Лекции по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 08:30, курс лекций

Краткое описание

Предмет, методы исследования и задачи курса
Закономерности, принципы и факторы развития и размещения производства
Население и трудовые ресурсы
Понятие географической среды. Природно-ресурсный потенциал и его экономическая оценка
Экономическое районирование и регионализм
Структура экономики РФ и ее регионов
Транспортный комплекс

Файлы: 1 файл

география и регионалистика.docx

— 87.54 Кб (Скачать)

Учет  специфики работы регионов в осуществлении  общероссийской структурной, инвестиционной, финансовой, социальной, внешнеэкономической  политики;

Перенос ряда направлений реформы в основном на региональный уровень, особенно в  малом предпринимательстве, социальной сфере, охране природы и использования  природных ресурсов;

Децентрализация процессов управления реформой, активизация  экономической деятельности на местах;

Необходимость разработки социальных программ проведения реформ в регионах с особо своеобразными  условиями.

В экономических  реформах большое внимание уделяется  мероприятиям по пространственной интеграции экономики России. К ним относятся  создание механизмов вертикальных и  горизонтальных взаимодействий субъектов  хозяйствования и органов управления, всемерное содействие развитию общероссийского  разделения труда и единого рыночного  пространства, меры по преодолению  распада межрегиональных хозяйственных  связей, экономического и политического  сепаратизма.

Параллельно с экономическими районами РФ начинают зарождаться новые формы территориальной  организации производства, это - зоны действия крупных корпораций (например, Лукойл). Структура строится исходя из интересов этой компании, она контролирует чиновников на всех уровнях.

3. В результате делимитации и демаркации границы между РФ и КНР, Россия уступила Китаю в 1996-1998 годах 1248 км? своей территории.

До образования  СССР из России вышли Польша, Финляндия, Аляска.

В 1905 году отошли половина острова Сахалин  и Курильские острова. Потом они  были обратно присоединены к России.

В 1940 году были присоединены часть территории Финляндии, Западной Украины, Польша, Прибалтика, после 1945 года - Калининградская область. А от нас отошли США часть островов в районе Берингова пролива.

Тема 6. Структура экономики РФ и ее регионов

1. Современный этап экономического и социального развития Российской Федерации связан с коренными изменениями, вызванными переходом к рыночным отношениям. Формирование рыночной экономики предполагает создание социально ориентированной экономики, означающей переориентацию всего производства на запросы потребителя. По прогнозам многих аналитических групп и международных организаций, экономика страны находится в стадии начала экономического роста. Однако этот процесс будет протекать одновременно не во всех регионах и не на всех предприятиях одновременно.

Интегральным  показателем оценки экономического развития государства является показатель валового внутреннего продукта (ВВП), характеризующий уровень развития экономики, эффективность функционирования отдельных отраслей, степень участия  страны в мировых интеграционных процессах. Совокупный показатель ВВП  характеризует стоимость товаров  и услуг, произведенных в стране всеми отраслями экономики и  предназначенных для конечного  потребления, накопления и экспорта.

Экономические позиции России в мировом сообществе существенно ослабли в результате кризиса 90-х годов, а также в  связи с распадом СССР, способствовавшим разрыву хозяйственных и технологических  связей с постсоветскими республиками и изменениями геополитического положения.

По объемам  производства ВВП РФ занимает 45-е  место в мире. По производству ВВП  на душу населения стоит на 39-м  месте в мире. За годы реформ структура  производства претерпела изменения. Уменьшилась  доля тяжелой промышленности, военно-промышленного комплекса (ВПК), увеличилась перерабатывающая сфера, сфера обслуживания.

2. Решение экономических и социальных проблем в регионах России во многом определяется степенью их инвестиционной активности. Для ее проявления в настоящее время условия неблагоприятные. Сегодня страна нуждается в комплексе взаимосвязанных, системных мероприятий, направленных на стимулирование отечественных и иностранных инвестиций в экономику регионов России. Прежде всего, необходимы инвестиции для производства наукоемкой продукции. Уменьшение инвестиций связано с сокращением числа инновационно активных предприятий, не создан национальный инвестиционный режим, который стимулировал бы отечественных инвесторов вкладывать средства в российское производство.

Распределение инвестиций по регионам России крайне неравномерно. Наибольший объем прямых инвестиций имеет ограниченное количество регионов (Санкт-Петербург, Москва, Нижегородская  область, Урал, промышленные узлы юга  Сибири).

