Критерии и признаки сегментирования рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 09:30, реферат

Краткое описание

Оценка рынка сбыта - комплекс мероприятий, направленный на исследование торгово-сбытовой деятельности предприятия , и изучение всех факторов, влияющих на процесс производства и продвижения товара от производителя к потребителю. Каждое предприятие осознает, что его товары не могут нравиться всем покупателям сразу, поэтому с помощью маркетинга руководство предприятия на основе информации о потенциальных потребителях, регионах, в которых имеется спрос, ценах, которые потребители готовы заплатить за товар, о каналах сбыта, о конкуренции определяет сегмент рынка сбыта.

Файлы: 1 файл

Критерии и признаки сегментирования рынка.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

     С помощью подобного метода решается задача типизации с одновременным  использованием демографических, социально-экономических  и психографических показателей. Построение типологии – это процесс разбивки исследуемой совокупности объектов на достаточно однородные и устойчивые во времени и пространстве группы.

     В действительности объективно существуют достаточно однородные группы (классы) потребителей с характерным для  каждой из них типом потребительского поведения. С помощью методов многомерной статистики такие группы могут быть выделены и проанализированы.

     Как следует из вышеизложенного, после  определения принципов и методов  сегментации основным этапом перед  проведением собственно сегментации  выступает выбор обоснованных критериев данной процедуры. Очевидно, что указанные критерии будут различными для потребительского и промышленного рынков. Рассмотрим их раздельно. 

     Критерии  сегментации потребительского рынка

     Рынки сегментируют по некоторым признакам.

     Признаки  сегментации рынков – это способы выделения сегментов рынка (например, географические сегменты, ценовые сегменты, сегмент рынка по уровню доходов потребителей и т.п.).

     Ф. Котлер предлагает сегментацию по таким  характеристикам: 
- география; 
- демография; 
- психография.

     Второй  разрез сегментации по Ф. Котлеру - отклик покупателя на продукт: 
- обстоятельства использования;

- польза; 
- употребление; 
- отношение (в т.ч. лояльность).

     Потребительский рынок – это рынок конечных потребителей, которые приобретают  товары для личного, домашнего или семейного пользования.

     Сегменты  потребительского рынка могут выделяться на основе региональных критериев, демографических  критериев и критериев жизненного стиля потребителей.

     1. Региональные критерии представляют  собой основные отличительные характеристики городов, областей, регионов. Предприятие может использовать одну или несколько демографических особенностей для сегментации своего рынка. Стратегии сегментации делают упор на выделение и использование географических отличий.

     Основные региональные критерии следующие.

     • Расположение региона может отражать различия в доходе, культуре, социальных ценностях и других потребительских  факторах. Например, один район может  быть более консервативным, чем другой.

     • Численность и плотность населения показывает, достаточно ли в регионе людей, чтобы обеспечить сбыт и облегчить проведение маркетинговой деятельности.

     • Транспортная сеть региона представляет собой сочетание массового общественного  транспорта и автомагистралей. Регион с ограниченной сетью массового общественного транспорта, скорее всего имеет иные определенные потребности, чем регион с хорошо развитой системой транспорта и легковых автомобилей.

     • Климат также может являться критерием  сегментации рынка, например, для  фирм, специализирующихся на калориферах и кондиционерах.

     • Структура коммерческой деятельности в регионе включает ориентацию на туристов, рабочих и служащих, и  других лиц, проживающих в данном регионе. Туристов привлекают отели  и кемпинги, рабочих – места  общественного питания с быстрым обслуживанием, жителей городов -универмаги. Крупные города обычно располагают торговыми районами, пригороды имеют торговые центры. Каждый торговый район или центр имеет свой отличающийся образ и сочетание различных магазинов.

     • Доступность средств массовой информации меняется по регионам и существенно  сказывается на способности компании осуществлять сегментацию. Например, один город имеет собственную телевизионную  станцию, а другой – нет. Это затруднит  розничной торговле во втором городе целенаправленный выход именно на потребителей в близкорасположенном районе. Многие национальные издания, особенно газеты и журналы, в настоящее время имеют региональные издания или вкладыши, чтобы позволить компаниям помещать рекламу в расчете на соответствующую региональную аудиторию.

     • Динамика развития региона может  характеризоваться стабильностью, падением или ростом. Компания, скорее всего, столкнется с «неразработанным»  рынком в развивающемся регионе  и с насыщенным рынком в стабильном или сокращающемся регионе.

