Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 01:52, доклад
Мировой финансово-экономический кризис выявил неэффективность МВФ как института регулирования, которое распространялось лишь на развивающиеся страны и не касалось развитых стран, в том числе США, поскольку они перестали заимствовать в Фонде.
Современный кризис выявил также риски монополизма в международных валютных отношениях. Структурные принципы Ямайской валютной системы, разрабатывавшиеся в течение почти 10 лет с середины 1960-х гг. и закрепленные Ямайским соглашением в 1976 г., были сформированы в интересах ведущих развитых стран, в первую очередь США. Они перестали соответствовать условиям глобализации экономики, начавшейся с конца XX в., многополярности мира, новой расстановке сил между ведущими экономическими и финансовыми центрами, регионализма и появления новых валют, претендующих на роль мировых денег.
Разрабатывается проект формирования Восточно-африканской Федерации к 2013 г. и региональной валюты. Намечено к 2034 г. реализовать договор 1994 г. о создании Африканского экономического сообщества с единой региональной валютой.
Усиливаются позиции рэнда ЮАР как региональной валюты стран – участниц Южноафриканского таможенного союза и Валютного соглашения (1974 г.). С распадом стерлинговой зоны эти валюты прикреплены к рэнду, а не фунту стерлингов. Мировой финансово-экономический кризис стимулирует развитие региональных объединений и валют. Нарастает тенденция интернационализации использования национальных валют. В этой связи актуальной стала проблема интернационализации использования российского рубля как одной из региональных валют. Этот процесс начался. Например, Польша стала платить за поставки российского газа рублями в начале 2009 г., причем получила выгоду в размере 10% в связи с девальвацией рубля. В 2014 г., возможно, Китай будет рассчитываться российскими рублями за поставки газа из России в соответствии с рамочным соглашением от октября 2009 года.
Однако официальная установка на ускорение процесса использования рубля в международных расчетах, особенно по российскому экспорту нефти и газа, требует взвешенной оценки. В правительственной антикризисной программе меры по повышению международной привлекательности рубля и его использованию в международных расчетах ограничены сферой обращения. Между тем для этого требуется улучшение макроэкономических показателей, диверсификация внешней торговли, переход к реальной свободной конвертируемости рубля, снижение инфляции.
Инфляция, темп которой снизился в условиях кризиса, все еще сохраняется на высоком уровне (8,8% в 2009 г.) в отличие от значительного снижения цен на Западе, где возникла угроза дефляции. В антикризисной программе Правительства Российской Федерации отмечено, что денежно-кредитная политика направлена на снижение инфляции. Однако без учета многофакторности инфляции невозможно снизить ее темп только с помощью денежно-кредитной политики. Более того, в этом документе указана лишь одна причина роста цен в условиях финансово-экономического кризиса, а именно динамика курса иностранных валют к рублю. Но в России цены растут при любой динамике валютного курса. Для повышения международной привлекательности рубля необходимо совершенствовать регулирование инфляции на основе системного подхода. Целесообразен взвешенный подход к расширению и ускорению использования рубля в международных расчетах на основе анализа соотношения выгод и потерь России. При этом важно учитывать риск упущенной выгоды, инфляционный и валютный риски, вероятность валютных потерь при обмене экспортерами рублевой выручки на инвалюту. Кроме того, доля в экспортных контрактах, номинированных в рублях, должна быть разумной с учетом необходимости накопления валютных резервов. Об этом свидетельствует опыт стран Евросоюза, где доля евро в их внешнеторговых контрактах менее 50%, хотя это признанная мировая валюта.
Ориентация России на использование рубля как региональной валюты – это проявление глобальной тенденции к регионализации мировой экономики. Одним из наиболее интегрированных экономических объединений на пространстве СНГ является ЕврАзЭС, где в валютной структуре платежей доля российского рубля составила 52,6% в 2008 г. Однако, российский рубль используется преимущественно в двусторонних расчетах России со странами ЕврАзЭС: с Казахстаном – 59,1%, Белоруссией – 56,6%, Таджикистаном – 31%, Киргизией – 25,1%. В расчетах между странами ЕврАзЭС без участия России использование российского рубля значительно меньше (максимум 32,5% между Белоруссией и Казахстаном) и преобладают доллар и евро (например, доля доллара составляла примерно 99% в расчетах между Казахстаном и Таджикистаном).
