Эволюция взглядов на семью в классический период и в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 18:17, реферат

Краткое описание

Древнегреческий философ Ксенофонт придумал слово - экономия (эйкос-дом, номос-правило). Когда-то оно означало "искусство управлять домашним хозяйством".
Во многих книгах в домашнем окружении главных героев фигурирует персонаж, который на Руси назывался ключницей (она держала при себе ключи от всех помещений и шкафов). В Европе её называли экономкой. Она руководила всем хозяйством дома, распоряжалась прислугой, ведала покупками, вела учёт доходов и расходов. Экономка была менеджером, плановиком, бухгалтером домашнего хозяйства, т.е. домоправительницей. Дом означал целое поместье со всеми, кто трудился в нём.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………….….………2
I Эволюция взглядов на семью в классический период…………………….……………………3
1.1 Английский экономист и священник Мальтус Томас Роберт…………………….……......3
1.2 Ф.Энгельс………………………………………………………………………….…………...4
II Экономический подход в исследованиях семьи в современных условиях……………..……7
2.1 Теория Г.Беккера…………………………………………………………………….…….…...7
2.2 Анализ семьи по Дж. Колдуэллу …………………………………..….…………….….…….9
Заключение……………………………………………………..………………………….……….10
Список литературы………………

Файлы: 1 файл

эк семьи.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Поволжская  Государственная Социально-Гуманитарная Академия 
 
 
 

Кафедра экономических наук 
 
 
 

Реферат 

    на  тему «Эволюция взглядов на семью в классический период и в современных условиях» 
     
     
     
     

Студентки: Хижняковой Е.А,

5 курса, 51 группы,

экономического  факультета. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Самара 2011

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….….………2

I Эволюция взглядов на семью в классический период…………………….……………………3

1.1   Английский экономист и священник Мальтус Томас Роберт…………………….……......3

1.2   Ф.Энгельс………………………………………………………………………….…………...4

II Экономический подход в исследованиях семьи в современных условиях……………..……7

2.1  Теория Г.Беккера…………………………………………………………………….…….…...7

2.2  Анализ семьи по Дж. Колдуэллу …………………………………..….…………….….…….9

Заключение……………………………………………………..………………………….……….10

Список  литературы……………………………………………………………………….………..10 
 

Введение

      Древнегреческий философ Ксенофонт придумал слово - экономия (эйкос-дом, номос-правило). Когда-то оно означало "искусство управлять домашним хозяйством".

      Во  многих книгах в домашнем окружении  главных героев фигурирует персонаж, который на Руси назывался ключницей (она держала при себе ключи от всех помещений и шкафов). В Европе её называли экономкой. Она руководила всем хозяйством дома, распоряжалась прислугой, ведала покупками, вела учёт доходов и расходов. Экономка была менеджером, плановиком, бухгалтером домашнего хозяйства, т.е. домоправительницей. Дом означал целое поместье  со всеми, кто трудился в нём.

      Аристотель, философ Древней Греции, образовал слово "политика". это наука о государственном устройстве. Антуан де Монтескье придумал название "политическая экономия". Страна представлялась большим общим домом, государь - хозяином, население - прислугой. Экономкой был министр финансов.

      В средине 18 века великий шотландец  Адам Смит размышлял о том, что никакое  правительство не сможет сделать народ богатым, если смотреть на жителей страны как на служащих, действующих по указке. Он понял, что каждому человеку нужно позволить себе свободно выбирать занятие и место жительства. Чтобы всякий мог изготовлять то, что он желает и с кем хочет, сам мог договариваться о цене и товаре.

      Смит  говорил, что в самой природе  всё  устроено так, чтобы люди могли жить в материальном достатке. Если каждый  будет трудиться сам для себя (только честно, без обмана и воровства, без насилия), тогда весь народ будет становиться богаче. Смит был против того, чтобы государство держало в своих руках всю хозяйственную деятельность населения. Он назвал свою книгу "политической экономией". Учение Смит озаглавил: "Исследование о природе и причинах богатства народов". 
 
 
 
 

     I. Эволюция взглядов на семью в классический период.

     1.  Английский экономист  и священник Мальтус Томас Роберт  (1766-1834).

     Население имеет свойство увеличиваться по закону сложных процентов (геометрическая прогрессия),но продовольствие может расти только по закону арифметической прогрессии. Если всё национальное богатство разделить равномерно, говорит Мальтус, то бедность исчезнет, но только на момент. Достаток пищи для всех снимет все преграды для размножения. Это вызовет неограниченный рост населения, далеко выходящий за пределы возможностей его прокормить. Возникает такой голод, какого ещё не было. Воцарится беспросветная нужда со всеми социальными бедствиями. Мальтус считал, что предотвратить массовую бедность можно только нравственным воспитанием населения. Вступать и брак следует лишь тогда, когда есть уверенность. что данная пара твёрдо стоит на ногах и можно прокормить детей. Каждому нужно понять, что рассчитывать он может только на себя. Каждый должен целиком нести ответственность за своё неблагоразумие. Всякие попытки, даже частной благотворительности, тем более государственных субсидий, только ослабляют вышеуказанные ограничения роста населения.

     Памфлет Мальтуса вышел в 1798 г. В русском  переводе звучит так: "Опыт о законе народонаселения, или взгляд на его действия на счастие общества в прошедшем и настоящем, а кроме того, изучение, несколько основательны наши ожидания относительно устранений или смягчений тех бедствий, которые он производит".

     Мальтус первым употребил выражение " борьба за существование". Рождение детей  без заботы о том, как их прокормить, заслуживают того наказания, которое предуготовила им природа, и "было бы жалкой амбицией желать вырвать бич из её рук и ослабить действие законов природы, установленных Божественным промыслом, которые приговорили этого человека вместе с его семьёй к страданиям". Впоследствии Мальтус сильно смягчил свои суждения и вопреки своей теории высказался за предоставление государственной помощи семьям с числом детей, больше шести.

       Мальтус не был рабом своей  теории, но ратовал за то, чтобы  в сознание народных масс постепенно внедрялась мысль о необходимости ощущать ответственность за своих детей. Теория Мальтуса успокаивает совесть богатых и сильных, перекладывая ответственность за положение бедных классов на объективные законы природы и самих бедняков: вы, мол, можете пенять только на самих себя. Он не был человеконенавистником. Его глубоко тревожили мысли о беспросветной нужде многих людей, о высокой детской смертности в семьях бедняков. Помощь бедным он считал бесполезной, не могущей установить причины бедности, и даже вредной, так как она отучает людей от чувства ответственности.

     Причины бедности видел в безумном деторождении, несоизмеряемом с материальным положении семьи. Главными его противниками были все, кто верил, что причина бедности- дурное устройство общества. Это были сторонники мирных социальных реформ и революционеры.  

     Впоследствии  был выявлен целый ряд ошибок Мальтуса в его исходных положениях. Главное значение он придавал соответственно браков и рождений, гораздо меньше принимал во внимание снижение смертности. Он недооценивал детскую смертность, как естественный ограничитель роста населения. Снижение смертности в группе старших возрастов ведёт к увеличению численности населения даже при постоянном темпе деторождения. Кроме того, с повышением уровня жизни народа в известных пределах рождаемость имеет тенденцию самопроизвольного снижения.           

     Но  при всех его неточностях проблема, которую он выдвинул, не была мнимой. Она реальна в особенности для нынешней эпохи, а может быть, более насущной станет в третьем тысячелетии. Казалось, жизнь, опровергла теорию Мальтуса. Население Европы за истёкшее время выросло не менее, чем в пять раз, а площадь сельхозугодий практически не увеличилось. При этом средний европеец питается даже лучше, чем во времена Мальтуса. Массовая бедность в странах Европы изжита.  

     Но  не всё так просто. Проблема, поставленная Мальтусом, встала перед некоторыми странами Азии и Африки в последней трети двадцатого века. Усилиями бывших метрополий этих стран в них был осуществлён значительный прогресс медицинской помощи населению: снижена смертность среди новорождённых и налажена борьба с эпидемиями. В то же время, материальный и культурный уровень населения ещё не поднялся до той планки, после которой начнётся самопроизвольное снижение рождаемости.

