Коррупция и бизнес

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 20:58, реферат

Краткое описание

Коррупция (от лат. сorruptio – подкуп, порча, упадок) трактуется в современной отечественной справочной литературе как подкуп, продажность общественных и политических деятелей, должностных лиц, т.е. как преступная деятельность в политической, экономической, военной и других сферах, заключающаяся в использовании должностными лицами своих властных возможностей и служебного положения в целях личного обогащения.

Файлы: 1 файл

кор.docx

— 124.59 Кб (Скачать)

  По  мнению разработчиков данного проекта, «борьбу с коррупцией в пределах своих полномочий ведут органы прокуратуры, внутренних дел, Федеральной службы безопасности, таможенной и пограничной  службы, налоговой полиции и другие правоохранительные органы».

  Причем  в указанных органах могут  учреждаться специализированные подразделения  по борьбе с коррупцией, к которой  «привлекаются общественные объединения  и граждане в порядке, установленном  федеральными законами и законами субъектов  Российской Федерации».

  Не  подлежит сомнению, что в борьбе с коррупцией необходима максимальная активизация деятельности правоохранительных органов. Вместе с тем неоспоримо и другое – масштабы коррупции во многом зависят от характера принимаемых законов: чем больше они возлагают на государственные структуры разрешительных и распределительных функций, тем более питательная среда создается для коррупционных действий чиновников. Здесь важно, во-первых, не допустить монополизации властных полномочий какой-либо одной властной структурой или тем более одним лицом; во-вторых, эти полномочия должны быть опосредованы участием в процессе выработки решений легитимных общественных институтов.

  Примечательный  пример из этой области содержится в Отчете о мировом развитии за 1996г. Всемирного банка. В нем, в частности, констатируется, что в паспортных отделах США коррупция практически  отсутствует, так как граждане имеют  право обращаться за паспортом в  любое из многочисленных отделений, а общенациональная система регистрации  исключает возможность повторного получения паспорта. Чтобы избежать взяток за более быструю выдачу паспортов, паспортные отделы сами предлагают ускоренное оформление за отдельную плату. И  в определенной мере такое дублирование сводит на нет возможность подкупа  должностного лица клиентами. Таким  образом, расходы взяточников превышают  возможную выгоду.16

  В идеале здесь должен превалировать  единственно разумный

  принцип взаимодействия: предприниматели в  установленных случаях направляют в государственные органы уведомления  о своих действиях, а эти органы контролируют соблюдение принятых правил.

  Однако  особо важную роль в демонополизации  властных полномочий призвана сыграть  законодательно закрепленная практика участия легитимных предпринимательских  и иных общественных организаций  в выработке органами законодательной  и исполнительной власти решений  экономического и социального характера. 

  Очевидно, не было бы шумных скандалов по поводу «Норильского никеля» и череповецкого  «Азота», других подобных инцидентов, если бы проекты процедурных решений  принимались с учетом мнений заинтересованных сторон в полуправительственных  организациях, подобных имевшим место  в дореволюционной России особым совещаниям и комитетам при ведущих  министерствах и ведомствах. Ясно, что подобная практика взаимодействия предпринимательских и властных структур, по крайней мере создавала существенные барьеры коррупционной деятельности чиновников высшего ранга.

  Таким образом, принятие и последовательное осуществление демократических  процедур при взаимодействии власти и бизнеса выступают важнейшим  средством профилактики коррупции  как застарелого социального  недуга общества и экономики. Оно  становится еще более эффективным  и действенным, если сопряжено с  прозрачностью и конкурсностью, обычно отсутствующими в российской практике взаимодействия предпринимательства с органами государственной власти.

  Как отмечает бывший глава ФСБ Н. Ковалев, «Полностью искоренить коррупцию невозможно, она есть в любом, даже высокоразвитом государстве. Снизить ее до уровня, который не будет создавать угрозу основам государственного строя, - наша задача».17

  Ясно, что понимание необходимости  борьбы с коррупцией присутствует, но в то же время юридического понятия «коррупция» до сих пор нет в российском праве. Закон «О борьбе с коррупцией» в России принимают с 1993г. Сначала это пытался сделать Верховный Совет. Затем за него несколько раз голосовала Государственная Дума. Президент трижды не подписывал этот закон. Прописанные в нем меры финансового контроля над частными лицами показались руководству страны слишком жесткими, нарушающими права человека.

  На  международном уровне взаимодействие стран по проблемам борьбы с коррупцией осуществляется в рамках многих международных  организаций, например, Совета Европы. В соответствии с решениями и резолюциями конференций министров европейских стран 1994,1997 и 1999гг., а также с Программой действий против коррупции, принятой Комитетом министров Совета Европы в ноябре 1996г., осуществление политики, нацеленной на защиту общества от коррупции становится первоочередной задачей и придает определенную направленность работе по содействию в осуществлении борьбы с коррупцией на национальном и региональном уровнях.  

  Результатом международного сотрудничества стало  подписание двух важных актов: Конвенции  об уголовной ответственности за коррупцию 1998г. и Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию 1999г.18 Оба документа подписаны Россией. Представляется возможным, что знакомство с западным опытом законодательной и репрессивной борьбы с коррупцией поможет России преодолеть кризисные явления, вызываемые коррупцией.

  Резюмируя вышеизложенное, нужно заметить, что  борьба с коррупцией должна вестись  по нескольким направлениям, только тогда  она будет приносить заметные результаты. Выделяют ряд приоритетных направлений:

  • совершенствование законодательной базы
  • усиление общественного контроля за деятельностью органов власти и законотворческим процессом
  • широкомасштабная борьба со всеми видами преступности
  • повышение уровня заработной платы госслужащих (спорное мнение)
  • активное сотрудничество с международными организациями по вопросам борьбы с коррупцией

  Как видим, между причинами коррупции  и методами борьбы с ней прослеживается самая непосредственная связь. Решающее значение придается искоренению  данного феномена, а не его последствий.

  Борьба  с коррупцией будет тем действеннее, чем стабильнее экономическая ситуация в целом, чем выше социальные гарантии населения, чем более развиты  демократические институты и  традиции в обществе. Достижение такого уровня общественного развития сможет свести коррупцию до минимума, сделать  ее социально безопасной.

Заключение.

  Подводя итоги исследования коррупции, следует  сделать некоторые выводы относительно данной проблемы.

  Во-первых, коррупция является, по общему признанию, неизбежным спутником политики. Там, где должностное лицо имеет доступ к распределению благ, всегда будет  потенциальная возможность давления на него со стороны заинтересованных лиц. Под благом в данном случае понимаются не только материальные ресурсы, но и  воля чиновника наложить или снять  запрет, предоставить возможность какой-либо деятельности и т.д.

  Во-вторых, высокий уровень коррупции заставляет обращать все больше внимания на эту  проблему. Современные средства по борьбе с коррупцией должны включать не только меры репрессивного характера, но и усовершенствование законодательства. Последнее направление должно стать  приоритетным для России на современном  этапе строительства правового  государства.

  В-третьих, консолидация общества в противостоянии данному общественному злу является необходимым условием успеха в борьбе с коррупцией.

  В целом, представляется очевидным, что  проблема исследования коррупции еще  не исчерпана полностью. Реальность вносит коррективы в самые, казалось, очевидные вещи. Не исключено, что в будущем проявятся новые формы проявления коррупции и теневой деятельности вообще. Задача общества и государства – снизить вероятность этого до минимума.

Список  использованной литературы. 

  
  1. Шамхалов Ф.И. Государство и экономика. Учебник. М., 2000.
  2. Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 8.
  3. Собрание законодательства РФ. Проекты федеральных законов 1993-1997гг.
  4. Некоторые аспекты международно-правового сотрудничества государств-членов Совета Европы в области борьбы с коррупцией.// Журнал российского права. 2000. №7.
  5. Коррупцию шлагбаумом не перекроешь.//Парламентская газета. 1 февр.2001. С.5
  6. Особенности менеджмента в России.//Управление персоналом. 1999.№9. С.53-54.
  7. От плана к рынку. Отчет о мировом развитии. Международный банк реконструкции и развития.//Всемирный банк. 1996. С.133.
  8. Теневой образ жизни.//Полис. 2000. №4.С.19-23.
  9. Концепция социально-экономического развития России на период до 2005г.С.8.
  10. Годовой доклад Торгово-промышленной Палаты РФ, 1996.С.6.
  11. Махинации с капиталом.//Экономические новости России и стран Содружества. 1995г. Апрель №8.С.18.
  12. М. Левин, Г. Сатаров. Что есть коррупция?// Независимая газета. 1997. 2 окт.С.6
  13. Коррупция и органы государственной власти.//Независимая газета. 2000. 6 сент.С.3-4.

Информация о работе Коррупция и бизнес