Вопрос, на который нам предстоит
ответить, заключается в следующем:
достаточно ли велик объем международной
торговли и являются ли ее характерные
черты столь специфическими, чтоб
уделять им особое внимание?
Многие государства, имеющие
ограниченную ресурсную базу
и узкий внутренний рынок, просто
не в состоянии производить
с достаточной эффективностью
все товары, необходимые для внутреннего
потребления. Для таких стран
экспорт выступает способом получения
желаемых товаров, и поэтому
он может достигать 25-35 % от
их ВНП. Другие страны, например
США и СНГ обладают богатой
и широкой диверсифицированной
ресурсной базой и емким внутренним
рынком и поэтому менее зависимы
от международной торговли.
Объем международной торговли
США увеличился как в абсолютном,
так и относительном выражении.
Таблица 1.2 отражает существенный
рост объемов экспорта и импорта
в долларах за последние 4 десятилетия.
С 1960 г. американские экспорт
и импорт товаров и услуг
выросли более чем вдвое (в
% к ВНП).
Международная торговля в
других странах росла значительно
быстрее, чем в США. Однако,
с точки зрения абсолютных
объемов импорта и экспорта, США
являются самой крупной торговой
державой мира. Не может быть никаких
сомнений относительно того, что США зависят
от мировой экономики. США почти полностью
зависят от импорта из других стран таких
продуктов, как бананы, какао-бобы, кофе,
специи, чай, шелк-сырец, никель, олово,
натуральный каучук, алмазы. Проводимые
время от времени наблюдения отражают
наличие жесткой конкуренции импортных
товаров на внутреннем рынке: японские
телекамеры и видеомагнитофоны, французские
и итальянские вина, английские велосипеды,
японские мотоциклы и автомобили - это
лишь некоторые примеры, подтверждающие
данное положение. Таблица 1.3 показывает
ряд основных статей товарного экспорта
и импорта США.
Структура международной торговли
обычно рассматривается с точки
зрения ее географического распределения
и товарного наполнения. Географическая
структура международной торговли
представляет собой распределение
торговых потоков между отдельными
странами и их группами, выделяемыми
по территориальному, либо по
организационному признаку. Территориальная
географическая структура торговли
обычно обобщает данные о международной
торговле стран, принадлежащих
к одной части света (Африка,
Азия, Европа), либо к укрупненной
группе стран (индустриальные
страны, развивающиеся страны), (таблица
1.4). Основной объем международной
торговли приходится на развитые
страны, хотя их доля несколько
сокращалась в первой половине
90-х годов за счет роста удельного
веса развивающихся стран и
стран с переходной экономикой.
В большинстве случаев крупнейшие
экспортеры являются и крупнейшими
импортерами на мировом рынке.
Данные о товарной структуре
международной торговли в мире
в целом очень неполные. Обычно
для классификации отдельных
товаров в международной торговле
используется либо гармонизированная
система описания и кодирования
товаров (ГСОКТ), либо стандартная
международная классификация ООН
(СМТК). Наиболее значимой тенденцией
являются рост удельного веса
торговли продукцией обрабатывающей
промышленности и сокращение
удельного веса сырья и продовольствия,
занимающих примерно 1/4
Международная торговля обладает
некоторыми специфическими чертами,
которые заслуживают того, чтобы
им было уделено особое внимание.
1) Различия в мобильности.
Следует отметить, что мобильность
(способность к перемещению) ресурсов
между странами существенно ниже,
чем внутри страны. Различия в
налоговых законодательствах, других
мерах государственного регулирования,
в деловой практике и ряд
прочих институциональных барьеров
ограничивают миграцию реального
капитала через национальные
границы. Международная торговля выступает
в качестве заменителя международной
мобильности ресурсов. Если человеческие
и материальные ресурсы не могут свободно
перемещаться между странами то движение
товаров и услуг способно эффективно восполнить
этот пробел.
2) Валюта.
Каждая страна использует
различную валюту. В связи с
этим американская фирма, занимающаяся
сбытом автомобилей “хонда”
и “ягуар” в США, должна
приобретать иены или фунты
стерлингов для того, чтобы рассчитаться
с японскими и британскими производителями.
