Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2015 в 12:46, курс лекций
Предмет и функции экономики.
Предметом экономической теории является совокупность экономического и производственного отношений между экономическими субъектами в процессе воспроизводства экономических благ в условиях ограниченности ресурсов.
5) Посредническую функцию. Экономически обособленные производители в условиях глубокого разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.
Функцию установления
Конкуренция и монополия- это противоположные понятия. Конкуренция является важнейшим условием существования рынка, однако рано или поздно она порождает монополию. Термин «конкуренция» происходит от лат. concurentia и означает соперничество, соревнования, состязание.
Важнейшей функцией конкуренции на рынке является подсчет ею общественно необходимых затрат на производство каждого отдельного вида товара. Все колебания цен на рынке (вверх-вниз) происходят вокруг равновесной цены, которая устанавливается в соответствии с действием закона стоимости. Закон стоимости – это экономический закон, согласно которому все товары на рынке обмениваются в соответствии с количеством и качеством затраченного на их производство труда. В соответствии с данным законом при равенстве спроса и предложения цена определяется стоимостью товара.
Выделяют совершенную и несовершенную конкуренцию. Рыночная структура характеризуется совершенной конкуренцией, если ни один из продавцов или покупателей не способен оказать существенное влияние на цену товара. Если это условие не соблюдается, конкуренция является несовершенной.
Основные черты совершенной конкуренции:
1. имеется много покупателей и продавцов данного товара, причем каждый из них производит (покупает) малую долю общего рыночного объема;
2. товар должен быть совершенно однородным с точки зрения покупателей;
3. отсутствуют входные барьеры
для вступления в отрасль
исключительное право заниматься данным видом деятельности (производство алкогольных напитков, табака, монополия внешней торговли); возможны юридические барьеры (лицензирование экспорта, государственная регистрация видов деятельности);
требуются большие капиталы для вхождения в отрасль (производство самолетов и т.п.);
производство данного товара защищено патентом;
закрыт доступ к материальным ресурсам и др. факторам производства в силу отсутствия их на свободном рынке;
реклама (издержки на рекламу так велики, что могут стать входным барьером, т.к. они не всем под силу);
4. полная информация всех
5. рациональное поведение всех участников рынка, преследующих собственные интересы. Сговор в какой-либо форме исключается.
К несовершенной конкуренции относят следующие модели рыночных структур:
чистая монополия – единственный продавец, отсутствие близких продуктов-заменителей (нет альтернативы), диктуемая цена, вступление в отрасль заблокировано;
олигополия – в отрасли насчитывается несколько фирм, производящих однородную или дифференцированную продукцию; контроль над ценой; наличие существенных препятствий для вступление в отрасль.
монополистическая конкуренция – существует достаточно большое число фирм; ограничен контроль над ценами; продукты обладают реальными или мнимыми различиями; вступление в отрасль является относительно легким; в неценовой конкуренции значительный упор делается на рекламу, торговые знаки, торговые марки и т.д.
Выделяют ценовые и неценовые методы конкурентной борьбы.
К ценовым методам конкурентной борьбы относятся:
применение монопольно высоких и монопольно низких цен;
ценовая дискриминация, т.е. установление различных цен на один и тот же товар для разных покупателей (ценовую дискриминацию может осуществлять только монополист);
демпинг — продажа товара по ценам ниже рыночных, а иногда- и ниже издержек на производство товара.
Методы неценовой конкуренции подразделяются на две группы: конкуренция по продукту и конкуренция по условиям продаж.
Конкуренция по продукту – это стремление захватить часть отраслевого рынка конкурента путем выпуска продуктов нового ассортимента и качества при сохранении цены (в США 10 тыс. сортов муки, более 4 тыс. видов консервированной кукурузы, 50 сортов горчицы и т.д.).
Конкуренция по условиям продаж – это использование многочисленных средств для привлечения покупателей. Она включает рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, льготы при покупке для постоянных покупателей.
В конкурентной борьбе используются также и силовые методы: лишение конкурента сырья, рынков сбыта, кредитов, скупка патентов, сбивание цен, захват рынков рабочей силы. Применяются и методы прямого насилия: поджоги, взрывы, убийства опасных конкурентов, шпионаж, государственные перевороты и т.д.
Разграничение монополий носит достаточно условный характер, поскольку некоторые фирмы могут принадлежать одновременно к нескольким видам монополий.
• Естественная монополия
— вид монополии, занимающий привилегированное
положение на рынке в силу
технологических особенностей
• Государственная монополия — монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.