     • Юридические ограничения меняются в зависимости от города и области. Фирма может принять решение  не выходить на рынок, на котором ограничивается ее деятельность. Однако если она решает действовать на нем, то должна соблюдать  правовые требования.

     2. Демографические критерии представляют  собой основные особенности отдельных  людей или их групп. Они часто  используются в качестве базиса  для сегментации, поскольку от  них во многом зависят требования  к покупкам. Персональные демографические  характеристики могут быть следующими.

     • Возрастные категории – так можно  разделить людей, например, на детей, подростков, взрослых и людей пожилого возраста. Возраст часто используется в качестве фактора сегментации.

     • Пол также является важной сегментационной переменной, особенно для таких товаров, как текстиль, косметика, ювелирные украшения, личные услуги, например, парикмахерские услуги.

     • Уровень образования может также  использоваться для выделения рыночных сегментов. Малообразованные потребители  тратят меньше времени на покупки, меньше читают и в большей мере предпочитают хорошо известные товарные марки, чем потребители, имеющие специальное или высшее образование. Последние более склонны сравнивать магазины, читать некоммерческие источники информации и приобретать товар, который они считают наилучшим, независимо от того, хорошо он известен или нет.

     • Мобильность характеризует, как  часто потребитель меняет место  жительства. Мобильные потребители  опираются на общенациональные торговые марки и магазины, и неличностную информацию. Немобильные потребители опираются на приобретенные знания о различиях между отдельными магазинами и собственную информацию.

     • Дифференциация доходов делит потребителей на группы с низкими, средними и высокими доходами. Каждая категория располагает различными ресурсами на приобретение товаров и услуг. Цена, которую взимает компания, помогает определить, на кого она ориентируется.

     • Профессия потребителей может влиять на покупки. Например, строительный рабочий  имеет другие требования к одежде и продуктам питания, чем лица, продающие вычислительную технику. Первые надевают фланелевые рубашки, джинсы, рабочие ботинки и приносят с собой обеды. Вторые носят костюмы-тройки, модную обувь и водят клиентов в рестораны.

     • Семейное положение и размер семьи также могут составлять основу сегментации. Многие фирмы ориентируют свою продукцию или на холостых, или на семейных людей. Сегментация по размерам семьи порождает, например, различные размеры упаковки товаров.

     • Персонально-демографические профили также часто используются при планировании сегментационной стратегии. Такие профили учитывают несколько факторов. Например, пол, образование, доход одновременно (для продажи автомобилей определенного класса).

     3. Жизненный стиль потребителей  определяет, как люди живут и расходуют время и деньги. Разрабатывая профили стилей жизни, фирмы могут выходить на четкие рыночные сегменты. Критерии жизненного стиля потребителей, важные при сегментации рынка, могут быть следующими.

     • Социальные группы и этапы жизненного цикла семьи – первые возможные критерии рыночной сегментации.

     • Степень использования товара относится  к объему товара или услуг, которые  приобретает потребитель. Потребитель  может использовать совсем немного, немного или очень много. В 60-е  годы Дик Уоррен Твельд придумал термин «тяжелая половина», чтобы описать сегмент рынка, на который приходится непропорционально большая доля общего сбыта товаров или услуг. В некоторых случаях менее 20 % потребителей делают более 80 % покупок.

     • Опыт использования означает прежний опыт потребителя в отношении товара или услуги. Поведение не имеющих опыта потребителей существенно отличается от поведения потребителей, имеющих значительный опыт. Кроме того, фирма должна различать непользователей, потенциальных пользователей и регулярных пользователей. Каждый из этих сегментов имеет различные потребности.

     • Приверженность торговой марке может  иметь три формы: отсутствие, определенная и полная. Если она отсутствует, то потребитель ничего не предпочитает, его привлекают распродажи, он часто меняет торговые марки и готов испробовать новые товары и услуги. Если существует определенная приверженность, то потребитель предпочитает несколько марок, его привлекают скидки по ним, он редко их меняет и обычно не стремится апробировать новые. При полной приверженности потребитель настаивает на одной марке, его не привлекают скидки по другим, он никогда не меняет марки и не будет пробовать новую.

     • Типы личности – критерий сегментирования  рынка, например, на интровертов и  экстравертов, легкоубеждаемых и трудноубеждаемых. Потребители-интроверты более консервативны и систематичны в своем поведении при совершении покупок, чем экстраверты. Трудноубеждаемые люди негативно реагируют на интенсивную персональную продажу и скептически относятся к рекламной информации. Легкоубеждаемых людей можно склонить к покупке при помощи интенсивных методов сбыта, они поддаются рекламной информации.

     • Отношение к фирме и ее предложениям. Нейтральное отношение (я слышал о марке X, но ничего о ней не знаю) требует интенсивной информации и убедительного продвижения. Положительное отношение (марка Х – лучший товар на рынке) требует подкрепления в виде последующей рекламы и личных контактов с потребителями. Негативное отношение (марка Х гораздо хуже марки У) трудно изменить, оно требует улучшения товара и образа фирмы. Лучше всего здесь, видимо, игнорировать этот сегмент и концентрировать усилия на первых двух; при сегментации фирма не обязана удовлетворять все группы одновременно.

     • Мотивы совершения покупок могут подразделять рынок на сегменты преимуществ. Сегментация по преимуществам была внедрена в 1968 году Расселом Хейли: «В основе сегментации лежит представление, что преимущества, которые люди ищут в потреблении данного товара, являются основными причинами для существования реальных сегментов рынка» [8].

     • Важность покупки также различная  для различных потребителей, Например, житель пригорода, вероятно, считает  приобретение автомобиля более важным делом, чем человек, проживающий  в городе и имеющий доступ к  общественному транспорту. Приобрести холодильник важнее для той семьи, у которой он сломался, чем для той, у которой он хорошо функционирует.

     Как правило, сочетание факторов демографии и стиля жизни необходимо фирме  для определения и описания своих  рыночных сегментов. Использование набора факторов позволяет делать анализ более содержательным и значимым.

      Вышеперечисленные факторы можно представить в  виде следующей таблицы (Таблица  1)

Таблица 1.

Основные  факторы сегментации рынка по группам потребителей

Факторы (переменные) Наиболее распространенные значения переменных
Географические  
Регион Район Крайнего Севера, Центрально-Черноземный район, Северный Кавказ , Урал, Сибирь, Дальний  Восток и т.п.
Административное  деление Республика, Край, Область, Район, город.
Численность населения (для городов) 5-20 тыс. чел., 20-100 тыс. чел., 100-250 тыс. чел., 250-500 тыс. чел., 500-1000 тыс. чел. 1-4 млн. чел. свыше 4 млн. чел.
Плотность населения Город, пригород, сельская местность
Климат Умеренно-континентальный, континентальный, субтропический и т.д.
Демографические  
Возраст До 3 лет, 3-6 лет, 6-12 лет, 13-19 лет, 20-34 лет, 35-49 лет, 50-65 лет, 65 лет и более.
Пол Мужской, женский
Размер  семьи  1-2 чел., 3-4 чел., 5 и более
Этап  жизненного цикла семьи Молодежь - одинокие, молодежь- семейные без детей, молодежь - семейные с детьми, семейные, с детьми, пожилые, имеющие детей, пожилые - семейные, не имеющие детей, пожилые - одинокие...
Уровень доходов До минимального размера заработной платы; минимальный  размер зарплаты; от 2 до 5 минимальных размером зарплаты и т.д.
Род занятий  Научные работники, инженерно-технические работники, служащие, бизнесмены, рабочие государственных  предприятий, фермеры, преподаватели, учителя, студенты, домохозяйки...
Уровень образования Без образования, начальное образование, среднее  специальное, высшее, ученая степень, звание...
Национальность  Русские, украинцы, белорусы, грузины, армяне, азербайджанцы, евреи, татары ...
  Религия   Православная, католическая, ислам...
  Раса    Европеидная, монголоидная ...
  Психографические    
  Социальный  слой   Неимущие, среднего достатка, высокого достатка, очень высокого достатка
  Стиль жизни    Элитарный, богемный, молодежный, спортивный, городской, сельский...
  Личные  качества   Амбициозность, авторитарность, импульсивность, стадный инстинкт, новаторство, стремление к лидерству, уравновешенность, флегматичность ...
  Поведенческие    
  Степень случайности покупки    Обычно  случайный характер приобретения. Иногда случайный характер приобретения и  т.п.
  Поиск выгод   Поиск изделий  высокого качества, хорошего обслуживания, более низких цен и т.п.
  Степень нуждаемости в продукте   Нужен постоянно, нужен иногда...
  Степень готовности купить изделие   Не желает покупать, не готов купить сейчас, недостаточно информирован, чтобы купить, стремится купить, обязательно купит ...
  Повод для совершения покупки   Обыденная покупка, особый случай

Информация о работе Критерии и признаки сегментирования рынка