Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 18:11, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении кадровой политики в организации.
Общие задачи этой курсовой работы заключаются в том, чтобы:
- рассмотреть основные подходы к определению кадровой политики;
- изучить этапы построения кадровой политики организации;
- изучить опыт российских компаний по проведению кадровой политики на предприятии;
- предложить мероприятия по улучшению ситуации в области кадровой политики.
Объектом данной курсовой работы является система реализации кадровой политики в организации.
Предметом – отношения, возникающие в процессе проведения кадровой политики в организации.
Высокая значимость и недостаточная осведомленность руководства о реализации кадровой политики в организации определяют несомненную важность изучения кадровой политики, как системы повышения качества функционирования предприятия и результативности работы его сотрудников.
В курсовой работе рассмотрены и изучены различные точки зрения в области проведения кадровой политики организации.
Структура данной курсовой работы имеет следующие составляющие
- введение с указанием цели и, актуальности исследуемой темы, объекта и предмета курсовой работы;
- теоретическая основа кадровой политики с изучением основных подходов к определению кадровой политики организации, ее роли на предприятии, основные этапы ее построения.
- аналитическая часть, которая включает в себя изучение проблем, возникающих при проведении кадровой политики; анализ существующего состояния кадровой политики в крупных компаниях Российской Федерации, связанных с реализацией кадровой политики, а так же основные результаты и выводы по исследованию;
- в заключении обобщены основные выводы курсовой работы.
Таким образом, кадровая политика
в новых условиях направлена на формирование
такой системы работы с кадрами,
которая ориентировалась бы на получение
не только экономического, но и социального
эффекта при условии соблюдения
действующего законодательства, нормативных
актов и правительственных
В условиях рыночной экономики
один из решающих факторов эффективности
и конкурентоспособности
Необходимо иметь в виду, что работа с персоналом не начинается с вакансии и не заканчивается приемом на работу. Процесс работы с персоналом должен быть построен так, чтобы кратчайшим путем приходить к желаемому результату в отношении любого вопроса или проблемы в кадровой сфере. Так, в ходе формирования кадровой политики, в идеальном случае, должно происходить согласование следующих аспектов:
-разработка общих принципов кадровой политики, определение приоритетов целей;
-организационно-штатная политика — планирование потребности в трудовых ресурсах, формирование структуры и штата, назначения, создание резерва, перемещения;
-информационная политика — создание и поддержка системы движения кадровой информации;
-финансовая политика — формулирование принципов распределения средств, обеспечение эффективной системы стимулирования труда;
-политика развития персонала — обеспечение программы развития, профориентация и адаптация сотрудников, планирование индивидуального продвижения, формирование команд, профессиональная подготовка и повышение квалификации;
-оценка результатов деятельности — анализ соответствия кадровой политики и стратегии организации, выявление проблем в кадровой работе, оценка кадрового потенциала (центр оценки и другие методы оценки эффективности деятельности)8.
Рассмотрим процесс
Этап 1. Нормирование. Цель — согласование принципов и целей работы с персоналом, с принципами и целями организации в целом, стратегией и этапом ее развития. Необходимо провести анализ корпоративной культуры, стратегии и этапа развития организации, спрогнозировать возможные изменения, конкретизировать образ желаемого сотрудника, пути его формирования и цели работы с персоналом. Например, целесообразно описать требования к сотруднику организации, принципы его существования в организации, возможности роста, требования к развитию определенных способностей и т.д.
Этап 2. Программирование. Цель — разработка программ, путей достижения целей кадровой работы, конкретизированных с учетом условий нынешних и возможных изменений ситуации. Необходимо построить систему процедур и мероприятий по достижению целей, своего рода кадровых технологий, закрепленных в документах, формах, и обязательно с учетом как нынешнего состояния, так и возможностей изменений. Существенный параметр, оказывающий влияние на разработку таких программ, — представление о приемлемых инструментах и способах воздействия, их согласование с ценностями организации. Например, в ситуации закрытой кадровой политики нелогично разрабатывать и использовать программы интенсивного набора персонала через кадровые агентства, средства массовой информации. В этом случае при наборе важно обращать внимание на знакомых своих сотрудников, учащихся корпоративных учебных заведений. Для корпоративной культуры с элементами органической организационной культуры, культивирующей дух «единой семьи», нецелесообразно при наборе использовать строгие, а зачастую и жестокие психологические тесты, большее внимание следует уделять процедурам собеседований, групповым мероприятиям, моделированию реальных производственных ситуаций и т.д.
Этап 3. Мониторинг персонала. Цель — разработка процедур диагностики и прогнозирования кадровой ситуации. Необходимо выделить индикаторы состояния кадрового потенциала, разработать программу постоянной диагностики и механизм выработки конкретных мер по развитию и использованию знаний, умений и навыков персонала. Целесообразны оценка эффективности кадровых программ и разработка методики их оценки9.
Для предприятий, проводящих постоянный мониторинг персонала, множество отдельных программ кадровой работы (оценка и аттестация, планирование карьеры, поддержание эффективного рабочего климата, планирование и т.д.) включаются в единую систему внутренне связанных задач, способов диагностики и воздействия, способов принятия и реализации решений. В рамках подобной мега-программы в организации могут быть решены не только кадровые задачи, но и реализованы способы диагностики управленческой ситуации, практически отработаны способы принятия и осуществления управленческих решений. В таком случае можно говорить о существовании кадровой политики как инструменте управления предприятием.
