Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 08:30, курс лекций
Предмет, методы исследования и задачи курса
Закономерности, принципы и факторы развития и размещения производства
Население и трудовые ресурсы
Понятие географической среды. Природно-ресурсный потенциал и его экономическая оценка
Экономическое районирование и регионализм
Структура экономики РФ и ее регионов
Транспортный комплекс
Растениеводство - основа сельского хозяйства, так как от ее развития зависит уровень животноводства. Основные культуры: пшеница озимая и яровая (Северный Кавказ, Центрально-черноземный район, Поволжье, Урал, Сибирь); кукуруза (Северный Кавказ, Центрально-Черноземный район, Южное Поволжье); крупяные продукты - просо, гречка, рис; масличные культуры - подсолнечник, горчица; технические культуры - лен-долгунец (Центральный, Волго-Вятский, Северный, Северо-западный районы), сахарная свекла (Центрально-Черноземный район, Северный Кавказ). Картофель выращивается почти повсеместно, но товарная отрасль в Центральном, Волго-Вятском, Центрально-Черноземном районах и Западной Сибири. Основные посевы овощей - Северный Кавказ, Поволжье, Центрально-Черноземный район.
Пищевая промышленность - важнейшая часть АПК, относящаяся к перерабатывающей отрасли. Состав отраслей: пищевая промышленность (сахарная, хлебопекарная, кондитерская, соляная, табачная, безалкогольная, спиртовая и т.п.); мясная и молочно-мясная (мясная, масложировая, клее-желатиновая); рыбная промышленность; мукомольно-крупянная; комбикормовая промышленность.
В зависимости от происхождения сырья отрасли группируют по 3 группам:
растительное сырье,
животного происхождения,
не сельскохозяйственное сырье (рыбная, производство безалкогольных напитков, соляная).
продолжать работы по мелиорации земель,
проводить и дальше химизацию, которая должна носить выборочный характер и использовать безопасные для экологии методы и средства;
продолжать работы по механизации и электрификации сельского хозяйства;
углублять специализацию производства,
совершенствовать структуру и взаимодействие основных звеньев АПК во всех крупных регионах страны.
Программа мелиорации земель для нашей страны имеет важное значение в силу большого разнообразия почвенно-климатических условий. Водную мелиорацию необходимо проводить в Нечерноземье, лесонасаждения требуются в Северо-Кавказском районе, Волго-Уральском регионе; в Западной Сибири - осушение, в Центрально-Черноземном районе - ирригацию.
3. Продовольственная безопасность достигается при обеспеченности продовольствием в размере 60-70 % от всего требуемого объема.
По зерну
у России уровень достаточный, по
мясу (40 %) и птице (20 %) Россия потеряла
продовольственную
В последние годы обеспечивают себя сами продовольствием Центрально-Черноземный район, Краснодарский, Ставропольский края, Оренбургская область.
4. Перемены на селе начались в конце 80-х годов вместе с началом горбачевских реформ. Крестьяне получили возможность взять в аренду землю и по существу выйти из колхоза. Значение этого начинания снижалось тем, что кредиты для строительства жилья и для приобретения новой техники взять было очень сложно. Частная собственность на землю могла бы решить эту проблему (любой банк согласился бы принять землю в залог), однако тогда об это не могло быть и речи. Очень сильной была и неприязнь к фермерам со стороны других крестьян: за годы советской власти многие привыкли к уравниловке и безынициативности, не желая работать по-другому. На смену фермерской эйфории первых лет реформ пришло разочарование, и фермерское движение постепенно пошло на спад. Приход к власти Ельцина вновь принес радикальные изменения: был подписан указ о передаче крестьянам земли в частную собственность, а жесткая экономическая реформа заставила шевелиться даже самых ленивых. Ослабление общинных связей делало успех гораздо более вероятным, чем 80 лет назад. Но неблагоприятная ситуация в экономике практически свела на нет многие вновь открывшиеся возможности: процентная ставка по кредитам непомерно высока, а сокращение сельскохозяйственного производства делает риск банкротства слишком вероятным.
