Лекции по "Микроэкономика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2015 в 12:46, курс лекций

Краткое описание

Предмет и функции экономики.
Предметом экономической теории является совокупность экономического и производственного отношений между экономическими субъектами в процессе воспроизводства экономических благ в условиях ограниченности ресурсов.

Файлы: 1 файл

микро и макро экономика.doc

— 206.50 Кб (Скачать)

 

Рыночное равновесие устанавливается, когда цена приводится к уровню, который уравнивает объем спроса и объем предложения. Рыночное равновесие цены и объем продаваемого блага могут изменяться в ответ на изменения спроса и предложения.

 

Когда «потолок цен» устанавливается ниже равновесной цены, образуетсядефицит (иногда его называют избыточным спросом благ), и объем спроса превышает объем предложения. Такое положение приведет к конкуренции между покупателями за возможность купить данное благо. Конкурирующие покупатели начинают предлагать более высокие цены. В ответ на это продавцы начинают повышать цены. По мере того как цены растут, объем спроса сокращается, а объем предложения увеличивается. Это продолжается до тех пор, пока цена не достигнет своего равновесного уровня.

 

Когда минимальные уровни цен устанавливаютсявышеравновесной цены, объём предложения превышает объём спроса и образуетсяизбыток благ.

  1. Предпринимательство и его сущность. Функции предпринимательской деятельности. Основные направления предпринимательской деятельности.

 

 

Предпринимательская деятельность гражданина – это осуществляемая на свой страх и риск самостоятельная деятельность, целью которой является систематическое получение прибыли за счет продажи работ, товаров, услуг, использования имущества. При этом гражданин, осуществляющий подобную деятельность, должен быть зарегистрирован в установленном законом порядке.

 

Один очень важный момент – предпринимательская деятельность может осуществляться только в случае успешного прохождения государственной регистрации, результатом которой будет являться получение свидетельства о регистрации. Только такое свидетельство дает разрешение на ведение предпринимательской деятельности на территории РФ и за ее пределами.

 

Общеэкономическая функция обуславливается ведением самой предпринимательской деятельности, направленной на производство товаров, услуг, что и является основой проявления этой функции.

 

Ресурсная функция реализуется через эффективное использование как возобновляемых, так и ограниченных ресурсов. Предприниматель может добиться высоких результатов, если сможет эффективно объединить использование «капитала», «земли», «труда» и «предпринимательского таланта».

 

Инновационная функция означает возможность предпринимателями использовать в процессе своей деятельности не только новые идеи, но и вырабатывать новые средства достижения поставленных задач.

 

Социальная функция вытекает из возможности каждого гражданина вести собственное дело. Она проявляется в формировании людей способных вести самостоятельную экономическую деятельность, способных преодолевать сопротивление внешних факторов и достигать эффективных результатов деятельности.

 

Организаторская функция осуществляется через принятие собственниками самостоятельных решений по вопросам организации ведения собственного дела, формировании управления, изменения стратегии поведения фирмы и создания экономических структур.

 

Таким образом, предпринимательская деятельность и ее сущность объективно появляется в сочетании всех названых функций.

 

  1. Государственное регулирование предпринимательства. Малые предприятия как объект государственного регулирования.

 

 

Предпринимательство - это самостоятельная, инициативная хозяйственно-финансовая деятельность граждан, направленная на получение прибыли (доходов) и осуществляется от своего имени на собственный риск и под свою ответственность или же от имени и под имущественную ответственность юридического лица - предприятия (организации).

 

Если деятельность физических или юридических лиц не связана с получением прибыли, то она не может считаться предпринимательской. Главное, что отличает предпринимателя среди других агентов общественно корыстной деятельности, - это возможность и обязанность получения определенной выгоды.

 

Малое предпринимательство – наиболее гибкая форма деловой жизни. Именно в этом секторе экономики создается основная масса идей, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса; тем самым крупное производство дополняется возможностями малого предпринимательства. Являясь производителями и потребителями товаров, малые предприятия (МП) имеют возможность чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.

