Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 15:53, дипломная работа
Настоящая Концепция определяет перспективы и основные направления развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации. Концепция направлена на развитие системы координации выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности Российской Федерации, включая разработку комплекса мер в области государственной поддержки отечественных товаропроизводителей-участников выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, предпринимателей и потребителей, выставочных организаций и представителей всех сфер выставочно-ярмарочного и конгрессного бизнеса.
Например, для сравнения, в Германии для проведения специализированных выставочных мероприятий используются 22 выставочных комплекса общей площадью 2 750 000 кв.м. В Италии совокупная площадь используемых выставочных центров составляет более 2 млн.кв.м., в Китае – более 6 млн.кв.м.
Для экономического
развития регионов России очень важно
расширение специализированных выставочных,
и, особенно, конгрессных площадей,
соответствующих мировому уровню. Согласно
экспертным оценкам, ежегодно
в мире проходит порядка 40 миллионов конгрессных
мероприятий, участие в которых принимает
около 2 миллиардов человек. Общая годовая
выручка рынка составляет
более 800 млрд евро (по данным Всемирной
ассоциации организаторов конгрессов
International Congress and Convention Association (ICCA) за 2010 год)1. Считается, что индустрия деловых
встреч приносит, по крайней мере, крупным
городам, в четыре раза больше средств,
чем организация каких-либо других массовых
мероприятий. Доля России на мировом рынке
международных конгрессных мероприятий
за последние 10 лет снизилась почти в 2
раза и составляет менее 1 %.
В первой пятерке стран-лидеров по проведению на своей территории конгрессов и конференций – США, Германия, Испания, Италия, Великобритания. Среди ведущих городов – Вена, Барселона, Париж, Берлин. В 2011 году г. Москва находился на 100 месте, а г. Санкт-Петербург - на 119 месте.
В выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности Российской Федерации имеется ряд нерешенных проблем:
В Российской Федерации, на федеральном уровне, развитие и управление выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельностью осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также нормативными правовыми документами органов государственной власти Российской Федерации.
Нормативное правовое
регулирование выставочно-
К международным документам, регулирующим выставочно-ярмарочную и конгрессную деятельность, участницей которых является Российская Федерация, относятся:
Ряд федеральных органов исполнительной власти (Минобрнауки России, Минздрав России, Минприроды России, Минпромторг России, Минкомсвязь России, Минспорт России, ФСВТС России, Роскосмос и др.) сформировали ведомственную нормативную правовую базу проведения соответствующих отраслевых выставок.
Участие российских
организаций в выставках
Действуют также соглашения о сотрудничестве между территориальными торгово-промышленными палатами России и иностранными палатами, а также партнерскими организациями за рубежом, в которых содержатся статьи о сотрудничестве в области выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности.
Ряд нормативных документов по выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, в частности концепций и программ развития, подготовлен в субъектах Российской Федерации (г. Москва, г. Санкт-Петербург, Нижегородская обл., Тверская обл., Костромская обл., Самарская обл., Мурманская обл., республики Карелия и Чувашия и др.).
В целом, нормативное правовое регулирование в сфере выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности значительно отстает от других отраслей по степени нормативной обеспеченности. Прежде всего, отсутствует федеральный закон о выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности.
Международный опыт нормативного правового обеспечения выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности свидетельствует о целесообразности внесения изменений и дополнений в действующие законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие выставочно-ярмарочную и конгрессную деятельность, а также о необходимости разработки федерального закона, определяющего принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого выставочно-ярмарочного и конгрессного рынка в Российской Федерации.
Систему нормативного
правового регулирования
Региональные
нормативные документы, регламентирующие
и отражающие специфику выставочно-
Аналогичный по
составу ряд нормативных
Отдельный блок
в системе нормативного правового
регулирования выставочно-
Кроме того, анализ
разделов действующего в Российской
Федерации национального
За период действия
национального стандарта ГОСТ Р
53103-2008 «Деятельность выставочно-
Кроме того, содержание национального стандарта ГОСТ Р 53103-2008 ориентировано на терминологию, но не адаптировано к ведению выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, не дает возможности выставочному сообществу оценивать качество и безопасность выставочных мероприятий и услуг. При этом, не применяется одна из функций стандартизации, предусмотренная законом «О техническом регулировании» – развитие добросовестной конкуренции среди участников рынка.
В целях решения данной проблемы необходимо разработать ряд национальных стандартов для сферы выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности. Первыми из этой серии стандартов должны быть: ГОСТ Р «Деятельность выставочно-ярмарочная. Основные положения» и ГОСТ Р «Деятельность выставочно-ярмарочная. Общие требования».
Анализ соответствия национального стандарта ГОСТ Р 53103-2008 «Деятельность выставочно-ярмарочная. Термины и определения» положениям второго международного стандарта ISO 25639-2: 2008 «Выставки, шоу, ярмарки и конвенции» часть 2: Процедуры измерения в статистических целях» показал, что в нем отсутствуют международные нормы по оценке и измерению параметров в статистических целях. Отсюда можно сделать вывод, что два международных стандарта могут быть признаны в качестве национальных после проведения процедуры их адаптации.
В связи с отсутствием в настоящее время ряда элементов предлагаемой системы необходимо: