Коррупция и бизнес

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 20:58, реферат

Краткое описание

Коррупция (от лат. сorruptio – подкуп, порча, упадок) трактуется в современной отечественной справочной литературе как подкуп, продажность общественных и политических деятелей, должностных лиц, т.е. как преступная деятельность в политической, экономической, военной и других сферах, заключающаяся в использовании должностными лицами своих властных возможностей и служебного положения в целях личного обогащения.

Файлы: 1 файл

кор.docx

— 124.59 Кб (Скачать)

  Очень часто лоббирование экономических  интересов направлено на деятельность законодательных и исполнительных органов государственной власти, причем чаще всего оно успешно  реализуется в принятии необходимых  законов, которые служат узко групповым  интересам. Этому много причин. Во-первых, отсутствует предельно прозрачный механизм осуществления законодательной, исполнительной и судебной властей. Во-вторых, от выработки проектов соответствующих  законов и решений фактически отстранено большинство общественных сил и прежде всего доминирующих сил рыночной экономики, каковыми являются трудящиеся, мелкое предпринимательство  и потребители в лице их союзов и объединений. Иначе говоря, в  решающей мере корни проблемы заключаются  в отсутствии действенного механизма  взаимодействия властных и общественных структур, отсутствии демократических  институциональных форм согласования интересов, а, следовательно, и обратной связи между всеми ветвями  государственной власти и общественными, негосударственными структурами.

  Подводя итог исследования причин возникновения  коррупции, выделим основные из них:

  • непомерное разрастание бюрократического аппарата чиновников
  • криминализация властных отношений (зависимость власти от частного капитала)
  • низкий уровень заработной платы госслужащих
  • отсутствие общественного контроля за деятельностью органов государственной власти
  • несовершенство законодательства, регулирующего отношения власти и капитала.

  Совокупность  этих причин приводит к широчайшему  распространению коррупции. Для  иллюстрации этого приведен ряд  социологических данных разной направленности, позволяющих составить четкое представление  об уровне коррупции, личностях коррупционеров, а также отношении людей к  проблемам борьбы с нею.

1.3. Некоторые статистические данные о коррупции в России.  

  В августе 1999г. было проведено широкомасштабное исследование «Теневая Россия». Важным направлением работы было выяснение  того, как сознание различных групп  населения зависит от причастности или непричастности к самостоятельному бизнесу. По этому критерию все респонденты  были разделены на несколько групп. Первая группа – предприниматели (около 4% опрошенных), вторая – люди, которые  желали бы заняться бизнесом, но по ряду причин осуществить этого не могут (21%), подавляющее большинство граждан  не имеют такого намерения (67%).

  На  вопрос «Приходилось ли вам лично  в последние годы сталкиваться с  коррупцией, взяточничеством, незаконными  поборами и другими незаконными  корыстными действиями со стороны должностных  лиц?» были получены следующие ответы. 

  Ответы   Население в целом Группа А Группа Б Группа В
  Нет   58   22   52   64
  Лишь  раз   7   9   8   6
  Редко   20   35   24   18
  Довольно  часто   7   9   11   5
  Очень часто   1   12   1   1
  Ежедневно   2   1   3   1
  Затрудняюсь ответить   5   13   1   5
 

  Здесь группа А – предприниматели, группа Б – люди, желающие заняться предпринимательством, группа В – люди, не испытывающие желания заняться предпринимательской деятельностью. Данные приведены в процентах к общей численности группы.

  Как видим, большинство россиян получает информацию о коррупции из вторых и третьих рук, лично она их не затронула, т.е. считать себе ее непосредственными  жертвами они не могут. Это относится  к населению в целом, к потенциальным  предпринимателям и к тем, кто  не желает заниматься предпринимательством. И, напротив, люди, имеющие собственный  бизнес, в массе своей указывают, что знают о коррупции не понаслышке.

  Но  влияет ли факт личного столкновения с коррупцией на оценку общественной значимости борьбы с ней? На вопрос «Насколько важна сегодня, на ваш  взгляд, проблема борьбы с теневой  экономикой, коррупцией и другими  видами экономических преступлений?»  были даны следующие ответы.

  Ответы   Население в целом Группа А Группа Б Группа В
  Это самая важная проблема   43   29   39   45
  Одна  из важнейших   43   42   47   42
  Это второстепенная проблема   4   17   5   3
  Вообще  не вижу в этом проблемы   3   5   5   2
 

  Полученные  данные кажутся парадоксальными: предприниматели, чаще других сталкивающиеся с коррупцией, оценивают значимость борьбы с ней  ниже всех, а люди, не имеющие отношения  к бизнесу, ставят эту проблему выше, чем кто бы то ни было.