Промышленность  России характеризуется большим  разнообразием. Очень большую роль играла и продолжает играть по сей день добывающая промышленность, расположение которой ориентировано на месторождения ресурсов (Сибирь, Урал и др.). Сердцем российской экономики является топливно-энергетический комплекс. Без него многие отрасли просто прекратили бы свое существование: энергия ниже мировых цен - зачастую их единственное преимущество перед иностранными конкурентами.

Среди традиционных для России обрабатывающих отраслей хотелось бы выделить такие, как металлургия, машиностроение, химическая и нефтехимическая, легкая промышленность.

Центры  металлургии расположены, как правило, в непосредственной близости от месторождений  руды или источников дешевой энергии. Центрами черной металлургии являются Северо-западный, Центральный, Центрально-Черноземный  районы, Западная Сибирь. Цветная металлургия  развита на Урале, в Восточной  Сибири, на Кольском полуострове. В 1999 и 2000 годах темпы роста объемов  промышленной продукции составили  соответственно в черной металлургии 116,8 процента и 115,7 процента, цветной - 110,1 процента и 115,2 процента при общих  темпах роста продукции промышленности в 1999 и 2000 годах соответственно 111 процентов  и 111,9 процента. Положительная динамика обеспечивалась за счет благоприятной  конъюнктуры внешнего рынка, повышения  инвестиционной активности и спроса на внутреннем рынке металлопродукции.

В 2001 году наметилась тенденция к сокращению объемов выпуска продукции черной металлургии, снижению темпов роста  производства цветных металлов, ухудшению  финансово-экономических показателей  работы большинства металлургических предприятий.

Тяжелое машиностроение, ориентированное на источники дешевого сырья, наиболее распространено в таких районах  как Урал и Кузбасс. Резкое повышение  затрат, значительно понизившее конкурентоспособность  российских машин, потеря многих рынков в бывших союзных республиках  и соцстранах, разрыв хозяйственных  связей, резкое сокращение финансовых возможностей предприятий привели  к обвальному падению производства.

Энергетическое  и сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение, приборостроение и  автомобилестроение больше связаны  с наличием квалифицированной рабочей  силы и близостью научных центров. Такими регионами являются Центральный, Северо-Западный, Поволжский районы. Крупнейшие центры точного машиностроения - Москва и Санкт-Петербург. Транспортные средства, проектировавшиеся в расчете на дешевое топливо, после резкого удорожания нефтепродуктов стали крайне неэффективными, электроника и бытовые приборы всегда уступали мировым стандартам, а либерализация внешней торговли сделала импортные товары гораздо более доступными для потребителя, чем раньше.

Россия  имеет неплохие технологии производства синтетического каучука, автопокрышек, химического волокна, пластмассы, синтетических  смол. Предприятия этой отрасли расположены  по всей стране, и при их размещении важно наличие как сырья, так и квалифицированной рабочей силы.

Лесная  промышленность ориентируется в  основном на сырьевые возможности региона, и потому она имеет большое  значение для востока страны, богатого таежными лесами. Однако, крупными центрами лесной и особенно целлюлозно-бумажной промышленности являются Карелия и Кольский п-ов, где значительные запасы древесины удачно сочетаются с наличием достаточного количества воды. Россия смогла сохранить свое бумажное производство, и наметившаяся стабилизация экономики позволяет надеяться на лучшее.

Легкая  и пищевая промышленность ввиду  своей повседневной необходимости  ориентированы, прежде всего, на потребителя. Они, так или иначе, развиты во всех областях, особенно в историческом центре страны: Московской, Ивановской, Тульской, Рязанской областях. Здесь производится 1/3 российского трикотажа, 25% всей кожаной обуви. Концентрация предприятий пищевой промышленности связана с районами интенсивного сельского хозяйства: Центральным и Центрально-Черноземным районами, Поволжьем, Северным Кавказом.

Падение производства коснулось и этих жизненно важных сфер, особенно сильный удар нанесло им обилие дешевого и зачастую низкокачественного импорта.

3. В Уральском экономическом районе выделяются три подрайона: Среднеуральский (Свердловская область), Западно-Уральский (Башкортостан и Удмуртия, Пермская область), Южно-Уральский (Оренбургская, Курганская, Челябинская области).

Среднеуральский подрайон специализируется на металлургии, черной и цветной, тяжелом и энергетическом машиностроении, химической и лесной промышленности. Это самый мощный промышленный район Урала.

