Курс лекций по "Мировой экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 19:54, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Мировая экономика"

Оглавление

Сущность, структура и субъекты мирового хозяйства.
Этапы и тенденции развития мировой экономики.
Предмет и формы международных экономических отношений.
Характеристика и особенности развития международных экономических отношений.

Файлы: 1 файл

Мировая экономика.doc

— 289.00 Кб (Скачать)

Тема: Мировой  рынок, его конъюнктура и ценообразование

 

  1. Мировой рынок и международные формы его регулирования.
  2. Понятие и оценка конъюнктуры мирового рынка.
  3. Закономерности формирования цен на мировых рынках.

 

 

    1. Мировой рынок и международные формы его регулирования

 

Мировой рынок – это сфера обмена, которая охватывает совокупное товарное обращение различных стран, являющихся его составными органическими элементами. Мировой рынок охватывает торговлю значительной части стран мира и имеет следующие отличительные особенности от национальных рынков:

    • на мировой рынок значительное влияние оказывают межгосударственные границы и внешнеэкономическая политика отдельных стран;
    • отличительной чертой мирового рынка является существование особой системы – системы мировых цен;
    • мировой рынок товаров дополняется рынком услуг, в частности, торговлей лицензиями;
    • структура и направление торговли отдельных стран на мировом рынке определяется изменением конкурентоспособности их товаров;
    • мировой торговле присуща неравномерность роста, как торговли отдельных стран, так и всего мирового товарооборота;
    • в современных условиях мировой рынок становится сферой деятельности крупных транснациональных компаний таких стран как США, Япония, Германия, Франция, Англия и др.
    • мировой рынок развивается в условиях острой конкурентной борьбы и активную роль в ней играют те государства, которые не только осуществляют мероприятия по защите национального рынка от ввоза товаров извне, но и проводят политику, направленную на форсирование экспорта своих товаров;
    • особенностью мирового рынка в настоящее время является развитие межгосударственных форм его регулирования.

 

 

Межгосударственная координация  мирохозяйственных процессов имеет двухступенчатую систему.

Первую ступень составляет региональная координация в рамках торговых и таможенных объединений. На их уровне идет согласование экономической политики совместных антициклических, дефляционных и других акций, разработка прогнозов и среднесрочных индикативных программ социально-экономического развития. Разрабатываются также мероприятия по структурной перестройке хозяйств и внешнеэкономических отношений между участниками группировок и с третьими странами.

Вторая ступень – общемировая, представленная международными экономическими организациями, большинство из которых возникло после второй мировой войны (МВФ, МБРР, ВТО, ЮНКТАД – конференция по торговле и развитию при ООН, ЮНИДО - организация по промышленному развитию при ООН).

Особое место по масштабам  и многообразию деятельности в системе  хозяйственного мирового механизма занимает Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), главным в работе которой является разработка вопросов внутренней экономической политики промышленно развитых стран и их координация. В 70-е годы прошлого века в сфере регулирования мировой экономики сложился новый институт – Большой Семерки, в составе США, Японии, Германии, Англии, Франции, Италии и Канады. В 1995году к ним примкнула и Россия. Существенное место в регулировании мирохозяйственных связей занимают и предпринимательские структуры, а также различные международные форумы – ДАВОС.

Международная торговля в настоящее время, кроме того, проходит под знаком развития интеграционных процессов. Главным в этом процессе является коренное качественное изменение, происходящее в международной торговле, которое заключается в следующем:

  • изменились функции международной торговли – из чисто коммерческих краткосрочных сделок она превратилась в основное средство непосредственного обслуживания национальных производственных процессов, связывающее их в единый механизм, не признающий национальных границ;
  • акцент в таком обслуживании смещается с начальных стадий (обработка сырья и материалов) на заключительные этапы производства (отделочные и сборочные операции).

 

 

 

 

 

 

    1. Понятие и оценка конъюнктуры мирового рынка

 

Конъюнктура – это конкретный процесс циклического воспроизводства, который проявляется в динамике промышленного производства и капиталовложений, колебаниях цен и учетного процента, в изменениях внутренней и внешней торговли, в изменениях других экономических показателей.

Конъюнктура рынка – это совокупность условий, при которых в данный момент времени протекает деятельность на рынке. Она характеризуется определенным соотношением спроса и предложения на товары конкретного вида, а также уровнем и соотношением цен. Конъюнктуру можно рассматривать также и как совокупность факторов, условий, определяющих развитие мировой экономики, экономического положения отдельной страны или развития какой-либо сферы воспроизводства. В связи с этим различают общехозяйственную конъюнктуру и конъюнктуру товарных рынков.

Общехозяйственная конъюнктура характеризует состояние на определенный момент всего мирового хозяйства или экономики какой-либо одной страны.

Конъюнктура товарных рынков показывает текущие изменения и колебания в сфере производства и сбыта отдельных конкретных товаров.

Научный анализ рыночной конъюнктуры требует знаний циклических  закономерностей развития экономики, в том числе и характерных признаков каждой фазы цикла и условий перехода из одной в другую, поскольку основные изменения конъюнктуры на рынке происходят именно в этот период. В частности, одна конъюнктура присуща кризису и совершенно другая – подъему.

При экспорте изучение товарных рынков позволяет ответить на такие вопросы, как: смогут ли быть реализованы, в каком количестве и на каких условиях те товары, которые экспортер предполагает поставить на мировой рынок. При этом важнейшими элементами изучения любого товарного рынка экспортером является оценка его емкости, рассмотрение позиций конкурентов, получение и анализ информации о покупателях.

При импорте изучение рынков с помощью каталогов, прейскурантов, предложений фирм, а также путем личных контактов с их представителями дает возможность обосновать выбор продавца (поставщика), уточнить технико-экономические и коммерческие условия продажи товара, которые будут наиболее приемлемы для покупателя.

Таким образом, для того, чтобы получить от внешнеторговых сделок максимальный экономический эффект, т.е. большую валютную выручку при экспорте и валютную экономию при импорте надо знать, в какой момент и на каком рынке лучше выступать в качестве экспортера того или иного товара.

 

 

    1. Закономерности формирования цен на мировых рынках

 

Цена – денежное выражение стоимости товара. В основе стоимости товара лежат затраты на производство и реализацию продукции с учетом чистого дохода, необходимого для эффективной деятельности предприятия, а также платежей в бюджет. Стоимость и цена меняются при изменении условий производства:

  • расширении объемов производства;
  • росте производительности труда в результате технического прогресса;
  • снижении расходов материалов и стоимости рабочей силы на единицу выпускаемой продукции и т.д.

 

Наиболее распространенным методом по формированию цен является метод учета полных затрат, по которому суммируются все затраты, связанные с производством продукции, и к ним прибавляется величина предполагаемой прибыли. Таким образом, определяется доход, ожидаемый от реализации продукции. Полученная величина дохода делится на ежемесячный выпуск продукции. Таким образом, определяется цена единицы изделия.

Крупные компании используют и другой метод ценообразования – метод учета прямых  затрат. В основе этого метода заложено то, что издержки делятся на условно-постоянные и прямые (переменные) расходы. При этом постоянные расходы практически не зависят от объема производства, поэтому для короткого периода времени важным является учет и анализ прямых издержек, величина которых меняется по мере изменения объема производства. По этому методу цены устанавливаются путем добавления к прямым затратам определенной прибыли, а постоянные расходы предприятия не распределяются по отдельным товарам и погашаются из разницы между ценами реализации и переменными затратами.

В целом необходимо отметить, что формирование цен на мировом  рынке зависит не только от той  или иной конкурентной позиции предприятия, но и от действия других факторов. К таким факторам относятся:

  • соотношение спроса и предложения на рынке;
  • сочетание цен основных производителей, экспортеров и биржевых котировок для  большинства средних товаров;
  • монополизация того или иного сегмента мирового рынка;
  • особая роль государства или их групп при формировании экспортных или импортных цен.

 

В целом формирование цен на мировых рынках происходит под влиянием многих факторов экономического, социального и политического порядка. Вместе с тем необходимо отметить и то, что величина интернациональной стоимости изменяется обратно пропорционально производительности труда экспортных предприятий, и это приводит к тому, что мировая цена оказывается выше национальной стоимости этого товара в развитых странах и ниже его национальной стоимости в менее развитых странах. Следовательно, мировые цены отражают не средние международные затраты, а более низкие затраты, уровень которых ближе к затратам основных производителей. Отсюда реализация товаров по мировым ценам позволяет более развитым поставщикам и странам получать прибыль, а  экономически менее развитые страны вынуждены отдавать товары по ценам ниже уровня их национальной цены производства.

В результате через внешнеторговый обмен часть стоимости, созданной  в экономически менее развитых странах  перекачивается в промышленно более развитые страны. Отсюда, мировые и внутренние цены часто не совпадают и, как правило, внутренние цены превышают мировые, т.к. поставки на внешние рынки осуществляют наиболее конкурентоспособные производители стран-экспортеров, кроме того, рядом стран используются явные и скрытые формы поддержки экспорта в виде субсидирования, страхования и льготного кредитования экспорта своих товаров или фирм-экспортеров.

 

 

Тема: Международное движение капитала и международные валютные отношения

 

    1. Международное движение капитала: причины, сущность и тенденции.
    2. Формы вывоза капитала в современных условиях: прямые и портфельные инвестиции.
    3. Сущность международной валютной системы и этапы ее развития.
    4. Международные расчеты и их формы.

 

      1. Международное движение капитала: причины, сущность и тенденции

 

Международное движение капитала, его активная миграция между  странами является важной составной частью и формой современных международных экономических отношений. Движение капитала существенно отличается от движения товаров. Внешняя торговля, как правило, сводится к обмену товарами как потребительскими стоимостями. Вывоз же капитала представляет собой процесс изъятия части капитала из национального оборота страны и перемещения его в товарной или денежной форме в производственный процесс и обращение другой страны. В целом, вывоз капитала в настоящее время является функцией любой успешно и динамично развивающейся экономики. Согласно оценке Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), среднегодовой прирост зарубежных инвестиций за последние годы составляет ≈30-35%, т.е. почти в четыре раза превышает темп увеличения мировой торговли. Основной причиной и предпосылкой вывоза капитала является относительный избыток его и перенакопление в стране. В целях получения предпринимательской прибыли он и переводится за границу.

 

Важнейшими причинами  вывоза капитала ради большей прибыли  являются:

  • несовпадение спроса на капитал и его предложения в различных звеньях мирового хозяйства;
  • появление возможности освоения местных товарных рынков, при этом капитал экспортируется для того, чтобы проложить дорогу экспорту товаров, т.е. стимулировать спрос на собственную продукцию;
  • наличие в странах, куда экспортируется капитал, более дешевого сырья и рабочей силы, стабильной политической обстановки, благоприятного и льготного инвестиционного режима;
  • наличие специальных (свободных) экономических зон в принимающей стране;
  • более низкие экологические стандарты в принимающей стране нежели в стране-доноре капитала;
  • стремление окольным путем проникнуть на рынки третьих стран, которые установили высокие тарифы или нетарифные ограничения на продукцию.

Информация о работе Курс лекций по "Мировой экономике"