Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 23:43, курсовая работа
Целью работы является определение конкурентоспособности российской экономики в мировом сообществе.
Для достижения поставленной цели в работе следует выполнить следующие задачи:
на основе теоретического положения обобщить сущность конкурентоспособности и её показатели;
указать особенности моделей конкурентоспособности на уровне: фирмы, отрасли, региона и страны;
на основе статистических данных выявить возможности и угрозы российских субъектов на мировых рынках;
предложить пути повышения конкурентоспособности малоконкурентных субъектов.
Введение 3
Глава 1: Конкурентоспособность как экономическая категория 4
1.1 Сущность конкурентоспособности, её показатели 4
1.2 Особенности моделей конкурентоспособности на уровнях:
фирмы, отрасли, региона 6
Глава 2: Конкурентоспособность России на мировых рынках 17
2.1 Возможности и угрозы российских субъектов на мировых рынках 17
2.2 Пути повышения конкурентоспособности российских субъектов
(на примере предприятия) 22
Заключение 26
Список использованной литературы
Так же значение каждой из пяти сил конкуренции определяется структурой отрасли, то есть её основными экономическими и техническими характеристиками.
Подводя итоги, проделанного мною исследования конкурентоспособности на уровне фирмы и отрасли можно сделать следующие выводы:
Таким образом, конкурентоспособность предприятия – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Под эффективностью в данной работе не обязательно понимается получение высокой прибыли. Эффективность в данном случае всего лишь соответствие результатов функционирования и поставленной конечной цели или системы целей. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции. Будучи тесно взаимосвязанными, категории конкурентоспособности товара и фирмы имеют существенные различия. Во-первых, по своей структуре конкурентоспособность фирмы значительно сложнее конкурентоспособности продукции, так как объектом ее приложения является вся производственно-экономическая деятельность предприятия. Во-вторых, конкурентоспособность продукции оценивается и исследуется во временном интервале, соответствующем жизненному циклу товара, а исследованиям конкурентоспособности предприятия соответствует период времени, равный периоду функционирования фирмы. В-третьих, конкурентоспособность продукции рассматривается применительно к каждому ее виду, в то время как конкурентоспособность фирмы охватывает всю номенклатуру выпускаемой продукции. В-четвертых, анализ уровня конкурентоспособности фирмы осуществляется им самим, а оценка конкурентоспособности товара – потребителем.
Из рассмотренного мною выше материала следует, что универсальным требованием, предъявляемым открытым хозяйством к любому экономическому субъекту, выступает конкурентоспособность. Быть конкурентным – значит обеспечивать сравнимые с мировым уровнем потребительские, качественные и ценовые характеристики товара или услуги независимо от того, для какого рынка они предназначены: внутреннего или внешнего.
Принципиально важным представляется положение о том, что конкурентные преимущества могут иметь и регионы. Каждый регион выступает как форма определенной пространственной организации производства, основанной на отраслевом и территориальном разделении труда в рамках всего народного хозяйства страны. В то же время он представляет собой относительно самостоятельное экономическое целое. Целостность оказывается тем более высокой, чем разнообразнее структура хозяйственного комплекса региона и чем более слабыми и менее развитыми являются его коммуникационные связи с внешней средой.
Практика мировой экономики
свидетельствует о том, что субъекты
предпринимательства
Совокупность этих преимуществ
называют «региональной средой». Региональная
среда выступает как
Например, экспортный потенциал региона
зависит не от относительных преимуществ,
как это имеет место в
В рамках единой экономической системы регионам приходится конкурировать и за факторы производства, которые в долгосрочном плане являются высокомобильными. Естественно, что мобильные факторы производства устремляются на ту территорию, где выше их возможность воспроизводства.
Глобализация мировой
Однако даже в этой, равно как
и многих других концепциях, представления
о конкурентоспособности
Важнейшая возможность эффективного
развития связана с усилением
региональных конкурентных позиций
за счет налаживания межрегиональных
экономических связей. В чем заключаются
эти возможности развития и размещения
предприятий народного
· в маневрировании ресурсами, запасами, тарифами;
· в развитии транспорта межрегионального значения;
· в формировании и использовании научно-образовательного потенциала для эффективных инвестиций в инновационные процессы технического перевооружения регионов;
· в повышении образовательного уровня населения с использованием созданной сети учреждений образования всех уровней;
· в сохранении и эффективной эксплуатации экологических систем;
· в формировании межрегиональных
систем современной связи и
· в налаживании рациональных межрегиональных
поставок природных ресурсов, сырья,
материалов для конечного производства
товаров за счет снижения издержки
их производства и повышения
· в развитии межрегиональных маркетинговых центров как основного звена оптовой торговли для крупных экономических регионов.
Производственные (транспорт, связь,
геологоразведка) и непроизводственные
услуги жестко привязаны к местоположению
и могут конкурентно
Накопление факторов производства
приводит к росту конкурентоспособности
выпускаемой продукции и
Например, рассмотрим конкуренцию
между российскими регионами. С
началом процесса присоединения
России к ВТО, конкуренция между
регионами за факторы производства
и за место на национальном рынке,
скорее всего, еще более обострится.
Так, предприятия региона
· внутри региона;
· на российском рынке;
· на мировом рынке,
т.е. поэтапно проходят все возможные
уровни конкуренции, что приводит как
бы к положительному эффекту. Но существует
и оборотная сторона. Оборотной
стороной стремления к экономической
эффективности становится углубление
разрыва в экономическом
Особый вопрос связан с ролью
структур управления. Региональная власть,
хотя и не может формировать или
оказывать влияние на институциональные
структуры, в окружении которых
работают фирмы, все же должна создать
условия, позволяющие предприятиям
достигать конкурентного
Достаточно интересен вопрос об
измерении
· факторными условиями (природными, трудовыми, технологическими и инвестиционными ресурсами, инфраструктурой и т.д.);
· условиями спроса в стране на продукцию и услуги отрасли,
· наличием родственных и поддерживающих отраслей, конкурентоспособных на международном рынке;
· стратегией фирмы, ее структурой и характером конкуренции на внутреннем рынке.
Если буквально следовать
Информация о работе Конкурентоспособность России на мировом рынке