 

К общим целям относятся, во-первых, поддержание и развитие конкурентных начал в экономике. Чем более благоприятные условия создает государство для создания все новых и новых малых фирм, тем активнее распространяется конкуренция на все сегменты народного хозяйства. Во-вторых, выравнивание шансов для успешного старта в бизнесе любого инициативного гражданина, желающего взять на себя ответственность за свой бизнес.

 

В-третьих, содействие решению проблем занятости. Создание дополнительных рабочих мест в динамично развивающемся малом бизнесе – основа социальной стабильности, модернизации структуры народного хозяйства.

 

В-четвертых, поддержка инноваций. Эта цель государственной политики влияет на условия функционирования малого предпринимательства – осуществление научно-технической политики, обеспечивающей льготы по инвестициям, вкладываемым в НИОКР, а также способствующей созданию инфраструктуры и механизмов, облегчающих внедрение разработок, содействует опережающему росту инновационного малого бизнеса.

 

Наряду с общими целями имеется и ряд специальных целей, определяемых спецификой малого предпринимательства. К ним относятся:

 

· создание благоприятных общих условий для деятельности малого предпринимательства. Это установление правового поля, регламентирующего его регистрацию, лицензирование, налогообложение; устранение многообразных форм дискриминации МП со стороны как более крупных конкурентов, так и органов власти, обеспечение равноправного доступа к ресурсам; создание и поддержание специальной инфраструктуры, позволяющей малому предпринимательству получать некоторые услуги и ресурсы (подготовка кадров, аудиторские и юридические услуги и т.п.);

 

· поддержка начинающих, или «стартующих», МП;

 

· поддержка малого бизнеса в регионах и отраслях, отличающихся низким уровнем развития и несущих особенно большое бремя социальных проблем;

 

· облегчение доступа МП к особо дефицитным или дорогим ресурсам, приобрести которые на рыночных условиях они не в состоянии (производственные площади, кредитные ресурсы и т.п.), в частности путем стимулирования создания технопарков, бизнес-инкубаторов.

 

Наконец есть и ряд задач в области государственной поддержки малого бизнеса, которые вытекают из специфики его положения в переходной экономике, переживающей структурный кризис:

 

· снижение трансакционных издержек, обусловленных плохим функционированием кредитно-финансовой системы, информационной и товаропроводящей инфраструктуры;

 

· сокращение доли теневого оборота в малом предпринимательстве;

 

· стимулирование кооперации между крупным и малым бизнесом;

 

· дополнительная поддержка малого бизнеса на региональном уровне в определенных отраслях для преодоления моноспециализации, негативно сказывающейся на социально-экономическом положении ряда субъектов Федерации.

 

Организационная структура управления малым предпринимательством. Вопросами поддержки малого предпринимательства занимается ряд министерств и ведомств – Минэкономразвития, Минфин, Миннауки, МВЭС, Минтруда и др. В федеральных программах поддержки малого предпринимательства эти органы являются исполнителями мероприятий, соответствующих их профилю. В них были образованы соответствующие структурные подразделения (управления, департаменты, отделы), которые не являлись профилирующими для этих органов.

 

Правительство РФ возложило функции по координации политики государственной поддержки в сфере малого бизнеса на Минэкономразвития

 

  1. Издержки производства и прибыль. Виды издержек. Основные подходы к определению издержек и прибыли

 

Осуществление любого вида деятельности немыслимо без затрат, которые необходимы на приобретение факторов производства. Затраты на приобретение производственных факторов называются издержками производства. При этом затраты это расходование ресурсов в их физическом, натуральном виде, а издержки - стоимостная оценка производственных затрат.

    Выделяют общественные  издержки и издержки производства. Издержки производства представляют  собой затраты конкретного хозяйствующего  субъекта. Общественные издержки - это  затраты всего живого и овеществленного  труда отраженные в стоимости готовой продукции. Выделяют так же издержки обращения производства. Издержки непосредственно связаны с производством товара, издержки обращения связаны с реализацией произведенной продукции.

