Энергосбережение в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 11:27, отчет по практике

Краткое описание

Дефицит энергоресурсов - одна из реальностей современной России. От того, насколько динамично развивается и устойчиво функционирует топливно-энергетический комплекс, насколько быстро осваиваются новые и эффективно эксплуатируются действующие нефтегазовые месторождения, зависит в конечном итоге экономический рост и благополучие населения страны.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………………. 3
I. Сущность энергосбережения…………………………………………………… 4
1.1. Содержание понятия «Энергосбережения»………………………………….4
1.2. Цели и принципы энергосбережения………………………………………...4
1.3. Задачи энергосбережения и повышения энергоэффективности……………5
II. Проблемы энергосбережения в России и пути их решения…………...6
2.1. Современное состояние развития энергосбережения в России…………….6
2.2. Потенциал энергосбережения в России………………………………………8
2.3 План мер по реализации политики энергосбережения и повышению энергоэффективности российской экономики……………………………………...12
Заключение ………………………………………………………………………………..16
Список литературы …………………………………………………………………….…..18

Файлы: 1 файл

отчетная работа по СЭР.doc

— 922.00 Кб (Скачать)

Расчеты показывают, что 1% экономии энергоресурсов в России дает прирост ВВП на 0,35%. Вызвано это тем, что затраты на осуществление мероприятий по экономии ТЭР в промышленности, коммунальном хозяйстве в 2-3 раза ниже по сравнению с капитальными вложениями, необходимыми для эквивалентного прироста их производства в виде природного газа, нефти, каменного угля. Энергосбережение позволит растянуть на более продолжительное время ограниченные запасы высококачественных видов топлива, находящихся в земле. Оно также позволяет зарезервировать часть запасов ископаемого топлива для неэнергетических нужд: производство лекарств, смазочных и других материалов.

В 2009 году ЦЭНЭФ[6] был проведен анализ различных секторов экономики, на основании которого выявлены и сформулированы необходимые действия для реализации потенциала снижения потребления энергии. При рассмотрении периода с 2000 по 2007 годы выявлено, что энергоемкость ВВП в стране действительно достаточно быстро снижалась. Что касается того, в каких секторах в стране происходил прирост энергопотребления за 2002–2007 годы, то в последние годы активно увеличивалось потребление энергии в двух секторах – в промышленности и на транспорте (рис.1).

Рисунок 1 - Прирост энергопотребления в 2002–2007 годах в России

В секторах со значительным финансовым потенциалом (промышленность и транспорт) следует осуществить меры, которые не оказывают влияния на уровень цен и не предполагают субсидирования, но направлены на устранение нефинансовых барьеров. В секторах с низким финансовым потенциалом повышения энергоэффективности (производство электроэнергии и тепловой энергии) для достижения экономии необходимо скорректировать цены или предложить другие инструменты, которые повысят привлекательность инвестиций в энергоэффективность.

Если говорить о технологическом снижении энергоемкости, то за счет модернизации и замены оборудования в разных отраслях производства, снижение получается очень умеренным, примерно на 1 % в год.

Итак, за счет технологического процесса снижение энергоемкости равно только 1 % в год, за счет структурных сдвигов – на 3 %, и в результате получаем нужные 4 %. Но в перспективе эти структурные сдвиги существенно замедлятся, и задача снижения энергоемкости на 4 % в год становится очень трудно выполнимой. Для определения потенциала снижения потребления энергии, которым располагает Россия, был проведен анализ различных секторов экономики, на основании которого выявлены необходимые действия для его реализации. Все рассматриваемые объекты или установки были условно поделены на три группы. Каждой группе присвоен свой цвет по принципу светофора. Зеленый цвет обозначает самые энергоэффективные из действующих в настоящее время установки и объекты, , желтый – объекты, которые соответствуют средним мировым образцам, красный – количество установок, нуждающихся в срочной замене или модернизации (рис.2).

             

Рисунок 2 - Распределения объектов по уровню энергоэффективности

Эти кривые низкой энергоэффективности и есть тот ресурс энергосбережения, обозначенный желтым и красным цветом над зелеными зонами, который можно использовать для обеспечения экономического роста.

Если посмотреть на суммарную кумулятивную оценку потенциала энергосбережения (рис.3), то золотистая зона – это потенциал энергосбережения, которым страна располагает.

