в определённых
случаях создание новых рынков,
поддержка необходимых обществу
рынков и рыночных структур, рыночных
начинаний и нововведений и
т.п. ;
воздействие
на рынок с целью достижения
каких-то общественных целей (например,
для повышение темпов роста
экономики, снижения уровня безработицы
и т.д.) .
Процесс регулирования
на рынке ценных бумаг включает:
создание
нормативной базы функционирования
рынка, т.е. разработка законов,
постановлений, инструкций, правил,
методических положений и других
нормативных актов, которые ставят
функционирование рынка на общепризнанную
и всеми соблюдаемую основу;
отбор профессиональных
участников рынка; современный
р. ц. б., как, пожалуй, и любой другой
рынок, невозможен без профессиональных
посредников. Однако не любое лицо или
не любая организация могут занять место
такого посредника. Чтобы это сделать,
необходимо удовлетворить определённым
требованиям по знаниям, опыту и капиталу,
которые устанавливаются уполномоченными
на это регулирующими организациями или
органами;
контроль за
соблюдением выполнения всеми участниками
рынка норм и правил функционирования
рынка; этот контроль выполняется соответствующими
контрольными органами;
систему санкций
за отклонение от норм и
правил, установленных на рынке;
такими санкциями могут быть:
устные и письменные предупреждения,
штрафы, уголовные наказания, исключение
из рядов участников рынка. 2. Принципы
регулирования рынка ценных бумаг
Принципы
регулирования российского р.
ц. б. во многом зависят от существующих
в стране политических и экономических
условий, но одновременно они должны отражать
и проверенную временем историческую
практику мирового р. ц. б.
Основные
принципы:
1. Разделение
подходов в регулировании отношений
между эмитентом и инвестором,
с одной стороны, и отношений
с участием профессиональных
участников рынка – с другой.
В первой связке регулируются
отношения между владельцем прав
по ценной бумаге и лицом
по ней обязанным; во второй
– отношения, в которых заключаются
и исполняются сделки между
эмитентом и профессиональным
участником, инвестором и профессиональным
участником или между профессиональными
участниками; 2. Выделение из всех
видов ц. б. так называемых инвестиционных,
т.е. тех, которые выпускаются массово,
сериями (траншами) и могут быстро распространяться
и рынок которых может быть быстро организован.
Именно такие бумаги нуждаются в тщательном
регулировании, поскольку именно такими
инструментами злоумышленники могут нанести
большой ущерб участникам рынка; 3. Максимально
широкое использование процедур раскрытия
информации обо всех участниках рынка
– эмитентах, крупных инвесторах и профессиональных
участниках. Этим механизмом достигается
возможность получения участниками рынка
информации друг о друге для принятия
деловых решений при операциях на рынке;
4. Необходимость обеспечения конкуренции
как механизма объективного повышения
качества услуг и снижения их стоимости.
Этот принцип реализуется через неприятие
регулятивных документов, делающих преференции
отдельным участникам рынка. Все субъекты
регулирования имеют равные права перед
регулирующими органами – в нормах не
упоминаются конкретные имена или фирменные
названия; 5. При Разделении полномочий
между регулирующими органами следует
исходить из того, что нормотворчество
и нормоприменение не должны совмещаться
одним лицом; 6. Обеспечение гласности
нормотворчества, широкое публичное обсуждение
путей решения проблем рынка. Такой принцип
повышает качество нормотворчества и
его объективность; 7. Соблюдение принципа
преемственности российской системы регулирования
р. ц. б., имеющей определённую историю
и традиции. Нельзя не учитывать и всё
растущую интеграцию национального фондового
рынка с международным. Неэффективно начинать
строить новую систему регулирования
рынка "с центра поля", необходимо
практически учитывать опыт мирового
рынка, качественно перерабатывать его
и использовать удачные регуляционные
решения. Не следует делать из этого опыта
догмы, т.к. повторение чужих ошибок может
замедлить прогресс в регулировании рынка;
8. Оптимальное распределение функций
регулирования р. ц. б. между государственными
и негосударственными органами управления
(коммерческими организациями, общественными
организациями) . 3. Государственное регулирование
российского рынка ценных бумаг
Государство
на российском р. ц. б. выступает в качестве:
эмитента
при выпуске государственных
ценных бумаг;
инвестора
при управлении крупными портфелями
акций промышленных предприятий.
профессионального
участника при торговле акциями
в ходе приватизационных аукционов;
регулятора
при написании законодательства
и подзаконных актов;
верховного
арбитра в спорах между участниками
рынка через систему судебных
органов.
Государственное
регулирование р. ц. б.
– это
регулирование со стороны общественных
органов государственной власти.
Система государственного
регулирования рынка включает:
государственные
и иные нормативные акты;
государственные
органы регулирования и контроля.
Формы государственного
управления рынка
Прямое или
административное, управление р.
ц. б.
со стороны
государства осуществляется путём:
установления
обязательны требований ко всем
участника р. ц. б. ;
регистрации
участников рынка и ценных
бумаг, эмитируемых ими;
лицензирования
профессиональной деятельности
на р. ц. б. ;
обеспечения
гласности и равной информированности
всех участников рынка;
поддержания
правопорядка на рынке.
Косвенное,
или экономическое, управление
р. ц. б.
осуществляется
государством через находящиеся
в его распоряжении экономические
рычаги и капиталы:
систему налогообложения
(ставки налогов, льготы и освобождённые
от них) ;
денежную
политику (процентные ставки, минимальный
размер заработной платы и
др.) ;
государственные
капиталы (государственный бюджет,
внебюджетные фонды финансовых
ресурсов и др.) ;
государственную
собственность и ресурсы (государственные
предприятия, природные ресурсы
и земли) .
Структура
органов государственного регулирования
российского рынка ценных бумаг
в настоящее время ещё не
сложилась.
На начало
1996 г. её составляли: Высшие органы
государственной власти:
Государственная
Дума издаёт законы, регулирующие
р. ц. б.
Президент
издаёт указы, поскольку законы
принимаются довольно медленно
и развитие р. ц. б. в России осуществляется
в основном в соответствии с этими указами;
главная их цель – осуществление и ускорение
процесса приватизации и экономической
реформы;
Правительство
– выпускает постановления, обычно
в развитие указов президента.
Государственные органы регулирования
р. ц. б. министерского уровня: Федеральная
комиссия по р. ц. б. (ФКЦБ) ; Министерство
финансов РФ (Минфин) ; Центральный банк
РФ (ЦБ) ; Государственный комитет по антимонопольной
политике; Госстрахнадзор.
ФКЦБ имеет
много полномочий в области
координации, разработки стандартов,
лицензирования, установления квалификационных
требований и т.д. реально пока
занимается только лицензированием
деятельности реестродержателей и
регулированием их деятельности, а также
заканчивает разработку системы регулирования
паевых инвестиционных фондов – разновидности
фондов коллективного инвестирования.
По мере создания организационной структуры
может взять на себя основную нормотворческую
и контрольную работу по регулированию
р. ц. б.
Минфин РФ
– министерство в составе Правительства
– регистрирует выпуски ц. б. корпораций
(кроме кредитных организаций) , субъектов
федерации и органов местного самоуправления,
лицензирует фондовые биржи, инвестиционные
компании, инвестиционные фонды, устанавливает
правила бухгалтерского учёта операций
с ц. б., осуществляет выпуск государственных
ц. б. и регулирует их обращение.
ЦБ РФ –
федеральный орган, действующий
на основании закона, регистрирует
выпуски ц. б. кредитных организаций,
осуществляет операции и регулирует порядок
осуществления кредитными организациями
операций на открытом р. ц. б., ломбардного
кредитования и переучёта векселей, устанавливает
и контролирует антимонопольные требования
к операциям на р. ц. б. кредитных организаций
и организаций, производящих безналичные
расчёты по сделкам с ц. б. (в том числе
депозитариев) , контролирует экспорт
и импорт капитала.
Государственный
комитет по антимонопольной политике
устанавливает антимонопольные
правила и осуществляет контроль
за их исполнением.
Госстрахнадзор
регулирует особенности деятельности
на р. ц. б. страховых компаний.
Основные
законодательные акты, которыми
регулируется российский р. ц. б.:
Гражданский
кодекс РФ, части I и II (1995 –
1996 гг.) ;
Закон "О
банках и банковской деятельности"
(1990 г.) ;
Закон "О
Центральном банке Российской
Федерации" (1995 г.) ;
Закон "О
приватизации государственных и
муниципальных предприятий в
РСФСР" (1991 г.) ;
Закон "О
товарных биржах и биржевой
торговле" (1992 г.)
Закон "О
валютном регулировании и валютном
контроле" (1992 г.) ;
Закон "О
государственном внутреннем долге
Российской Федерации" (1992 г.) ;
Закон об
акционерных обществах (1996 г.) ;
Закон о
рынке ценных бумаг (1996 г.) ;
Указы Президента
по развитию рынка ценных бумаг;
за период с 1992 г. выпущено
порядка пятидесяти указов, которыми
в основном и регулируется
российский рынок ценных бумаг;
постановления
Правительства Российской Федерации
в основном касаются регулирования
и развития рынка государственных
ценных бумаг во всех их
разновидностях.
4. Саморегулируемые
организации рынка ценных бумаг
Саморегулируемые
организации – это некоммерческие, негосударственные
организации, создаваемые профессиональными
участниками р. ц. б. на добровольной основе,
с целью регулирования определённых аспектов
рынка на основе государственных гарантий
поддержки, выражающихся в присвоении
им государственного статуса саморегулируемой
организации.
Количество
и направленность саморегулируемых
организаций должны устанавливаться государством,
так как один и тот же предмет саморегулирования
не может регулироваться сразу двумя или
более однотипными органами.
Права саморегулируемой
организации:
разработка
обязательных правил и стандартов
профессиональной деятельности
и операций на рынке;
осуществление
профессиональной подготовки кадров,
установление требований, обязательных
для работы на данном рынке;
контроль за
соблюдением участниками рынка установленных
правил и нормативов;
информационная
деятельность на рынке;
обеспечение
связи и представительства (защиты)
интересов участников.
До принятия
Закона о рынке ценных бумаг
в российской практике отсутствовала
юридическая основа для саморегулируемых
организаций, однако, различного рода
объединения участников рынка имелись
в виде ассоциаций (союзов) фондовых бирж,
регистраторов и депозитариев, других
профессиональных участников фондового
рынка России.
Список используемой
литературы
Рынок ценных
бумаг: Учебник / Под ред. В. А. Галанова,
А. И. Басова. – М.: Финансы и статистика,
2000. – 352 с.: ил.
Закон РФ
"О рынке ценных бумаг", ст.
2.
Миркин Я.
М. "Ценные бумаги и фондовый
рынок". Москва, “Перспектива” ,
1995г.
Серебрякова
Л. А. "Мировой опыт регулирования
рынка ценных бумаг", Финансы.
- 1996, N1.