   К определению издержек  предприятия существует бухгалтерский и экономический подход. При бухгалтерском подходе издержки производства представляют собой фактические расход факторов производства для изготовления продукции. Издержки предприятия в бухгалтерской отчетности выступают в виде себестоимости продукции. Экономическое понимание издержек основывается на проблеме ограниченности ресурсов и возможности их альтернативного использования. Задача экономиста состоит в выборе оптимального варианта использования ограниченных ресурсов. Экономически издержки любого ресурса выбранного для применения в производственном процессе равны его ценности при наиболее оптимальном варианте использования.

    Экономические издержки  бывают явные и неявные.  Явные издержки - это затраты в денежной форме, которые фирма осуществляет в пользу поставщиков факторов производства. Неявные издержки - это альтернативные издержки использования ресурсов принадлежащих самому производителю, которые недополучены в обмен на явные денежные платежи.

Неявные издержки - это так называемые "альтернативные", возможные, варианты использования сдерств, иначе их называют упущенными возможностями.

 

 В бухгалтерском учете неявные  издержки не отражаются. Наибольшее  практическое значение имеет  деление издержек на постоянные  и переменные.   Постоянные издержки -- это издержки, величина которых не меняется в зависимости от объема производства (заработная плата, арендные платежи и т.д.).

Переменные издержки - это издержки, величина которых изменяется в зависимости от изменения объема производства.

 

    Сумма постоянных и переменных издержек образует общие издержки. В длительном периоде материальные издержки могут изменяться.  Марженальные издержки - представляют собой прирост издержек производства при увеличении объема выпускаемой продукции на одну дополнительную единицу продукции.

Средние издержки - это средние по всему объему выпускаемой продукции затраты на единицу изделия.

 

    Средние издержки подразделяются  на средние постоянные, средние  переменные и средине общие.

 

 

Макроэкономика

  1. Макроэкономика, ее цели и показатели.

Основные макроэкономические показатели.

 

Макроэкономика изучает экономические процессы на уровне государства.

 

Раздел макроэкономики был основан А. Маршаллом – “Принципы экономики”, 1890г.

 

Раздел макроэкономики возник в 1936г, основатель – Дж. Мейнард Кейнс – “Общая теория занятости, процента и денег.”

 

Основные цели макроэкономики.

 

1.                Экономический рост

 

2.                Борьба с инфляцией – равновесный  уровень цен

 

3.                Борьба с безработицей

 

4.                Равновесный внешний торговый баланс.

 

 

  1. Совокупный спрос и совокупное предложение.

Совокупный спрос (AD — aggregate demand) — это сумма всех видов спроса, или суммарный спрос на всю конечную продукцию и услуги, произведенные в обществе. Совокупный спрос отражает зависимость между уровнем цен и объемом произведенного продукта, который потребители готовы купить при данном уровне цен.

 

Совокупный спрос включает в себя следующие основные составляющие:

 

 ¦ спрос на потребительские  товары и услуги (С). При увеличении  уровня цен потребительский спрос сокращается, т.е. снижается покупательская способность накопленных доходов;

 

 ¦ спрос на инвестиционные  товары (Г)—рост цен приводит  к повышению процентной ставки, так как увеличивается спрос  на деньги. Увеличение же процентных ставок сокращает объем реальных плановых инвестиций;

 

 ¦ спрос на товары и  услуги со стороны государства (G), так называемые государственные  закупки. Увеличение уровня цен  в стране сокращает государственные  закупки, так как выделение средств  из бюджета на государственные закупки осуществляется в фиксированном стоимостном выражении;

 

 ¦ чистый экспорт — разница  между экспортом и импортом (X). При увеличении уровня цен  в данной стране объем ее  экспортных операций уменьшается, а уровень импорта повышается, т.е. товары, произведенные в данной стране, становятся дороже иностранных.

 

 Таким образом, совокупный спрос  можно выразить формулой

 

AD = C + I+G + X.

 

 

Совокупное предложение (AS — aggregate supply) — это вся конечная продукция (в стоимостном выражении), произведенная (предложенная) в обществе. Оно показывает взаимосвязь величины реального национального продукта и уровня цен, при котором производится продукт.

 

 

Кривая совокупного предложения может передвигаться влево и вправо в зависимости от развития производственного потенциала, производительности, технологии производства, т.е. тех факторов, которые влияют на движение естественного уровня ВНП.

Информация о работе Лекции по "Микроэкономика"