Контрольная работа по «Рынок ценных бумаг»

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 10:04, контрольная работа

Краткое описание

Ценная бумага - это особый продукт рынка ссудных капиталов, который обращается на обособившемся рынке и имеет особые формы, функции и характеристики. Ценные бумаги – это денежные или товарные документы, дающие их обладателю имущественные права по отношению к эмитентам и право на получение определенных денежных сумм, доходов.

Файлы: 1 файл

РЦБ.docx

— 27.86 Кб (Скачать)

 в определённых  случаях создание новых рынков, поддержка необходимых обществу  рынков и рыночных структур, рыночных  начинаний и нововведений и  т.п. ;

 воздействие  на рынок с целью достижения  каких-то общественных целей (например, для повышение темпов роста  экономики, снижения уровня безработицы  и т.д.) .

 Процесс регулирования  на рынке ценных бумаг включает:

 создание  нормативной базы функционирования  рынка, т.е. разработка законов,  постановлений, инструкций, правил, методических положений и других  нормативных актов, которые ставят  функционирование рынка на общепризнанную  и всеми соблюдаемую основу;

 отбор профессиональных  участников рынка; современный  р. ц. б., как, пожалуй, и любой другой рынок, невозможен без профессиональных посредников. Однако не любое лицо или не любая организация могут занять место такого посредника. Чтобы это сделать, необходимо удовлетворить определённым требованиям по знаниям, опыту и капиталу, которые устанавливаются уполномоченными на это регулирующими организациями или органами;

 контроль за соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка; этот контроль выполняется соответствующими контрольными органами;

 систему санкций  за отклонение от норм и  правил, установленных на рынке;  такими санкциями могут быть: устные и письменные предупреждения, штрафы, уголовные наказания, исключение из рядов участников рынка. 2. Принципы регулирования рынка ценных бумаг

 Принципы  регулирования российского р.  ц. б. во многом зависят от существующих в стране политических и экономических условий, но одновременно они должны отражать и проверенную временем историческую практику мирового р. ц. б.

 Основные  принципы:

1. Разделение  подходов в регулировании отношений  между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений  с участием профессиональных  участников рынка – с другой. В первой связке регулируются  отношения между владельцем прав  по ценной бумаге и лицом  по ней обязанным; во второй  – отношения, в которых заключаются  и исполняются сделки между  эмитентом и профессиональным  участником, инвестором и профессиональным  участником или между профессиональными  участниками; 2. Выделение из всех  видов ц. б. так называемых инвестиционных, т.е. тех, которые выпускаются массово, сериями (траншами) и могут быстро распространяться и рынок которых может быть быстро организован. Именно такие бумаги нуждаются в тщательном регулировании, поскольку именно такими инструментами злоумышленники могут нанести большой ущерб участникам рынка; 3. Максимально широкое использование процедур раскрытия информации обо всех участниках рынка – эмитентах, крупных инвесторах и профессиональных участниках. Этим механизмом достигается возможность получения участниками рынка информации друг о друге для принятия деловых решений при операциях на рынке; 4. Необходимость обеспечения конкуренции как механизма объективного повышения качества услуг и снижения их стоимости. Этот принцип реализуется через неприятие регулятивных документов, делающих преференции отдельным участникам рынка. Все субъекты регулирования имеют равные права перед регулирующими органами – в нормах не упоминаются конкретные имена или фирменные названия; 5. При Разделении полномочий между регулирующими органами следует исходить из того, что нормотворчество и нормоприменение не должны совмещаться одним лицом; 6. Обеспечение гласности нормотворчества, широкое публичное обсуждение путей решения проблем рынка. Такой принцип повышает качество нормотворчества и его объективность; 7. Соблюдение принципа преемственности российской системы регулирования р. ц. б., имеющей определённую историю и традиции. Нельзя не учитывать и всё растущую интеграцию национального фондового рынка с международным. Неэффективно начинать строить новую систему регулирования рынка "с центра поля", необходимо практически учитывать опыт мирового рынка, качественно перерабатывать его и использовать удачные регуляционные решения. Не следует делать из этого опыта догмы, т.к. повторение чужих ошибок может замедлить прогресс в регулировании рынка; 8. Оптимальное распределение функций регулирования р. ц. б. между государственными и негосударственными органами управления (коммерческими организациями, общественными организациями) . 3. Государственное регулирование российского рынка ценных бумаг

 Государство  на российском р. ц. б. выступает в качестве:

 эмитента  при выпуске государственных  ценных бумаг;

 инвестора  при управлении крупными портфелями  акций промышленных предприятий.

 профессионального  участника при торговле акциями  в ходе приватизационных аукционов;

 регулятора  при написании законодательства  и подзаконных актов;

 верховного  арбитра в спорах между участниками  рынка через систему судебных  органов.

 Государственное  регулирование р. ц. б.

 – это  регулирование со стороны общественных  органов государственной власти.

 Система государственного  регулирования рынка включает:

 государственные  и иные нормативные акты;

 государственные  органы регулирования и контроля.

 Формы государственного  управления рынка

 Прямое или  административное, управление р.  ц. б.

 со стороны  государства осуществляется путём:

 установления  обязательны требований ко всем  участника р. ц. б. ;

 регистрации  участников рынка и ценных  бумаг, эмитируемых ими;

 лицензирования  профессиональной деятельности  на р. ц. б. ;

 обеспечения  гласности и равной информированности  всех участников рынка;

 поддержания  правопорядка на рынке.

 Косвенное,  или экономическое, управление  р. ц. б.

