Экономико-географическая характеристика хозяйственного комплекса развивающихся стран на примере Республики Турции

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:01, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе рассматривается экономико-географическая характеристика хозяйственного комплекса развивающихся стран на примере Республики Турции. Главная цель работы – рассмотреть и проанализировать социально-экономическое развитие Турции, рассмотреть возможные перспективы развития страны. Турция – государство, расположенное в основном в юго-западной части Азии, частично в южной Европе.

Оглавление

Введение 3
Глава I Общая характеристика Республики Турции на современном этапе 4
1.1 Общие сведения 4
1.2 Население 5
1.3 Государственное устройство 6
Глава II Характеристика ресурсно-сырьевой базы Турции и ее влияние на развитие хозяйственного комплекса .8
2.1 Природные ресурсы, их региональное размещение и влияние на экономическое развитие страны .8
2.2 Характеристика промышленности ..9
2.3 Характеристика сельского хозяйства .12
2.4 Сфера услуг .14
Глава III Внешнеэкономические связи .16
3.1 Участие Турции в международном разделении труда .16
3.2 Внешнеэкономическое сотрудничество Турции .17
3.3 Турция – Беларусь .19
Заключение .23
Список использованных источников .24

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 1,002.00 Кб (Скачать)

В то же время несомненно проявляются и положительные последствия вступления Турции в ТС с ЕС. Здесь прежде всего следует отметить, что в структуре быстро растущего импорта Турции из ЕС основной прирост приходится на машины и оборудование, доля которых в общем объеме импорта превысила 40%, что свидетельствует об ускорении процесса оснащения турецкой промышленности качественным современным оборудованием и высокими технологиями из ЕС. При анализе данных по внешней торговле Турции за 2001 год привлекает внимание значительный спад турецкого импорта по сравнению с предыдущим годом. В первую очередь это явление обусловлено последствиями февральского экономического кризиса и последовавшим за ним подорожанием доллара. В подобной ситуации экономические субъекты предпочитают минимизировать закупки товаров и услуг за рубежом, даже если это отрицательно сказывается на динамике их производства. Последнее особенно ярко подтверждается при анализе структуры импорта. Наибольший спад в 2001 году отмечен по группам инвестиционных и потребительских товаров.

Таким образом, положительные, на первый взгляд, изменения во внешнеторговом балансе Турции (в 2001 году дефицит внешней торговли сократился по сравнению с прошлым годом почти в три раза – с 26,8 млрд долл. до 9,4 млрд долл.) в реальности лишь усложняют функционирование привязанной к импорту турецкой экономики [ист. 9].

В последние годы можно наблюдать активное проникновение в Африку еще одной страны, что пока остается вне внимания исследователей. Она не является великой державой, но играет важную роль в обширном регионе – в Юго-Восточной Европе, на Кавказе, Ближнем и  Среднем Востоке. Это – Турция.

Торговый оборот Турции с аф­риканскими странами в послед­ние годы растет стремительными темпами. В 1990-2008 гг. он вырос в 8 раз – с 2,1 до 16,8 млрд долл., несколько сни­зившись в 2009 г. – до 15,9 млрд долл. При этом особенно быстрыми темпами внешне-торговый оборот стал увеличи­ваться с 2003 г., когда была при­нята «Стратегия торговли и содействие нивестициями в Африке», включающая различные аспекты по формированию институциональной инфраструктуры в экономических от ношениях с африканскими странами, созданию механизмов сотрудничества и т.д.

Значательно вырос турецкий экспорт в Африку – с 0,75 в 1990 г. до 10,2 млрд долл. в 2009 г. Особенно быстрыми темпами он увеличивался с 2003 г. Если в Северную Африку он вырос в 11,5 раз, то в страны остальной Африки – почти в 27 раз.

Итак, сегодня можно уже го­ворить о планомерном проникно­вении в Африку еще одной дер­жавы. Турция становится актив­но действующим игроком на Африканском континенте, считая его важным экономическим партнером        [ист. 8, с. 10].

