Контрольная работа по « Основам внешнеэкономической деятельности»

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 13:17, контрольная работа

Краткое описание

В 2009 году исполнилось 20 лет со дня заключения первого соглашения между Россией (тогда это был СССР) и странами ЕС. Соглашение «О торговле и экономическом и коммерческом сотрудничестве» было заключено в 1989 году сроком на 10 лет. В соответствии с ним ЕС отменил количественные ограничения советского экспорта в Европейское Сообщество, оставив их только на некоторые особо «чувствительные» товары: стальные изделия, текстиль и другие.

Оглавление

Введение

1.Режимы торговли России с зарубежными странами………………….стр.3

2.Источники информации о ценах мирового рынка…………………….стр.16

3.Задача……………………………………………………………………..стр.21

Список литературы.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoftупркап Office Word (3).docx

— 40.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТюмГНГУ

 

Кафедра МТЭК 

Контрольная работа 

                       по дисциплине: « Основы внешнеэкономической деятельности»

                                                             Вариант № 2 
 
 
 

Выполнил:                                                      студентка группы ЭПзс-08

                                                    И.П.Галенко 

     Проверил:                                                    Доцент, кандидат экономических                                                                                 

                                                                                                                                 
 

                               

Тюмень  2011 год

Содержание:

Введение

1.Режимы  торговли России  с зарубежными  странами………………….стр.3

2.Источники  информации о ценах мирового  рынка…………………….стр.16

3.Задача……………………………………………………………………..стр.21

Список  литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Режимы  торговли России  с зарубежными  странами

                    В 2009 году исполнилось 20 лет со дня заключения первого соглашения между Россией (тогда это был СССР) и странами ЕС. Соглашение «О торговле и экономическом и коммерческом сотрудничестве» было заключено в 1989 году сроком на 10 лет. В соответствии с ним ЕС  отменил количественные ограничения советского экспорта в Европейское Сообщество, оставив их только на некоторые особо «чувствительные» товары: стальные изделия, текстиль и другие.

В свою очередь СССР ввел недискриминационный  режим для товаров из стран  ЕС в отношении квотирования и  лицензирования. В 1994 году между странами ЕС с одной стороны, и Россией - с другой было подписано уже  широкомасштабное «Соглашение о  партнерстве и сотрудничестве» (СПС), регламентирующее практически все  стороны возможного политического, торгового и экономического взаимодействия. Затем в 1997 году данное соглашение, после подписание его всеми 15 странами - членами ЕС, вступило в силу и  установило режим наибольшего благоприятствования  в торговле.

На сегодняшний  день ЕС является главным торгово-экономическим  партнером России в мире. Ранее  доля 15 стран ЕС в товарообороте  РФ с зарубежными странами составляла более одной трети. Расширение ЕС в 2004 и 2007 гг. - вступление в него стран  Центральной Европы, имеющих традиционно  интенсивные торговые связи с  Россией, привело к абсолютному  доминированию Евросоюза в российской внешней торговле. Таким образом  его доля превысила 50%. Торговля отличается положительной динамикой: за период с 1998 по 2008 года товарооборот между  Россией и ЕС  ежегодно увеличивался  в среднем на 20 %.

Евросоюз  является основным рынком сбыта для  российского экспорта, а также  крупнейшим поставщиком импортных  товаров в Россию. С 2003 г. российский экспорт увеличивался опережающими темпами, преимущественно благодаря  повышению цен на энергоносители. Положительное для РФ сальдо торгового  баланса достигло максимума в 2006 году и составил 120 млрд. долларов. Ситуация изменилась в 2007 г., когда российский импорт из стран ЕС вырос на 23%, в  то время как объем экспорта остался  почти на прежнем уровне (+ 2%). Рост объемов российского импорта  обусловлен увеличением поставок машин, транспортного оборудования и готовой  продукции. Однако из-за начала финансового  кризиса в 2008 году снизился товарооборот: снижение экспорта и импорта было обусловлено падением цен.

Анализ  структуры российского экспорта в страны ЕС показывает, что по-прежнему основными товарами являются топливно-энергетические, по сравнению с предыдущими периодами  их доля увеличивается. Увеличение стоимостных  объемов экспорта данной группы товаров (до 2008 года) связано с ростом стоимости  основных товаров - нефти сырой и  нефтепродуктов, газа и т.д..

