Контрольная работа по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 02:36, контрольная работа

Краткое описание

Третичный сектор экономики (в трёхсекторной модели экономики) — сфера услуг. Переход к господствующей третичной экономике связан с ростом производительности труда в промышленности, в связи с чем высвобождались ресурсы для развития сферы услуг. К сферам услуг относят транспорт, связь, торговлю, туризм, здравоохранение и т. п.

Оглавление

1. Третичный сектор в мировой экономике. Сфера услуг, ее структура, классификация. Сервисизация экономики стран………………………3
2. География, масштабы и основные центры (рынки) международной трудовой миграции………………………………………………………11

Файлы: 1 файл

Контрольная работа Мировая экономика.docx

— 51.85 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Контрольная работа

по мировой экономике

 

Вариант №12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

  1. Третичный сектор в мировой экономике. Сфера услуг, ее структура, классификация. Сервисизация экономики стран………………………3

 

  1. География, масштабы и основные центры (рынки) международной трудовой миграции………………………………………………………11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Третичный сектор в мировой экономике. Сфера услуг, ее структура, классификация. Сервисизация экономики стран.

 

 

План

  1. Понятие третичного сектора.  Его роль в мировой экономике.
  2. Структура и классификация третичного сектора.
  3. Специфика отраслей третичного сектора.
  4. Сфера услуг в России.

 

 

Третичный сектор экономики (в трёхсекторной модели экономики) — сфера услуг. Переход к господствующей третичной экономике связан с  ростом производительности труда в  промышленности, в связи с чем высвобождались ресурсы для развития сферы услуг. К сферам услуг относят транспорт, связь, торговлю, туризм, здравоохранение и т. п. (7).

Сфера услуг - обширное поле приложения общественного труда. Длительное время сфера услуг вообще не вызывала особого интереса. И лишь в последние  десятилетия в странах различного социально-экономического типа она  стала притягивать внимание многих экономистов. Повышенный интерес к  ней вызван и ярко выраженным динамизмом сферы услуг, и тем, что, несмотря на очевидное возрастание ее роли в экономическом развитии, остаются почти нераскрытыми закономерности участия различных услуг в  развитии хозяйства, их влияние на факторы общественного воспроизводства (4, с.3)

В международной торговле услуги насчитывают примерно четверть суммы общего мирового экспорта. Рабочие места, связанные с предоставлением услуг, есть не только в традиционных отраслях непроизводственной сферы, в гостиницах, авиакомпаниях, банках, телекоммуникациях и т.п., но и во многих производственных отраслях. Среди них (юристы корпораций, медики, инструкторы по обучению торгового персонала. Услуги покупаются как отдельными людьми, так и домохозяйствами, в этом случае они называются потребительскими. Если же услуги предоставляются компаниям и другим организациям, то они называются деловыми (1, с.54).

Услуги, поступающие на внешний  рынок, образуют мировой рынок услуг. Он, в свою очередь, состоит из ряда более узких рынков: лицензий и  ноу-хау, инженерно-консультационных (инжиниринговых) услуг, услуг транспорта и связи, туристических услуг и др.

Международная торговля услугами, в отличие от торговли товарами, где велика роль торгового посредничества, основана на прямых контактах между  производителями и потребителями. Дело в том, что услуги, в отличие  от товаров, производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. Из-за этого международная торговля услугами требует либо присутствия за рубежом их непосредственных производителей, либо же присутствия иностранных потребителей в стране-производителе услуг. В то же время развитие информатики значительно расширило возможности оказания многих видов услуг на расстоянии (3, с.76).

Международная торговля услугами тесно взаимосвязана с торговлей товарами и во все большей степени влияет на нее. Для поставки товаров на внешний рынок требуется все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров и их послепродажным обслуживанием. Особенно велика роль услуг в торговле наукоемкими товарами, для которых необходимы большие объемы послепродажного сервиса, информационных и различных консалтинговых (консультационных) услуг. Объем и качество услуг, привлекаемых для производства и реализации товара, во многом обусловливают его успех на внешнем рынке.

  Международная статистика дает ограниченный объем сведений о мировой торговле услугами. ВТО, например, разбивает эту торговлю всего лишь на три вида - транспортные услуги, туризм и прочие услуги. Около 1/4 мировой торговли услугами приходится на транспортные услуги, еще около 1/3 - на международный туризм (2, с.79).