Турция – участник многих международных сообществ и организаций. Таких как: Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Организация Североатлантического договора (НАТО), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Западноевропейский Союз (ЗЕС), Черноморское экономическое сотрудничество (ЧЭС), Организация экономического сотрудничества (ОЭС). Также Турция – член-учредитель Организации Объединенных Наций (ООН) и Черноморского Экономического сотрудничества. Страна играет активную роль в развитии многостороннего экономического сотрудничества между исламскими странами [ист. 14, с. 910].

 

3.3 Турция – Беларусь

Дипломатические отношения между Республикой Беларусь и Турец­кой Республикой установлены 25 марта 1992 г. За истекшие более чем 17 лет наши страны достигли высокого уровня и позитивной динамики межгосударственных отношений [ист. 1, с. 11].

Внешнеполитическими ведомствами двух стран ежегодно проводятся политические консультации на уровне заместителей министров. По итогам последнего раунда консультаций (г. Минск, май 2009 г.) стороны утвердили Перечень мероприятий по развитию двустороннего сотрудничества на 2010 год, который успешно реализуется.              I

Регулярно проводятся заседания межправительственной экономической комиссии, комиссий по туризму, научно-техническому сотрудничеству, по международному автомобильному сообщению, по линии МВД, по сотрудничеству в области оборонной промышленности [ист. 1, с. 12].

Активно развивается сотрудничество между парламентами двух стран. К настоящему времени состоялось 6 визитов белорусских парламент­ских делегаций в Турцию (последний – в ноябре 2009 г.) и 7 визитов делегаций турецких парламентариев в Беларусь (последний – в июне 2008 г.), осуществляемых, как правило, в рамках межпарламентской группы дружбы.

В белорусско-турецком сотрудничестве сложилась практика взаим­ной поддержки кандидатур в рамках универсальных международных организаций. Осуществляется тесное взаимодействие в рамках ОБСЕ, Совета Европы, ОЧЭС и их парламентских структур. Турция последова­тельно выступает в поддержку всех инициатив Беларуси, направленных на осуществление сотрудничества с НАТО [ист. 1, с. 13].

Белорусская и турецкая стороны постоянно продолжают процесс совершенствования двусторонней договорно-правовой базы, которая насчитывает более 20 документов межгосударственного, межправительственного и межведомственного уровня, регулирующих основные направления белорусско-турецкого взаимодействия.

В этой связи можно отметить состоявшееся в октябре 2009 г. подписание межведомственного соглашения о сотрудничестве в сфере здравоохранения.

В настоящее время проводится работа над соглашением о правовой помощи по гражданским и уголовным делам, изучаются возможности упрощения визовых формальностей путем заключения договора о взаимных поезд­ках граждан. В течение последних 5 лет отмечается динамичное развитие белорусско-турецкой торговли. Так, с 2004 по 2008 г. двусторонний товарооборот увеличился в 5 раз, белорусский экспорт в Турцию – в 4 раза, импорт из Турции в Беларусь – 5,5 раза.

По итогам 2008 г. товарооборот между Республикой Беларусь и Турецкой Республикой составил 332 млн долларов (см. Таблица 4). Бе­лорусский экспорт – 109 млн долларов (рост на 60,8%), импорт из Турции – 223 млн долларов (рост на 60,5 %), сальдо сложилось отрицательное для Беларуси – минус 114 млн долларов[ист. 1, с. 14].

 

Таблица 4 – Динамика торговли товарами между Беларусью и Турцией (млн долларов США)

 

Период

Товарооборот

Экспорт

Импорт

Сальдо

2004

67,8

26,4

41,4

-15

2005

109,9

37,6

72,3

-34,7

2006

153,2

38,7

114,5

-75,8

2007

206,8

67,8

139

-71,2

2008

332,1

109

223,1

-114,1

январь – октябрь 2009г.