Выполнение стратегической задачи – введение единой региональной валюты в ЕврАзЭС – трудный процесс. Судя по опыту Евросоюза, предстоит реализовать основные принципы формирования валютно-экономической интеграции. В их числе поэтапность, разноуровневая и разноскоростная интеграция с учетом различий экономического развития стран-членов, сочетание рыночного и государственного регулирования, создание наднационального регулирующего уровня. В развитии валютной интеграции в ЕврАзЭС имеется ряд достижений. Все страны присоединились к VIII статье устава МВФ, ввели частичную внутреннюю конвертируемость своих валют, отменив валютные ограничения по текущим операциям платежного баланса. Множественность валютных курсов заменена единым валютным курсом по этим операциям. Учрежден Евразийский банк развития (ЕАБР). Создан Антикризисный фонд ЕврАзЭС, управление которым поручено ЕАБР.
Достижением стало формирование Таможенного союза России, Белоруссии, Казахстана. С 1 января 2010г. введен Единый таможенный тариф, полномочия по формированию которого переданы наднациональной комиссии Таможенного союза. Функционирование единой таможенной территории трех стран (с 1 июля 2010 г.) будет стимулировать переход к Единому экономическому пространству. Возрождение сотрудничества с Украиной в связи с избранием в 2010 г. нового президента может способствовать ее присоединению к Таможенному союзу.
Проблема использования национальных валют стран – участниц СНГ во взаиморасчетах содержится в Плане по реализации совместных мер стран СНГ по преодолению последствий мирового финансово-экономического кризиса.
Пока существуют альтернативные проекты единой валюты в ЕврАзЭС: либо на базе российского рубля, поскольку на долю России приходится 90% совокупного ВВП этого валютно-экономического объединения, либо единой региональной валюты. Так, по мнению Президента Казахстана Н. Назарбаева, «следующим шагом может стать валютный союз стран ЕврАзЭС и создание евразийской наднациональной расчетной единицы». Концепция единой валюты ЕврАзЭС представляется более перспективной с учетом мирового опыта. Создание Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России в 2010 г. знаменует переход к новому этапу интеграционного экономического сотрудничества в форме наднационального тарифного регулирования.
Формирование с 1997 г. Союзного государства России и Белоруссии считается одной из успешных экономических интеграций в СНГ, несмотря на трудности и противоречия, в частности по проблемам формирования единого валютного пространства. План совместных действий по созданию условий для введения денежной единицы Союзного государства,Соглашение центральных банков России и Белоруссии о введении российского рубля как единого платежного средства Союзного государства с 1 января 2005 г. и единой валюты с 1 января 2008 г. на базе создания единого эмиссионного центра не было реализовано, так как эти управленческие решения опережали процесс экономической и валютной интеграции. Между тем опыт формирования Евросоюза свидетельствует, что единая валюта – евро – стала заключительным этапом интеграционного процесса, продолжающегося полвека.
Хотя стабильность современной мировой валютной системы во многом зависит от состояния доллара и евро, в перспективе их альтернативой частично могут стать некоторые региональные валюты, используемые в качестве мировых. Этот процесс обусловлен тенденцией к многоцентризму в глобальной экономике. В этой связи Россия внесла предложение в качестве антикризисной меры поручить МВФ (или специальной уполномоченной рабочей группе G-20) подготовить исследование сценария расширения перечня валют, используемых в качестве резервных, на основе принятия согласованных мер по стимулированию развития крупных региональных финансовых центров. Предложено также изучить вопрос о создании специфических региональных систем, способствующих снижению нестабильности курсов таких резервных валют .
Проблема введения наднациональной валюты. Эта идея обсуждалась давно. Дж. М. Кейнс в 1943 г. в проекте послевоенного валютного мироустройства предложил выпустить вместо золотых денег банкоры – мировые кредитные деньги как валюту Международного клирингового союза. По замыслу Кейнса, Международный лиринговый союз (МКС) предназначен для взаимного зачета требований и обязательств и межгосударственного регулирования. Для членов МКС – центральных банков – открывались бы текущие счета в банкорах для проведения зачета взаимных требований и обязательств. Банкоры служили бы базой для определения валютных паритетов и покрытия дефицита платежных балансов.
Сальдо клиринговых расчетов должно было покрываться с помощью взаимных кредитов стран-членов. Для регуирования задолженности стран по отношению к МКС, выступающему одновременно как кредитор и должник, для каждой страны устанавливалась определенная квота в зависимости от экономических показателей.
На Бреттонвудской конференции США отвергли это предложение, так как оно противоречило их стратегии, ориентированной на господство доллара в мире. Однако идея Кейнса о выпуске мировых кредитных денег заслуживает внимания при разработке проекта реформирования современной мировой валютной системы.
Не случайно в условиях кризиса Бреттонвудской системы в конце 1960-х – начале 1970-х гг. Р. Триффин, У. Мартин, А. Дей, Ф. Перру, Ж. Денизе возродили идею выпуска интернациональной валюты. В 1990-х гг. Дж. Сорос предложил концепцию международной валюты, обеспеченной буферными запасами нефти. Эти идеи обусловлены тем, что наднациональная валюта соответствует условиям глобализации экономики, когда возрастают денежные потоки, обслуживающие международное движение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы. Наднациональная валюта необходима как единая база, точка отсчета валютного паритета, а также для снижения рисков, связанных с нестабильностью национальных денег, используемых в качестве мировых; для стабилизации мировой валютной системы. Это может придать ей большую симметричность и равновесие и заставить страны, в первую очередь США, подчиняться единой для всех экономической дисциплине и не наводнять мировые рынки нестабильными долларами.
В отличие от товарных наднациональных денег, которые при золотом стандарте принимались по весу при международных расчетах, современным условиям соответствует их электронная форма. Об этом свидетельствует опыт выпуска международных валютных единиц (эпунит, ЭКЮ, СДР и др.).
Для
введения наднациональной валюты
необходим наднациональный
Единая мировая валюта должна заменить СДР, которые вопреки замыслу не стали прообразом мировых денег и оказались нежизнеспособными. Сфера использования СДР ограничивается официальным сектором – операциями МВФ с центральными банками стран-членов, а также в некоторых международных организациях как валютная единица. Попытки их использовать в частном секторе оказались кратковременными. СДР не получили всеобщего признания в качестве валюты внешнеэкономических контрактов, международного платежного и резервного средства. Их доля в совокупной международной ликвидности 0,4%, в мировых валютных резервах – 1,2%, хотя в уставе МВФ была поставлена задача превращения СДР в главное резервное средство мировой валютной системы. Однако ныне к СДР прикреплена лишь одна валюта – ливийский динар (к евро – 40 валют).
Условная стоимость СДР значительно зависит от курса доллара, доля которого преобладает (44% в 2006 – 2010 гг.). В определенной степени за стандартом СДР скрывается долларовый стандарт. Это позволяет США покрывать национальной валютой дефицит своего платежного баланса, экспортировать инфляцию, наводнять долларами мировой финансовый рынок и международный оборот, внедряться в денежное обращение стран, где происходит долларизация экономики. США возложили на другие страны заботу о поддержании курса доллара по отношению к их валюте.
При коллективной разработке концепции наднациональной валюты полезно кроме СДР использовать опыт других международных валютных единиц, особенно ЭКЮ, учитывая их преимущества по сравнению с СДР.
В отличие от ничем не обеспеченных СДР эмиссия ЭКЮ была частично обеспечена золотом и долларами. Центральные банки стран – членов Европейской валютной системы (ЕВС, 1979 – 1998 гг.) переводили в эмиссионный центр 20% национальных золотодолларовых резервов.
В этой связи эмиссия ЭКЮ ежеквартально корректировалась в зависимости от изменения данных резервов и была более эластична, чем выпуск СДР, устанавливаемый волевым решением руководящих органов МВФ и распределяемый пропорционально взносу страны в его капитал. Кроме того, банки активно осуществляли выпуск частных ЭКЮ. Валютная корзина ЭКЮ в составе 12 валют служила для определения не только ее средневзвешенного курса (как и СДР), но и для определения необходимости валютной интервенции в определенной стране на основе расчета паритетной сетки валют.
Информация о работе Концептуальные подходы к реформированию мировой валютной системы