     Современная экономическая наука оказалась  в этой ситуации, не готова и не может предложить развивающимся странам  иных рецептов, кроме тез, которые предлагал английский священник конца восемнадцатого - начала девятнадцатого столетия; а  именно: планирование семьи, сообразуясь с возможностями её прокормить.   

     2. Ф. Энгельс

     Происхождение семьи, частной собственности и  государства. Семья. По мере того, как общество развивалось от низшей ступени к высшей, семья тоже (как степень родства) претерпевала изменения.

     У американских индейцев господствовало легко расторжимое обеими сторонами единобрачие - " парная семья". Ирокез называет своими сыновьями и дочерьми не только собственных детей, но и детей своих братьев, а они его - отцом. Детей же своих сестёр он называет племянниками, они его - дядей. А ирокезка наоборот, называет детей своих сестёр, как и своих собственных, сыновьями и дочерьми, а те её - матерью. Эта же система применялась и у древнейших обитателей Индии, в Индостане.      

     Отец, ребёнок, брат, сестра - не какие-то почётные звания. Они влекут за собой вполне определённые, весьма, серьёзные взаимные обязательства, совокупность которых составляет существенную часть общественного строя этих народов.    

     Изучение  первобытной истории показывает состояние при котором мужья  живут в многожёнстве, а их жёны - в многомужестве, дети считаются общими детьми их всех.

     Из  первобытного состояния неупорядоченных  отношений развились семьи: кровнородственная семья; пуналуальная семья; парная семья; моногамная семья.

     Три главные формы брака соответствуют  трём главным Стадиям развития человечества.

     Дикости соответствует групповой брак, варварству - парный, цивилизации - моногамия.

     1. Кровнородственная семья.

      Первая  ступень семьи. Брачные группы разделены  по поколениям: все деды и бабки  в пределах семьи являются друг для друга мужьями и жёнами. Их дети образуют новый, второй круг супругов, их внуки и правнуки - третий и четвёртый круг. Родственные отношения брата и сестры включают в себя половую связь как нечто само собой разумеющееся. Такие отношения существовали на островах Полинезии.

     2. Пуналуальная семья.  

     Первый  шаг в организации семьи состоял  в том, чтобы исключить половую  связь между родителями и детьми, второй-   в исключении её для сестёр и братьев. Племена, у которых существовал этот запрет, развивались быстрее. Этот шаг повлиял на учреждение рода, который образует основу общественного порядка. Первобытное коммунистическое общее домашнее хозяйство определяло максимальные размеры семейной общины. Ряд или несколько рядов сестёр становились ядром одной общины, их братья - ядром другой. Таким или подобным путём из кровнородственной семьи произошла пуналуальная. По гавайскому обычаю родные, двоюродные и т. д. сёстры были общими жёнами своих общих мужей. Но из их числа исключались их братья. Эти мужья называли себя не братьями, а "пуналула", т.е. близким товарищем или компаньоном. Таким образом, отличительной чертой этой формы семьи была взаимная общность мужей и жён внутри определённого семейного круга. Из этой формы семьи  возник институт рода.     

     При всех формах групповой семьи неизвестно кто отец ребёнка, но известно, кто его мать. Она называет всех детей общей семьи своими и несёт по отношению к ним материнские обязанности. Если существует групповой брак, то происхождение может быть установлено лишь с материнской стороны, а поэтому признаётся только женская линия. Английский миссионер Файсон в течение многих лет изучал эту форму семьи в Австралии. Племя австралийских негров было разделено на два больших класса - кроки и кумите. Половые связи внутри каждого класса запрещены. Каждый мужчина одного класса от рождения является мужем каждой женщины другого.  

     3.Парная семья.

      При растущей запутанности брачных запретов групповые браки становились все более и более невозможными; они вытеснялись парной семьёй. Мужчина живёт с одной женой. Брачные узы могут быть расторгнуты любой из сторон, а дети, как и прежде, принадлежат матери. 

      Парная  семья, сама по себе слишком слабая и слишком неустойчивая, чтобы  вызвать потребность в собственном домашнем хозяйстве. Коммунистическое домашнее хозяйство означает господство в доме женщины, признавать родной можно лишь мать, невозможно с уверенностью знать родного отца. Это означает высокое уважение к женщинам, т.е. к матерям.

Информация о работе Эволюция взглядов на семью в классический период и в современных условиях