Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:01, курсовая работа
В данной работе рассматривается экономико-географическая характеристика хозяйственного комплекса развивающихся стран на примере Республики Турции. Главная цель работы – рассмотреть и проанализировать социально-экономическое развитие Турции, рассмотреть возможные перспективы развития страны. Турция – государство, расположенное в основном в юго-западной части Азии, частично в южной Европе.
Введение 3
Глава I Общая характеристика Республики Турции на современном этапе 4
1.1 Общие сведения 4
1.2 Население 5
1.3 Государственное устройство 6
Глава II Характеристика ресурсно-сырьевой базы Турции и ее влияние на развитие хозяйственного комплекса .8
2.1 Природные ресурсы, их региональное размещение и влияние на экономическое развитие страны .8
2.2 Характеристика промышленности ..9
2.3 Характеристика сельского хозяйства .12
2.4 Сфера услуг .14
Глава III Внешнеэкономические связи .16
3.1 Участие Турции в международном разделении труда .16
3.2 Внешнеэкономическое сотрудничество Турции .17
3.3 Турция – Беларусь .19
Заключение .23
Список использованных источников .24
Предпринимаются усилия по расширению мощностей и модернизации судостроительной промышленности. Она насчитывает свыше 10 предприятий государственного и частного секторов. Наиболее крупные восемь верфей – Пендик, Гёльджюк (подводные лодки), Дкамцалты, Ташкизак, Истение, Халич, Хаскёй и Алайбей – принадлежат государству, причем суда водоизмещением 8-20 тыс. т дедвейт и более строятся на первых трех наиболее крупных верфях. В настоящее время в 40 км юго-восточнее Стамбула сооружается еще одна верфь – в Тузле, куда предполагается перенести основную базу современного судостроения. В течение последних десятилетий Турция создала собственное авиастроение (Эскишехир, Кайсери). В Мюртеде (под Анкарой) собираются «F-16». Имеется завод по сборке вертолетов [ист. 10, с. 442].
2.3 Характеристика сельского хозяйства
Сельскохозяйственное производство продолжает занимать значительное место среди отраслей экономики Турции [ист. 9]. По числу занятых оно остается самой значительной сферой приложения труда и для большей части населения – основным источником существования. На его долю приходится около четверти ВВП страны, а удельный вес сельскохозяйственной продукции в экспорте в отдельные годы достигает 60%.
В структуре сельского хозяйства Турции ведущее место занимает растениеводство (около 60%), 33% производимой продукции приходится на животноводство, 6% – на ведение лесного хозяйства и менее 1% – на рыболовство [ист. 5].
Подавляющая часть земельных угодий в стране (порядка 90%) находится в частном владении. К государственной собственности относятся лесные массивы и лишь ок. 10% пригодных для обработки земельных участков [ист. 9].
По площади обрабатываемых земель (24,9 млн га) Турция занимает 3 место в Европе. 85% посевных площадей занято под зерновые культуры. 14% пашни относится к разряду орошаемых и сосредоточены в основном в западной части страны. Под пшеницей занято 34% обрабатываемых земель, под ячмень – 9,5%, фрукты – 10,6%, масличные культуры – 7,6%, хлопчатник – 2,5%. В настоящее время осуществляются работы по увеличению посевов кукурузы, фундука, сахарной свеклы, картофеля, чая и маслин [ист. 5].
Территория Турции находится в пределах субтропического климатического пояса. Однако горный, сильно расчленённый рельеф, и очень сложная циркуляция воздушных масс обусловили большое разнообразие климатических районов. Преобладают горные почвы, маломощные и малоплодородные, поэтому распахивают их выборочно и используют главным образом как пастбища. На прибрежных равнинах и в речных долинах распространены плодородные аллювиальные почты и красноземы.
Турция входит в первую шестерку стран-производителей пшеницы. Засеваемая пшеницей площадь составляет около 9 млн га. В общем сборе зерновых на долю пшеницы приходится в настоящее время две трети. Доля пшеницы значительно выросла за последние годы, поскольку сборы ячменя, кукурузы и других зерновых культур росли более медленными темпами. 30% производства приходится на пшеницу "дурум", по сбору которой Турция занимает второе место в мире. К концу семидесятых годов в стране орошались 2,2 млн га земель, засеваемых в основном пшеницей. Потребление химических удобрений хоть и выросло, но все еще находится на низком уровне. Механизация в целом внедряется слабо, широко используется тягловая сила животных, особенно в крестьянских хозяйствах [ист. 5].
Потребление пшеницы в Турции является одним из самых высоких в развивающихся странах: 230 кг в год по сравнению с 50 кг в группе развивающихся стран. Почти 90% пшеницы потребляется в виде хлеба, 1% – в виде пшеничной каши ("бульгур") и 2% – в виде макаронных изделий.
Благодаря повышению производительности сельскохозяйственного труда к концу 70-х годов производство продовольствия достигло уровня, позволившего покрыть потребности платежеспособного внутреннего спроса, а по некоторым товарам даже иметь экспортные излишки.
Турция выступает на мировом рынке и как экспортер зерна, так и его импортер. Однако в последние годы страна является его нетто-импортером, ввозя ежегодно в среднем около 400 тыс. тонн зерна, главным образом фуражного. Экспортирует зерно Турция либо в период высоких урожаев, либо когда стране крайне нужна иностранная валюта [ист. 5].
Животноводство – традиционно развитая сфера агропромышленного комплекса Турции, которая имеет более важную роль прежде всего в горных восточных районах, где занятие земледелием ограничено из-за сложных природных условий. Из-за боевых действий, которые вели правительственные войска с курдскими террористами в юго-восточных районах страны, животноводство Турции переживает сейчас сложный период. За последние годы по этой причине произошло значительное сокращение поголовья скота [ист. 9].
В 1994 в Турции насчитывалось 36 млн голов овец, от которых получают шерсть для ковроткачества, а также шкуры и мясо. Стадо крупного рогатого скота, составлявшее 12 млн голов, содержалось ради молока, мяса и шкур. В стране имелось 10 млн коз, из которых 1/4 приходилась на ангорских, дающих мохер.
2.4 Сфера услуг
Динамично развивающейся отраслью турецкой экономики является туризм. Обилие уникальных исторических памятников на территории Турции, средиземноморские пляжи, благоприятный климат – все это открывает широкие перспективы для туристического бизнеса. Ежегодно страну посещает около 9-10 млн туристов почти из 80 стран. Доход госказны от туризма составляет почти четверть объема турецкого экспорта [ист. 9].
По прогнозам исследований Всемирной туристской организации Турция к 2020 г. займет четвертое место в сфере туризма после Франции, Испании и Италии, и доходы страны от туризма в течение того же года составят 40 миллиардов долларов США [ист. 17, с. 321].
Наиболее важным фактором быстрого развития туризма в последние годы является увеличение числа лицензированных объектов. Фактически деятельность по развитию туристических объектов ускорили в последние годы. Современные удобства, такие как термальные источники, помимо гостиниц, поля для гольфа, отели, обучение персонала, работающего в сфере туризма, способствуют привлечению туристов, а значит развитие туризма в стране.
Число туристов, посетивших Турцию, и постоянно увеличивающиеся доходы от туризма, иллюстрируют устойчивое развитие в этом секторе. (голуб. книга) По результатам исследований Турецкого института статистики о внутреннем туризме страны, было выявлено, что основная цель поездок – посещение родственников (65.4 %), на втором месте – рекреационный туризм (20.3 %), и третье место занимает оздоровительный туризм (7,6 %). Цель исследований состояла в том, чтобы оценить цели и особенности поездок, общие и средние расходы посетителей за 2009 и три квартала 2010 года (Результаты исследования см. Приложение В). В исследования включались люди, проживающие в Турции по крайней мере двенадцать месяцев. Дети младше 15 лет, совершающие поездки, и люди, проживающие в Турции меньше двенадцати месяцев, были исключены из области обзора [ист. 18].
