Конкуренция, ее виды, место и роль в современном хозяйственном механизме

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 15:12, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель курсовой работы состоит в том, чтобы
рассмотреть различные формы конкуренции на рынке и выявить главные
проблемы создания конкурентной среды в экономике России. Постановка
данной цели предопределяет следующие задачи:
1. Анализ понятия конкуренции и его содержания;
2. Анализ влияния конкуренции на рынок;
3. Анализ процесса регулирования конкурентных отношений в
современных условиях.

Оглавление

Введение…………………………………………………………….3
Глава 1. Конкуренция и ее содержание.
1.1.Сущность конкуренции и ее значения для развития
экономики…………………………………………………………………………..5
1.2.Виды конкуренции……………………………………………..8
1.3. Естественная монополия…………………………………….17
Глава 2. Влияние конкуренции на рынок.
2.1.Общее влияние конкуренции на развитие рынка………….20
2.2. Отрицательное воздействие несовершенной конкуренции
на рынок………………………………………………………………………………22
2.3. Необходимость государственного регулирования
рынка…24
Глава 3. Регулирование конкурентных отношений в
современных условиях.
3.1.Антимонопольная политика в странах с развитой
рыночной экономикой……………………………………………………………………….29
3.2. Развитие конкурентных отношений в современной
России……………………………………………………………………….…....31
3.3.Антимонопольное законодательство России…………….…36
3.4. Экономическая оценка современного состояния
конкуренции……………………………………………………………………….41
Заключение………………………………………………………..45
Список использованной литературы…………………………….47

Файлы: 1 файл

чаврп.docx

— 90.29 Кб (Скачать)

в общей  государственной  политике  экономических  реформ,  этапы  и

методы  формирования  и  развития  конкурентной  среды,  задания   и

мероприятия по демонополизации  экономики и развитию  конкуренции  на

федеральном, отраслевом и  региональных уровнях, а также  ограничения

в этой области.

           Целью    антимонопольного    законодательства    является

повышение  эффективности  общественного   производства   на   основе

рыночного регулирования  экономических процессов.

           Основной   задачей   антимонопольного    законодательства

является снижение концентрации производства и  создание  необходимых

условий для развития конкуренции  на рынках Российской  Федерации  по

приоритетным группам  товаров (работ, услуг).

           Реализация этой задачи предусматривает:

           анализ сложившихся  товарных  рынков,  поведения  на  них

предприятий и различных  их  объединений,  не  являющихся  субъектами

естественной монополии;

           формирование   необходимых   организационно-экономических

предпосылок для эффективной  конкуренции на рынках России;

           создание    системы    государственного    контроля     и

регулирования деятельности субъектов естественной и  государственной

монополии;

           создание правовых и организационно-экономических   условий

для  включения  рыночных   механизмов   оптимизации   товаропотоков,

формирования цен и  тарифов на социально значимые  товары  и  услуги,

отнесенные к сфере  временной монополии;

           учет структуры рынка при приватизации  предприятий в целях

повышения конкурентоспособности  и эффективности их деятельности;

           Антимонопольное законодательство  и  развитие  конкуренции

на  рынках   Российской   Федерации   взаимосвязаны   с   финансовой

стабилизацией, антиинфляционными  мерами, а  также  инвестиционной  и

экспортно-импортной политикой. Прямая защита  конкурентной  среды  и

хозяйствующих   субъектов    от    монополистической    деятельности

осуществляется в большинстве  своем на  основании  Закона  Российской

Федерации   "О   конкуренции   и    ограничении    монополистической

деятельности на товарных рынках".

 

        3.4. Экономическая  оценка современного состояния  конкуренции.

 

           Конкуренция напрямую зависит  от состояния  экономики,  от

экономического состояния  рынка. Во второй  половине  90-х  в  России

сложилась благоприятная  экономическая конъюнктура. В  после  кризиса

1998 г. ВВП страны увеличился  на 5,6%, индекс деловой  активности  в

промышленном производстве,  составил  1,9%,  продолжалось  повышение

индекса доверия потребителя.

           Индексы  доверия   потребителя   и   деловой   активности

выражаются в процентах  и отражают разницу между  долями  численности

опрашиваемых респондентов, положительно и отрицательно ответивших на

вопросы об изменении экономической  конъюнктуры.  Индикатор  доверия

потребителя  показывает  разницу  между  долей  домашних   хозяйств,

отметивших  рост  их  потребительских  расходов,  и  долей  домашних

хозяйств,  отметивших  снижение  своих   потребительских   расходов.

Деловая активность является агрегированным индексом, в  него  входят

индикаторы доверия производителя  и доверия инвесторов. Вместе с  тем

часто два последние индикатора используются и самостоятельно.

           Финансовый кризис в Юго-Восточной  Азии, а затем в  Европе

вызвал бегство капиталов  с рынков России. По  оценке  JP  Morgan,  в

1999 г. дефицит торгового  баланса России составлял 288  млрд.  долл.