 осуществляется  государством через находящиеся  в его распоряжении экономические  рычаги и капиталы:

 систему налогообложения  (ставки налогов, льготы и освобождённые  от них) ;

 денежную  политику (процентные ставки, минимальный  размер заработной платы и  др.) ;

 государственные  капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых  ресурсов и др.) ;

 государственную  собственность и ресурсы (государственные  предприятия, природные ресурсы  и земли) .

 Структура  органов государственного регулирования  российского рынка ценных бумаг  в настоящее время ещё не  сложилась.

 На начало 1996 г. её составляли: Высшие органы  государственной власти:

 Государственная  Дума издаёт законы, регулирующие  р. ц. б.

 Президент  издаёт указы, поскольку законы  принимаются довольно медленно  и развитие р. ц. б. в России осуществляется в основном в соответствии с этими указами; главная их цель – осуществление и ускорение процесса приватизации и экономической реформы;

 Правительство  – выпускает постановления, обычно  в развитие указов президента. Государственные органы регулирования  р. ц. б. министерского уровня: Федеральная комиссия по р. ц. б. (ФКЦБ) ; Министерство финансов РФ (Минфин) ; Центральный банк РФ (ЦБ) ; Государственный комитет по антимонопольной политике; Госстрахнадзор.

 ФКЦБ имеет  много полномочий в области  координации, разработки стандартов, лицензирования, установления квалификационных  требований и т.д. реально пока  занимается только лицензированием  деятельности реестродержателей и регулированием их деятельности, а также заканчивает разработку системы регулирования паевых инвестиционных фондов – разновидности фондов коллективного инвестирования. По мере создания организационной структуры может взять на себя основную нормотворческую и контрольную работу по регулированию р. ц. б.

 Минфин РФ  – министерство в составе Правительства  – регистрирует выпуски ц. б. корпораций (кроме кредитных организаций) , субъектов федерации и органов местного самоуправления, лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании, инвестиционные фонды, устанавливает правила бухгалтерского учёта операций с ц. б., осуществляет выпуск государственных ц. б. и регулирует их обращение.

 ЦБ РФ –  федеральный орган, действующий  на основании закона, регистрирует  выпуски ц. б. кредитных организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом р. ц. б., ломбардного кредитования и переучёта векселей, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на р. ц. б. кредитных организаций и организаций, производящих безналичные расчёты по сделкам с ц. б. (в том числе депозитариев) , контролирует экспорт и импорт капитала.

 Государственный  комитет по антимонопольной политике  устанавливает антимонопольные  правила и осуществляет контроль за их исполнением.

 Госстрахнадзор регулирует особенности деятельности на р. ц. б. страховых компаний.

 Основные  законодательные акты, которыми  регулируется российский р. ц. б.:

 Гражданский  кодекс РФ, части I и II (1995 –  1996 гг.) ;

 Закон "О  банках и банковской деятельности" (1990 г.) ;

 Закон "О  Центральном банке Российской  Федерации" (1995 г.) ;

 Закон "О  приватизации государственных и  муниципальных предприятий в  РСФСР" (1991 г.) ;

 Закон "О  товарных биржах и биржевой  торговле" (1992 г.)

 Закон "О  валютном регулировании и валютном  контроле" (1992 г.) ;

 Закон "О  государственном внутреннем долге  Российской Федерации" (1992 г.) ;

 Закон об  акционерных обществах (1996 г.) ;

 Закон о  рынке ценных бумаг (1996 г.) ;

 Указы Президента  по развитию рынка ценных бумаг;  за период с 1992 г. выпущено  порядка пятидесяти указов, которыми  в основном и регулируется  российский рынок ценных бумаг;

 постановления  Правительства Российской Федерации  в основном касаются регулирования  и развития рынка государственных  ценных бумаг во всех их  разновидностях.

4. Саморегулируемые организации рынка ценных бумаг

 Саморегулируемые организации – это некоммерческие, негосударственные организации, создаваемые профессиональными участниками р. ц. б. на добровольной основе, с целью регулирования определённых аспектов рынка на основе государственных гарантий поддержки, выражающихся в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации.

 Количество  и направленность саморегулируемых организаций должны устанавливаться государством, так как один и тот же предмет саморегулирования не может регулироваться сразу двумя или более однотипными органами.

 Права саморегулируемой организации:

 разработка  обязательных правил и стандартов  профессиональной деятельности  и операций на рынке;

 осуществление  профессиональной подготовки кадров, установление требований, обязательных  для работы на данном рынке;

 контроль за соблюдением участниками рынка установленных правил и нормативов;

 информационная  деятельность на рынке;

 обеспечение  связи и представительства (защиты) интересов участников.

 До принятия  Закона о рынке ценных бумаг  в российской практике отсутствовала  юридическая основа для саморегулируемых организаций, однако, различного рода объединения участников рынка имелись в виде ассоциаций (союзов) фондовых бирж, регистраторов и депозитариев, других профессиональных участников фондового рынка России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список используемой литературы

 Рынок ценных  бумаг: Учебник / Под ред. В. А. Галанова, А. И. Басова. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 352 с.: ил.

 Закон РФ "О рынке ценных бумаг", ст. 2.

 Миркин Я.  М. "Ценные бумаги и фондовый  рынок". Москва, “Перспектива” , 1995г.

 Серебрякова  Л. А. "Мировой опыт регулирования  рынка ценных бумаг", Финансы. - 1996, N1.

 

Информация о работе Контрольная работа по «Рынок ценных бумаг»