Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 20:58, контрольная работа
Под банковской конкуренцией следует понимать – экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и соперничества между кредитными организациями в целях обеспечения лучших возможностей реализации банковских продуктов и услуг, максимально более полного удовлетворения разнообразных потребностей клиентов и получения наибольшей прибыли в данных условиях.
Сферой банковской конкуренции является банковский рынок. Его специфика заключается в том, что это - очень сложное образование, имеющее весьма широкие границы и состоящее из множества элементов. Правильнее говорить не об одном, а о многих банковских рынках.
Целью работы является составление общего представления о конкуренции в банковской сфере.
4. Способы ведения конкурентной борьбы
Конкуренцию можно условно разделить на добросовестную конкуренцию и недобросовестную конкуренцию.
Основными методами являются:
- повышение качества продукции
- снижение цен ("война цен")
- реклама
- развитие до- и послепродажного обслуживания
- создание новых товаров
и услуг с использованием
Одной из традиционных форм конкурентной борьбы является манипулирование ценами, т.н. "война цен". Она осуществляется многими способами: понижением цен, локальными изменениями цен, сезонными распродажами, предоставлением большего объема услуг по действующим ценам, удлинением сроков потребительского кредита и др. В основном ценовая конкуренция используется для выталкивания с рынка более слабых соперников или проникновения на уже освоенный рынок./6/
Более эффективной и более современной формой конкурентной борьбы является борьба за качество предлагаемого на рынок товара. Поступление на рынок продукции более высокого качества или новой потребительной стоимости затрудняет ответные меры со стороны конкурента, т.к. "формирование" качества проходит длительный цикл, начинающийся с накопления экономической и научно-технической информации. В качестве примера можно привести тот факт, что известная японская фирма "SONY" осуществляла разработку видеомагнитофона одновременно по 10 конкурирующим направлениям./12/
В настоящее время получили очень большое развитие различного рода маркетинговые исследования, целью которых является изучения запросов потребителя, его отношения к тем или иным товарам, т.к. знание производителем подобного рода информации позволяет ему более точно представлять будущих покупателей его продукции, более точно представлять и прогнозировать ситуацию на рынке в результате его действий, уменьшать риск неудачи и т.д.
Большую роль играет до- и послепродажное обслуживание покупателя, т.к. необходимо постоянное присутствие производителей в сфере обслуживания потребителей. Предпродажное обслуживание включает в себя удовлетворение требований потребителей по условиям поставок: сокращение, регулярность, ритмичность поставок (например комплектующих деталей и узлов)./13/
В связи с большим влиянием на общественность средств массовой информации, прессы реклама является важнейшим методом ведения конкурентной борьбы, т.к. с помощью рекламы можно определенным образом формировать мнение потребителей о том или ином товаре, причем как в лучшую, так и в худшую стороны, в качестве доказательства можно привести следующий пример:
Но наряду с методами
добросовестной конкуренцией существуют
и другие, менее законные методы ведения конкурентной
борьбы:
Основными методами являются:
- экономический (промышленный шпионаж)
- подделка продукции конкурентов
- подкуп и шантаж
- обман потребителей
- махинации с деловой отчетностью
- валютные махинации
- сокрытие дефектов и т.д.
К этому можно также
добавить и научно-технический шпионаж,
т.к. любая научно-техническая
Заключение
Как мы видим банковская
конкуренция обладает целым рядом
специфических черт, отличающих её
от конкуренции в промышленности
или в других отраслях национальной
экономики и заслуживающих
– конкуренция в банковском секторе экономики возникла позже, чем конкуренция в промышленности, однако отличается разновидностью форм и высокой интенсивностью;
– в качестве конкурентов коммерческих банков выступают не только другие банки, но и небанковские кредитно-финансовые институты, а также некоторые нефинансовые организации;
– конкурентное пространство представлено многочисленными банковскими рынками, на одних из которых банки выступают как продавцы, а на других – как покупатели;
– внутриотраслевая конкуренция носит преимущественно видовой характер, что связано с дифференциацией банковского продукта;
– банковские услуги могут взаимозаменять друг друга, но не имеют конкурентоспособных внешних (небанковских) заменителей, в связи с чем межотраслевая конкуренция осуществляется только посредством перелива капитала;
– в банковском деле отсутствует ряд входных барьеров, характерных для многих других отраслей (в частности, патентная защита), что ведёт к относительно большей интенсивности конкуренции в этой сфере экономики;
– ограничения ценовой конкуренции выдвигают на первый план проблемы управления качеством банковского продукта и рекламы;
– банковские рынки являются рынками дифференцированной олигополии, предоставляющими широкие возможности для кооперации и согласования рыночной политики кредитных институтов. В некоторых странах (например, в Германии) наряду с индивидуальной существует групповая банковская конкуренция.
В качестве основных закономерностей банковской конкуренции на современном этапе можно назвать следующие: универсализация банковской деятельности; либерализация государственного регулирования банковской деятельности; расширение региональной и национальной сферы деятельности кредитных институтов; проникновение на банковский рынок небанков; возрастание значения неценовой конкуренции; глобализация банковской конкуренции; усиление интенсивности банковской конкуренции – как результирующая всех названных закономерностей.
Создание условий для развития конкуренции на рынке банковских услуг является одним из ключевых факторов эффективной реализации конституционного принципа единства экономического пространства и свободного перемещения финансовых услуг. Конкуренция побуждает к эффективным действиям на рынке, заставляя предлагать клиентам более широкий ассортимент продуктов и услуг по более привлекательным ценам и лучшего качества, что, в свою очередь, способствует повышению эффективности производства и перераспределения экономических ресурсов.
В целом, основными целями дальнейшего развития банковского сектора можно назвать:
1. Укрепление устойчивости
банковского сектора,
2. Повышение качества
осуществления банковским
3. Укрепления доверия
к российскому банковскому
4.Предотвращение использования кредитных организаций в недобросовестной коммерческой деятельности.
Список литературы
1. Баталов А.Г., Самойлов Г.О. – Банковская конкуренция // М.: Экзамен, 2010
2. Братко А.Г. – Кто должен развивать банки? // Банковское дело, 2006
3. Воеводская Н. – Проблемы эволюции финансового рынка // Экономист, 2003
4. Доронин И.Г. Новые явления и тенденции в экономике и на финансовом рынке западных стран // Деньги и кредит – 2007
5. Жуков Е.Ф. – Деньги, кредит, банки, М: ЮНИТИ, 2010
6. Климанов В.В., Лавров А.М. – Проблемы экономико-георафического изучения банковской системы России // Вестник, 2010
7. Конкурентное право.
– Пособие для работников
8. Красавина Л.Н., Валенцева Н.И. – Роль банков на финансовом рынке: мировой опыт и российская практика // Финансы и кредит, 2006
9. Мехряков В.Д. – История кредитных учреждений и современное состояние банковской системы России, Изд.: Феникс, Ростов-на-Дону, 2003
10. Миронов В., Яковлев А., Зимогляд А., Российский монополизм и приватизация // Экономист, 2009
11. Миляков Н.В., Финансы // Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2008
12. Нешитой А.С., Финансы: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006
13. Нуреев Р.М. Деньги, банки и денежно-кредитная политика, М, 2008