В товарной структуре импорта России из стран  ЕС преобладает ввоз машин, оборудования и транспортных средств, доля которых  в январе 2008 года существенно выросла. Импорт металлов и изделий из них  вырос на 28,8%. Импорт машин, оборудования и транспортных средств увеличился на 54,1%. Половину всего экспорта из ЕС в Россию в 2008 году составляли оборудование и транспортные средства. Импорт России из стран ЕС продовольственных товаров  и сельскохозяйственного сырья (кроме  текстильного) в январе 2008 года по стоимости  увеличился по сравнению с январем 2007 года на 16,2%. Значительно вырос  импорт продукции химической промышленности и каучука – на 41,1%.

Основными внешнеторговыми партнерами России среди стран ЕС на сегодняшний  день остаются Германия, Нидерланды, Италия и Финляндия, на долю которых в  прошлом году приходилось 50,1% внешнеторгового  оборота ЕС и России.  Германия (32 млрд. евро) была крупнейшим экспортером  в Россию в 2008 году. За ней с большим  отрывом следовала Италия (10 млрд.) и Финляндия (8 млрд.). Германия (35 млрд.) являлась также и крупнейшим импортером; за ней шли Нидерланды (20 млрд.) и  Италия (16 млрд.). В десятку основных стран контрагентов России в 2008 году также входили Франция, Польша, Великобритания, Чешская республика, Венгрия, Испания.

                За последние два десятилетия в международной торговле наметилось увеличение случаев применения иностранными государствами мер нетарифного регулирования с целью защиты уязвимых отраслей национальной экономики. Во многом это связано с либерализацией тарифной защиты в рамках присоединения или членства стран к ВТО. Список нетарифных мер довольно обширен. Согласно классификатору нетарифных мер, разработанному ЮНКТАД, нетарифные меры включают в себя технические стандарты, санитарные и фитосанитарные стандарты, меры торговой защиты, количественные ограничения, лицензии и другие разрешения, мониторинг импорта и прочее. По различным оценкам нетарифные меры, начиная со второй половины 80-х годов, охватывают от 18 до 30 % объемов мировой торговли. При этом развитые страны используют такого рода ограничения в отношении 17 % импорта, в том числе в отношении 50 % металлопродукции, 25 % текстильных изделий, 44 % продукции сельского хозяйства. В последнее время нетарифные меры все более активно применяются и развивающимися странами - до 40 % всего импорта, в том числе 50 % импорта продовольствия.

1.1.Состояние (основные тенденции) условий доступа российских товаров на рынки зарубежных государств.

 По состоянию на 1 мая 2010 г. Минэкономразвития России зафиксировано 93 ограничительных мер, применяемых иностранными государствами для защиты своего внутреннего рынка, в том числе:

- 40 антидемпинговых  мер, 

- 8 специальных  защитных мер 

-45 мер нетарифного  регулирования торговли, включая меры административного регулирования.

             Кроме того, проводятся 2 антидемпинговых расследования, 6 специальных защитных расследований, а также 7 пересмотров введенных ранее антидемпинговых мер.

Ограничительные меры в отношении российских товаров применяют 22 государства: Австралия, Аргентина, Белоруссия, Индия, Индонезия, Казахстан, Киргизия, Китай, Мексика, Перу, Азербайджан, Армения, Молдова, Туркменистан, Узбекистан, США, Таиланд, Турция, Украина, Филиппины, Республика Корея, а также страны-члены ЕС как единый таможенный союз.

Максимальное  количество ограничительных мер  действует в ЕС, США, Украине и Белоруссии. Наибольшее количество ограничений выявлено в отношении металлопродукции, химической продукции и минеральных удобрений.

1.2. Виды ограничений в отношении российских товаров:

- Антидемпинговые меры:

Наиболее  известными и широко применяемыми нетарифными  ограничениями являются антидемпинговые  меры, что объясняется их «предметной» направленностью и эффективностью, достаточно хорошо проработанным механизмом расследований, а также тем, что  они могут применяться на выборочной основе против конкретного экспортера по сравнению с другими мерами, непосредственно влияющими на торговые потоки. Применение таких средств защиты рынка становится более частым в период замедления темпов экономического роста или экономического спада в стране.

          Россия традиционно попадает в первую десятку стран, в отношении которых чаще всего инициируются антидемпинговые расследования, и занимает в данном списке 1 место среди стран - не членов ВТО: с момента образования ВТО по настоящее время странами-членами ВТО в отношении российских товаров проведено 99 расследований, по результатам которых были введены 84 ограничительных меры.

           Основными российскими товарами, в отношении которых наиболее активно используются антидемпинговые меры, являются черные металлы и изделия из них. Второе место занимают минеральные удобрения и химическая продукция. Необходимо отметить, что в мировой практике именно в отношении данной продукции антидемпинговые меры чаще всего и используются.

            Максимальное количество антидемпинговых мер против товаров российского происхождения действует в ЕС (9), затем в США (6), Китае (6) и Мексике (4). На остальные страны - Австралия, Аргентина, Бразилия, Индонезия, Канада, Перу, Таиланд, Турция -  приходится по 1-3 меры.

Из государств-участников СНГ этим инструментом регулирования  импорта активно пользуется только Украина. Так, в Украине по состоянию  на 1 мая 2010 г. действует 5 антидемпинговых  пошлин.

              Применение мер торговой защиты, в первую очередь, антидемпинговых мер, превратилось в механизм, с помощью которого правительства могут проводить протекционистскую политику в интересах отдельных секторов промышленности, не меняя общего курса своей торговой политики. Согласно проведенному в 1996 году исследованию ОЭСР в 95 % случаев применение антидемпинговых мер было фактически направлено на защиту отечественных отраслей от возросшего импорта и лишь  5 % случаев были реально направлены на восстановление конкуренции на внутреннем рынке. При этом возрастает обеспокоенность стран-членов ВТО относительно обоснованности применения таких мер, активно используемых некоторыми странами в качестве протекционистской защиты своих производителей. С ростом случаев применения странами мер защиты внутреннего рынка от импорта практически с такой же скоростью возрастает количество возникающих в этой связи торговых споров, инициируемых  участниками ВЭД, недовольными созданием ограничений на пути их товаров на внешние рынки. Увеличилось количество подачи жалоб в Орган по разрешению споров ВТО в связи с необоснованным применением антидемпинговых мер.

Значение  правил применения мер торговой защиты в очередной раз было подчеркнуто  на Министерской конференции стран-членов ВТО в Дохе, где участники договорились продолжить «переговоры, целью которых  станет уточнение и конкретизация  порядка применения Соглашения по применению статьи VI ГАТТ2 1994 и Соглашения по субсидиям  и компенсационным мерам…» (параграф 28 Декларации Министров).  

1.3. Специальные защитные меры

            Специальные защитные меры применяются для ограничения импорта гораздо реже, поскольку они являются менее гибкими и точечным. Кроме того, поскольку правилами международной торговли признается, что данный инструмент не является средством устранения недобросовестной конкуренции, а служит для временного «законного протекционизма» отечественных отраслей, не выдерживающих нормальной конкуренции с возросшим импортом, страны-члены ВТО имеют определенные ограничения по его применению, выражающиеся в необходимости при определенных условиях предоставления тарифной компенсации для сохранения эквивалентного уровня уступок и других обязательств между ним и другими членами ВТО, экспорт из которых был затронут предлагаемой специальной защитной мерой.

Наиболее  чувствительными для российского  экспорта являются меры, принимаемые  Украиной. Так, в настоящее время  действуют 5 специальных защитных мер  и проводятся 4 новых расследования. Основной проблемой при проведении Украиной специальных защитных расследований  является субъективизм принятия решений  о наличии причинно-следственной связи между импортом и ущербом (угрозой ущерба) национальной отрасли  промышленности, когда серьезные  проблемы отечественных производителей автоматически приписываются импорту, который на этом основании ограничивается.

Для российских поставок металлопродукции чувствительными  являются также мера по балкам, принятая на Филиппинах, и расследование по уголкам, которое в настоящее  время проводит таможенный союз стран  Персидского залива.

В 2009 году Турецкая Республика применила специальную  защитную меру по плоскому стеклу исключительно  в отношении импорта из России и Ирана, что является прямым нарушением правил и норм ВТО, так как специальная  защитная пошлина вводится в отношении  импорта из всех государств. Турецкая сторона обосновывает введение такой  меры нечленством Российской Федерации в ВТО.

1.4. Иные меры нетарифного характера

Информация о работе Контрольная работа по « Основам внешнеэкономической деятельности»