Эволюция стратегического планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 21:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы — охарактеризовать стратегическое планирование на предприятия и рассмотреть его эволюцию.

Задачи курсовой работы:

- рассмотреть теоретические основы стратегического планирования, историю развития стратегического управления,

- проанализировать содержание стратегического планирования и стратегического управления,

- увидеть какие сомнения могут быть относительно стратегического планирования,
- рассмотреть основные реализации стратегического планирования, а именно этапы развития стратегического планирования и определение стратегии предприятия.

Оглавление

Введение 3
I. Теоретические основы стратегического планирования 4
1.1. История развития стратегического управления 4
1.2. Содержание стратегического управления и планирования 14
1.3. Сомнения относительно стратегического планирования 24
II. Основные аспекты реализации стратегического планирования 27
2.1. Этапы стратегического планирования 27
2.2. Определение стратегии фирмы 33
Заключение 45
Список использованных источников. 47

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по стратегическому панированию.doc

— 226.00 Кб (Скачать)
 
 

Обобщая рассмотренные особенности стратегического  управления и приведенные определения, будем понимать стратегическое управление следующим образом.

Стратегическое  управление — это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.

     Стратегическое  управление можно рассматривать  как динамическую совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов. Эти процессы логически вытекают (или следуют) один из другого. Однако существует устойчивая обратная связь и соответственно обратное влияние каждого процесса на остальные и на всю их совокупность. В этом заключена важная особенность структуры стратегического управления. Схематически структура стратегического управления изображена на рис. 1. 
 

 

 
 
 

 
 
 

 

 
 
 

 
 
 

Рис. 1. Структура стратегического управления 
 

Анализ  среды

Анализ  среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как он обеспечивает как базу для определения миссии и целей фирмы, так и для выработки стратегии поведения, позволяющей фирме осуществить свою миссию и достичь своих целей.

Одной из ключевых ролей любого управления является поддержание баланса во взаимодействии организации со средой. Каждая организация вовлечена в три процесса:

• получение  ресурсов из внешней среды (вход);

• превращение  ресурсов в продукт (преобразование);

• передача продукта во внешнюю среду (выход). Управление призвано обеспечивать баланс входа и выхода. Как только в организации нарушается этот баланс, она встает на путь умирания. Современный рынок резко усилил значение процесса выхода в поддержании этого баланса. Это как раз и находит отражение в том, что в структуре стратегического управления первым блоком является блок анализа среды.

Анализ  среды предполагает изучение трех ее составляющих:

• макроокружения;

• непосредственного  окружения;

• внутренней среды организации.

Анализ внешней среды (макро- и непосредственного окружения) направлен на то, чтобы выяснить, на что может рассчитывать фирма, если она успешно поведет работу, и на то, какие осложнения могут ее ждать, если она не сумеет вовремя отвратить негативные выпады, которые может преподнести ей окружение.

Анализ  макроокружения включает изучение влияния  экономики, правового регулирования  и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-технического и технологического развития общества, инфраструктуры и т.п.

Непосредственное  окружение анализируется по следующим  основным компонентам: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы.

Анализ  внутренней среды вскрывает те возможности, тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели организации, более верно сформулировать миссию, т.е. определить смысл и направления деятельности фирмы. Исключительно важно всегда помнить, что организация не только производит продукцию для окружения, но и обеспечивает возможность существования своим членам, давая им работу, предоставляя возможность участия в прибылях, обеспечивая их социальными гарантиями и т.п.

Внутренняя  среда анализируется по следующим  направлениям:

• кадры  фирмы, их потенциал, квалификация, интересы и т.п.;

• организация  управления;

• производство, включающее организационные, операционные и технико-технологические характеристики и научные исследования и разработки;

• финансы  фирмы;

• маркетинг;

• организационная  культура. 

Определение миссии и целей

Ранее было сказано, что одной из ключевых задач управления является поддержание  баланса между входом и выходом  организации. Другой не менее важной задачей управления является установление баланса интересов различных социальных институтов и групп людей, заинтересованных в функционировании организации и оказывающих влияние на характер, содержание и направленность ее функционирования. Баланс интересов определяет то, куда будет двигаться организация, ее целевую ориентацию в виде миссии и целей.

Определение миссии и целей организации, рассматриваемое  как один из процессов стратегического  управления, состоит из трех подпроцессов, каждый из которых требует большой и исключительно ответственной работы. Первый подпроцесс состоит в формировании миссии фирмы, которая в концентрированной форме выражает смысл существования фирмы, ее предназначение. Миссия придает организации оригинальность, наполняет работу людей особым смыслом. Далее идет подпроцесс определения долгосрочных целей. И завершается эта часть стратегического управления подпроцесоом установления краткосрочных целей. Формирование миссии и установление целей фирмы приводят к тому, что становится ясным, для чего функционирует фирма и к чему она стремится. 

Выбор стратегии

После того как определены миссия и цели, наступает этап анализа и выбора стратегии. На этом этапе принимается  решение по поводу того, как, какими средствами фирма будет добиваться достижения целей. Процесс выработки стратегии по праву считается сердцевиной стратегического управления. Определение стратегии — это не составление плана действий. Определение стратегии — это принятие решения по поводу того, что делать с отдельным бизнесом или продуктами, как и в каком направлении развиваться организации, какое место занимать на рынке и т.п.