В построении кадровой политики можно выделить 4 основные фазы:
-хаотическое реагирование на постоянные изменения во внешней среде;
-стратегическое планирование в узком смысле – предвидение новых осложнений во внешних условиях деятельности организации и разработка заранее стратегий ответных действий (исходное предположение: новая стратегия должна основываться на использовании имеющихся сильных и слабых сторон организации);
-управление стратегическими возможностями – выявление внутреннего потенциала организации для адаптации в быстро меняющейся среде (прогнозируются не только будущие проблемы и пути их решения, но и уровень профессиональной компетентности, необходимый персоналу организации для успеха в будущем);
-управление стратегическими задачами в реальном масштабе времени – разработка и реализация постоянно корректирующейся программы.
В зависимости от фазы построения, а также уровня планирования можно выделить кадровые программы разного типа, ориентированные на решение оперативных, тактических или стратегических задач. Программы включают в себя различные кадровые мероприятия, отдельные направления работы и проекты, направленные на повышение качества персонала, развитие его способности решать задачи, диктуемые этапом развития организации.
Существуют такие стадии развития организации, на которых преимущественно реализуется стратегия:
- предпринимательская (стадия формирования);
- динамического роста (стадия интенсивного роста);
- прибыльности (стадия стабилизации);
- ликвидационная (стадия кризиса);10
В зависимости от типа кадровой политики мероприятия будут иметь различный характер. В кадровых политиках открытого типа упор ставится на привлечение профессионалов со стороны, работу с внешней средой, а в кадровых политиках закрытого типа – на усиленную работу внутри организации, например проведение программ адаптации сотрудников; культивирование «философии фирмы»; разработка нетрадиционных способов найма.
Безусловно, содержание кадровых программ, описанных выше, определяется и представлением о траектории развития организации в целом, и тем целевым выбором, который обычно делают собственники или высшее руководство.
Глава 2. Анализ проблем связанных с кадровой политикой организации
2.1 Кадровая политика в крупных организациях
России.
В первую очередь следует отметить, что руководство фирмы считает, что своими достижениями обязан именно своим работникам – профессионалам, именно их ценит выше всего.
Главный принцип кадровой политики - эффективный труд, личный вклад каждого в общее дело должны достойно оцениваться.
Приходящих на работу вчерашних
выпускников вузов и
Критерии отбора молодых специалистов:
-профессиональная компетентность;
-коммуникабельность;
-инициативность, новаторство;
-ориентированность на карьеру и развитие;
-способность к обучению;
-мобильность;
-владение компьютерными программами;
Основные направления работы с молодыми специалистами:
-специальные программы обучения и развития;
-закрепление Наставника;
-региональные конференции;
-слет молодых специалистов;
-деловые игры;
-организация досуга.
Для работников среднего и
низшего звена организован
Что дает участие в программе
«мобильный персонал» сотрудникам
в карьерном плане? Вот как
выглядит, для примера, карьерная
лестница специалиста
-начальник НГДУ
-главный инженер НГДУ
-начальник ЦИТС
-начальник цеха добычи нефти и газа
-зам. начальника цеха добычи нефти и газа
-ведущий инженер цеха добычи нефти и газа
-мастер по добыче нефти и газа
-оператор по добыче нефти и газа.
А те из них, кто обладает
потенциалом лидера, целенаправленно
готовятся на повышение в рамках
программы «кадровый резерв». Кадровый
резерв создается для выдвижения
на каждую руководящую должность
в целях обеспечения
В области управления персоналом решает следующие задачи:
-создание рабочей обстановки, основанной на открытости и взаимном уважении и способствующей раскрытию способностей каждого сотрудника;
-развитие системы мотивации персонала, позволяющей каждому сотруднику рассчитывать на карьерный рост и вознаграждение, соответствующие его профессиональному уровню и личному вкладу в дело компании;
-социальная защита сотрудников;
-предоставление сотрудникам возможности обучения и повышения квалификации.
В целом можно уверенно сказать, что кадровая политика компании занимает важное место в политике организации. Она продуманна и стратегически ориентирована. У сотрудников есть уверенность в завтрашнем дне, что уже стимулирует их работать более плодотворно.
Проанализируем, как проводится кадровая политика в различных организациях и фирмах страны, и какие, возникают проблемы при этом.
2.2. Опыт российских компаний в проведении кадровой политики
В настоящее время различные
организации развивают свою кадровую
политику в разных направлениях. В
интересах рационализации организационного
процесса приоритеты кадровой политики
выбираются разные, в общем и целом
они все связаны с качеством
человеческих ресурсов. Актуальными
в кадровой политики становятся сохранение
квалифицированных и лояльных работников;
увеличении доли молодежи в возрастном
составе персонала; организация
занятости, обеспечивающей закрепление
профессиональных кадров, гибкость режима
труда и рабочего времени. Подбор
и закрепление
-выполнение 5-летнего плана развития;
-конкурентоспособность;
-результаты деятельности компании в целом, предприятия, структурного подразделения, самого сотрудника;
-учет квалификации сотрудника;
-внедрение дифференцированного подхода в зависимости от должности;
-нематериальные механизмы мотивации.
Высокие результаты работы
предприятий и отдельных