Границы третичного сектора (сферы  услуг) с трудом поддаются уточнению. По сравнению с такими отраслями  как промышленность можно отметить множественность мелких подотраслей.

Предлагают различные принципы разбиения отраслей услуг на группы, рассмотрим один из них:

· Общехозяйственные услуги - традиционные в рыночной экономике: торговля, транспорт, связь, коммунальные услуги (энергетика, газо-, тепло- и водоснабжение, канализация, уборка мусора), ремонт, ремонт зданий и сооружений, обслуживание и прокат техники. Данный тип услуг ориентирован на производство.

· Личные услуги - самая быстро развивающаяся  группа отраслей в сфере услуг, формирующая  сервис в собственном смысле слова: общественное питание, гостиничное  дело (отели, кемпенги), бытовые услуги (парикмахерские, прачечные), индустрия развлечения и отдыха, туризм.

· Деловые услуги - банковская и  финансово-кредитная деятельность, маркетинг и реклама, инженерные, управленческие и консультативные  услуги, программного обеспечение компьютеров (информатика), подбор персонала и  трудоустройство, охрана. Данный вид  услуг направлен на повышение  эффективности функционирования производителей, обслуживает домашнее хозяйство, производство и личность.

· Социальные услуги (как правило, в значительной степени финансируются  государством) - образование, здравоохранение, университетская наука, дошкольное воспитание, социальное призрение (приюты и пансионаты для пенсионеров  и инвалидов), культура (библиотеки, музеи, выставки), юридические услуги. Социальные услуги, в своем понимании, ориентированы на общество включают услуги органов государственного управления, связанные с обороной страны, с поддержанием правопорядка, с обеспечением внутренней безопасности, с выполнением функций по государственному регулированию экономики и социальных процессов, а также с проведением социальной политики (5, с.35).

Но все же, наиболее признанной точкой зрения является то, что совершенствование  классификации сферы услуг должно идти по пути более полного учета  как производственно-технического, так и функционально - специализированного  подхода (1, с.55).

Таким образом, целесообразно выделяются следующие различия по функциональной направленности сектора:

Услуги, ориентированные на производство;

Услуги, ориентированные на общество;

Услуги, ориентированные на домашнее хозяйство;

Услуги, личностного характера.

В чистом виде немного видов услуг, которые формируют исключительно  данный по функциональной направленности сектор услуг. Так, к услугам, ориентированным  на производство относятся услуги по техническому обслуживанию, наладке, настройке  и ремонту производственного  оборудования и технических систем. Сюда могут быть отнесены услуги по складированию, хранению и снабжению  материально-техническими ресурсами  и различные услуги производственной инфраструктуры (дороги, мосты, подъездные пути и т.д.). Услуги, ориентированные  на общество включают услуги органов  государственного управления, связанные  с обороной страны, с поддержанием правопорядка, обеспечением внутренней безопасности, с выполнением функций  по государственному регулированию  экономики и социальных процессов, с проведением социальной политики. Нередко их называют государственными (правительственными) услугами.

К услугам, ориентированным на домашнее хозяйство, относятся многие услуги по поддержанию в нормальном состоянии  жилья и коммунальные услуги, производственные виды бытовых услуг - техническое  обслуживание и ремонт бытовой техники  и телевидеоаппаратуры, автосервис, а также технический сервис оборудования и инвентаря для досуговой деятельности и т.д.

Услуги личностного характера  включают услуги: парикмахерские, фотоателье и разнообразные рекреационные  услуги и непроизводственные виды бытового обслуживания.

Тем не менее, многие услуги имеют  двойственное происхождение, а некоторые - многофункциональную направленность. Так, например, услуги транспорта подразделяются на услуги по обслуживанию производства - грузовой транспорт, и на услуги по обслуживание личности - пассажирский транспорт.

Услуги, ориентированные на домашнее хозяйство и услуги личностного  характера относят к услугам  как таковым. Они формируют сервис в собственном смысле слова (1, с.57).

Развитие сферы услуг происходит путем усиления разнообразия сервисной  деятельности, а также путем возрастания  роли сотрудничества между различными отраслями внутри данной сферы. Так, например, услуги гостиничного дела не обходятся без услуг общественного  питания, торговли и бытовых услуг. В данном случае наблюдается тесная зависимость одних от других (6, с.32)

Говоря о географии мирового экспорта услуг в целом, отметим, что главными мировыми экспортерами и импортерами услуг являются развитые капиталистические страны (почти 80% экспорта и 3/4 импорта услуг). На страны «большой семерики» приходится почти половина мирового оборота услуг (2, 87)

Более половины стоимостного объема экспорта услуг приходится на международный  транспорт и международные частные (туризм) и деловые (командировки) поездки. Около 75% стоимостного объема услуг  экспортируется развитыми странами, 24 -развивающимися и переходными  и 1% - международными организациями. По оценкам секретариата ГАТТ/ВТО, на США  приходится 16,2% мирового экспорта услуг, Францию -10,2, Италию - 6,5, Германию - 6,4, Великобританию - 5,5, Японию - 5%. Эти же страны с сопоставимыми  долями занимают лидирующее положение  и в импорте услуг. Роль России в международной торговле услугами невелика (1, с.60)

Отечественная сфера услуг, хотя на ее долю и приходится примерно половина ВВП, в настоящее время развита  в недостаточной мере. Это рельефно проявляется, в частности, в сфере  обмена услугами с другими странами. Отношение стоимостного объема экспорта услуг к экспорту товаров в  последние годы у России находится  на уровне 16 - 19%, что ниже среднемирового показателя на 6- 9 процентных пунктов. Импорт услуг превышает их экспорт в 1,2-1,4 раза ).

В торговле услугами, в отличие  от торговли товарами, Россия постоянно  имеет отрицательное сальдо, что  говорит об импортной ее направленности. Однако соотношение стоимостных  объемов экспорта и им порта услуг  на протяжении последних лет заметно  изменилось - с 52,9% в 1995 г. до 80,4% в 1998 году. Дисбаланс в торговле услугами финансируется  за счет положительного сальдо в торговле товарами.

Масштабы и интенсивность участия  России в международном обмене услугами в решающей степени определяются состоянием национальной экономики. Очевидно, глубокий социально-экономический  кризис 90-х годов затронул и сферу  услуг, хотя и в меньшей мере, чем  реальный сектор. Как известно, в  отличие от внешней торговли товарами, либерализация национальной сферы  услуг носила постепенный и ограниченный характер, что предопределило более  прочные позиции компаний-резидентов на внутреннем рынке. Структура и  основные качественные параметры российской сферы услуг значительно отличаются от западных преобладанием традиционных видов деятельности, обеспечивающих транспортировку и сбыт произведенной  продукции (свыше 70% валовой добавленной  стоимости, созданной в сфере  услуг, против примерно 30% в США), что затрудняет и заметно снижает эффективность интеграции отрасли в мировую торговую систему. Более того, крайне низкие объемы инвестиций в обновление материально-технической базы сферы услуг обусловили высокую степень старения и износа основных фондов, способствовали росту издержек и подрыву конкурентных позиций страны на международной арене. В результате в настоящее время роль России на мировом рынке услуг крайне мала, а ее доля в суммарном экспорте и импорте услуг составляла в 1998 г. 1,0 и 1,2% соответственно (удельный вес России в мировом товарном экспорте достигал в последние годы 1,4-1,7%). По итогам 1998 г. Россия занимала лишь 23-е место в списке крупнейших экспортеров услуг, незначительно уступая Таиланду и почти в 2 раза - Китаю. Вместе с тем важно подчеркнуть, что показатели зависимости российского ВВП от экспорта услуг, несмотря на его в целом незначительные объемы, достаточно высоки и вполне сопоставимы с аналогичными средними величинами для важнейших регионов мира.

Анализ динамики торговли услугами позволяет выделить два различных  периода: постепенное увеличение экспортно-импортных  объемов, достигших пика в 1997 г., и  их значительное снижение в последующий  период, особенно после августовского  финансово-экономического кризиса 1998 г. При этом, динамика экспортно-импортных  операций в сфере услуг не имела  ярко выраженной специфики по сравнению  с торговлей товарами за исключением 1999 г., когда в условиях многократной девальвации рубля резко повысилась эффективность зарубежных поставок товаров, но одновременно значительно сократились расходы въезжающих туристов в долларовом исчислении.

Отечественная сфера услуг, хотя на ее долю и приходится примерно половина ВВП, в настоящее время развита  в недостаточной мере. Это рельефно проявляется, в частности, в сфере  обмена услугами с другими странами. Отношение стоимостного объема экспорта услуг к экспорту товаров в  последние годы у России находится  на уровне 16 - 19%, что ниже среднемирового показателя на 6- 9 процентных пунктов. Импорт услуг превышает их экспорт  в 1,2-1,4 раза.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономике"