Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 02:36, контрольная работа
Третичный сектор экономики (в трёхсекторной модели экономики) — сфера услуг. Переход к господствующей третичной экономике связан с ростом производительности труда в промышленности, в связи с чем высвобождались ресурсы для развития сферы услуг. К сферам услуг относят транспорт, связь, торговлю, туризм, здравоохранение и т. п.
1. Третичный сектор в мировой экономике. Сфера услуг, ее структура, классификация. Сервисизация экономики стран………………………3
2. География, масштабы и основные центры (рынки) международной трудовой миграции………………………………………………………11
Контрольная работа
по мировой экономике
Вариант №12
Содержание
План
Третичный сектор экономики (в трёхсекторной модели экономики) — сфера услуг. Переход к господствующей третичной экономике связан с ростом производительности труда в промышленности, в связи с чем высвобождались ресурсы для развития сферы услуг. К сферам услуг относят транспорт, связь, торговлю, туризм, здравоохранение и т. п. (7).
Сфера услуг - обширное поле
приложения общественного труда. Длительное
время сфера услуг вообще не вызывала
особого интереса. И лишь в последние
десятилетия в странах
В международной торговле услуги насчитывают примерно четверть суммы общего мирового экспорта. Рабочие места, связанные с предоставлением услуг, есть не только в традиционных отраслях непроизводственной сферы, в гостиницах, авиакомпаниях, банках, телекоммуникациях и т.п., но и во многих производственных отраслях. Среди них (юристы корпораций, медики, инструкторы по обучению торгового персонала. Услуги покупаются как отдельными людьми, так и домохозяйствами, в этом случае они называются потребительскими. Если же услуги предоставляются компаниям и другим организациям, то они называются деловыми (1, с.54).
Услуги, поступающие на внешний рынок, образуют мировой рынок услуг. Он, в свою очередь, состоит из ряда более узких рынков: лицензий и ноу-хау, инженерно-консультационных (инжиниринговых) услуг, услуг транспорта и связи, туристических услуг и др.
Международная торговля услугами,
в отличие от торговли товарами,
где велика роль торгового посредничества,
основана на прямых контактах между
производителями и
Международная торговля услугами тесно взаимосвязана с торговлей товарами и во все большей степени влияет на нее. Для поставки товаров на внешний рынок требуется все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров и их послепродажным обслуживанием. Особенно велика роль услуг в торговле наукоемкими товарами, для которых необходимы большие объемы послепродажного сервиса, информационных и различных консалтинговых (консультационных) услуг. Объем и качество услуг, привлекаемых для производства и реализации товара, во многом обусловливают его успех на внешнем рынке.
Международная статистика дает ограниченный объем сведений о мировой торговле услугами. ВТО, например, разбивает эту торговлю всего лишь на три вида - транспортные услуги, туризм и прочие услуги. Около 1/4 мировой торговли услугами приходится на транспортные услуги, еще около 1/3 - на международный туризм (2, с.79).
Границы третичного сектора (сферы услуг) с трудом поддаются уточнению. По сравнению с такими отраслями как промышленность можно отметить множественность мелких подотраслей.
Предлагают различные принципы разбиения отраслей услуг на группы, рассмотрим один из них:
· Общехозяйственные услуги - традиционные в рыночной экономике: торговля, транспорт, связь, коммунальные услуги (энергетика, газо-, тепло- и водоснабжение, канализация, уборка мусора), ремонт, ремонт зданий и сооружений, обслуживание и прокат техники. Данный тип услуг ориентирован на производство.
· Личные услуги - самая быстро развивающаяся группа отраслей в сфере услуг, формирующая сервис в собственном смысле слова: общественное питание, гостиничное дело (отели, кемпенги), бытовые услуги (парикмахерские, прачечные), индустрия развлечения и отдыха, туризм.
