Энергоэффективность и энергосбережение в прикладной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 14:06, доклад

Краткое описание

Энергоэффективность и энергосбережение входят в пять стратегических направлений приоритетного технологического развития России, названных Президентом РФ, являются огромным резервом отечественной экономики. Энергосбережение – общенациональная задача, в процесс модернизации экономики России включены не только хозяйствующие субъекты, но и все общество в целом, общественные организации, политические партии, а вопросам энергосбережения и энергетической эффективности уделяется особое внимание.

Файлы: 1 файл

доклад 2.docx

— 28.65 Кб (Скачать)

     Энергоэффективность и энергосбережение входят в пять стратегических направлений приоритетного технологического развития России, названных Президентом РФ, являются огромным резервом отечественной экономики. Энергосбережение – общенациональная задача, в процесс модернизации экономики России включены не только хозяйствующие субъекты, но и все общество в целом, общественные организации, политические партии, а вопросам энергосбережения и энергетической эффективности уделяется особое внимание.

     В России один из самых больших в  мире технический потенциал повышения  энергетической эффективности –  более 40% от уровня потребления энергии  в стране: в абсолютных объемах  – это 403 млн т.у.т. Использование этого резерва возможно только за счет комплексной политики.

     В настоящее время в сфере энергосбережения и энергетической эффективности  существует три основополагающих базовых  документа: “Энергетическая стратегия  на период до 2030 года”, Федеральный  закон “Об энергосбережении и  повышении энергетической эффективности  и о внесении изменений в отдельные  законодательные акты Российской Федерации” и Государственная программа  “энергосбережения и повышения  энергетической эффективности на период до 2020 года”.

     Федеральный закон “Об энергосбережении и  повышении энергетической эффективности” – базовый документ, определяющий государственную политику в области  энергосбережения. Закон направлен  на решение вопросов энергосбережения и повышения энергоэффективности в области ЖКХ.

     Для организации эффективной работы ЖКХ предусмотрено введение энергетических паспортов, определен комплекс мер, обеспечивающих для потребителей право  и возможность экономить ресурсы, сделав выбор в пользу энергоэффективных товаров и услуг. В качестве первого шага вводится запрет на производство, импортирование и продажу ламп накаливания мощностью 100 Вт и более, с 2013 г. – ламп 75 В т и более, с 2014 г. – 25 Вт и более.

     Второй  блок закона объединяет набор инструментов, стимулирующих энергосбережение в  госсекторе, в том числе обязанность  бюджетных организаций снижать  объемы потребления энергоресурсов не менее чем на 3% ежегодно в течение 5 лет, и за бюджетной организацией сохраняются средства, сэкономленные  благодаря проведению мероприятий  по энергосбережению и энергоэффективности, а также возможность их перераспределения, в том числе и в фонд оплаты труда.

     Законом также установлена обязанность  разработки программ по энергосбережению и повышению энергоэффективности для государственных компаний, бюджетных организаций и учреждений, а также для регионов и муниципалитетов, причем это увязано с бюджетным процессом.

     Следующий важный аспект – отношение между  государством и бизнесом. Для стимулирования перехода бизнеса на энергоэффективную политику установлены экономические рычаги, в том числе предоставление налоговых льгот, а также возмещение процентов по кредитам на реализацию проектов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.

     Большая роль в повышении энергоэффективности отводится субъектам Российской Федерации, которые уже сегодня наделены соответствующими полномочиями. В каждом регионе, в каждом муниципальном образовании должна быть своя программа энергосбережения с четкими, понятными целевыми показателями и системой оценки. 

     №2

Энергосбережение  и энергоэффективность РФ 

     Россия  располагает масштабным недоиспользуемым потенциалом энергосбережения, который по способности решать проблему обеспечения экономического роста страны сопоставим с приростом производства всех первичных энергетических ресурсов.

     Энергоемкость российской экономики существенно превышает в расчете по паритету покупательной способности аналогичный показатель в США, в Японии и развитых странах Европейского Союза.

     Нехватка  энергии может стать существенным фактором сдерживания экономического роста страны. По оценке, до 2015 года темпы снижения энергоемкости при отсутствии скоординированной государственной политики по энергоэффективности могут резко замедлиться. Это может привести к еще более динамичному росту спроса на энергоресурсы внутри страны. Запасов нефти и газа в России достаточно, однако увеличение объемов добычи углеводородов и развитие транспортной инфраструктуры требуют значительных инвестиций.

     Меры  по снижению энергоемкости за период 1998-2005 гг. оказались недостаточными для того, чтобы остановить динамичный рост спроса на энергию и мощность. Рост спроса на газ и на электроэнергию оказался выше предусмотренных «Энергетической стратегией России» значений.

     Существует  два пути решения возникшей проблемы:

  1. крайне капиталоемкий путь наращивания добычи нефти и газа и строительства новых объектов электрогенерации;
  2. существенно менее затратный, связанный с обеспечением экономического роста в стране за счет повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов.
  3. Следует отметить, что на практике необходим симбиоз первого и второго вариантов с несомненным приоритетом энергоэффективности.

     Суммарное энергопотребление  России в 2007 г. составило порядка 990 млн. т.у.т. При доведении внедрения энергосберегающего и энергоэффективного оборудования до уровня в странах – членах ЕС, энергопотребление снизилось бы до величины 650 млн. т.у.т. Другими словами, около 35% энергии у нас теряется.

     Барьеры, сдерживающие развитие энергосбережения и энергоэффективности в стране, можно разделить на четыре основные группы:

  • недостаток мотивации;
  • недостаток информации;
  • недостаток опыта финансирования проектов;
  • недостаток организации и координации.

     Прежде  был еще пятый барьер – недостаток технологий. Но на сегодня такого ограничения  больше не существует. Рынок предлагает широкий выбор энергоэффективного оборудования, материалов, а также консультационных услуг по вопросам энергосбережения и энергоэффективности.

     Недостаток  мотивации определяется бюджетными ограничениями, изъятием получаемой экономии и сравнительно невысокими тарифами.

     Возможность переложить рост затрат на потребителя, перекрестное субсидирование, отсутствие средств регулирования потребления - все это снижает мотивацию к энергосбережению и энергоэффективности. Экономические механизмы выстроены так, что получатель экономии энергии не определен и не оформлен институционально. Сегодня трудно получить ясный ответ на вопрос: кому лично выгодна экономия энергии? Главными проблемами являются ее изъятие в бюджетном и тарифном процессах. В таких условиях повышение цен на энергоносители мотивирует не к повышению эффективности использования, а к обоснованию дальнейшего роста тарифов, или дополнительным запросам на бюджетное финансирование.

     Недостаток  информации. Информационное и мотивационное обеспечение подготовки и реализации решений по энергосбережению и энергоэффективности развито слабо. Стереотипы поведения («делай, как все»), то есть практически не делай ничего для экономии энергии, так широко распространены именно потому, что они избавляют как от поиска информации, так и от принятия самостоятельных решений.

     Недостаток  опыта финансирования проектов в  сфере энергоэффективности со стороны инвестиционных банков. Требования к выделению финансовых средств на реализацию проектов по повышению энергоэффективности и снижению издержек, как правило, существенно более жесткие, чем к проектам, связанным с новым строительством. Больше всего это касается тех предприятий, которые находится в тяжелом финансовом положении и в силу этого не располагают собственными средствами для решения проблем энергосбережения и энергоэффективности. Для них непреодолим тест на финансовую устойчивость и, следовательно, невозможно получение кредитных ресурсов на развитие.

     Недостаток  организации и  координации имеет место на всех уровнях принятия решений. Проблема повышения энергетической эффективности не воспринимается как средство решения широкого комплекса экономических и экологических проблем. Реализация ключевого приоритета «Энергетической стратегии России до 2020 года» - увеличения энергоэффективности экономики не обеспечена в полной мере организационными и финансовыми ресурсами. Наблюдается отсутствие синхронизации различных областей законодательства: градостроительное планирование не связано с развитием энергосистем; законодательство о госзакупках не содержит требований по энергоэффективности и т.д.

     Для ликвидации отмеченных барьеров прежде всего необходима государственная поддержка направления энергосбережения и энергоэффективности.

     Во  исполнение Указа Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года № 889 «О некоторых  мерах по повышению энергетической и экологической эффективности  российской экономики» и поручения  Правительства Российской Федерации  от 18 июня 2008 года № ИШ-П9-3772, Минэнерго  России разработало комплексный  план мер по реализации политики энергосбережения и повышению энергоэффективности российской экономики.  
 
План включает пять основных направлений:

  • разработка современной нормативно-правовой базы;
  • формирование организационных структур;
  • государственная поддержка и создание благоприятного инвестиционного климата;
  • взаимодействие с бизнес-сообществом и финансовыми институтами на основе частно-государственного партнерства;
  • информационная и образовательная поддержка мероприятий на международном, федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

     По  каждому из указанных направлений  разработаны конкретные меры и начат  процесс их реализации.

     Разработка  современной нормативно-правовой базы является основным условием развития энергосбережения и энергоэффективности в стране.

     Основные  принципы политики энергосбережения в Российской Федерации были сформированы в Федеральном законе № 28-ФЗ «Об энергосбережении» от 3 апреля 1996 года и включали:

  • приоритет эффективного использования топливно-энергетических ресурсов;
  • осуществление государственного надзора за эффективным использованием энергоресурсов;
  • обязательность учета производимых, получаемых или расходуемых энергоресурсов;
  • включение в государственные стандарты на оборудование, материалы и конструкции, транспортные средства показателей энергоэффективности;
  • сертификацию топливо-, энергопотребляющего, энергосберегающего и диагностического оборудования, материалов, конструкций, транспортных средств, а также энергоресурсов и другие.

     В развитие указанного Федерального закона, уже к 2000 году был утвержден ряд  государственных стандартов по энергосбережению, начата реализация программы по проведению энергетических обследований и подготовке энергетических паспортов предприятий, потребляющих более 6 тыс. т.у.т. в год. В период с 1998 по 2004 год в субъектах Российской Федерации было принято 43 закона об энергосбережении, создано 75 центров энергоэффективности и агентств по энергосбережению.

     Однако  в последующие годы реализация политики энергосбережения в стране замедлилась  по следующим причинам:

  • Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» отменил обязательное соблюдение требований национальных стандартов (кроме требований по промышленной и экологической безопасности) и обязательную сертификацию продукции. Поэтому была ослаблена возможность нормативного обеспечения и государственного влияния на энергосбережение, нормирование потребления энергоресурсов, повышение энергоэффективности выпускаемого энергопотребляющего оборудования и товаров массового спроса;
  • изменения в Бюджетном и Налоговом кодексах, других законах Российской Федерации, сделали неприемлемыми предусмотренные ФЗ «Об энергосбережении» меры государственной поддержки потребителей и производителей топливно-энергетических ресурсов, осуществляющих мероприятия по энергосбережению;
  • в результате административной реформы 2004 года была упразднена государственная функция по выработке и реализации государственной политики в области энергосбережения.

Информация о работе Энергоэффективность и энергосбережение в прикладной экономике