  Первое, что приходит на ум, когда пытаешься  разгадать этот парадокс, - известный  факт союза теневого бизнеса и  государственной бюрократии в современной  России. Отсюда вроде бы должно следовать, что предприниматель и коррумпированный чиновник нужны друг другу: ведь первый, оказавшись в теневой среде, не может  обходиться без оплачиваемого покровительства  со стороны второго, а потому и  к разговорам о борьбе с коррупцией не может не относиться с известной  долей настороженности. Но если и  так, то не очень понятно, почему все-таки большинство бизнесменов придают  этой проблеме довольно большое значение, а не отбрасывают ее как несуществующую. В данной связи нам, видимо, будет  важно выяснить, действительно ли предприниматели во что бы то ни стало хотят остаться в теневой среде или, наоборот, желали бы, будь такая возможность, выбраться из нее.11

  Исследователей  проблемы коррупции заинтересовал  и примерный портрет среднестатистического  коррупционера. В 1996г. структура лиц, уполномоченных на выполнение государственных  функций, незаконно получивших преимущества по государственной или муниципальной  службе вопреки ее интересам выглядела  следующим образом:

  • работники министерств и комитетов субъектов РФ – 41,1%
  • сотрудники правоохранительных органов – 26,5%
  • работники контролирующих органов – 8,9%
  • работники таможенной службы – 3,2%
  • депутаты – 0,8%
  • иные категории – 19,6%.

  Из  приведенного статистического анализа  не следует, что в наибольшей степени  коррупции подвержены служащие органов  исполнительной власти, поскольку численность  соответствующих групп лиц, имеющих  публичный статус, существенно различается. Также необходимо учесть, что особый уголовно-процессуальный статус депутатов, судей и прокуроров препятствует эффективному выявлению и привлечению  к уголовной ответственности  коррумпированных должностных лиц  из их числа. Коррупционеры, как показало проведенное в Москве в 1994-1996гг. исследование, отличались большими, чем среднестатистический преступник, средним возрастом (37 лет), а также уровнями феминизации (27% коррупционеров – женщины) и образования (52% лиц с высшим и неоконченным высшим образованием). Опрос 124 осужденных за коррупционные преступления, проведенный  в тот же период, показал, 72% из них  были осведомлены об уголовной противоправности своего деяния; 96% рассчитывали избежать наказания; 83% считали назначенное  им наказание незаслуженно суровым  и лишь 2% полагали, что понесли  справедливое наказание.12 Из предложенных данных можно сделать вывод, что должностные лица, принимающие взятки, не видят в этом ничего предосудительного и идут на преступление, представляя себе опасность последствий.

  Безусловно, изложенного анализа статистики не достаточно, чтобы представить макрокартину уровня коррупции, поэтому необходимо 

  обратиться  к агрегированным показателям и  мировым оценкам российской коррупции.

  По  данным МВД уровень коррупции  продолжает неуклонно расти.

  Число коррупционных преступлений (1995-1998)13  

    

  11960

  12745

  14393

  15382 
 

  

  1995 1996 1997 1998 
 

  Согласно  данным центра антикоррупционных исследований и инициатив «Transparency International – Россия», обнародованных в сентябре 2000г., Россия входит в число самых коррумпированных государств в мире.

  Специальная финансовая комиссия по проблемам отмывания  капитала (FATF), включила Россию в список 15 стран, в которых налоговое законодательство провоцирует отмывание денег, а  государственные органы не проявляют  должного рвения в борьбе с этим злом.14

  Такова  современная картина уровня коррупции  в России. Очевидно, представленные данные служат хорошей иллюстрацией к доводу о необходимости борьбы с данным злом.  

3. Меры по борьбе  с коррупцией.

  Исходя  из выявленных закономерностей появления, становления и развития коррупции, должны, очевидно, вырабатываться (опять  же с участием всех общественных сил) конкретные методы и формы борьбы с коррупцией как доминирующим социальным злом трансформационного периода. Речь идет о выработке и совершенствовании  мер репрессивного характера, нацеленных на неуклонное подавление коррупционных  правонарушений путем формирования соответствующей законодательной  базы.

  Именно  такую направленность имеет проект федерального закона «О борьбе с коррупцией»15, подготовленный Комитетом по безопасности Государственной Думы, который, исходя из его содержания, уместнее было бы назвать законом «Об уголовной и административной ответственности за коррупционные правонарушения». В данном проекте определены субъекты правонарушений, связанных с коррупцией, сформулированы специальные требования к лицам, претендующим на выполнение государственных функций, определены меры финансового контроля за ними, а также уже выполняющим эти функции, осуществлена классификация коррупционных правонарушений и установлены меры ответственности за них и порядок устранения последствий коррупционных правонарушений. В соответствии с духом и буквой проекта закона определены органы, ведущие борьбу с коррупцией.

Информация о работе Коррупция и бизнес