Компенсации и бенефиты

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 20:40, доклад

Краткое описание

Система вознаграждений, или компенсационный пакет, которые используются в организации, складывается из трех элементов - основная оплата труда (базовая зарплата), дополнительная оплата (побудительные выплаты, премии, бонусы) и социальные выплаты или льготы (бенефиты).

Файлы: 1 файл

Компенсации и бенефиты - готовый доклад.костромина.doc

— 37.50 Кб (Скачать)
 

     Компенсация — (от лат. compesatio — возмещение, вознаграждение)

     К понятию компенсация так же относится:

  • Возмещение ущерба;
  • Вознаграждение за неиспользованное право;
  • Способ погашения обязательств путем зачета встречных требований должника и кредитора;
  • Выдача денежных сумм и единовременных пособий работникам за неиспользованный отпуск, рост цен, при увольнении, восстановлении на службе, при переводе на другую работу и т. д.
 

     Система вознаграждений, или  компенсационный пакет, которые используются в организации, складывается из трех элементов - основная оплата труда (базовая зарплата), дополнительная оплата (побудительные выплаты, премии, бонусы) и социальные выплаты или льготы (бенефиты).  
         Основная заработная плата и есть гарантированная компенсация работнику за его труд в организации или за исполнение обязанностей на данной должности, на данном рабочем месте. Она складывается из базового должностного оклада (оплаты за отработанное время) и надбавок (доплат).  
         Должностной оклад сотрудника определяется рангом занимаемой должности или присвоенным тарифным разрядом, а надбавки (доплаты) вводятся для учета индивидуальных особенностей сотрудника.

     Надбавки могут быть: за знание иностранного языка, за стаж работы (выслугу лет), за эффективность деятельности, за руководство сотрудниками и т.д. Обычно надбавки рассчитываются в процентах к базовому окладу. Надбавки могут быть постоянными и временными (на 3-6 месяцев).  
 

     Бонусы  или побудительные  выплаты обычно связаны с дополнительным вознаграждением за результативность труда работника. К ним относятся: комиссионные выплаты, премии за выполнение плана, участие в прибылях и т.д. - все то, что составляет переменную часть денежного вознаграждения за труд и применяется для учета результативности работы сотрудников, связывая уровень денежного вознаграждения с общей эффективностью работы компании, подразделения или самого работника.  

     (Переменная часть может быть сдельной, т.е. за каждую изготовленную единицу продукции работник получает фиксированное вознаграждение. Особым видом сдельной оплаты является система стимулирования продаж, или комиссионные. Данная система применяется для управления продажами и стимулирования сбытового персонала. При комиссионной системе стимулирования устанавливается прямая зависимость размера вознаграждения от объемов реализации.)

     Переменная  часть денежного вознаграждения может определяться в процентах  к базовой заработной плате и  изменяться в зависимости от эффективности  деятельности компании.

     Соотношение постоянной и переменной частей денежного  вознаграждения может быть разным и определяется зависимостью получаемого результата от трудовых усилий самого работника. Например, у менеджеров по продажам переменная (комиссионная часть) денежного вознаграждения может составлять и 60, и 70, и 80 процентов от общего денежного вознаграждения, а у секретаря переменная часть не должна быть более 10 - 15 процентов.  Это происходит на основе того, что структура и содержание компенсационного пакета и принципы материальной компенсации для различных категорий персонала будут различными, ведь вклад разных категорий в конечный продукт так же разный и отличия отображаются в системе вознаграждения.

     Бенефиты, или социальные пособия рассматриваются как вознаграждения, не связанные с количеством и качеством труда, вознаграждения, которые получают сотрудники за факт работы в данной организации или на данном предприятии. Помимо прямого денежного вознаграждения существуют различные формы косвенных материальных компенсаций работникам, которые называются социальными льготами, или социальным пакетом компании. К бенефитам относятся: медицинская страховка, оплата отпусков, компенсация транспортных расходов, предоставление беспроцентных кредитов и ссуд сотрудникам, членство в спортивных клубах, оплата питания, оплата расходов пользования мобильным телефоном, обучение, возмещение расходов по оплате коммунальных услуг, содержания детей в дошкольных учреждениях и прочие социальные выплаты.         

 Социальные льготы, представляя собой дополнительные блага, получаемые работниками от предприятия, повышают их благосостояние и качество трудовой жизни. Часть социальных льгот предоставляются в законодательном порядке и обязательны для всех предприятий (оплачиваемые основные и дополнительные отпуска, оплата временной нетрудоспособности, льготы молодым сотрудникам и женщинам и т.д.). Часть социального пакета предоставляется предприятиями на основе добровольно взятых на себя обязательств по отношению к работникам.  
         Цели, которые преследует работодатель, предоставляя помимо основного денежного вознаграждения еще и определенный набор социальных льгот и выплат - достаточно разнообразны и зависят от стратегии компании, например: привлечение и закрепление высокопрофессионального персонала, косвенное и прямое стимулирование производительного труда, создание благоприятного общественного мнения о компании (PR-цели), увеличение реального благосостояния собственных работников.  
         
 

     Используемые  компаниями формы поощрения можно разделить на несколько групп.

     Первая: ценные подарки – наиболее распространенные,  затем : моральные поощрения (благодарности, почетные грамоты и т.п.) , а так же: отгулы и дополнительные отпуска.

     Вторая  группа - менее распространена: здесь и внесение имени сотрудника в историю компании, и вывешивание портрета наиболее отличившихся на доску почета, и награждение памятными значками.

     К третьей группе можно отнести  различные формы поощрения, используемые довольно редко: предложение сотрудникам участие в прибыли, продажа сотрудникам акции и т.п. Спектр форм поощрения широк, так как зависит только от фантазии управляющих.

        Таким образом, основная тенденция в развитии компенсационных пакетов организаций заключается в относительном увеличении социальных льгот и выплат в общей системе вознаграждения. Развитая социальная политика предприятия указывает на то, что в стратегических целях организации присутствует не только максимизация предпринимательской прибыли, но и социальное обеспечение сотрудника, развитие его личности. И, как показывает опыт, такие организации оказываются наиболее эффективными, рыночно успешными. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Источники:

Свободная энциклопедия «Википедия» : Wikipedia.org

Электронный журнал Оnby.ru : Е. Моргунов:  «Модели и методы управления персоналом».

  
 
 
 
 

Информация о работе Компенсации и бенефиты