Контрольная работа по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:50, контрольная работа

Краткое описание

Система государственного регулирования включает субъекты и объекты, цели и функции, формы и методы организационных структур регулирования, а также правовые нормы и акты.
Фонд заработной платы является источником выплаты заработной платы работникам.

Оглавление

1. Методы государственного регулирования деятельности
предприятий в рыночной экономике 3
2. Состав фонда заработной платы на предприятии.
Источники средств для выплаты заработной платы 9
3. Практическое задание 13
Заключение 14
Литература 15

Файлы: 1 файл

домашняя контрольная работа.docx

— 36.43 Кб (Скачать)

                         Содержание

  1. Методы государственного регулирования деятельности

предприятий в  рыночной экономике                                                        3

  1. Состав фонда заработной платы на предприятии.

Источники средств  для выплаты заработной платы                               9

  1. Практическое задание                                                                      13

Заключение                                                                                                 14                                                                                           

Литература                                                                                                  15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Методы государственного регулирования деятельности

предприятий в рыночной экономике

     Государственное регулирование – это целенаправленное воздействие на экономические интересы предприятий с целью координации  развития их производства, решения социальных и других общественных вопросов.

Система государственного регулирования  включает  субъекты и объекты, цели и функции, формы и методы организационных  структур регулирования, а также правовые нормы и акты.

     Объектом государственного регулирования может быть экономика страны в целом или ее отдельных регионов, отраслей, сфер, предприятий.  Именно объект предопределяет содержание регулирования, его формы и методы.

     По форме участия государства в регулировании экономики и методам его влияния на хозяйственную деятельность всю совокупность методов можно разделить на административно-распорядительные и экономические, на прямые и косвенные.

     Административно-распорядительные методы базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и предупреждения. Они, как правило, носят обязательный характер и оформляются в виде законодательных актов, распоряжений, постановлений и т.п.

     Экономические методы влияния государства реализуются через систему  экономических регуляторов (налоги, цены, льготы и т.п.).  Прямые методы непосредственно воздействуют на субъект, например, через приказ, распоряжение, косвенные методы воздействие оказывают опосредованно, например, через налоги, льготы и  т.п.

     Структура используемых методов зависит от форм собственности объектов регулирования. Прямые и административно-распорядительные методы чаще используются в управлении предприятиями государственной и коммунальной форм собственности. К предприятиям же негосударственных форм собственности применяются в основном косвенные, экономические методы регулирования.

     В системе мер государственного регулирования можно выделить четыре относительно самостоятельные, но в то же время тесно увязанные между собой направления: 
· планирование, программирование и прогнозирование; 
· финансово-кредитное регулирование; 
· антимонопольное регулирование; 
· дерегулирование. (4, стр. 164)

     Важнейшими методами регулирования экономических отношений являются планирование, программирование и прогнозирование. 
     Планирование – это процесс принятия управленческого решения, основанный на обработке исходной информации и включающий выбор, научную постановку целей, выбор путей и способов их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и выбора наиболее приемлемого из них в ожидаемых условиях развития.

     Общегосударственное планирование направлено на увязку всех факторов производства и сбалансированность натурально-вещественных и финансово-стоимостных потоков, обеспечение рационального и эффективного использования ресурсов для достижения поставленных целей и задач.

   По форме проявления и содержанию выделяют:

  • Директивное планирование – процесс разработки планов, имеющих силу юридического закона, и обеспечение его выполнения.
  • Индикативное планирование – процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики страны, и установление мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения указанных индикаторов. Носят рекомендательный характер. Они позволяют органично соединять в одном документе прогнозы функционирования экономики, государственные программы, систему экономических регуляторов, объемы государственных капитальных вложений, а так же вопросы управления государственными предприятиями.
  • Стратегическое планирование – планирование, ориентированное на долгосрочную перспективу и определяющее стратегические цели развития.

     По периоду действия выделят долгосрочные (10 и более лет), среднесрочные (как правило, 5 лет) и текущие (годовые) планы.

      Прогнозирование может выступать как самостоятельная форма регулирования и как научно-аналитическая стадия планирования.

      Прогнозирование – процесс разработки прогноза, построенный на вероятностном, научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта, а также об альтернативных путях достижения определенного состояния этого объекта. (4, стр.166)

      Прогнозирование предполагает использование различных видов прогнозов: экономических, социальных, демографических, научно-технических и т.д. по периоду упреждения прогнозы бывают кратко-, средне- и долгосрочными.

     Программирование обеспечивает комплексный подход к выделенной проблеме и целенаправленное распределение ресурсов на ее решение.

     В зависимости от содержания объекта и направления деятельности программы могут быть социально-экономическими, производственно-экономическими, территориальными, организационно-хозяйственными.

     По периоду действия программы могут быть кратко-, средне- и долгосрочными. Наиболее распространенными являются среднесрочные программы  сроком на 5 лет с ежегодной корректировкой в рамках последнего предстоящего года.

     Особое место в системе государственного регулирования отводится финансово-кредитной сфере, которая обеспечивает движение развития в заданном планом, прогнозом или программой направлении.

     В финансово-кредитной сфере выделяют бюджетно-налоговое, кредитно-денежное регулирование и цены.

Бюджетно-налоговое  регулирование представляет собой совокупность средств, направлений и мероприятий по рациональному распределению финансовых ресурсов с целью обеспечения макроэкономической стабильности и экономического роста.

     Политика изменения государственных доходов и расходов главным образом для борьбы с экономическими спадами получила название бюджетной политики. Во время спада государство с помощью бюджета увеличивает расходы на так называемые государственные программы, например, выделяет средства на постройку и запуск космического корабля. Это позволит множеству фирм, связанных с разработкой и производством космической техники, получать крупные государственные заказы, т.е. правительство закупит значительную часть их продукции. Эти фирмы смогут нанять новых рабочих и в свою очередь закажут сырье и оборудование другим фирмам. В результате производство, занятость и инвестиции начнут увеличиваться во всей экономике.

     Еще одним направлением бюджетной политики может быть увеличение или сокращение государственных доходов посредством налогов, которые образуют госбюджет. Важнейшим методом налогового регулирования является применение дифференцированного подхода в налогообложении предприятий. Речь идет о введении скидок и льгот для отдельных отраслей, регионов, предполагающих использование высвобождающихся средств на указанные правительством цели.

     Кредитно-денежное регулирование осуществляется в финансовой сфере и в реальном секторе экономики. Оно представляет собой комплекс мероприятий, осуществляемых через кредитную систему и направленных на изменение конъюнктуры рынков ссудных капиталов и управление денежным оборотом. Цель кредитно-денежного регулирования - поддержание покупательной способности денежной единицы и сбалансированности экономики, обеспечение стабильного экономического роста. Кредитно-денежное регулирование является функцией и прерогативой центрального банка (ЦБ) страны. Воздействуя на денежную массу, банковскую ликвидность, ссуды и инвестиции коммерческих банков, их резервные позиции, центральный банк влияет на процесс воспроизводства общественного продукта, занятость, уровень доходов, цен и т.д. 
     В большинстве стран мира для кредитно-денежного регулирования используются общие и селективные инструменты. Общие инструменты влияют на рынок ссудных капиталов в целом. К ним относятся: операции на открытом рынке, учетная ставка процента, нормы обязательных резервов. Селективные используются для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, фирм и т.д. Как правило, центральный банк изменяет доступность некоторых видов кредита посредством контроля, регулирования риска и ликвидности банковских операций.

     Цены – важнейший регулятор общественного производства. Они формируют структуру национальной экономики, ее важнейшие пропорции, регулируют деятельность хозяйствующих субъектов. В руках государства они являются инструментом регулирования различных экономических и социальных процессов (например, ограничение монополистической деятельности, регулирования и контроля выпуска социально значимых товаров и услуг и т.д.)

