Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 14:02, реферат
По мнению Маргарет Арчер, глобализация - это процесс, который приводит к охватывающему весь мир связыванию структур, культур и институтов. Для нее глобализация означает, что на сегодняшний день общества не являются больше первичными единицами анализа. Олброу доказывает, что общества следует рассматривать лишь как систему в окружении других систем и, таким образом, как субсистему мирового сообщества.
Введение
Глава 1.Теоретические основы глобализации
1.1. Сущность и понятие глобализации
1.2. Развития стран СНГ в условиях глобализации
Глава 2. Кыргызстан в условиях глобализации
2.1. Интеграционные процессы в экономике КР
2.2. Влияние глобализации на развития КР
Заключение
Список использованной литературы
Глобализация стимулирует
технический прогресс благодаря
новым условиям конкуренции, присущим глобальным рынкам,
а также благодаря объединению финансовых
и научных ресурсов разных стран. Глобальные
рынки сами основываются на новой технологии,
которая становится важнейшим фактором
рыночной конкуренции.
Каждое из государств-участников СНГ в
принципе разделяет вывод Всемирного
банка о том, что одной только либерализации
торговли недостаточно для того, чтобы
страны могли максимизировать отдачу
от нее. Требуется расширение доступа
к рынку. Многие страны СНГ невелики по
территории, не имеют выхода к мировому
океану, соответственно, торговля для
них является важнейшим условием роста.
Поэтому они стремятся расширять доступ
к рынкам развитых стран, а также к рынкам
традиционных торговых партнеров в регионе
С этих позиций место и роль новых независимых
государств в мировом хозяйстве должны
рассматриваться с учетом возможностей
и проблем, возникающих при интегрировании
их производства, формировании ТНК, миграции
капитала.
Пока производственная интеграция, процессы создания новых форм кооперации и ТНК в рамках СНГ не приобрели необходимых масштабов и темпов. Между тем ТНК, в частности, все активнее действуют на международной арене и выступают главной движущей силой глобализации. Согласно статистическим данным, в мире почти 95% патентов и лицензий на новейшую технику, новые технологии, ноу-хау принадлежит этим корпорациям. Необходимо учитывать и тот факт, что в течение 90-х гг. ХХ в. страны СНГ в значительной степени утратили свои возможности в развитии 300 технологических направлений и производств, в том числе в аэрокосмической сфере, робототехнике, информатике, биотехнологии, производстве новых материалов.
Характерной чертой модели догоняющей модернизации экономики новых независимых государств становится освоение современных технологий на основе заимствования технологических и экономических достижений лидирующих стран с учетом не только успехов, но и неудач при реализации тенденций глобализации. Как подчеркивается в докладе ПРООН, самостоятельно не каждая страна должна разрабатывать авангардные технологии, но каждая должна иметь потенциал для использования преимуществ новых технологий и их адаптации к условиям своей экономики.
В то же время страны,
подобные странам СНГ, должны вступать
в ВТО на приемлемых для них
условиях, что требует и координации их усилий при подготовке соответствующих
соглашений.
Приходится принимать во внимание также
то обстоятельство, что новой реалией
современной экономики, как отмечает,
в частности, Лестер Туроу, стала конкуренция
между экономически интегрированными
странами и остальными агентами мирового
рынка. Ведущие экономические блоки контролируют
значительную часть глобального рыночного
пространства и создают свои системы регулирующих
актов в сфере торговли.
В этой связи анализ проблем интеграции приобретает особое значение для Содружества Независимых Государств.
Это требует прежде всего аналитических оценок изменений в географической структуре экспорта стран СНГ.
Таблица 1. Географические направления экспорта стран СНГ, млн. долл.14 |
|
Как видно из данных таблицы, с1995 по 2001 гг. особенно значительно во внешнеторговых связях Азербайджана (с 11,9% до 29,9%), Грузии (с 4,8 до 40,4), Киргизии (с 11,9 до 26,9), Молдовы (с 11,6 до 21,4) увеличилась доля стран ЕС (а не СНГ). (СТАРЫЕ ДАННЫЕ!!!!!!!!)
В условиях экономической глобализации специализация стран СНГ на экспорте сырья с акцентом на получение только сиюминутной прибыли в принципе бесперспективна. Их политика должна строиться на эффективном перераспределении экономических ресурсов между разными отраслями. Такие страны, как Россия, Казахстан, Азербайджан и Туркмения, имеющие значительные доходы от экспорта нефти, газа, в частности, могут направить ресурсы на увеличение экспортного потенциала и отдельных отраслей сельского хозяйства.
Сегодня агрокомпании в СНГ становятся привлекательными и для западных инвесторов. Представители ведущих мировых финансовых институтов заявляют, что аграрные проекты крупных сырьевых компаний меняют представление, в частности, о российском сельском хозяйстве.[8] Вместе с тем, в интересах продовольственной безопасности все большее значение приобретает поддержка отечественного аграрного комплекса по примеру развитых стран, защита его от попыток подчинения иностранным конкурентам. С другой стороны, страны СНГ, являющиеся по некоторым экспортным направлениям потенциальными конкурентами на внешних рынках, испытывают все большую потребность в налаживании эффективной производственной кооперации.
Значительный потенциал их интеграции предопределен чрезвычайно емким рынком, тем, что они, в частности, обладают мощной и комплексной сырьевой и продовольственной базой. Несмотря на существующие проблемы в ее развитии, задачи интеграционного взаимодействия стран СНГ поэтому обязательно должны быть положены в основу программ развития их экономики на ближайшую перспективу.
Глава 2. Кыргызстан в условиях глобализации
В Кыргызстане обсуждается будущее страны в рамках интеграционных процессов. Президент Алмазбек Атамбаев инициировал проведение круглых столов с целью выяснить мнение общественности, научной интеллигенции по вопросу о вступлении республики в различные объединения. На одном из таких круглых столов «Кыргызстан на пути Евразийской интеграции».
Прошедшая дискуссия
должна сыграть роль подготовки к
республиканской конференции, которую
планирует провести президент Алмазбек
Атамбаев 29 марта.????????????????????????
Для республики этот шаг означает возможность создания совместных транснациональных корпораций, дальнейшее сближение и унификация национальных законодательств, а также унификация в сферах, определённых соглашениями, составляющими договорно-правовую базу Единого экономического пространства, разработка и осуществление согласованной политики, согласование основных макроэкономических параметров стран-членов с углублением сотрудничества в различных сферах, углубление сотрудничества в целях обеспечения экономической безопасности, сотрудничество в вопросах миграционной политики, обеспечение зависимости стандартов образования, укрепление сотрудничества в сфере культуры и культурных связей, парламентских и иных сообществ, приграничное сотрудничество, формирование структур межрегионального взаимодействия, совершенствование и развитие национальных институтов, сотрудничество в сфере внешней политики и реализация проектов, представляющих взаимный интерес. Мы надеемся на то, что Таможенный союз и ЕЭП буду открыты для присоединения нашей республики, которая разделяет цели и принципы членов данного сообщества.
Дальнейшие выступления экспертов и политиков освещали в основном больше экономические и узкоспециальные вопросы. По итогам выступлений была принята Резолюция круглого стола «Кыргызстан на пути Евразийской интеграции». Она войдёт составной частью в резолюцию международной конференции, которая состоится 29 мая 2013 года и будет проходить под патронажем президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева.
Главной идеей данного документа служит признание эволюционности и закономерности в создании сначала в 2000 году ЕврАзЭС. Затем последовало переформатирование данной организации в более развитую структуру – Таможенный союз. Сегодня же интеграционные процессы поднимаются на более высокий уровень – сформировано и функционирует Единое экономическое пространство. «Таможенный союз и Единое экономическое пространство закладывают основу для формирования в перспективе Евразийского экономического союза. Тесная интеграция на новой ценностной, политической, экономической основе – это веление времени», - говорится в тексте Резолюции.
В данном документе важное место занимает и анализ «перспектив и контуров Евразийской интеграции».
Во-первых, предлагается на базе Таможенного союза и Единого экономического пространства перейти к более тесной координации экономической и валютной политики и создать полноценный экономический союз. Как полагают разработчики движение по данному пути позволит стать Евразийскому союзу более конкурентноспособным, быть успешным в плане привлечения иностранных инвесторов, развиваться в индустриальной и технологической сферах.
Во-вторых, Евразийский союз станет также очередным этапом на пути укрепления интеграции. А именно, он послужит развитию межгосударственных проектов в сферах транспорта и коммуникаций, энергетики, информационных технологий, социального развития.
В-третьих, данное объединение будет носить открытый характер, он будет готов к присоединению к нему новых государств СНГ. «Вхождение в Евразийский союз помимо прямых экономических выгод позволит каждому из его участников быстрее интегрироваться в мировую хозяйственную систему», - отмечается в Резолюции круглого стола.
Также в документе резюмируется следующее: «Евразийская интеграция открывает широкие перспективы для экономического развития, создаёт дополнительные конкурентные преимущества, позволит реально вписаться в глобальную экономику и систему торговли, активно участвовать в процессе выработки стратегических решений, которые будут определять контуры будущего».
Большое внимание в Резолюции уделено вопросам нивелирования и преодоления барьеров на пути евразийской интеграции.
В качестве первого шага на пути к этому потребуется создание значительного количества наднациональных отраслевых и узкоспециальных структур, которые призваны регулировать унификацию законодательства, фактического исполнения принятых общих решений.
Вторым значительным
препятствием на пути интеграции является
«идентификация сил и факторов, которые
нагнетают протекционизм и
В вопросах непосредственного
участия Кыргызстана в
КР вела непоследовательную государственную экономическую политику, что не позволило осуществить интеграцию ранее.
Долгосрочной задачей является усиление хозяйственного потенциала и рост благосостояния граждан.
Кыргызстану необходимо «углубление взаимоотношений с соседними странами – Казахстаном, Таджикистаном, Узбекистаном и КНР, а также новое стратегическое сотрудничество с Россией – главным игроком интеграционных процессов в рамках СНГ…». При этом отдельно отмечается потребность в создании условий для свободного перемещения товаров, рабочей силы и услуг между КР и РФ.
Для занятия достойного места в системе производства и потребления среди стран Единого экономического пространства Кыргызстану крайне важно пересмотреть свою экономическую систему и определить, а также развивать определённые экспортно-ориентированные сектора хозяйственной системы республики, что позволит ей стать крупным поставщиком продукции на общий рынок.
Требуется проработать пути выхода КР из «транспортного тупика», развивать коммуникации и превратить таким образом страну в крупный транзитный центр.
«Необходимо создать в Кыргызстане международные финансовые центры, расширить доступ предпринимателей и граждан к финансовым ресурсам».
В самой республике крайне важным является формирование здорового инвестиционного климата.
Для республики, при её вступлении в Таможенный союз и Единое экономическое пространство, открываются большие перспективы в связи с беспошлинным передвижением товаров, капитала, услуг и рабочей силы. Но, «вместе с тем, для усиления экспортных позиций, необходимо в полной мере задействовать потенциал, связанный с членством КР в ВТО».
2.2. Влияние глобализации на развитие КР
В 90-е годы Кыргызстан, ввергнутый в глубокий системный кризис, оказался преимущественно в положении объекта и жертвы глобализации; он испытал на себе шоковое воздействие негативных последствий форсированного включения в мировой рынок и не смог по-настоящему защитить свои национальные интересы. Навязанная стране хаотическая либерализация привела к тяжелейшим последствиям, поскольку на уровне институциональной системы не оказалось эффективных сдержек, способных эти последствия нейтрализовать.
Глобализация сопровождается новыми угрозами для безопасности человека. На фоне этих угроз очевидна ущербное той философии международных отношений, которая возобладала на Западе после окончания «холодной войны» и развала Советского Союза. Вместо того чтобы попытаться снять или хотя бы снизить риски глобализации, мировая политическая элита думает, прежде всего, о том, как извлечь из нее возможную выгоду. Забыта необходимость строительства действительно нового мирового порядка - более справедливого, чем тот, который остался позади. Предпочтение отдано концепциям однополюсного мира и односторонних действий.
Глобализация с человеческим лицом, если говорить об альтернативе, требует нового политического устройства мира, адекватного характеру и масштабу проблем, которые стоят сегодня перед человечеством. Она состоится, если будет основываться не на господстве одной или нескольких держав - хотя роли у разных стран могут быть различными, а на принципах сотрудничества и солидарности.
Все более актуальной становится проблема исследования управляемости глобальными процессами. Однако пока неясно, каким образом, и в каких формах она может быть решена. На этот вопрос не могут ответить даже лидеры мировой политики. В поисках ответа считаем целесообразным проанализировать опыт прошлого, и, прежде всего опыт и уроки XX в., роль насилия, критерии правомерности его использования, проблему терроризма. Необходимо выявить движущие силы и тенденции развития политики, власти, феномена суверенитета и государственности в эпоху постмодерна, проследить связь между развитием государственности и негосударственной публичной сферой (гражданским обществом). В условиях глобализации создаются определенные предпосылки для появления альтернативных институтов демократического участия в управлении, которые можно рассматривать как зародившуюся форму контроля над развитием. По мере того как политическая глобализация становится фактом современной действительности, более отчетливо вырисовываются перспективы предметного обсуждения комплекса политических реформ - глобальной институциональной перестройки, которая необходима, чтобы придать управляемость мировому развитию.