Выполнение  стратегии

Особенность процесса выполнения стратегии состоит  в том, что он не является процессом  ее реализации, а лишь создает базу для реализации стратегии и достижения фирмой поставленных целей. Очень часто наблюдаются случаи, когда фирмы оказываются не в состоянии осуществить выбранную стратегию. Это бывает потому, что либо неверно был проведен анализ и сделаны неверные выводы, либо потому, что произошли непредвиденные изменения во внешней среде. Однако часто стратегия не осуществляется и потому, что управление не может должным образом привлечь имеющийся у фирмы потенциал для реализации стратегии. В особенности это относится к использованию человеческого потенциала.

Основная  задача этапа выполнения стратегии  состоит в том, чтобы создать  необходимые предпосылки для  успешной реализации стратегии. Таким  образом, выполнение стратегии— это  проведение стратегических изменений  в организации, переводящих ее в такое состояние, в котором организация будет готова к проведению стратегии в жизнь. 
 

Оценка  и контроль реализации стратегии

Оценка  и контроль выполнения стратегии  являются логически завершающим  процессом, осуществляемым в стратегическом управлении. Данный процесс обеспечивает устойчивую обратную связь между ходом процесса достижения целей и собственно целями, стоящими перед организацией.

Основные  задачи любого контроля следующие:

• определение  того, что и по каким показателям  проверять;

• оценка состояния контролируемого объекта  в соответствии с принятыми стандартами, нормативами или другими эталонными показателями;

• выяснение  причин отклонений, если таковые вскрываются  в результате проведенной оценки;

осуществление корректировки, если она необходима и возможна.

В случае контроля реализации стратегий эти  задачи приобретают вполне определенную специфику, обусловленную тем, что  стратегический контроль направлен  на выяснение того, в какой мере реализация стратегии приводит к достижению целей фирмы. Это принципиально отличает стратегический контроль от управленческого или оперативного контроля, так как его не интересует правильность осуществления стратегии или правильность выполнения отдельных работ, функций и операций. Стратегический контроль сфокусирован на выяснении того, возможно ли в дальнейшем реализовывать принятую стратегию и приведет ли ее реализация к достижению поставленных целей. Корректировка по результатам стратегического контроля может касаться как реализуемой стратегии, так и целей фирмы.

Содержанием стратегического планирования является планомерная организация регулирования  развития национальной экономики, ее отдельных  подсистем, планирование деятельности коммерческих структур. Речь идет прежде всего о регулировании с помощью макроэкономического стратегического планирования динамики национальной экономики и структурных сдвигов в ней, занятости населения, решении других социальных проблем (уровня и качества жизни, развитии отраслей социальной инфраструктуры), осуществлении мероприятий в сфере экологии, поддержке науки, направлении финансовых потоков в стране и т.д. На микроуровне, т.е. на уровне первичного звена экономики (фирм, других рыночных организаций) — разработка стратегических программ и планов их деятельности в среднесрочной и дальнесрочной перспективах, создающих необходимые предпосылки для выживания в условиях острой конкурентной борьбы.

Наука стратегического планирования тесно  связана с наукой управления и  прежде всего с менеджментом, экономической теорией, философией, социологией, финансовыми науками, политологией. В процессе стратегического планирования экономического и социального развития используются выводы, фактические данные и методы исследования, применяемые функциональными науками и отраслевыми экономиками, прежде всего такими, как статистика, анализ хозяйственной деятельности и аудит, бухгалтерский учет и т.д. Наука стратегического планирования опирается на математику, технические и естественные науки.

Методология любой науки представляет собой  органическое единство общемировоззренческих, общеметодологических принципов, общенаучных  методов познания и специфической, частной методологии.

Это позволяет  видеть в теоретико-методологической подсистеме науки стратегического планирования следующие три структурных элемента: первый из них — теория и методология философии, социологии и экономики. Он является общим и главным теоретико-методологическим элементом науки стратегического планирования; второй элемент — это общенаучная методология; третий — локальная система методологии стратегического планирования.

В основе первого структурного элемента науки  стратегического планирования лежат: теория познания, диалектика, а также  теория функционирования рыночной экономики.

Второй  структурный элемент науки стратегического  планирования включает в себя: развитую систему общенаучных методов, таких, например, как наблюдение, анализ и  синтез, индукция и дедукция; традиции, аналогии, сочетание исторического  и логического, моделирование социально-экономических процессов, восхождение от абстрактного к конкретному и т.д.

Третий  — представляет собой систему  принципов и способов организации  и построения теоретической и  практической деятельности, связанной  с разработкой проектов управленческих решений в форме стратегических прогнозов, программ и планов развития различных социально-экономических подсистем общества и общества в целом. 

1.3. Сомнения относительно стратегического планирования 

История развития систем управления представляет собой цепь нововведений. По мере возникновения проблем прогрессивные фирмы разрабатывали и испытывали новые формы управления. Некоторые системы оказались непригодными, другие — удачными. Удачные системы перенимались другими фирмами.

Информация о работе Эволюция стратегического планирования