Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 09:33, контрольная работа
Резкое усиление социально-политической нестабильности в арабских странах (АС) - следствие многих причин. В статье основное внимание сосредоточено на макроэкономических и социальных факторах. АС сопоставляются с другими государствами арабо-мусульманского мира (АММ), а также экономически быстрорастущими странами Восточной и Южной Азии.
В АС на протяжении по крайней мере последних трех десятилетий вспыхивали бунты обездоленных. Нынешняя мощная волна социальных протестов во многом вызвана тем, что населению, в том числе быстро растущей по численности молодежи (более активной, образованной и через социальные сети неплохо связанной между собой и знающей о жизни в ЕС), надоело жить, как прежде. В обществе растет осознание того, что коррумпированная верхушка, сконцентрировав в своих руках огромные рентные богатств неспособна осуществить эффективную модернизацию экономики. Напряжение усиливается и потому; что высшие круги в ряде случаев имеют иную конфессиональную принадлежность. Большую роль в этом отношении играет и социальное расслоение разрыв между основной частью арабских обществ и верхушкой достигших огромных масштабов.
В принципе почва для масштабных народных выступлений во многих АС была давно готова. Они в целом сильно отстают от ряда других регионов развивающегося мира (в частности, некоторых мусульманских стран - Малайзии, Турции, Индонезии) не только по основным экономическим показателям и уровню инновационного развития экономики, но и по степени легитимности власти, подотчетности властей, соблюдения элементарных прав человека и гражданских свобод.
Сейчас трудно сказать, чем в ближневосточных странах завершатся народные протесты. Если демократически настроенные силы там не консолидируются, а государства Запада не окажут им серьезной поддержки, они могут быть подавлены либо пока сохраняющими власть авторитарными правителями (что на момент написания статьи наблюдалось в Ливии, Бахрейне, Йемене), либо пришедшими на смену мубаракам военными хунтами. Если же власть в ближневосточных странах в результате тех или иных изменений в политических системах (включая демократические по форме выборы или интенсивные гражданские конфликты) окажется в руках радикальных исламистов, это вообще может взорвать хрупкий мир в неспокойном регионе. Разумеется, не исключен сценарий эффективных реформ, к которым мудрых правителей подталкивают неотложные обстоятельства. Но есть ли шанс, что прежние правители, пробыв десятилетия у кормила власти, вдруг резко помудреют? А если нет, то где и как в короткое время (поскольку низы и частично средние слои, похоже, всерьез разбушевались) найти столько мудрых и ответственных правителей для почти двух дюжин государств?
Массу накопившихся проблем, связанных с неэффективностью своих хозяйственных и институциональных систем, ближневосточным обществам придется, наконец, решать всерьез. Ибо по темпам своего технологического, экономического и социально-политического развития они, в отличие от быстрорастущих восточноазиатских и южноазиатских государств, слабо вписываются в перспективные модели роста XXI в.Мир устал от экстремизма. Ему нужен динамичный, реформирующийся Ближний Восток.
И не надо бояться рисков. В конце концов, Турция, Индонезия и Малайзия встали на путь широких реформ и добились немалых успехов.