208,2

67,7

140,5

-72,8

январь – октябрь 2009г. к январю октябрю 2008г., %

72,6

64,1

77,5

 

Примечание – Источник: [1, с. 15].

 

Рост взаимной торговли объективно способствовал активизации инвестиционного сотрудничества между Беларусью и Турцией.

По данным статистики, в 2008 г. в экономику Беларуси поступило 2,7 млн долларов турецких инвестиций (рост в 1,9 раза по сравненю с 2007 г.). Динамику поступлений турецких инвестиций см. Таблица 5.

 

Таблица 5 – Динамика поступлений турецких инвестиций (тыс долларов США)

 

Год

Всего

В том числе прямые инвестиции

2004

1200

450

2005

171

114

2006

1300

268

2007

1468

355

2008

2740

2547

январь – сентябрь 2009 г.

4894

4544

январь – сентябрь 2009 г. к январю – сентябрю 2008 г.

рост в 3,2 раза

рост в 3,4 раза

 

Примечание – Источник: [1, с. 16].

Примерами успешной деятельности турецких инвесторов на рын­ке Беларуси являются: приобретение в 2008 г. телекоммуникационной компанией Turkcell 80% акций GSM-оператора ЗАО «БеСТ» за 600 млн долларов, ввод в эксплуатацию компанией «Принцесс Групп» гостиницы Crown Plaza Minsk стоимостью 34 млн долларов.

Крупные турецкие подрядчики, например фирмы «Озалтын», «Гюнай», «Эмсаш», «Симпаш», уже приступили или ведут подготовку к реа­лизации крупных проектов в Республике Беларусь. Беларусь неизменно подтверждает заинтересованность в привлечении турецких инвесторов и подрядчиков для создания высокотехноло­гичных производств, строительства жилья, торговых объектов, гостиниц [ист. 1, с. 16].

Основой сотрудничесва Беларуси и Турции в сферах является медправительственное Соглашение о сотрудничестве в области образования, науки, культуры и спорта, подписанное в 1995 г.

Наиболее перспективными направлениями взаимодействия в области науки и технологий являются контакты между НАН Беларуси и Советом научно-технических исследований Турции (ТЮБИТАК), в также отдельными заинтересованными компаниями, готовыми включиться в процесс практического внедрения научно-технических разработок в промышленность.

В апреле 2007 г. подписан Протокол о сотрудничестве в области культуры и искусства между Министерством культуры Беларуси и Министерством культуры и туризма Турции. В рамках реализации Протокола осенью 2008 г. 4 студента Государственной консерватории Университета Хаджеттепе прошли стажировку в Белорусском государственном хореографическом колледже, по итогам которой одна из студенток решила продолжить обучение в нашей стране [ист. 1, с. 17].

Двустороннее взаимодействие в сфере туризма регулируется подписанным в 1996 г. межправительственным соглашением о сотрудничестве в области туризма.

В соответствии с указанным соглашением стороны создали Совместную комиссию по туризму. Сопредседателями комиссии являются министр спорта и туризма Республики Беларусь Григоров А. В. и министр культуры и туризма Турции Э. Гюнай. Второе заседание комиссии состоялось 26 июня 2008 г. в г. Анталье. По итогам заседания комиссии подписаны протокол и План мероприятий по сотрудничеству в области туризма в 2008-2009 г.

В настоящее время Турция является одной из наиболее посещаемых белорусскими гражданами стран. Согласно турецким статистическим данным, в 2008 г. Турцию посетили около 150 тыс. туристов из Беларуси, ежегодный прирост составляет более 30%.

На туристическом рынке Турции работают около 20 белорусских туроператоров. Наибольшей популярностью среди населения Беларуси пользуются регионы Анталия, Мармарис и Кушадасы.

Информация о работе Экономико-географическая характеристика хозяйственного комплекса развивающихся стран на примере Республики Турции