Капитал предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 11:54, реферат

Краткое описание

Все статьи собственного капитала формируются в соответствии с законодательством РФ, учредительными документами и учетной политикой. Действующее законодательство определяет обязанность акционерного общества создавать два фонда – уставный и резервный. Иного обязательного перечня фондов, которое должно создавать общество, а также нормативы отчислений в них, законодательство не содержит. Вопросы использования резервного и иных фондов общества относятся к исключительной компетенции совета директоров общества.
Целью моего реферата является рассмотрение собственного и заемного капитала предприятия, изучение их характеристик и методов использования.

Оглавление

Ведение
Глава 1. Собственный капитал предприятия
1.1. Собственный капитал предприятия: структура, формирование и использование
1.2. Характеристика форм собственного капитала
1.2.1. Уставный капитал
1.2.2. Добавочный и резервный капитал
1.2.3. Нераспределенная прибыль и фонды специального назначения
1.2.4. Субсидии, поступления и прочие резервы
1.3. Особенности собственных средств на предприятиях и организациях России
Глава 2. Заемный капитал предприятия
2.1. Заемные средства предприятий. Финансовый рычаг и финансовая структура капитала
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Капитал предприятия.docx

— 45.31 Кб (Скачать)

 

Фонд социальной сферы  представляет собой зарезервированные (направленные) суммы в качестве финансового обеспечения развития социальной сферы. Фонд социальной сферы  покрывает капитальные вложения не в производство как фонд накопления, а в социальные службы предприятия, например в строительство детского сада. Средства фонда направляются на финансирование расходов, связанных с содержанием объектов жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, культуры, спорта, детских учреждений, домов и баз отдыха, учитываемых на балансе организации.

Собственно, если не считать  амортизацию, нераспределенная прибыль  является единственным крупным источником финансирования деятельности предприятия. Ее предприятие всегда может направить  на свои нужды или создание специальных  фондов. Отличительной особенностью на вновь создаваемых предприятиях является сложность в прогнозировании  прибыли из-за еще не возникшего спроса на производимые товары и услуги. На уже работающих предприятиях возможны построения прогнозов о величине прибыли в будущем, но только в  составе общего прогноза деятельности предприятия и анализа конъюнктуры  рынка. Все дело в том, что на размер прибыли будут оказывать многочисленные факторы как внутри предприятия, так и факторы внешней среды  и абстрагированный анализ прибыли  на предстоящий период может привести к тому, что средств может попросту не хватить даже на поддержание текущей  деятельности.

1.2.4. Субсидии, поступления  и прочие резервы 

 

Целевые финансирование и  поступления представляют собой  средства некоммерческой организации, предназначенные для финансирования тех или иных мероприятий целевого назначения. К ним относятся средства, поступившие от других предприятий, субсидии правительственных органов, денежные взносы родителей на содержание детей в детских учреждениях (садах, яслях) и др.

 

К прочим резервам относятся  резервы, которые создаются на предприятии  в связи с предстоящими крупными расходами, включаемыми в себестоимость  и издержки обращения. Создание резервов предусмотрено п. 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и  бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.98 г. № 34н (далее – Положение). Например, резервы: на оплату отпусков, на ремонт предметов, сдаваемых в прокат, для  выплаты ежегодного вознаграждения за выслугу лет, для вознаграждений по итогам работы за год, на производственные затраты по подготовительным работам  в связи с сезонным характером производства и др. (на цели, предусмотренные  законодательством РФ, нормативными актами Минфина России).

 

С 1 января 1999 г. разрешено  также создавать резервы на: предстоящие  затраты на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных  мероприятий; гарантийный ремонт и  гарантийное обслуживание; покрытие иных предвиденных затрат.

 

В Положении указывается, что резервы создаются организацией с целью равномерного включения  предстоящих расходов в издержки производства и обращения отчетного  года.

 

В соответствии с отраслевыми  методическими рекомендациями по формированию себестоимости организации могут  создавать за счет себестоимости  ряд дополнительных резервов. Например, строительные организации имеют  право создавать резервы: на возведение временных (титульных) зданий, гарантийный  ремонт, перебазирование строительных машин и механизмов.

 

Решение о создании резервных  фондов должно быть зафиксировано в  учетной политике организации. Если же организация не создает резервных  фондов, то этот факт можно не оговаривать  в учетной политике.

 

Положение позволяет предприятиям в соответствии со своей учетной  политикой создавать резерв на обесценивание  вложений в ценные бумаги и резерв сомнительных долгов. Но по сути своей  они не являются собственным капиталом, так как не относятся к пассиву  баланса, а корректируют актив, уменьшая его до реальной величины.