· Деловые услуги - банковская и
финансово-кредитная
· Социальные услуги (как правило, в значительной степени финансируются государством) - образование, здравоохранение, университетская наука, дошкольное воспитание, социальное призрение (приюты и пансионаты для пенсионеров и инвалидов), культура (библиотеки, музеи, выставки), юридические услуги. Социальные услуги, в своем понимании, ориентированы на общество включают услуги органов государственного управления, связанные с обороной страны, с поддержанием правопорядка, с обеспечением внутренней безопасности, с выполнением функций по государственному регулированию экономики и социальных процессов, а также с проведением социальной политики (5, с.35).
Но все же, наиболее признанной
точкой зрения является то, что совершенствование
классификации сферы услуг
Таким образом, целесообразно выделяются следующие различия по функциональной направленности сектора:
Услуги, ориентированные на производство;
Услуги, ориентированные на общество;
Услуги, ориентированные на домашнее хозяйство;
Услуги, личностного характера.
В чистом виде немного видов услуг,
которые формируют
К услугам, ориентированным на домашнее хозяйство, относятся многие услуги по поддержанию в нормальном состоянии жилья и коммунальные услуги, производственные виды бытовых услуг - техническое обслуживание и ремонт бытовой техники и телевидеоаппаратуры, автосервис, а также технический сервис оборудования и инвентаря для досуговой деятельности и т.д.
Услуги личностного характера включают услуги: парикмахерские, фотоателье и разнообразные рекреационные услуги и непроизводственные виды бытового обслуживания.
Тем не менее, многие услуги имеют
двойственное происхождение, а некоторые
- многофункциональную
Услуги, ориентированные на домашнее хозяйство и услуги личностного характера относят к услугам как таковым. Они формируют сервис в собственном смысле слова (1, с.57).
Развитие сферы услуг
Говоря о географии мирового экспорта услуг в целом, отметим, что главными мировыми экспортерами и импортерами услуг являются развитые капиталистические страны (почти 80% экспорта и 3/4 импорта услуг). На страны «большой семерики» приходится почти половина мирового оборота услуг (2, 87)
Более половины стоимостного объема
экспорта услуг приходится на международный
транспорт и международные
Отечественная сфера услуг, хотя на ее долю и приходится примерно половина ВВП, в настоящее время развита в недостаточной мере. Это рельефно проявляется, в частности, в сфере обмена услугами с другими странами. Отношение стоимостного объема экспорта услуг к экспорту товаров в последние годы у России находится на уровне 16 - 19%, что ниже среднемирового показателя на 6- 9 процентных пунктов. Импорт услуг превышает их экспорт в 1,2-1,4 раза ).
В торговле услугами, в отличие от торговли товарами, Россия постоянно имеет отрицательное сальдо, что говорит об импортной ее направленности. Однако соотношение стоимостных объемов экспорта и им порта услуг на протяжении последних лет заметно изменилось - с 52,9% в 1995 г. до 80,4% в 1998 году. Дисбаланс в торговле услугами финансируется за счет положительного сальдо в торговле товарами.
Масштабы и интенсивность
Анализ динамики торговли услугами позволяет выделить два различных периода: постепенное увеличение экспортно-импортных объемов, достигших пика в 1997 г., и их значительное снижение в последующий период, особенно после августовского финансово-экономического кризиса 1998 г. При этом, динамика экспортно-импортных операций в сфере услуг не имела ярко выраженной специфики по сравнению с торговлей товарами за исключением 1999 г., когда в условиях многократной девальвации рубля резко повысилась эффективность зарубежных поставок товаров, но одновременно значительно сократились расходы въезжающих туристов в долларовом исчислении.
Отечественная сфера услуг, хотя на ее долю и приходится примерно половина ВВП, в настоящее время развита в недостаточной мере. Это рельефно проявляется, в частности, в сфере обмена услугами с другими странами. Отношение стоимостного объема экспорта услуг к экспорту товаров в последние годы у России находится на уровне 16 - 19%, что ниже среднемирового показателя на 6- 9 процентных пунктов. Импорт услуг превышает их экспорт в 1,2-1,4 раза.