Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 20:58, реферат
Коррупция (от лат. сorruptio – подкуп, порча, упадок) трактуется в современной отечественной справочной литературе как подкуп, продажность общественных и политических деятелей, должностных лиц, т.е. как преступная деятельность в политической, экономической, военной и других сферах, заключающаяся в использовании должностными лицами своих властных возможностей и служебного положения в целях личного обогащения.
По мнению разработчиков данного проекта, «борьбу с коррупцией в пределах своих полномочий ведут органы прокуратуры, внутренних дел, Федеральной службы безопасности, таможенной и пограничной службы, налоговой полиции и другие правоохранительные органы».
Причем в указанных органах могут учреждаться специализированные подразделения по борьбе с коррупцией, к которой «привлекаются общественные объединения и граждане в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации».
Не подлежит сомнению, что в борьбе с коррупцией необходима максимальная активизация деятельности правоохранительных органов. Вместе с тем неоспоримо и другое – масштабы коррупции во многом зависят от характера принимаемых законов: чем больше они возлагают на государственные структуры разрешительных и распределительных функций, тем более питательная среда создается для коррупционных действий чиновников. Здесь важно, во-первых, не допустить монополизации властных полномочий какой-либо одной властной структурой или тем более одним лицом; во-вторых, эти полномочия должны быть опосредованы участием в процессе выработки решений легитимных общественных институтов.
Примечательный
пример из этой области содержится
в Отчете о мировом развитии за
1996г. Всемирного банка. В нем, в частности,
констатируется, что в паспортных
отделах США коррупция
В идеале здесь должен превалировать единственно разумный
принцип
взаимодействия: предприниматели в
установленных случаях
Однако
особо важную роль в демонополизации
властных полномочий призвана сыграть
законодательно закрепленная практика
участия легитимных предпринимательских
и иных общественных организаций
в выработке органами законодательной
и исполнительной власти решений
экономического и социального характера.
Очевидно, не было бы шумных скандалов по поводу «Норильского никеля» и череповецкого «Азота», других подобных инцидентов, если бы проекты процедурных решений принимались с учетом мнений заинтересованных сторон в полуправительственных организациях, подобных имевшим место в дореволюционной России особым совещаниям и комитетам при ведущих министерствах и ведомствах. Ясно, что подобная практика взаимодействия предпринимательских и властных структур, по крайней мере создавала существенные барьеры коррупционной деятельности чиновников высшего ранга.
Таким образом, принятие и последовательное осуществление демократических процедур при взаимодействии власти и бизнеса выступают важнейшим средством профилактики коррупции как застарелого социального недуга общества и экономики. Оно становится еще более эффективным и действенным, если сопряжено с прозрачностью и конкурсностью, обычно отсутствующими в российской практике взаимодействия предпринимательства с органами государственной власти.
Как отмечает бывший глава ФСБ Н. Ковалев, «Полностью искоренить коррупцию невозможно, она есть в любом, даже высокоразвитом государстве. Снизить ее до уровня, который не будет создавать угрозу основам государственного строя, - наша задача».17
Ясно, что понимание необходимости борьбы с коррупцией присутствует, но в то же время юридического понятия «коррупция» до сих пор нет в российском праве. Закон «О борьбе с коррупцией» в России принимают с 1993г. Сначала это пытался сделать Верховный Совет. Затем за него несколько раз голосовала Государственная Дума. Президент трижды не подписывал этот закон. Прописанные в нем меры финансового контроля над частными лицами показались руководству страны слишком жесткими, нарушающими права человека.
На
международном уровне взаимодействие
стран по проблемам борьбы с коррупцией
осуществляется в рамках многих международных
организаций, например, Совета Европы.
В соответствии с решениями и резолюциями
конференций министров европейских стран
1994,1997 и 1999гг., а также с Программой действий
против коррупции, принятой Комитетом
министров Совета Европы в ноябре 1996г.,
осуществление политики, нацеленной на
защиту общества от коррупции становится
первоочередной задачей и придает определенную
направленность работе по содействию
в осуществлении борьбы с коррупцией на
национальном и региональном уровнях.
Результатом
международного сотрудничества стало
подписание двух важных актов: Конвенции
об уголовной ответственности за
коррупцию 1998г. и Конвенции о гражданско-
Резюмируя вышеизложенное, нужно заметить, что борьба с коррупцией должна вестись по нескольким направлениям, только тогда она будет приносить заметные результаты. Выделяют ряд приоритетных направлений:
Как видим, между причинами коррупции и методами борьбы с ней прослеживается самая непосредственная связь. Решающее значение придается искоренению данного феномена, а не его последствий.
Борьба с коррупцией будет тем действеннее, чем стабильнее экономическая ситуация в целом, чем выше социальные гарантии населения, чем более развиты демократические институты и традиции в обществе. Достижение такого уровня общественного развития сможет свести коррупцию до минимума, сделать ее социально безопасной.
Заключение.
Подводя итоги исследования коррупции, следует сделать некоторые выводы относительно данной проблемы.
Во-первых,
коррупция является, по общему признанию,
неизбежным спутником политики. Там,
где должностное лицо имеет доступ
к распределению благ, всегда будет
потенциальная возможность
Во-вторых,
высокий уровень коррупции
В-третьих,
консолидация общества в противостоянии
данному общественному злу
В целом, представляется очевидным, что проблема исследования коррупции еще не исчерпана полностью. Реальность вносит коррективы в самые, казалось, очевидные вещи. Не исключено, что в будущем проявятся новые формы проявления коррупции и теневой деятельности вообще. Задача общества и государства – снизить вероятность этого до минимума.
Список
использованной литературы.