 

Если рассматривать особенности  сформированного собственного капитала на российских предприятиях, то можно  заметить интересную особенность. Эта  особенность состоит в том, что  по данным государственной статистики выходит, что уставный капитал, призванный выступать основой всех хозяйственной  деятельности предприятия, на самом  деле занимает небольшую часть в  составе собственных финансовых ресурсов. В основном это связано  с тем, что собственники не стремятся  создавать уставный капитал необходимого объема, а обходятся только минимальной  его величиной. Так легче зарегистрировать новое предприятие.

 

С другой стороны сумма  нераспределенной прибыли и создаваемых  на ее основе целевых фондов значительна, что показывает величину самофинансирования предприятия в текущем периоде. Т.е. в основном вся работа предприятия  за счет собственных средств строится на полученной прибыли. Рассматривать амортизацию как источник собственных финансовых ресурсов можно с большими оговорками. Во-первых, ее нужно рассматривать как возмещение затрат на приобретение и использование оборудования. Во-вторых, т.к. законодательно не закреплено направление использования амортизации, то на подавляющем большинстве предприятий эти суммы идут на текущее потребление или “затыкание” возникших финансовых дыр.

 

Сумма резервного капитала оказалась  небольшой вследствие того, что законодательно определено их создание только рядом  предприятий, а их размер на предприятии  обычно выбирают наименьший. На предприятиях, которым создание резервного капитала не регламентировано, он вообще не создается, поэтому в общем обзоре данных по предприятиям в целом он занимает только около 5%.

Как неизбежность трудного переходного  времени стоит отметить возросшую  роль прочих резервов в получении  собственных средств. Субсидии на настоящее  время получают только предприятия производящие продукцию жизненно необходимую государству и то, зачастую в недостаточном количестве. Поэтому основным структурным элементом прочих резервов будут доходы от сданного в аренду имущества, а также доходы от продажи этого имущества. Причем арендные отношения коснулись даже военных объектных предприятий, которые для увеличения собственных средств привлекают финансирование и из этого источника.

1.3. Особенности собственных  средств на предприятиях и  организациях России

 

Рассмотрим некоторые  особенности в собственных средствах  российских предприятий по данным Госкомстата. [9]

 

Для начала отметим особенности  в уставном капитале. Самой отличительной  особенностью при формировании уставного  капитала является то, что при создании нового предприятия в подавляющем  большинстве случаев он создается  по законодательно утвержденному минимуму. Причем, это не зависит от организационно – правовой формы создаваемого предприятия. Такая минимизация вновь создаваемого уставного капитала приводит к тому, что начинать свою деятельность предприятию  приходится с привлечения заемных  средств, т.к. собственных средств  явно не хватает. В основном для этого  используют банковский кредит, который  выдается такому предприятию под  максимальный процент вследствие высокого риска. На российских предприятиях резкое недофинансирование именно за счет собственных средств, причем наибольшая величина недофинансирования складывается на предприятиях, которые имеют высокий кредитный рейтинг, а также на тех, на которых получение средств связано с выполнением общественно-необходимых функций, за которые ведут расчеты бюджеты различных уровней и предприятия-посредники.

 

В обоих последних случаях  такие предприятия и организации  недополучают средства в виде прибыли  при оказании ими работ или  услуг.

 

Добавочный и резервный  капитал на предприятии в основном вообще никогда не используются на его текущую или инвестиционную деятельность. Вследствие жесткой зарегулированности эти два элемента собственного капитала работают в очень редких случаях, либо просто создают прирост стоимости пассивов при приобретении имущества (добавочный капитал), либо создаются по утвержденному минимуму, если это необходимо или под определенную задачу, регламентированную законодательно (резервный капитал).

 

Если рассматривать создание целевых фондов, то можно заметить в основном создание амортизационного фонда, ремонтного фонда и фонда  охраны труда (если предприятию это  необходимо). Особенностью амортизации  можно отметить, что вместо цели на приобретение и замену оборудования, все средства в основном идут на текущее потребление, поэтому к  целевым фондам его можно отнести  с большими оговорками. Остальные  же фонды вообще формируются за счет перераспределения части прибыли  и как следствие, они выполняют  в основном накопительную (а иногда и страховочную) функцию, при последующем направлении средств на цели создания фонда.

 

Еще одним из источников в  привлечении собственных средств  можно выделить дополнительную эмиссию  акций для акционерных обществ. Она осуществляется в основном для  привлечения средств для финансирования какого-либо крупного проекта. При этом всегда параметры проекта известны, и планировать эмиссию легко. Однако самым сильным тормозящим фактором является зарегулированность процесса эмиссии государством, что и привело к тому, что эмиссию осуществляет лишь несколько крупных предприятий в год по всей России. Хотя с целью изменения структуры собственников, такая эмиссия проходит чаще, но из-за «подвешенности» состояния предприятия при переделе собственности – эти средства в лучшем случае уходят на текущее финансирование.

 

Таким образом, получается, что  самым стабильным и хорошо прогнозируемым источником становятся доходы от сдачи  имущества в аренду. Но в подавляющем  большинстве случаев это идет во вред основному производству. В  погоне за «легкими» деньгами и сиюминутной  выгодой, а подчас и из корыстных  побуждений, в качестве арендных площадей используют производственные площади  с уникальным оборудованием, которое  демонтируется, и практически после  этого никогда не используется.

 

Поэтому в российской практике для финансирования деятельности предприятия  за счет собственных средств, стабильных источников такого финансирования не существует. Но единственно желательным  источником все-таки является прибыль  предприятия.

Глава 2. Заемный капитал  предприятия

2.1. Заемные средства предприятий.  Финансовый рычаг и финансовая  структура капитала

 

В условиях рыночной экономики  ни одно предприятие не может и  не должно обходиться без заемных  средств, так как их использование  способствует повышению эффективности  собственных средств, удовлетворению определенных потребностей предприятия. Заемные средства являются финансовым рычагом, с помощью которого повышается рентабельность предприятия.

 

Многообразие этих средств  дает возможность их использования  в различных ситуациях, в основном в следующих случаях: с целью  повышении рентабельности собственных  средств; при недостаточности собственных  средств; при формировании переменной части оборотных активов; при  покрытии отдельных затрат, носящих  неравномерный (характер в отдельные  периоды времени); как источник инвестиций; в некоторых других случаях.

 

Предприятие в своей деятельности может использовать следующие виды заемных средств: кредиты банков — долгосрочные и краткосрочные; займы юридических и физических лиц; коммерческий кредит, проявляющийся  при отсрочке платежа и означающий кредитование кого-либо кем-либо товарами, а не деньгами; лизинг; факторинг; форфейтинг; кредиторская задолженность; прочие.

 

Каждый из перечисленных  источников заемных средств играет для предприятия определенную роль. В то же время нужно обратить особое внимание на развитие коммерческого  кредита и лизинга. Коммерческий кредит является результатом отсрочки платежа, предоставляемой поставщиком  покупателю. Кредит может быть оформлен векселем или просто договором. Вексель  по ряду серьезных причин пока не получил  достаточного развития, без чего рыночные отношения не могут нормально  развиваться. Оформление коммерческого  кредита договором может предполагать определенную альтернативу для покупателя. Например, выражение «3/10 — 40» означает, что покупателю предоставлена отсрочка платежа на 40 дней, но если он произведет платеж в течение 10 дней после отгрузки, то получит скидку в размере 3%.

 

Вексель — уникальный рыночный инструмент, который при использовании  дает значительный эффект. Во-первых, вексель, как ничто другое, выполняет четыре важнейшие функции:

 

- долгового безусловного  денежного обязательства;

 

- кредитную, означающую, что  вексель является продуктом коммерческого  кредита;

 

- расчетную: векселем можно рассчитаться с любым кредитором, который этого пожелает;

 

- ценной бумаги: вексель  можно продать, купить, заложить. Во-вторых, вексель имеет серьезные  преимущества. Он способствует:

 

- оптимизации структуры  источников оборотных средств,  дает возможность предприятию  регулировать размер заемных  средств в своем обороте с помощью коммерческого кредита;

 

- оптимизации безналичных  расчетов между предприятиями,  вытесняя неэффективную предварительную  оплату отсрочкой платежа;

 

- сокращению неплатежей  и взаимной задолженности предприятий  друг другу;

 

- стабилизации и сокращению  процентных ставок банков за  кредит, так как развитый коммерческий  кредит является конкурентом  банковского кредита.

 

Векселя могут быть товарные, коммерческие, т.е. выпускаемые предприятиями  и организациями, и финансовые, т.е. выпускаемые банками, финансовыми  органами. Наибольшее распространение в мировой практике имеют товарные векселя, к которым прежде всего относятся указанные преимущества. Финансовые векселя также имеют ряд положительных качеств.

Информация о работе Капитал предприятия