3) Политика.
Международная торговля подвергается
политическому вмешательству и
контролю, которые заметно отличаются
по степени и характеру от
тех, что применяются в отношении
внутренней торговли.
Заключение
1.Залог выживаемости предприятия
– его стабильность на рынке.
Чтобы предприятие могло эффективно
функционировать и развиваться,
ему прежде всего нужна устойчивость
денежной выручки, достаточной
для расплаты с поставщиками,
кредиторами, своими работниками,
местными органами власти, государством.
После расчетов и выполнения
обязательств необходима еще
и прибыль, объем которой должен
быть, по крайней мере, не ниже
запланированного. Но финансовая
устойчивость не сводится только
к платежеспособности. Для достижения
и поддержания финансовой стабильности
важны не только абсолютные
размеры прибыли, сколько относительно
объема капитала и объема его
выручки, т.е. показатели рентабельности.
Рост выручки
и доходов, содействующий наращиванию
рентабельности, росту устойчивости
предприятия, уменьшению вероятности
его банкротства, рационален лишь
до определенных пределов, поскольку,
как правило, высокую рентабельность
рыночных позиций обеспечивают,
действуя с повышенным риском.
В этом случае возрастают потенциальные
возможности убытков, а в последующем
и банкротства.
Результаты
предпринимательской деятельности
во многом предопределяются выбором
состава и структуры, изготавливаемых
и реализуемых товаров, оказываемых
услуг. Здесь важна не только
общая величина затрат, но и
зависимость между постоянными
и переменными издержками, определяющими
скорость оборота капитала. Большое
значение имеет для действия
менеджера или руководителя учет
в полной мере особенностей
той стадии жизненного цикла,
на которой находится фирма.
Стремясь решить
постоянно возникающие конкретные
вопросы, получить квалифицированную
оценку финансового положения,
руководители предприятий все
чаще прибегают к данным учета
и, как следствие, к данным
финансового и управленческого
анализа. При этом они, как
правило, не довольствуются констатацией
величины показателей отчетности,
а рассчитывают получить конкретное
заключение о достаточности платежных
средств, нормальных соотношениях
собственного и заемного капитала.
В этих условиях
меняется роль бухгалтерии, в
чьи функции входит не только
обеспечение текущего учета и
составление отчетности, но и
анализ финансового положения
в целях эффективного управления
предприятием. Удовлетворить новые
запросы администрации имеет
возможность только бухгалтер-аналитик,
способный разобраться в экономике
предприятия, выявить ее больные
места на основе финансово-учетных
данных, осуществить налоговое планирование.
Совершенно очевидно, что финансовое
благополучие фирмы прямо пропорционально
уровню организации в ней системы
управленческого учета.
Для реализации
данных задач необходима реальная
база. Такой базой и является
учетная политика предприятия,
разработка и реализация учетной
политики связаны с практическим
осуществлением бухгалтерского
учета на предприятии.
Расчеты как
общей, так и сравнительной
экономической эффективности затрат
не должны ограничиваться обобщающими
показателями. Для всестороннего
обоснования и анализа экономической
эффективности затрат, выявления
резервов повышения их эффективности
при принятии окончательных решений
следует использовать дополнительные
показатели, характеризующие отдельные
стороны получаемого эффекта:
производительность труда, фондоотдачу,
удельные капитальные вложения,
экономия сырья, материалов, топлива,
энергии, снижение издержек производства,
социальные результаты.
В условиях
рыночной экономики основным
критерием оценки хозяйственной
деятельности предприятий, фирм
служат прибыль и рентабельность
по отношению к фондам. Если
на уровне народного хозяйства
наиболее достоверным обобщающим
выражением цели производства
является национальный доход,
то критерий оптимальности для
предприятия никак не может
совпадать с подобным критерием
для народного хозяйства. Это
вытекает из одного из важнейших
принципов построения механизма
интенсивного хозяйствования на
базе рыночной экономики, заключающегося
в том, что в планировании
необходимо различать экономические
системы разного уровня. Предложения
о так называемой «системе
показателей» нереальны и неэффективны.
Действительно, что должно делать
предприятие? Следить за выполнением
множества отдельных показателей,
входящих «систему», или работать
раскованно, самостоятельно, инициативно,
контролируя и стремясь к достижению
обобщающего показателя экономической
эффективности производства - прибыли
и рентабельности по отношению
к фондам? Ответ на этот вопрос
только один – прибыль и
рентабельность.
2. Налоговая система - один из
главных элементов рыночной экономики.
Она выступает главным инструментом
воздействия государства на развитие
хозяйства, определения приоритетов
социального и экономического
развития.
3. Многие государства, имеющие
ограниченную ресурсную базу
и узкий внутренний рынок, просто
не в состоянии производить
с достаточной эффективностью
все товары, необходимые для внутреннего
потребления, а страны Европы
вполне могут себя обеспечить
и поэтому для них важно
поставлять, международная торговля
важна, так как интересны государств
находятся в том чего у них
нет и это есть у соседней
страны.
Список литературы
1. Экономика. Микроэкономика: учебное
пособие / под общ. ред. д-ра
экон. наук, проф. И.В. Дегтяревой. –
М: Издательство МАИ, 2006. –
285 с.
2.Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс:
в 2 т. М., 1992. Т.1.
3.Экономическая теория / Под ред.
Базылева Н.И., Гурко С.П. Мн., 2003.
4.Микроэкономика. Теория и российская
практика: учеб.пос./ под ред. А.Г.Грязновой,
А.Ю.Юданова. - М.: Кнорус, 2004. - 592 c.
5.Головачев, А.С. Микроэкономика:
курс лекций/ А.С.Головачев, Н.В.Головачева,
Э.А.Лутохина. - Мн.: Ак.упр.при Президенте
РБ, 2002.181c.
6.Максимова, В.Ф. Микроэкономика:
учеб.пос./ В.Ф.Максимова; МЭСИ. - М.: ,
2004; [Мн.: 2006]. - 191 c.
7. . Бюджетный кодекс Республики
Беларусь: принят Палатой представителей
17 июня 2008 г.; одобрен Советом Республики
28 июня 2008 г. // Национальный реестр
правовых актов Респ. Беларусь. -2008.
- 1 авг. (№183). - с. 9-73.
8. Дробозина, Л.А. Основы теории
финансов: учеб. пособие для вузов/
Л.А. Дробозина. - М.: 2005. - 255 с.
9. Загородников, СВ. Финансы и кредит:
учеб. пособие для вузов / СВ. Загородников.
- М: Омега-Л, 2008. - 288 с.
10. Заяц, Н.Е., Фисенко, М.К. Теория
финансов: учеб. пособие для вузов
/ Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко. - Мн.: БГЭУ,
2006. - с. 89-103.
11. Колпакова, Г.М. Финансы. Денежное
обращение. Кредит: учеб. пособие
для вузов / Г.М. Колпакова. - М.:
Финансы и статистика, 2006. - 544 с.
12. О республиканском бюджете
на 2009 год: закон Респ. Беларусь
от 13 нояб. 2008., №450-3 // Национальный реестр
правовых актов Респ. Беларусь. -
2008. - 3 дек. (№288). - с. 1 - 62.
13. О социально-экономическом положении
Республики Беларусь и состоянии
государственных финансов: Аналитически
доклад // [Электронный ресурс]. - режим
доступа // http://minfin.gov.by.
14. П. Сорокина, Т.В. Государственный
бюджет: учеб. пособие для вузов
/ Т.В. Сорокина. - Мн.: БГЭУ, 2003. - 289 с.
15. Социально экономическое развитие
Республики Беларусь в 2009 году
// Экономический бюллетень НЭИ
Министерство экономики Республики
Беларусь. - 2009. - №2. - с. 4-90.
16. Финансы: учеб. для вузов / под.
ред. В.П. Литовченко. - М.: Дашков
и К, 2007. - 588 с.
17. Харковец, А. Основные подходы
к формированию нового бюджета
/ Андрей Харковец // Финансы, учет,
аудит. - 2008. - №6. - с. 7-9.