Агропромышленный комплекс страны находится сейчас на распутье: колхозная система практически деградировала, фермерство только начало создаваться. И эта неопределенность является главной особенностью нынешнего кризиса в сельском хозяйстве.
Фермерских хозяйств зарегистрировано около 320 тыс., но фактически работают около 100 тыс. Фермеры со своими небольшими наделами могут вести хозяйство с прибылью в случаях, если:
успели взять кредит до 1992 года и купить и установить технику до инфляции,
заняли определенную нишу, т.е. производят продукцию, востребованную на рынке,
хуторские хозяйства.
Тема 13. Региональная политика государства
1. Исторически сложившаяся неоднородность социально-экономического пространства России оказывает значительное влияние на функционирование государства, структуру и эффективность экономики, стратегию и тактику институциональных преобразований и социально-экономическую политику. Межрегиональная дифференциация усилилась при нарастании кризисных явлений в экономике и переходе к рыночным реформам. Это связано, во-первых, с включением механизма рыночной конкуренции, разделившего регионы по их конкурентным преимуществам и недостаткам; обнаружилась различная адаптация к рынку регионов с разной структурой экономики и разным менталитетом населения и власти. Во-вторых, значительно ослабла регулирующая роль государства, что выразилось в сокращении государственных инвестиций в региональное развитие, отмене большинства региональных экономических и социальных компенсаторов. В-третьих, сказалось фактическое неравенство различных субъектов Российской Федерации в экономических отношениях с центром.
В результате
по величине среднедушевого производства
валового регионального продукта и
среднедушевым реальным доходам
населения субъекты Российской Федерации
стали различаться более чем
в 20 раз. Такая резкая дифференциация
имеет своим неизбежным следствием
расширение ареалов депрессивности
и бедности, ослабление механизмов
межрегионального экономического взаимодействия
и нарастание межрегиональных противоречий.
Все это значительно затрудняет
проведение единой общероссийской политики
социально-экономических
В условиях становления и развития рыночных отношений формируется новая региональная политика. Вследствие огромных различий природно-географических, социально-демографических, экономических и других условий определены подходы к особому развитию экономики каждого отдельного региона России. При этом главными ориентирами будут:
1) учет
специфики работы регионов в
осуществлении общероссийской
2) перенос
ряда направлений реформы в
основном на региональный
3) децентрализация
процессов управления реформой,
активизация экономической
4) необходимость
разработки специальных
В некоторых регионах, являющихся субъектами федерации, доля собственных налогов, направляемых в госбюджет, совсем невелика в сравнении с той долей, которая остается в распоряжении регионов. Эти различия целиком зависят от величины доходов регионов. Свердловская область, Башкортостан, Татарстан являются донорами, а Дагестан - депрессивный район.
2. Стратегические задачи регионального развития сводятся к следующим:
- Реконструкция экономики старопромышленных регионов и крупных городских агломераций путем конверсии оборонных и гражданских отраслей, модернизации инфраструктуры, оздоровления экологической обстановки, приватизации.
- Преодоление
кризисного состояния
- Стабилизация
социально-экономического
- Продолжение
формирования территориально-
- Стимулирование
развития экспортных и
- Переспециализация новых приграничных регионов, создание в них рабочих мест и ускоренное развитие социальной инфрастуктуры с учетом потенциальных переселенцев и передислокации военных частей из стран Восточной Европы и бывших республик СССР.
- Развитие
межрегиональных и
- Преодоление
чрезмерного отставания по
Политика
устранения зависимости России от импорта
продовольствия потребует ускоренной
интенсификации сельского хозяйства
Нечерноземья и южных районов
России. Большая часть задач
3. Одной из важных задач в проведении экономических реформ России являются поддержка процесса суверенизации национально-государственных и автономных образований Российской Федерации в рамках Федеративного договора; необходимость достижения и укрепления межнационального согласия, доверия и партнерства народов, устранения причин противоречий и этнических конфликтов, соблюдения приоритета и равенства условий для представителей различных национальностей, принятия мер по ликвидации межэтнических диспропорций, выравниванию уровней развития.