Западно-Уральский подрайон выделяется нефтедобывающей и нефтехимической промышленностью, транспортным машиностроением и станкостроением.

Южно-Уральский  подрайон отличается развитой черной и цветной металлургией, тракторостроение. В Оренбургской области формируется  крупный газопромышленный ТПК. Этот подрайон занимает ведущее место в сельскохозяйственном производстве Урала.

Главное направление дальнейшего развития хозяйства Уральского экономического района в условиях перехода к рыночной экономике - это всемирная интенсификация производства. В последние годы в  регионе снизилась фондоотдача, а возросла фондоемкость производства. Это связано с накоплением физически и морально устаревших промышленно-производственных фондов, низкими темпами капитального строительства и реконструкции предприятия, что в сочетание с резким преобладанием в структуре хозяйства тяжелой индустрии, чрезвычайно высоким уровнем концентрации производства затрудняет переход Урала к рыночным отношениям. Предприятия - гиганты района труднее поддаются модернизации и переоборудования, медленно реагируют на запросы рынка. Четвертая часть основных фондов в промышленности региона нуждается в замене на улучшенной технологической основе, в первую очередь, в черной и цветной металлургии.

Первоочередными задачами на Урале являются развитие наукоемких производств, сферы образования, конверсия оборонной промышленности. Специализация Уральского района в  дальнейшем сохранится, но она должна быть доведена до высокого технологического уровня. Основная доля капитальных  вложений будет направляться на техническое  перевооружение и реконструкцию действующих предприятий, поэтому кардинальных сдвигов в территориальной структуре хозяйства не предвидится.

Почти вся территория Урала подвержена мощной антропогенной нагрузке. Особенно негативное влияние на состояние  окружающей среды в районе оказывают  горно-добывающая промышленность, черная и цветная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, тепло - и гидроэнергетика, лесозаготовки. В настоящее время Урал считается зоной экологического бедствия. Занесены в «черную» экологическую книгу России: Екатеринбург, Курган, Нижний Тагил, Пермь, Магнитогорск, Каменск-Уральский, Челябинск, Карабаш. В атмосферу Урала только горными и металлургическими предприятиями выбрасываются сотни тысяч тонн вредных веществ ежегодно. Отходы производств почти не утилизируются, в регионе скопилось свыше 2,5 млрд. м? отходов горного и металлургического производства.

Тысячи  гектаров земель изымаются под горные работы, загрязняются подземные и  поверхностные воды, почвы, атмосфера, уничтожается растительность. Часть  территории Южного Урала подверглась  радиоактивному загрязнению.

Тема 7. Транспортный комплекс

1. Высокий удельный вес железнодорожного транспорта в грузообороте (32,4%) контрастирует с низкими показателями автомобильного, морского и речного видов транспорта, что можно легко объяснить дороговизной и плохими дорогами для первого, а речной транспорт не может конкурировать с другими из-за отсутствия рек широкого направления (кроме Верхней Волги и Камы) а также из-за продолжительного ледостава на наших реках. Морской транспорт, лишенный государственной помощи, теперь в значительной мере работает на международных трассах и доходов стране не дает. Железнодорожный транспорт является основным видом магистрального транспорта, обеспечивающим межрайонные перевозки массовых видов грузов. Его ведущая роль перед другими видами транспорта объясняется действием двух факторов: технико-экономическими преимуществами и совпадением направлений основных грузопотоков с конфигурацией территории страны (главное направление «запад-восток» через всю Россию и направление «север-юг» на европейской территории).Железные дороги обеспечивают основные грузопотоки не только между регионами России, но и между Россией и странами СНГ. Железнодорожный транспорт характеризуется относительно свободным размещением, надежностью, регулярностью, универсальностью вне зависимости от погоды, времени года, суток. Позволяет сэкономить жидкое углеводородное топливо за счет электрификации тяги.Строительство железных дорог в России началось в середине прошлого века, но размаха достигло лишь к концу века, когда грузооборот железных дорог превысил соответствующие показатели традиционных для России гужевого и речного транспорта, а к 1913 г. превзошел грузооборот речного в 6 раз. Тогда дорога строилась в первую очередь для обеспечения связей Центра России с основными сырьевыми и продовольственными базами, а также морскими портами, что и определило их радиальную конфигурацию. В это же время велось строительство железных дорог для связи Урала с Центром и Северо-Западом, началось строительство железных дорог в Среднюю Азию и Сибирь.

Информация о работе Лекции по "Экономике"