Криминализация экономики России как угроза экономической безопасности государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:10, реферат

Краткое описание

Криминализация национальной экономики и воспроизводство теневых экономических отношений на каждом этапе исторического развития оказывает существенное воздействие на всю систему национального хозяйства и экономическую безопасность государства в частности. Теневые экономические отношения становятся преградой на пути эффективных структурных преобразований в стране, сдерживают выход государства из экономического кризиса, превращая национальную экономику в торгово-спекулятивный сырьевой придаток мировой экономики.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….....3
1. Неформальная деятельность как значительная часть теневой экономики……………………………………………………………………….…4
2. Обзор теневого сектора экономики России за 2009-2011 годы………9
Заключение………………………………………………………………..11
Список использованной литературы…………………………………….14

Файлы: 1 файл

Криминализация экономики России как угроза экономической безопасности государства.docx

— 32.00 Кб (Скачать)

     2. Обзор теневого сектора экономики России за 2009-2011 годы

     В период с января по сентябрь 2011 года подразделениями экономической  безопасности и противодействия  коррупции органов внутренних дел  по субъектам Российской Федерации  выявлено свыше 131 тыс. преступлений экономической  направленности. В структуре выявленных преступлений, следствие по которым  обязательно, определяющее место занимают мошенничества – 41 817 (33,2%), налоговые  преступления – 6874 (5,5%), против государственной  власти, интересов государственной  службы и службы в органах местного самоуправления – 26 089 (20,7%)

     Специалисты ГУЭБ, изучив криминогенные процессы в различных сферах экономики, а  также сведения, поступающие из Росфинмониторинга, Банка России, ФНС и других федеральных ведомств, выяснили, что в течение 2010 года и первого квартала 2011 года по сомнительным основаниям за рубеж была выведена довольно внушительная сумма – около 5 трлн рублей. больше всего средств оседает в результате так называемых откатов в сфере госзаказа. Для этого чиновники используют организованные преступные группы, которые создают криминальные схемы в банковском секторе. Как считают в МВД, одна из главных причин оттока денег – это несовершенство российского банковского законодательства.

     Маршруты  движения «теневых» средств остаются прежними и пролегают через страны Балтии, Гонконг, Кипр, Швейцарию, оффшоры  Великобритании и Нидерландов.

     Объем доходов федерального бюджета РФ в 2011 году оценивается на уровне 10,3 трлн рублей. Таким образом, за 15 месяцев мошенники незаконно вывели за рубеж сумму, сопоставимую с половиной федерального бюджета России.

     Согласно  данным Росстата доля теневого сектора в экономике России на данный момент составляет 16% ВВП, или 7 трлн рублей. Оценки ведомства занижены, поскольку не учитывают коррупцию. По их подсчетам, объемы «серой» экономики достигают трети ВВП.

     Сегодня ненаблюдаемая экономика составляет примерно 16% от ВВП. Она представляет собой корректировку ВВП на теневые  операции юридических лиц, а также  операции неформального сектора  экономики, производство домашних хозяйств для собственного пользования. Но это без незаконных видов деятельности: без проституции, торговли наркотиками, без порнографии, контрафакта.

     По  данным Росстата, в прошлом году объем российской экономики достиг 44,5 трлн рублей – таким образом, на «серую» экономику приходится около 7,12 трлн рублей.

     На  неформальном рынке труда, по сегодняшним  оценкам, занято примерно 13 млн человек, или 17–18% экономически активного населения.

     Что касается теневых операций юридических  лиц, то они представляют собой добавленную  стоимость, созданную компаниями, которые  занимаются законной деятельностью, но скрываются от уплаты налогов. За 2009 год  корректировка ВВП с учетом теневых  операций юрлиц составила 2,54 трлн рублей (6,6% ВВП), за 2008 год – 2,48 трлн рублей (6% ВВП). Выше всего доля подобных операций в таких видах деятельности, как строительство, гостиничный и ресторанный бизнес, операции с недвижимостью. Там значительная часть работ производится малым бизнесом, где трудно обеспечить налоговую и отчетную дисциплину. Оценивая производственную деятельность домашних хозяйств, Росстат опирается на косвенную информацию и экспертные оценки.

     У Росстата очень «мягкие» данные. В  этом отчете не освещен основной сектор теневой экономики – коррупция, а ведь это самый высокодоходный бизнес, с устойчивыми тарифами на свои услуги, действия которого к тому же лоббируются. Достаточно вспомнить, что только при госзакупках нецелевые расходы, включая прямое воровство и «откаты», составляют не менее 1 трлн рублей. Практически весь российский бизнес находится в теневом секторе, потому что он чувствует себя неуверенно.

     В конце 2009 года фонд политических исследований «Индем» подсчитал, что объем годового рынка коррупции в России составляет $318 млрд, то есть треть ВВП. Коррупция - основной источник и охранитель всех составляющих теневой экономики, доля которой в регионах колеблется в пределах 20-50% ВРП в зависимости от структуры экономики. Теневой сектор России и регионов растет, а милицейская статистика показывает стабильное снижение преступлений в сфере экономики с 2006 года.

     По  данным Росфиннадзора, в прошлом году один лишь незаконный вывоз капитала, которым занимаются не только криминальные элементы, но и коррупционные чиновники, достиг 163 млрд рублей. Ближе к данным Росстата цифры из доклада по нелегальному вывозу капитала во всем мире, представленного Global Financial Integrity (GFI) в январе 2011 года. Согласно исследованию, с 2000-го по 2008 год из России вывезли $427 млрд. И если в 2000 году незаконный отток составил $15,61 млрд, в 2004-м — $37,05 млрд, в 2007-м — $55,33 млрд, то уже в 2008 году — $196,37 млрд.

     В первом полугодии 2010 года, несмотря на все усилия, призывы и критику  президента РФ, число зарегистрированных преступлений по взяточничеству пошло  на убыль - снизилось на 8%. Число преступлений по присвоению или растратам снизилось  на 33,5%. По мошенничеству - на 10%.

     Заключение

     Росстат оценивает долю теневого сектора  на уровне 16% ВВП, однако по оценкам Министерства внутренних дел Российской Федерации она составляет не менее 40%. 30-35% и даже 70% национального производства - это экспертные оценки степени «теневизации» экономики России. Поэтому центральной проблемой укрепления экономической безопасности России и особенно ее южных регионов является поиск механизмов компенсации негативных эффектов «теневизации» экономики. Накопленный опыт рыночной трансформации постсоциалистических экономик показал, что она повсюду сопровождается активизацией теневой экономической деятельности, формируя дополнительные задачи государственной экономической политики по обеспечению экономической безопасности.

     Теневые экономические отношения присущи  всем регионам России, но они развиты  в различной степени и имеют  свои региональные особенности. В силу этого комплексное исследование региональной дифференциации теневой  экономики и разработка на этой основе программы мер, обеспечивающих детеневизацию региональной экономики, является не только фундаментальной проблемой экономической науки, но и остро стоящей практически значимой народнохозяйственной задачей.

     Трансформационной особенностью институциональной среды  южных регионов России, особенно Северо-Кавказских республик является формирование особых групп со специфическими интересами - сплоченных кланово-корпоративных образований, объединяющих различные институты публичной власти, существование которых не позволяет обеспечить объективный внешний контроль над деятельностью органов власти и неизбежно приводит к распространению теневых отношений. Поэтому обеспечение безопасного долгосрочного развития, как региональной экономики, так и экономики России в целом, требует анализа всего комплекса причин высокой степени «теневизации» трансформационной экономики как важнейшей угрозы ее экономической безопасности и концептуального обоснования программы мер, обеспечивающих повышение эффективности государственного регулирования экономики и локализацию ее теневой составляющей.

     Как показывают многочисленные исследования, криминогенная ситуация в экономике определяется: наличием значительного количества скрытой или, так называемой, латентной экономической преступности, не известной правоохранительным органам; совокупностью отражаемых судебной статистикой различных криминальных угроз безопасности в сфере экономики, взяточничества, злоупотреблений служебным положением и др.; появлением вызванных рыночными реформами новых форм экономического поведения, которые в общественном сознании расцениваются не просто как нежелательные, а как опасные и нуждающиеся в запрете и преследовании в уголовном порядке, как представляющие угрозу экономической безопасности страны.

     Неформальную  теневую экономику таким образом  можно рассматривать как определенную логику хозяйственной деятельности. В этом смысле неформальными отношениями  пронизана вся хозяйственная  жизнь страны.

 

     Список  использованной литературы

     1. Герасин А.Н. Теневые экономические отношения и их воспроизводство в рыночной системе хозяйства. – М.: Бизнес-Пресс. 2006, С. 87

     2. Канцеров Р.А., Глушков В.В. Условия, механизмы, направления и динамика распространения теневой экономики в современной России// Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2008. – № 9.

     3. Лизина О.М. Оценка масштабов теневой деятельности в трансформационной экономике // www.e-rej

     4. Пескова Д.Р. Теневая экономика и экономический рост – особенности взаимодействия //www.e-rej

     5. www.expert/printissues/expert

     6. www.gazeta.ru/financial/2011/04/01/3572005.shtml

Информация о работе Криминализация экономики России как угроза экономической безопасности государства