Для сравнения  укажем,  что  у  11  стран,  входящих  в  Европейский

экономический  и  валютных  союз,  существует  положительное  сальдо

торгового баланса в размере 102 млрд. долл., а у Японии - 136  млрд.

долл.

           Усилия денежных властей России  в 1998 г. были  направлены

на уменьшение негативного  влияния мирового  финансового  кризиса  на

экономику России. Рост доверия  потребителя с 19999 г. был вызван,  с

одной стороны, увеличением  занятости, что вело к  росту  доходов,  с

другой стороны, на внутренний рынок России  стал  поступать  большой

объем импорта по более  низким, чем прежде, ценам из-за понижения  цен

на мировых  товарных  рынках  и  девальвации  национальных  валют  в

странах, пострадавших от мирового финансового кризиса.

           Кредитование сектора  домашних  хозяйств  существенно  не

изменилось.  Обзор  свидетельствует  о  стремлении  небольшой  части

банков  расширить  потребительский  кредит,  вместе  с   тем   банки

ограничили  условия  пользования  кредитными   карточками.   Условия

предоставления банками  средств сектору домашних хозяйств  по  другим

видам кредитования не изменились.

           Рост банковских холдингов, проводящих  операции с  ценными

бумагами, по мнению респондентов, связан с  ростом  доходности  этих

операций,  возможностью  повысить  срочность   фондового   портфеля,

увеличить  долю  привлеченных  средств  в  капитале.  Многие   банки

отметили  некоторое  ухудшение  условий  на  рынке   синдицированных

кредитов. Банки были  обеспокоены  тем,  что  при  использовании  их

активов в  ходе  синдицирования  не  учитываются  изменения  условий

кредитования  на  рынке  заемных  средств,  происходящие  в  течение

льготного периода, занимающего  до шести месяцев.

           Экономическая конъюнктура не  только  чутко  реагирует   на

колебания денежно-кредитной  политики,  но  в  определенной  мере  и

обусловливается этой политикой, что дает  возможность  предсказывать

изменения экономической  конъюнктуры.  Оживление  деловой  активности

(рост   индекса   предпринимательского   доверия)   ожидает    малые

предприятия, что касается крупных и средних предприятий, то для  них

льготы  при  кредитовании  использовались  в  меньшей  степени,   и,

следовательно, ожидать повышения  деловой активности в этом  сегменте

производства не приходится.

           Ограничение  условий  кредитования  сжимает   спрос,   а

предоставление  льготных   условий   кредитования   расширяет   его

предложение.  При  этом  необходимо  обратить   внимание   как   на

соотношение  между  удельным   весом   тех   банков,   которые   не

изменяют условия кредитования, и удельным весом тех банков, которые

это  сделали,   так   и   на   суммарный   удельный   вес   банков,

   которые  ограничили  или  смягчили  условия  кредитования.   При

стабильной  денежно-кредитной  политике  рост   доли   банков,   не

вводящих   дополнительные   ограничения    условий    кредитования,

свидетельствует  о   расширении   требований   заемщиков   и,   как

следствие,  о   повышении   вероятности   оживления   экономической

конъюнктуры.

           Таким  образом,  несмотря  на  существенные  трудности  в

экономике России, рынок развивается  и уже сегодня можно  говорить  о

том, что современные тенденции  способствуют  созданию  конкурентных

преимуществ в России.

 

 

 

           Заключение.

 

           В заключении, подводя итог всему  сказанному, хотелось бы

отметить, что чистая конкуренция,  равно  как  и  чистая  монополия

являются по своей сути скорее исключениями, а не правилом рынка. На

любом  рынке  всегда  присутствуют   и   олигополии,   и   элементы

несовершенной  конкуренции.  Безусловно,  действуют  на  рынках   и

монополии.

           Стоит  отметить,  что   «…отношение   общественности   и

государства к различным  формам  несовершенной  конкуренции  всегда

двойственно вследствие противоречивой роли монополии в экономике. С

одной  стороны,   монополии   ограничивают   выпуск   продукции   и

устанавливают  более  высокие  цены  в  силу  своего   монопольного

положения  на  рынке,  что  вызывает  нерациональное  распределение

ресурсов и обусловливает  усиление неравенства  доходов.  Монополия,

безусловно, снижает жизненный  уровень населения»1.

           Однако с другой стороны, существуют  достаточно  весомые

аргументы в пользу монополий,  и  направленные  против  совершенной

конкуренции.  Продукция   монополистических   компаний   отличается

достаточно высоким качеством, что и позволило этим фирмам завоевать

господствующее положение  на  рынке.  Монополизация  в  отличие  от

совершенной конкуренции  воздействует  на  повышение  эффективности

производства: только крупная  фирма  на  защищенном  рынке  обладает

достаточными средствами для  успешного  проведения  исследований  и

разработок.

