это крайне нежелательный сценарий развития экономической ситуации. Уже сейчас сложилось такое положение, когда только лизинг может оздоровить некоторые отрасли экономики, например, парк самолетов в России уже стало практически невозможно обновить без применения такой формы финансово-промышленного сотрудничества с зарубежными компаниями как международный лизинг, позволяющий воспользоваться более дешевыми кредитами западных институтов, чем по другим видам международного сотрудничества.

Международный лизинг, представляющий собой товарный кредит с денежным погашением, является менее рискованной  формой международного кредитования инвестиций по сравнению со всеми другими его видами. Обычно он пользуется поддержкой со стороны государства, где расположен получатель лизинга, выражающейся в налоговых льготах, преференциальном таможенном режиме и других формах стимулирования. В условиях России принципиально важен и такой фактор: международный лизинг позволяет получить поддержку со стороны индустриально развитых стран через механизм экспортного кредитования и предоставления государственных гарантий экспортных кредитов.

Лизинг представляется одним из наиболее реальных экономических инструментов, с помощью которых можно оздоровить и перепрофилировать производство в России. Для эффективной работы лизинга в нашей стране необходимо реальное проведение множества законодательных и экономических изменений, с учетом как собственного, так и международного опыта правового регулирования лизинговой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

За период с 1952 г. лизинговый бизнес охватил весь мир. Лизинг стал одной  из важнейших составляющих инвестиционной политики во многих государствах.

В практической экономике лизинг становится проводником научно-технического прогресса, внедрения новых технологий на каждом конкретном предприятии. Для нашей российской действительности это принципиально важное обстоятельство. Страна остро нуждается в механизмах, помогающих ей выйти, причем достаточно быстро, из острого финансового кризиса, в механизмах, обеспечивающих структурную перестройку российской экономики.

Система долгосрочного  кредита, представляемая в странах  развитой рыночной экономики не получила развитие в России из-за отсутствия в стране финансовой и промышленной стратегии, да и самой концепции хозяйственного развития, направленной на достижение промышленного и экономического роста. Логическим следствием явился глубокий инвестиционный кризис, когда объем инвестиций, сократился на 2/3 по сравнению с дореформенным уровнем. Пока нет признаков преодоления инвестиционного спада, так как инструменты, которые могут привести к его рассасыванию или вовсе отсутствуют или проявляют себя нехарактерным для «здоровой» рыночной экономики образом.

В этих условиях стремительно развивая лизинговые сделки в нашей  стране и начиная осуществлять эти  операции на базе автомобильной промышленности и отраслей, производящих предметы потребления, как это практиковалось во всех развитых странах, мы сразу бы смогли решить несколько крупных проблем.

Во-первых, без крупных  начальных затрат сумели бы провести реконструкцию устаревших предприятий  и конверсировать предприятия военно-промышленного  комплекса, обеспечив тем самым  плавный переход этих предприятий на принципы гармоничного производства, а значит, и на выпуск конкурентоспособной продукции.

Во-вторых, обеспечили бы заказами отечественные предприятия-производители  средств производства и строительные организации, что означало бы начало экономического подъема в этих отраслях промышленности.

В-третьих, существенно  сократили бы импорт предметов потребления, заменив его продукцией отечественного производства.

В-четвертых, положили конец  бартерным взаиморасчетам между  предприятиями, что решило бы проблему неплатежей в государстве.

В-пятых, создали бы в  стране дополнительное количество рабочих  мест в тех регионах, где это  особенно актуально, например, в угледобывающих.

Следовательно, именно лизинг может  стать для экономики России тем  рычагом, который обеспечит подъем не только крупных предприятий, но и мелкого и среднего бизнеса. В послевоенной Японии, например, только с помощью лизинга оборудования и машин из США удалось не только быстро оживить промышленное производство, но и заложить фундамент для будущего экономического подъема и процветания. Даже сейчас ведущие автомобильные компании мира только около 40% оборудования имеют в собственности, а более 60% оборудования приобретают за счет лизинга с ускоренной амортизацией, оставаясь таким образом на гребне экономического роста.

Опыт отечественных  и зарубежных лизингодателей и лизингополучателей подсказывает, что это возможно, несмотря на те потрясения, которые  ощутили банки и лизинговые компании во второй половине 1998 г.

Целью данной работы было освещение основных определений и понятий лизинга как вида инвестиционной деятельности, раскрывающих основные аспекты лизинговых операций для лучшего понимания сущности инвестиций в виде функционирующего капитала, определение степени влияния тех или иных факторов на рентабельность лизинговой сделки и степень развития лизинга в России в целом.

Основная проблема при выполнении данной курсовой работы  - это ограниченность ее объема, что не позволило полно  и всесторонне рассмотреть выбранную  тему. Однако основные определения и понятия в курсовой работе были даны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

 

  1. «Лизинг-ревю», 1998, №5/6,- М.: Издательский дом «Деловая пресса».
  2. «Лизинг-ревю», 1999, №1/2,- М.: Издательский дом «Деловая пресса».
  3. «Лизинг-ревю», 1998, №3/4,- М.: Издательский дом «Деловая пресса».
  4. «О лизинге: Федеральный закон Российской Федерации», -Москва, ИВЦ «Маркетинг», 1999, 28с.
  5. Васильев Н.М., Катырин С.Н., Лепе Л.Н. «Лизинг как механизм развития инвестиций и предпринимательства»,- Москва: Центр международного частного предпринимательства CIPE, 1999, 228с.
  6. Самохвалова Ю.Н. «Лизинг в России: правовые основы, бухгалтерский учет, налогообложение»,- Москва: Современная экономика и право, 1999, 57с.
  7. Волков Н. Г. Комментарий к Федеральному закону от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О лизинге» / Главбух 1998г.- № 22, с. 21-29.
  8. Указ Президента РФ от 17 сентября 1994 г. N 1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности»
  9. Постановление Правительства РФ от 29 июня 1995 г. N 633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности». Временное положение о лизинге.

 

 

1 Закон РФ «О лизинге» от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ ст. 2

2 Закон РФ «О лизинге» от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ ст. 2

3 Закон РФ «О лизинге» от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ ст. 3

4 Указ Президента РФ от 17 сентября 1994 г. N 1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности» п.1

5 Постановление Правительства РФ от 29 июня 1995 г. N 633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности». п. 2 Временного положения о лизинге

6 Гражданский кодекс РФ 1994 г.

7 Закон РФ «О лизинге» от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ ст. 10 п. 4

8 Гражданский кодекс РФ 1994 г. ст. 670

9 Закон РФ «О лизинге» от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ ст. 10 п. 7


Информация о работе Лизинг – как вид инвестиционной деятельности