Кредитно денежная система Республики Белорусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 14:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ состояния современной кредитно-денежной системы и перспектив ее развития в национальной экономике.
Для чего поставлены следующие задачи:
дать понятие, структуру и виды кредитно-денежной системы;
рассмотреть механизм воздействия компонентов денежно-кредитной системы на динамику макроэкономических процессов;

Файлы: 1 файл

ЭТ_КредитДенежСистемаРБ+.doc

— 612.50 Кб (Скачать)

Главной задачей денежно-кредитной  политики является достижение поставленных экономической политикой государства макроэкономических целей: обеспечение устойчивого роста объема производства, необходимой стабильности цен и эффективной занятости населения. Указанные макроэкономические цели достигаются в тесном единстве средств денежно-кредитной политики со средствами, формирующими необходимые пропорции распределения созданного ВНП, соответствующий государственный бюджет, уровень занятости и оплаты труда, внешнеэкономические приоритеты. Денежно-кредитная политика — не единственное средство в руках государства, способствующие реализации поставленных макроэкономических задач.

Основные макроэкономические цели реально воплощаются в жизнь  через решение более конкретных, тактических задач. Государство  и его монетарные органы каждодневно ведут работу, воздействуя на формирование объема и структуры денежной массы. Такая работа ведется по-разному в зависимости оттого, насколько значительными представляются средства денежно-кредитной политики. Многое объясняется тем, какова концептуальная исходная позиция экономической политики.

В современных условиях противостоят друг другу два теоретических  подхода в теории денег: кейнсианский и монетаристский.

И современные кейнсианцы и монетаристы признают, что изменение  денежного предложения влияет на номинальный объем ВНП, но оценивают по-разному и значение этого влияния, и сам механизм. С точки зрения кейнсианцев, в основе денежно-кредитной политики должен быть положен определенный уровень процентной ставки, а с точки зрения монетаристов — само предложение денег. [3, c.342]

Денежно-кредитная политика государства традиционно рассматривается как важнейшее направление государственного регулирования экономики.

Высшая цель денежно-кредитной  политики государства, как было отмечено ранее, заключается в обеспечении стабильности цен, эффективной занятости и росте реального объема ВНП. Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках денежно-кредитной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры. В связи с этим текущая денежно-кредитная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, чем указанные выше глобальные задачи, например, на фиксацию количества денег, находящихся в обращении, определение уровня обязательных резервов, изменение ставки рефинансирования коммерческих банков и т.п.

Рассмотрим теперь сам  механизм регулирования денежной массы  в обращении, т. е. предложения денег.

Инструменты регулирования  денежного обращения.

В мировой практике используются следующие инструменты:

 

- операции  на открытом рынке с государственными  ценными бумагами;

Предположим, что на денежном рынке наблюдается излишек денежной массы в обращении и Центральный  банк ставит задачу по ограничению  или ликвидации этого излишка. В  этом случае Центральный банк начинает активно предлагать государственные ценные бумаги на открытом рынке банкам и иным хозяйственным субъектам, которые покупают правительственные ценные бумаги через специальных дилеров. Поскольку предложение государственных ценных бумаг увеличивается, их рыночная цена падает, а процентные ставки по ним растут, и, соответственно, возрастает их «привлекательность» для покупателей. Население (через дилеров) и банки начинают активно скупать правительственные ценные бумаги, что приводит к сокращению банковских резервов. Сокращение банковских резервов, в свою очередь, уменьшает предложение денег в пропорции, равной банковскому мультипликатору.

Предположим теперь, что на денежном рынке недостаток денежных средств  в обращении. В этом случае Центральный банк проводит политику, направленную на расширение денежного предложения, а именно: ЦБ начинает скупать правительственные ценные бумаги у банков и населения. Тем самым Центральный банк увеличивает спрос на государственные ценные бумаги. В результате их рыночная цена возрастает, а процентная ставка по ним падает, что делает казначейские ценные бумаги «непривлекательными» для их владельцев. Население и банки начинают активно продавать государственные ценные бумаги, что приводит к увеличению банковских резервов и (с учетом мультипликативного эффекта) к увеличению денежного предложения.

 

- политика  учетной ставки (дисконтная политика), т.е. регулирование процента по  ссудам коммерческих банков у  Центрального банка;

Ставка рефинансирования — это процент, под который Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции. Учетная ставка — это процент или дисконт, по которому Центральный банк учитывает (покупает) банковские векселя, что равнозначно кредитованию коммерческих банков. Центральный банк предоставляет этот кредит не всем желающим коммерческим банкам, а лишь тем, кто имеет прочное финансовое положение, но терпит временные трудности. Учетную ставку (ставку рефинансирования) устанавливает Центральный банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми. Коммерческие банки стремятся получить кредит. При этом увеличиваются резервы коммерческих банков, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличение учетной ставки делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, так как они становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежного предложения. Среди инструментов монетарной политики - политика учетных ставок занимает второе по значению место после политики Центрального банка на открытом рынке, а в некоторых странах является главным инструментом управления предложением денег. Она проводится обычно в сочетании с деятельностью Центрального банка на открытом рынке.

Так, при продаже государственных  ценных бумаг на открытом рынке в  целях уменьшения денежного предложения  Центральный банк устанавливает  высокую учетную ставку (выше доходности ценных бумаг), что ускоряет процесс продажи коммерческими банками правительственных ценных бумаг населению, так как им становится невыгодно восполнять резервы займами у Центрального банка, и повышает эффективность операций на открытом рынке. И наоборот, при покупке Центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке Центральный банк резко понижает учетную ставку (ниже доходности ценных бумаг). В этой ситуации коммерческим банкам выгодно занимать резервы у Центрального банка и направлять имеющиеся средства на покупку более доходных государственных ценных бумаг у населения, которое заинтересовано в их продаже. Расширительная политика Центрального банка становится более эффективной.

 

- изменение  норматива обязательных резервов, устанавливаемых Центральным банком для коммерческих банков.

В основе действия этого  инструмента денежно-кредитной политики лежит механизм влияния банковской системы на денежное предложение через банковский (денежный) мультипликатор, а именно:

а) если Центральный банк увеличивает  норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков и к мультипликативному уменьшению денежного предложения;

б) при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликативное расширение предложения денег.

Механизм воздействия денежно-кредитной политики по-разному расценивается в кейнсианской и монетаристской теориях.

 

Рассмотрим модель IS-LM [См.Приложение]

Предположим, что монетарная политика предполагает рост денежного предложения.

Рассмотрим сначала кейнсианское описание действия данного механизма (рис.1.1, а, б, в, г).

В модели IS-LM кривая LM выражает положительную зависимость между ставкой процента и доходом.

В краткосрочном периоде при  данном уровне цен на факторы производства рост предложения денег понижает ставку процента (рис.1.1 а) и увеличивает тем самым уровень дохода. Кривая LM1 в модели IS-LM сдвигается вправо — вниз, что иллюстрирует рис. 1.1, б. Номинальный национальный доход возрастает, ставка процента падает.

Сдвиг кривой LM1 вправо — вниз происходит вдоль кривой IS, отражающей возможные варианты состояния частичного равновесия на инвестиционном рынке. Снижение ставки процента приводит к сдвигу вправо — вниз вдоль кривой плановых инвестиций и вызывает рост инвестиций (рис. 1.1, в).

Увеличение плановых инвестиций, в свою очередь, вызывает сдвиг кривой совокупного спроса AD вправо — вверх, поскольку уровень инвестиций “встроен” в кривую совокупного спроса.

В модели IS-LM представлено теоретическое описание кривой совокупного спроса AD, отражающей зависимость между уровнем цен и доходом. Сдвиг кривой LM1 вправо — вниз при данных ценах отражает сдвиг AD1 вправо — вверх (рис. 1.1, г) вдоль кривой совокупного предложения AS, которая имеет положительный наклон, поскольку рассматривается в данном случае краткосрочный период с фиксированными ценами на факторы производства (затратные цены).

Такое смещение кривой AD1 означает увеличение объема производства и цен на конечные товары и услуги. Рост номинального дохода (частично рост реальный, а частично обусловленный ростом цен) смещает кривую спроса на деньги из положения MD1 до MD2 (рис. 1.1, а). Это, конечно, ограничит падение процентной ставки, но полностью не остановит ее снижения. Денежный рынок приходит в новое равновесие в точке E2, где пресекаются кривые MD2 и MS2 (рис. 1.1, а). Точка равновесия в модели IS-LM перемещается от E1 до Е2 ставка процента падает от r1 до r2 (рис. 1.1, б). Плановые инвестиции увеличиваются с I1 до I2 (рис. 1.1, в). В модели AD-AS кривая совокупного спроса AD1 перемещается в положение AD2 (рис. 1.1,г). Новое краткосрочное равновесие будет достигнуто в точке T2 где реальный национальный продукт Y2 и цена P2.

Экспансионистская политика в краткосрочном периоде приводит к понижению учетной ставки; увеличению объема производства; росту уровня цен.

Денежно-кредитная политика, направленная на уменьшение денежной массы в обращении, приводит соответственно к противоположному результату: ставка процента повышается; объем производства снижается; уровень цен падает.

Теперь рассмотрим влияние экспансионистской монетарной политики на национальную экономику в долгосрочном периоде.

На рис. 1.1, г Т2 — точка краткосрочного равновесия экономической системы. Однако экономическая система не может оставаться в этом положении неопределенно долго. Когда экономическое равновесие переместилось из Т1 в Т2 уровень цен на конечные товары и услуги возрос. В долгосрочном периоде этот рост цен повлечет за собой и рост цен на факторы производства. Эти изменения в ценах приведут к смещению кривой совокупного предложения AS вверх — влево вдоль кривой AD2, до ее возвращения к естественному уровню объема производства при точке равновесия Т3, что иллюстрирует рис. 1.2, г.

В точке Т3 (рис. 1.2, г) цены на конечные товары и услуги и на факторы производства согласованно повышаются пропорционально росту денежной массы в обращении, вызванному экспансионистской денежно-кредитной политикой.

Этот рост цен вызывает дальнейшее смещение кривой спроса на деньги MD на денежном рынке (рис. 1.2, а) вдоль кривой денежного предложения MS2 из положения MD1 в положение MD2. Равновесие устанавливается в точке Е3. Это вызывает увеличение процентной ставки с r2 до r3. Рост цен сдвигает кривую LM2 вверх до положения LM3 (рис. 1.2, б), точка равновесия в модели IS-LM устанавливается в E3. Реальные плановые инвестиции (рис. 1.2, в), которые увеличивались, когда процентная ставка падала, уменьшаются вновь при росте процентной ставки с r2 до r3 и возвращаются к начальному уровню.

При новом положении  равновесия на денежном рынке в моделях IS-LM и AD-AS и на инвестиционном рынке в долгосрочном периоде реальный объем производства и процентная ставка вернулись к исходному уровню.

Этот результат известен в экономике как “нейтральность денег в долгосрочном периоде”.

Деньги нейтральны в  том смысле, что однократное необратимое изменение количества денег в обращении вызывает в долгосрочном периоде лишь пропорциональное изменение уровня цен, не оказывая воздействия на реальный объем производства, реальные плановые инвестиции и процентную ставку. [12, c.370]

Монетаристский подход предполагает прямую связь между денежным предложением и объемом национального производства. Функция контроля за денежным предложением возложена на Центральный банк. Если он успешно ее выполняет, то он имеет реальную возможность контролировать и темпы роста ВНП, и темпы инфляции в стране.

Рассмотрим влияние  денежной массы на национальную экономику, применяя монетаристские подходы к изучаемой проблеме. Для этого выразим количество денег в обращении через количество товаров и услуг, которые можно приобрести на эти деньги, т.е. через их покупательную способность, зависящую от уровня цен.

Количество товаров  и услуг, которое можно купить на денежную массу, находящуюся в  обращении, выражается как М/Р, где  М — масса денег в обращении, Р- средний уровень цен, и называется “реальными денежными остатками” или “запасами денежных средств в реальном выражении”.

Из схемы кругооборота товаров и услуг в рамках национальной экономики следует, что ВНП характеризует также общий объем доходов в рамках национальной экономики, т. е. если рассматривать ВНП(Y) как общий доход, то в уравнении количественной теории денег V будет скоростью обращения денег по отношению к доходу и покажет среднегодовое количество владельцев, в состав дохода которых вошла одна и та же денежная единица. Если допустить, что величина V постоянна и обозначить ее через коэффициент 1/k, то, используя уравнение количественной теории денег, получим M/P = kY, т.е. предложение запасов реальных денежных средств пропорционально доходу.

Информация о работе Кредитно денежная система Республики Белорусь