Рисунок 3 - Суммарная кумулятивная оценка потенциала энергосбережения

Если говорить о техническом потенциале повышения энергоэффективности, то он составляет 420 млн т. у. т., а это 45 % от сегодняшнего уровня потребления. Это равно 2 % мирового потребления энергетических ресурсов и соответствует почти годовому приросту потребления.

Дополнительные капиталовложения, которые страна должна была бы вложить в повышение энергоэффективности, составляют 324–357 млрд долл. США. По сравнению с триллионом долларов, которые необходимо вложить в обеспечение наращивания производства различного рода энергетических ресурсов, увеличение добычи нефти, газа, производство электроэнергии на тепловых, атомных, гидроэлектростанциях и возобновляемых источниках и т.п., это не так много. Главный потенциал находится в зданиях, включая жилые, общественные, коммерческие и другие строения, кроме промышленных (рис.4). За ними следуют промышленность, электротранспорт, электростанции, производство топлива, здания сферы услуг, котельные и т. п.

Рисунок 4 - Распределение потенциала энергоэффективности по секторам экономики

Итак, если мы ставим себе задачу снизить энергоемкость ВВП на 40 %, то снижение энергоемкости ВВП России в 2007–2020 годах до заданного уровня возможно только при следующих условиях:

                       при реализации политики, нацеленной на полную ликвидацию разрыва в уровнях энергоэффективности технологий производства основных товаров и услуг в России с лучшими мировыми образцами к 2030 году;

                       при использовании более жесткого, чем в «инновационном» сценарии (снижение энергоемкости на 4% в год), графика повышения цен на энергоносители: после 2012 года цены должны расти на 13 % в год вплоть до 2020 года (Приложение 3, рис.5).

Внедрение обязательных стандартов энергоэффективности для новых и реконструируемых зданий является одним из наиболее экономически эффективных способов обеспечения экономии энергии в жилом секторе[7].

Для того чтобы страна приблизилась к индустриально развитым странам по показателям удельной энергоемкости промышленного производства, необходимо было разработать новую государственную программу по развитию топливно-энергетического комплекса. Осуществление широкой модернизации как добычи, так и переработки топливно-сырьевых ресурсов, изменение самой структуры ресурсопотребления в теплоэнергетических системах и широкое применение энергосберегающих технологий – вот основные направления государственной программы.

 

 

2.3 План мер по реализации политики энергосбережения и повышению энергоэффективности российской экономики

Россия располагает масштабным недоиспользуемым потенциалом энергосбережения, который сопоставим с приростом производства всех первичных энергетических ресурсов (по способности решать проблему обеспечения экономического роста страны). Энергоемкость российской экономики существенно превышает в расчете по паритету покупательной способности аналогичный показатель в США, в Японии и развитых странах Европейского Союза (рис.1).

Нехватка энергии может стать существенным фактором сдерживания экономического роста страны. По оценке, до 2015 года темпы снижения энергоемкости при отсутствии скоординированной государственной политики по энергоэффективности могут резко замедлиться. Это может привести к еще более динамичному росту спроса на энергоресурсы внутри страны. Запасов нефти и газа в России достаточно, однако увеличение объемов добычи углеводородов и развитие транспортной инфраструктуры требуют значительных инвестиций.

Меры по снижению энергоемкости за период 1998-2005 гг. оказались недостаточными для того, чтобы остановить динамичный рост спроса на энергию и мощность. Рост спроса на газ и на электроэнергию оказался выше предусмотренных «Энергетической стратегией России» значений.

Существует два пути решения возникшей проблемы:

1.      Крайне капиталоемкий путь наращивания добычи нефти и газа и строительства новых объектов электрогенерации;

2.      Менее затратный путь, связанный с обеспечением экономического роста в стране за счет повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов.

На практике же необходим симбиоз первого и второго вариантов с несомненным приоритетом энергоэффективности.

«Суммарное энергопотребление России в 2007 г. составило порядка 990 млн. т.у.т. При доведении внедрения энергосберегающего и энергоэффективного оборудования до уровня в странах – членах ЕС, энергопотребление снизилось бы до величины 650 млн. т.у.т. Другими словами, около 35% энергии у нас теряется»[8].

Барьеры, сдерживающие развитие энергосбережения и энергоэффективности в стране, можно разделить на четыре основные группы[9]:

1.         Недостаток мотивации

2.         Недостаток информации.

3.         Недостаток опыта финансирования проектов в сфере энергоэффективности со стороны инвестиционных банков.

