Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 20:58, реферат
Коррупция (от лат. сorruptio – подкуп, порча, упадок) трактуется в современной отечественной справочной литературе как подкуп, продажность общественных и политических деятелей, должностных лиц, т.е. как преступная деятельность в политической, экономической, военной и других сферах, заключающаяся в использовании должностными лицами своих властных возможностей и служебного положения в целях личного обогащения.
  Очень 
часто лоббирование экономических 
интересов направлено на деятельность 
законодательных и 
Подводя итог исследования причин возникновения коррупции, выделим основные из них:
Совокупность этих причин приводит к широчайшему распространению коррупции. Для иллюстрации этого приведен ряд социологических данных разной направленности, позволяющих составить четкое представление об уровне коррупции, личностях коррупционеров, а также отношении людей к проблемам борьбы с нею.
1.3. 
Некоторые статистические 
данные о коррупции 
в России.  
  В 
августе 1999г. было проведено широкомасштабное 
исследование «Теневая Россия». Важным 
направлением работы было выяснение 
того, как сознание различных групп 
населения зависит от причастности 
или непричастности к самостоятельному 
бизнесу. По этому критерию все респонденты 
были разделены на несколько групп. 
Первая группа – предприниматели (около 
4% опрошенных), вторая – люди, которые 
желали бы заняться бизнесом, но по ряду 
причин осуществить этого не могут 
(21%), подавляющее большинство 
  На 
вопрос «Приходилось ли вам лично 
в последние годы сталкиваться с 
коррупцией, взяточничеством, незаконными 
поборами и другими незаконными 
корыстными действиями со стороны должностных 
лиц?» были получены следующие ответы. 
  | 
Здесь группа А – предприниматели, группа Б – люди, желающие заняться предпринимательством, группа В – люди, не испытывающие желания заняться предпринимательской деятельностью. Данные приведены в процентах к общей численности группы.
Как видим, большинство россиян получает информацию о коррупции из вторых и третьих рук, лично она их не затронула, т.е. считать себе ее непосредственными жертвами они не могут. Это относится к населению в целом, к потенциальным предпринимателям и к тем, кто не желает заниматься предпринимательством. И, напротив, люди, имеющие собственный бизнес, в массе своей указывают, что знают о коррупции не понаслышке.
Но влияет ли факт личного столкновения с коррупцией на оценку общественной значимости борьбы с ней? На вопрос «Насколько важна сегодня, на ваш взгляд, проблема борьбы с теневой экономикой, коррупцией и другими видами экономических преступлений?» были даны следующие ответы.
  | 
Полученные данные кажутся парадоксальными: предприниматели, чаще других сталкивающиеся с коррупцией, оценивают значимость борьбы с ней ниже всех, а люди, не имеющие отношения к бизнесу, ставят эту проблему выше, чем кто бы то ни было.
  Первое, 
что приходит на ум, когда пытаешься 
разгадать этот парадокс, - известный 
факт союза теневого бизнеса и 
государственной бюрократии в современной 
России. Отсюда вроде бы должно следовать, 
что предприниматель и 
  Исследователей 
проблемы коррупции заинтересовал 
и примерный портрет 
Из приведенного статистического анализа не следует, что в наибольшей степени коррупции подвержены служащие органов исполнительной власти, поскольку численность соответствующих групп лиц, имеющих публичный статус, существенно различается. Также необходимо учесть, что особый уголовно-процессуальный статус депутатов, судей и прокуроров препятствует эффективному выявлению и привлечению к уголовной ответственности коррумпированных должностных лиц из их числа. Коррупционеры, как показало проведенное в Москве в 1994-1996гг. исследование, отличались большими, чем среднестатистический преступник, средним возрастом (37 лет), а также уровнями феминизации (27% коррупционеров – женщины) и образования (52% лиц с высшим и неоконченным высшим образованием). Опрос 124 осужденных за коррупционные преступления, проведенный в тот же период, показал, 72% из них были осведомлены об уголовной противоправности своего деяния; 96% рассчитывали избежать наказания; 83% считали назначенное им наказание незаслуженно суровым и лишь 2% полагали, что понесли справедливое наказание.12 Из предложенных данных можно сделать вывод, что должностные лица, принимающие взятки, не видят в этом ничего предосудительного и идут на преступление, представляя себе опасность последствий.
  Безусловно, 
изложенного анализа статистики 
не достаточно, чтобы представить макрокартину 
уровня коррупции, поэтому необходимо 
обратиться к агрегированным показателям и мировым оценкам российской коррупции.
По данным МВД уровень коррупции продолжает неуклонно расти.
  Число 
коррупционных преступлений (1995-1998)13  
  
 
11960
12745
14393
  15382 
 
  1995 
1996 1997 1998 
 
Согласно данным центра антикоррупционных исследований и инициатив «Transparency International – Россия», обнародованных в сентябре 2000г., Россия входит в число самых коррумпированных государств в мире.
  Специальная 
финансовая комиссия по проблемам отмывания 
капитала (FATF), включила Россию в список 
15 стран, в которых налоговое 
  Такова 
современная картина уровня коррупции 
в России. Очевидно, представленные 
данные служат хорошей иллюстрацией 
к доводу о необходимости борьбы 
с данным злом.  
3. Меры по борьбе с коррупцией.
  Исходя 
из выявленных закономерностей появления, 
становления и развития коррупции, 
должны, очевидно, вырабатываться (опять 
же с участием всех общественных сил) 
конкретные методы и формы борьбы 
с коррупцией как доминирующим социальным 
злом трансформационного периода. Речь 
идет о выработке и 
Именно такую направленность имеет проект федерального закона «О борьбе с коррупцией»15, подготовленный Комитетом по безопасности Государственной Думы, который, исходя из его содержания, уместнее было бы назвать законом «Об уголовной и административной ответственности за коррупционные правонарушения». В данном проекте определены субъекты правонарушений, связанных с коррупцией, сформулированы специальные требования к лицам, претендующим на выполнение государственных функций, определены меры финансового контроля за ними, а также уже выполняющим эти функции, осуществлена классификация коррупционных правонарушений и установлены меры ответственности за них и порядок устранения последствий коррупционных правонарушений. В соответствии с духом и буквой проекта закона определены органы, ведущие борьбу с коррупцией.