           Таким   образом,   равно   как   совершенная,   так    и

несовершенная конкуренции  имеют своих сторонников и  противников,  и

играют  существенную  роль   в   различных   отраслях   современной

        экономики.  Опыт  развитых  стран  мира  только  лишний  раз

подтверждает    это.  Создание  конкурентной  экономики   открывает

страну для интеграции в мировое сообщество,  открывает  каналы  для

притока иностранных инвестиций, для  экспорта  и  импорта  товаров.

Иными словами,     конкуренция способствует развитию взаимовыгодных

внешнеэкономических связей.

           Стоит  заметить,   что   Россия   обладает   достаточным

    научно-производственным  и  кадровым  потенциалом,  богатейшими

природными  ресурсами   (в   четыре   раза   богаче   США),   чтобы

разработать  систему  обеспечения   конкурентоспособности   страны,

настойчиво и терпеливо, но неуклонно  уходить  с  характерного  для

 россиян 127 места в   мире  по  конкурентоспособности.  Если  же  в

ближайшее время не начнется реальное создание условий для  развития

свободной       конкуренции,  для  повышения  конкурентоспособности

России в целом, то вскоре можно будет ожидать еще большее  снижение

конкурентоспособности страны, а вместе с этим и дальнейшее снижение

жизненного  уровня  населения,  так  как  именно  уровень  развития

конкуренции во многом определяет жизненный уровень населения  каждой

страны.

 

 

 

                      Список использованной литературы.

 

           1.  Федеральный  закон  «О  конкуренции  и   ограничении

монополии на товарных рынках»  от 22 марта 1991 г. №948-1. – 101 с.

           2. Федеральный закон «О естественных  монополиях»  от  17

августа 1995 года №149-ФЗ. – 64 с.

           3. Блауг М.  Экономическая мысль  в ретроспективе. –  М.:

Дело, 1994. – 178 с.

           4. Гальперин  В.М.,  Гребенников   П.И.,  Леусский  А.И.,

Гатасевич Л.С. Макроэкономика: Учебник / СПб.: Экономическая школа,

1994. – 267 с.

           5. Камаев В.Д. Основы экономической  теории (экономика) –

М.: «ВЛАДОС», 1995. – 324 с.

           6. Курс экономической теории \ Под  ред. Чепурина  М.Н.,–

Киров:, 1995. – 280 с.

           7. Кэмпбелл Р. Макконел, Стэнли  Л. Брю. Экономикс,  Т.1.

– М.: Республика, 1992. – 562 с.

           8.     Критский     М.М.      Экономическая      теория:

микроэкономический аспект. – Спб.: ГИЭА, 1998. - 235 с.

           9. Линдерт П. Экономика мирохозяйственных  связей. –  М.:

Прогресс, 1992. – 256 с.

           10.  Михайлушкин  А.И.,  Шимко   П.Д.   Основы   рыночной

экономики. Курс лекций для  абитуриентов. – СПб.: ООО «Петропресса»,

1996. – 189 с.

           11. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая   теория.  –

М.: НОРМА – ИНФРА –  М, 1998. - 208 с.

           12. Хейне П. Экономический образ  мышления. –  М.:  Дело,

1991. – 256 с.

           13. Эклунд К. Эффективная модель. – М.: Экономика,  1991

– 340с.

           14. Юданов А.Ю. Конкуренция –  М.: Экономика, 2000. – 267

с.

           15. Андреев Е.П. «Современное развитие  экономики  России»

// Мировая экономика и  международные отношения. 1999. №1.  С. 25-31.

           16. Аукуционек С.П. Современный  рынок // ЭКО  2001  №5  –

с. 12-15.

           17. Большаков  С.В.  Естественные  монополии:  финансовое

положение // Деньги и кредит 2000  №4. – с. 33-34.

           18. Воронов А. Конкуренция в  21 веке //  Маркетинг,  2001

№5. – с. 6-9.

           19. Левина  Л.  Основы  экономической   теории  и  истории

экономических учений (лекционный цикл) //  Российский  экономический

журнал.2002.№ 1. – с. 40-42.

           20. Харитонов В.К. Государство  и проблемы  конкуренции  в

современной экономике \\ Вопросы  экономики №2. 2002. – с.23-26.

 

1 Михайлушкин А.И., Шимко  П.Д.  Основы  рыночной  экономики.  Курс

лекций для абитуриентов. – СПб.: ООО «Петропресса», 1996. С. 143.

1 Андреев Е.П. «Современное  развитие экономики России» \\  Мировая

экономика и международные  отношения. №1. 1999. С. 22.

 

1 Левина Л. Основы экономической  теории  и  истории  экономических

учений (лекционный цикл)   \\   Российский  экономический  журнал.

1995. № 1. .34

 

 

1 Харитонов В.К. Государство  и проблемы конкуренции в   современной

экономике \\ Вопросы экономики  №2. 1998.


Информация о работе Конкуренция, ее виды, место и роль в современном хозяйственном механизме