4.         Недостаток организации и координации

Для ликвидации отмеченных барьеров, прежде всего, необходима государственная поддержка направления энергосбережения и энергоэффективности.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» и поручения Правительства Российской Федерации от 18 июня 2008 года № ИШ-П9-3772, Минэнерго России разработало комплексный план мер по реализации политики энергосбережения и повышению энергоэффективности российской экономики. План включает пять основных направлений:

1.       разработка современной нормативно-правовой базы;

2.       формирование организационных структур;

3.       государственная поддержка и создание благоприятного инвестиционного климата;

4.       взаимодействие с бизнес - сообществом и финансовыми институтами на основе частно-государственного партнерства;

5.       информационная и образовательная поддержка мероприятий на международном, федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Главная цель Энергетической стратегии - создание инновационного и эффективного энергетического сектора страны, адекватного как потребностям растущей экономики в энергоресурсах, так и внешнеэкономическим интересам России, обеспечивающего необходимый вклад в социально ориентированное инновационное развитие страны.

В последние годы снижение энергоемкости экономики осуществлялось быстрее, чем это прогнозировалось Энергетической стратегией России на период до 2020 года (Приложение 1, рис.2), главным образом за счет оптимизации загрузки имеющихся свободных производственных мощностей при существенном росте спроса на энергоносители, а также активного развития малоэнергоемкой сферы услуг.

Существенное влияние на рост валового внутреннего продукта и соответственно снижение энергоемкости оказал рост мировых цен на экспортируемые топливно-энергетические ресурсы.

Главная проблема в указанной сфере - значительный нереализованный потенциал организационного и технологического энергосбережения, составляющий до 40% общего объема внутреннего энергопотребления. Согласно существующим оценкам, удельный вес различных составляющих в общей величине указанного потенциала характеризуется следующими данными:

         жилые здания - 18 - 19 %;

         электроэнергетика, промышленность, транспорт - 13 - 15 %;

         теплоснабжение, оказание услуг, строительство - 9 - 10 %;

         производство топлива, сжигание попутного газа, энергоснабжение государственных учреждений - 5 - 6 %;

         сельское хозяйство - 3 - 4 %.

Для достижения энергетической эффективности экономики будут использованы следующие меры государственной энергетической политики, сгруппированные по применяемым механизмам ее реализации[10]:

1.         Создание благоприятной экономической среды

2.         Формирование системы перспективных регламентов, стандартов и норм

3.         Поддержка стратегических инициатив

Энергосбережение также является одной из важнейших стратегических инициатив настоящей Стратегии, поскольку без его масштабной реализации развитие экономики России будет ограничено энергетическими и экологическими факторами.

Энергосбережение в нефтяном комплексе будет осуществляться по следующим основным направлениям:

         в добыче нефти

         в транспортировке нефти

         в переработке нефти

Энергосбережение в газовой промышленности:

         в добыче газа

         в транспортировке газа

         в переработке газа

         в подземном хранении газа

Энергосбережение в теплоснабжении:

         в производстве тепловой энергии

         в системах транспорта тепловой энергии

         в системах потребления тепловой энергии

В результате будет достигнуто не менее чем двукратное снижение удельных потерь тепла (с 19 % до 8 - 10 % к концу третьего этапа), что обеспечит экономию топлива в размере не менее 40 млн. тонн условного топлива к 2030 году.

Прогнозируемое развитие теплоснабжения потребует осуществления ряда таких мер, как формирование и совершенствование конкурентного рынка тепловой энергии, поддержка создания прогрессивного российского оборудования для системы теплоснабжения, совершенствование управления этими системами и поддержка государством и региональными органами власти формирования необходимых инвестиций в сферу теплоснабжения.

 

 

 

 

 

 


Заключение

Любое реформирование требует изменения мировоззрения, выработку нового мышления. Российский менталитет формировался в условиях огромной территории страны и обладания богатейшими ресурсами. Став частью мировой экономической системы, российская экономика сегодня просто вынуждена совершить технологический рывок, или она окончательно превратится в топливно-сырьевую периферию развитых стран. Энергосбережение - ключевое слово новой экономической политики страны.

В вопросах энергосбережения и повышения энергоэффективности важно организовать четкое взаимодействие с бизнес - сообществом, а также задействовать человеческий фактор, обеспечив информационную и образовательную поддержку мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности использования топливно-энергетических ресурсов на международном, федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Информация о работе Энергосбережение в России