• Чистая монополия — ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг.
• Конгломерат (Концерн, в юридической практике — группа лиц) — несколько разнородных, но финансово взаимно интегрированных субъектов (например: в России ЗАО «Газметалл»).
• Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции: юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав.
• Открытая монополия — монополия, при которой одна фирма, по крайней мере, на определенное время, является единственным поставщиком продукта, однако не имеет специальной защиты от конкуренции. В подобном положении нередко находятся фирмы, которые впервые вышли на рынок с новой продукцией.
Плюсы и минусы естественной монополии
Плюсы:
• возможность максимально
использовать эффект от
• возможность мобилизации
значительных финансовых ресурс
• возможность использования
достижений научно-
• возможность следования
единым стандартам на
• возможность замены рыночного механизма, т. е. рыночной экономической организации;
• внутрифирменной иерархией
и системой контрактных
Минусы:
• возможность определять уровень продажной цены, создавать искушение переложить издержки в значительной мере на конечного потребителя, который не в состоянии оказывать обратного влияния на производителя;
• возможность блокировать технический прогресс;
• возможность «экономить» за счет снижения качества производимой продукции и предоставляемых услуг;
• возможность принимать
форму административного
Видно, что у естественной
монополии достоинства
Спрос на какой-либо товар или услугу — это желание и возможность потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенный период времени.
Различают: индивидуальный спрос — это спрос конкретного субъекта; рыночный спрос — это спрос всех покупателей на данный товар.
Объем спроса — это то количество товара или услуги, которое потребители согласны купить по определенной цене в течении определенного периода времени.
Закон спроса: при прочих равных условиях, чем меньше цена товара, тем больше потребитель его покупает, и наоборот, чем больше цена товара, тем меньше потребитель его покупает.
Факторы, влияющие на спрос: доходы потребителей; вкусы и предпочтения потребителей; цены на взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплименты) товары; запасы товаров у потребителей (ожидание потребителей); информация о товаре; время, затраченное на потребление.
При изменении прочих факторов и постоянной цене товара произойдет изменение самого спроса. На графике при изменении спроса происходит сдвиг кривой спроса.
Сдвиг кривой спроса вызывается изменением одной или нескольких переменных, влияющих на форму кривой спроса . В результате изменения спроса потребители готовы покупать больше (или меньше) товаров, чем раньше, при той же цене, или готовы платить за прежнее количество товаров более высокую цену.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ — количество (объем) благ, предлагаемых для продажи на рынке в определенный момент или период времени. В стоимостном выражении предложение представляет сумму рыночных цен этих благ.
Основными факторами предложения являются цена блага и неценовые факторы. Цена предложения — это минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного блага.
Связь между ценой блага и объемом его предложения находит отражение в законе предложения.
ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ выражаетпрямую зависимость между ценой и величиной предложения блага в течение определенного периода времени.
Закон предложения гласит: с повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение.
Зависимость между ценами и количеством благ, которое производители готовы выпустить и продать, называется графиком или кривой предложения. Чем выше цена, тем при прочих равных условиях больше предложения благ, ибо производитель стремится увеличить свой доход. Однако при очень высокой цене достаточно большой доход можно получить и без увеличения производства. В этом случае предложение может сократиться. Закон предложения имеетдве формы выражения: а) шкала предложения; б) кривая предложения.
Шкала предложения — это табличное выражение связи между рыночной ценой блага и тем количеством, которое по этой цене будут предлагать продавцы.
Кривая предложения — это графическое выражение связи между рыночной ценой блага и тем количеством, которое по этой цене будут предлагать продавцы.
Сдвиг кривой предложениявправо означаетрасширение предложения блага, смещение кривой предложения влево означаетсокращение предложения блага.
Итак, когда изменяются цены нанеценовые факторы, — это сдвиг кривой предложения, т. е. изменение
Рыночная цена отражает такую ситуацию, когда планы покупателей и продавцов на рынке полностью совпадают, а объем благ, который намерены купить покупатели, абсолютно равен объему благ, который намерены предложить производители. В результате возникаетравновесная цена, т. е. цена такого уровня, когда объем предложения равен объему спроса,
При рыночном равновесии спроса и предложения отсутствуют факторы как для повышения, так и для понижения цены до тех пор, пока все прочие условия сохраняются равными.
РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ — ситуация на рынке, при которой нет тенденции к изменению рыночной цены или объема продаваемых благ.