В последние десятилетия активно осуществляется антимонопольное регулирование.  
     Антимонопольное регулирование - это целенаправленная деятельность государственных органов управления, противодействующая неограниченной власти монополий, нездоровому и недобросовестному соперничеству и направленная на создание и поддержание честной конкуренции [5, стр. 456].  
     Антимонопольное регулирование обеспечивает соблюдение установленных «правил игры» на рынке, защиту прав потребителя и производителя, реализуется через комплекс экономических, административных и законодательных мер. Целью антимонопольной политики является борьба не с монополией как таковой, а с попытками монополизации и злоупотреблениями монопольным положением, т.е. с противозаконными действиями, ведущими к неразумному поведению на рынке и ослаблению конкуренции.

      Дерегулирование должно обеспечивать баланс между государственным регулирование и полномочиями рыночной системы, поддерживать предпринимательство и формировать рыночную инфраструктуру. Дерегулирование не означает полный демонтаж системы государственного регулирования и уход государства из экономики. Происходит переоценка экономической роли государства. Главной его функцией становится формирование благоприятной рыночной среды, установление единых правил для всех субъектов рынка. Государство призвано способствовать созданию рыночной инфраструктуры, ограничению монополистических тенденций, развитию малого и среднего бизнеса, инновационной деятельности предприятий.

     Все перечисленные методы тесно взаимосвязаны между собой и взаимодополняют друг друга. Слишком детальная регламентация и контроль деятельности предприятий с помощью административно-распорядительных методов тормозят развитие производства, сковывают инициативу и предприимчивость. Однако косвенное регулирование производства через экономические рычаги и стимулы без определенной регламентации  ведет к снижению целеустремленности, особенно в долговременном плане порождает элементы стихийности. Поэтому важнейшим фактором успешности государственного регулирования рыночных отношений следует считать разумное сочетание в интересах национальной экономики экономических  и административных методов воздействия.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Состав фонда заработной платы на предприятии.

Источники средств для  выплаты заработной платы.

     На каждом предприятии формируется фонд заработной платы, который является источником выплаты заработной платы работникам предприятия. 
     Фонд заработной платы представляет собой общую сумму денежных средств, распределяемых между работниками учреждения в соответствии с количеством и качеством их труда.

     В зависимости от отраслевой принадлежности, индивидуальных особенностей деятельности учреждения и политики руководства в области выплат сотрудникам доля расходов на ФЗП может колебаться от нескольких процентов до половины общей суммы затрат учреждения.

     Фонд заработной платы включает в себя не только фонд оплаты труда, относимый к текущим издержкам предприятия, но и выплаты за счет средств социальной защиты и чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.  
     В состав ФЗП включаются:  
— начисленные суммы оплаты труда в денежной и натуральной формах за отработанное и неотработанное время;  
— стимулирующие доплаты и надбавки;  
— компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, премии и единовременные поощрительные выплаты;  
— выплаты на питание, жилье, топливо, носящие регулярный характер.  
     К выплатам социального характера относятся:  
— надбавки к пенсиям работающих на предприятии;  
— единовременные пособия уходящим на пенсию за счет средств предприятия;  
— страховые платежи, выплачиваемые работникам по договорам страхования за счет средств предприятия;  
— взносы на добровольное медицинское страхование и расходы по оплате услуг организации здравоохранения, оказываемых работникам за счет предприятия;  
— выходные пособия, выплачиваемые в связи с Прекращением трудового договора;  
— суммы, выплачиваемые работникам, в связи с ликвидацией организации, сокращением штатов;  
— разовая материальная помощь по семейным обстоятельствам и другие.  
     Следует отметить, что часть выплат социального характера осуществляется на основе действующего трудового законодательства, а другая часть — на основе коллективных трудовых соглашений.  
     К доходам, которые не относятся к ФЗП и выплатам социального характера, относятся: доходы по акциям и др. доходы от участия работников в деятельности собственной организации (дивиденды, проценты, выплаты по паям и др.); выплаты из внебюджетных фондов, например, пособия по временной нетрудоспособности, стоимость выданной спецодежды, обуви и других средств индивидуальной защиты; надбавки за разъездной характер работы; надбавки за вахтовый метод работы и т.д.  
     Фонд заработной платы должен расходоваться в строгом соответствии с его целевым назначением в пределах сумм, предусмотренных сметой расходов на содержание учреждения.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономике"