Лекции по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 08:30, курс лекций

Краткое описание

Предмет, методы исследования и задачи курса
Закономерности, принципы и факторы развития и размещения производства
Население и трудовые ресурсы
Понятие географической среды. Природно-ресурсный потенциал и его экономическая оценка
Экономическое районирование и регионализм
Структура экономики РФ и ее регионов
Транспортный комплекс

Файлы: 1 файл

география и регионалистика.docx

— 87.54 Кб (Скачать)

Принципы  развития и размещения сельского  хозяйства: наименьшие затраты труда  при максимуме производства; пропорциональность между сельским хозяйством и промышленностью; приближение перерабатывающих отраслей к источнику сырья, а сельского  хозяйства к потребителям; учет природных  условий; наличие развитой транспортной сети; укрепление материально-технической  базы; наличие квалифицированных  кадров; укрепление сельского хозяйства, самостоятельности регионов; учет потребностей в сельском хозяйстве продукции.

В животноводство входит: скотоводство; оленеводство; кролиководство; звероводство; собаководство; птицеводство; пчеловодство; рыбоводство. Животноводство дает 60% валовой продукции сельского хозяйства. Развитие крупного рогатого скота и овцеводство размещается там, где есть значительные сенокосные и пастбищные угодья, свиноводство и птицеводство ориентированны на кормовую базу. От природных условий зависит продолжительность пастбищного и стойлового содержания, выбор структуры стада, поголовья, технологии откорма и выращивания животных.

Растениеводство - основа сельского хозяйства, так  как от ее развития зависит уровень  животноводства. Основные культуры: пшеница озимая и яровая (Северный Кавказ, Центрально-черноземный район, Поволжье, Урал, Сибирь); кукуруза (Северный Кавказ, Центрально-Черноземный район, Южное Поволжье); крупяные продукты - просо, гречка, рис; масличные культуры - подсолнечник, горчица; технические культуры - лен-долгунец (Центральный, Волго-Вятский, Северный, Северо-западный районы), сахарная свекла (Центрально-Черноземный район, Северный Кавказ). Картофель выращивается почти повсеместно, но товарная отрасль в Центральном, Волго-Вятском, Центрально-Черноземном районах и Западной Сибири. Основные посевы овощей - Северный Кавказ, Поволжье, Центрально-Черноземный район.

Пищевая промышленность - важнейшая часть  АПК, относящаяся к перерабатывающей отрасли. Состав отраслей: пищевая промышленность (сахарная, хлебопекарная, кондитерская, соляная, табачная, безалкогольная, спиртовая и т.п.); мясная и молочно-мясная (мясная, масложировая, клее-желатиновая); рыбная промышленность; мукомольно-крупянная; комбикормовая промышленность.

В зависимости  от происхождения сырья отрасли  группируют по 3 группам:

растительное  сырье,

животного происхождения,

не сельскохозяйственное сырье (рыбная, производство безалкогольных напитков, соляная).

2. Интенсификация  сельского хозяйства и отраслей  АПК включает в себя ряд направлений, которые можно выразить следующим образом:

продолжать  работы по мелиорации земель,

проводить и дальше химизацию, которая должна носить выборочный характер и использовать безопасные для экологии методы и  средства;

продолжать  работы по механизации и электрификации сельского хозяйства;

углублять специализацию производства,

совершенствовать  структуру и взаимодействие основных звеньев АПК во всех крупных регионах страны.

Программа мелиорации земель для нашей страны имеет важное значение в силу большого разнообразия почвенно-климатических условий. Водную мелиорацию необходимо проводить в Нечерноземье, лесонасаждения требуются в Северо-Кавказском районе, Волго-Уральском регионе; в Западной Сибири - осушение, в Центрально-Черноземном районе - ирригацию.

3. Продовольственная безопасность достигается при обеспеченности продовольствием в размере 60-70 % от всего требуемого объема.

По зерну  у России уровень достаточный, по мясу (40 %) и птице (20 %) Россия потеряла продовольственную безопасность.

В последние  годы обеспечивают себя сами продовольствием  Центрально-Черноземный район, Краснодарский, Ставропольский края, Оренбургская область.

4. Перемены на селе начались в конце 80-х годов вместе с началом горбачевских реформ. Крестьяне получили возможность взять в аренду землю и по существу выйти из колхоза. Значение этого начинания снижалось тем, что кредиты для строительства жилья и для приобретения новой техники взять было очень сложно. Частная собственность на землю могла бы решить эту проблему (любой банк согласился бы принять землю в залог), однако тогда об это не могло быть и речи. Очень сильной была и неприязнь к фермерам со стороны других крестьян: за годы советской власти многие привыкли к уравниловке и безынициативности, не желая работать по-другому. На смену фермерской эйфории первых лет реформ пришло разочарование, и фермерское движение постепенно пошло на спад. Приход к власти Ельцина вновь принес радикальные изменения: был подписан указ о передаче крестьянам земли в частную собственность, а жесткая экономическая реформа заставила шевелиться даже самых ленивых. Ослабление общинных связей делало успех гораздо более вероятным, чем 80 лет назад. Но неблагоприятная ситуация в экономике практически свела на нет многие вновь открывшиеся возможности: процентная ставка по кредитам непомерно высока, а сокращение сельскохозяйственного производства делает риск банкротства слишком вероятным.

Агропромышленный  комплекс страны находится сейчас на распутье: колхозная система практически деградировала, фермерство только начало создаваться. И эта неопределенность является главной особенностью нынешнего кризиса в сельском хозяйстве.

Фермерских  хозяйств зарегистрировано около 320 тыс., но фактически работают около 100 тыс. Фермеры  со своими небольшими наделами могут  вести хозяйство с прибылью в  случаях, если:

успели  взять кредит до 1992 года и купить и установить технику до инфляции,

заняли  определенную нишу, т.е. производят продукцию, востребованную на рынке,

хуторские хозяйства.

Тема 13. Региональная политика государства

1. Исторически сложившаяся неоднородность социально-экономического пространства России оказывает значительное влияние на функционирование государства, структуру и эффективность экономики, стратегию и тактику институциональных преобразований и социально-экономическую политику. Межрегиональная дифференциация усилилась при нарастании кризисных явлений в экономике и переходе к рыночным реформам. Это связано, во-первых, с включением механизма рыночной конкуренции, разделившего регионы по их конкурентным преимуществам и недостаткам; обнаружилась различная адаптация к рынку регионов с разной структурой экономики и разным менталитетом населения и власти. Во-вторых, значительно ослабла регулирующая роль государства, что выразилось в сокращении государственных инвестиций в региональное развитие, отмене большинства региональных экономических и социальных компенсаторов. В-третьих, сказалось фактическое неравенство различных субъектов Российской Федерации в экономических отношениях с центром.

В результате по величине среднедушевого производства валового регионального продукта и  среднедушевым реальным доходам  населения субъекты Российской Федерации  стали различаться более чем  в 20 раз. Такая резкая дифференциация имеет своим неизбежным следствием расширение ареалов депрессивности и бедности, ослабление механизмов межрегионального экономического взаимодействия и нарастание межрегиональных противоречий. Все это значительно затрудняет проведение единой общероссийской политики социально-экономических преобразований. Хотя территориальные социально-экономические  диспропорции во многом порождаются  объективными причинами, не подлежит сомнению необходимость их смягчения. Чрезмерные различия в условиях жизни населения  центра и периферии, различных регионов страны воспринимаются обществом как  нарушение принципов социальной справедливости и могут приводить  к усилению центробежных тенденций.

Важным  элементом региональной политики должен стать экономический федерализм, он содержит два основных положения: 1) сближение уровней социально-экономического развития республик и регионов РФ; 2) создание единого экономического пространства России.

В условиях становления и развития рыночных отношений формируется новая  региональная политика. Вследствие огромных различий природно-географических, социально-демографических, экономических и других условий  определены подходы к особому  развитию экономики каждого отдельного региона России. При этом главными ориентирами будут:

1) учет  специфики работы регионов в  осуществлении общероссийской структурной,  инвестиционной, финансовой, социальной, внешнеэкономической политики;

2) перенос  ряда направлений реформы в  основном на региональный уровень,  особенно в малом предпринимательстве,  социальной сфере, охране природы  и использовании природных ресурсов;

3) децентрализация  процессов управления реформой, активизация экономической деятельности  на местах;

4) необходимость  разработки специальных программ  проведения реформ в регионах  с особо своеобразными условиями.

В некоторых  регионах, являющихся субъектами федерации, доля собственных налогов, направляемых в госбюджет, совсем невелика в сравнении  с той долей, которая остается в распоряжении регионов. Эти различия целиком зависят от величины доходов  регионов. Свердловская область, Башкортостан, Татарстан являются донорами, а Дагестан - депрессивный район.

2. Стратегические задачи регионального развития сводятся к следующим:

- Реконструкция  экономики старопромышленных регионов и крупных городских агломераций путем конверсии оборонных и гражданских отраслей, модернизации инфраструктуры, оздоровления экологической обстановки, приватизации.

- Преодоление  кризисного состояния агропромышленных  регионов Нечерноземья, Южного Урала,  Сибири, Дальнего Востока, возрождение  малых городов и российского  села, ускорение восстановления  утраченной жизненной среды в  сельской местности, развитие  местной производственной и социальной  инфраструктуры, освоение заброшенных  сельскохозяйственных земель.

- Стабилизация  социально-экономического положения  в регионах с экстремальными  природными условиями и преимущественно  сырьевой специализацией, создание  условий для возрождения малочисленных  народов (прежде всего это районы  Крайнего Севера, горные районы).

- Продолжение  формирования территориально-производственных  комплексов и промышленных узлов  в северных и восточных регионах  России за счет нецентрализованных  инвестиций и с приоритетным  развитием производств по комплексному  использованию добываемого сырья  с соблюдением строгих экологических  стандартов.

- Стимулирование  развития экспортных и импортозаменяющих производств в регионах, имеющих для этого наиболее благоприятные условия; формирование свободных экономических зон, а также технополисов как региональных центров внедрения достижений отечественной и мировой науки, ускорения экономического и социального прогресса.

- Переспециализация новых приграничных регионов, создание в них рабочих мест и ускоренное развитие социальной инфрастуктуры с учетом потенциальных переселенцев и передислокации военных частей из стран Восточной Европы и бывших республик СССР.

- Развитие  межрегиональных и региональных  систем - транспорта, связи, информатики,  обеспечивающих и стимулирующих  региональные структурные сдвиги  и эффективность региональной  экономики.

- Преодоление  чрезмерного отставания по уровню  и качеству жизни населения  отдельных республик и областей  России.

Политика  устранения зависимости России от импорта  продовольствия потребует ускоренной интенсификации сельского хозяйства  Нечерноземья и южных районов  России. Большая часть задач региональной политики России будет перемещаться на уровень регионов. Будет создан социально-экономический механизм, сочетающий государственное регулирование  с региональным самоуправлением.

3. Одной из важных задач в проведении экономических реформ России являются поддержка процесса суверенизации национально-государственных и автономных образований Российской Федерации в рамках Федеративного договора; необходимость достижения и укрепления межнационального согласия, доверия и партнерства народов, устранения причин противоречий и этнических конфликтов, соблюдения приоритета и равенства условий для представителей различных национальностей, принятия мер по ликвидации межэтнических диспропорций, выравниванию уровней развития.

Информация о работе Лекции по "Экономике"