В последние годы туристический сектор был наиболее успешным сектором в Турции в отношении интеграции страны в мировую экономику. Принимая это достижение во внимание, Турция пересматривает свою политику туризма с новой точки зрения, чтобы увеличить свою долю в международном туристическом рынке, используя свой туристический потенциал. Министерство туризма назначило новые маркетинговые стратегии с учетом всех факторов, влияющих на индустрию туризма. Кроме того, инициативная рекламная кампания, которая является наиболее стратегически важным шагом, была начато в 40 странах и 23 зарубежных бюро. Тема "Поддержка разнообразия" была подчеркнута как основание этих кампаний. Этот акцент происходит от самых важных особенностей Турции, которые дифференцируют ее от конкурентов в туризме. В первую очередь среди них естественные, исторические и культурные активы Турции и разнообразие, следующее из местоположения Турции как мост между Азией и Европой. Богатство этих сосуществующих различий было отражено в каждом углу страны в форме естественного, культурного, артистического, эстетического разнообразия. С целью разносторонне развивающегося туризма есть также такие занятия как: парусный спорт, гольф, горные спортивные состязания в зимний период времени, горные экскурсии, туры спелеологии, речные спортивные состязания (спуск на плотах), спортивная рыбалка, охота и изучение птиц в естественных условиях [ист. 17, с. 323].
По всему выше сказанному можно сделать вывод о том, что Турция обладает достаточно богатой сырьевой базой. Стремится совершенствовать технологии производства. Вместе с традиционными для Турции текстильной и пищевой промышленностью, сельским хозяйством, строительством и туризмом, активно развиваются высокотехнологичные сегменты экономики, включая машиностроение, фармацевтику, химическую промышленность, коммуникации и сферу услуг. Экономика Турции развивающаяся, она является одной из наиболее быстро растущих в мире (Основные экономические показатели см. Приложение Г). Динамическому развитию рыночной экономики способствуют стратегическое географическое расположение страны, молодое население и темпы демографического роста.
ГЛАВА III
Внешнеэкономические связи
3.1 Участие Турции в международном разделении труда
За последние годы значительно повысилась конкурентоспособность турецкой экономики. В 90-е гг. ускорилось превращение экономики Турции в экономику открытого типа, повысилась степень интеграции в мировое хозяйство [ист 10, с. 520]. Инострамым инвесторам в 90-е гг. был обеспечен максимально возможный льготный режим. Объем накопленных прямых иностранных инвестиций вырос до 36 млрд долл. в 2004 г [ист 7, с. 645].
Турция является официальным кандидатом на вступление в ЕС. За 1980 – 2005 гг. внешнеторговый оборот вырос в 17,6 раза, в 2005 г. составил 222,1 млрд долл., или 55% ВВП. Сальдо внешнеторгового баланса традиционно отрицательное и в 2006 г. составило 52 млрд долл. при объеме экспорта 85 млрд долл., а импорта – 137 млрд долл. 70% импорта составляют закупки энергосырья и промышленных полуфабрикатов. Во внешней торговле ведущее место занимают страны ЕС, особенно после вступления Турции в 1996 г. в таможенный союз с ЕС [ист 10, с. 520].
Кроме того, сегодня Турция вывозит 80% продукции своей автомобильной промышленности, что вызвало подъём предприятий-поставщиков (в 2003 году произведено около 500 тыс. легковых автомобилей и 180 тыс. малых грузовиков было). 40% традиционных цветных телевизоров, которые продаются в странах ЕС, тоже изготовляются в Турции.
Согласно рейтингу индекса специализации, публикуемого Международным Торговым Центром, Турция в 2003 году заняла 5 место по экспорту текстиля. В Турции насчитывается около 20 крупнейших фирм по производству одежды с годовым оборотом от 50 до 600 млн долларов. Это фирмы «Sahinler Holding», «Erak Giyim», «Oztek Giyim» и другие. Так же они поставляют свою продукцию на заказ таким известным компаниям как «Mustang», «Calvin Klein», «Super Rifle», «Hugo Boss» и др. Их продукция ориентирована главным образом на рынки стран Западной Европы и Северной Америки. В объеме продаж этих фирм доля экспорта колеблется от 40% до 90%. Значительные объем турецкого экспорта одежды направляется на германский рынок, где она реализуется через торговые сети и фирмы посылочной торговли. Объем экспорта одежды в Германию составляет около 3 млрд долл.
Необходимо отметить, что Турция специализируется на туризме. Этому способствует ее уникальное географическое положение и те усилия, которые правительство прилагает для развития этой сферы услуг. По сравнению с 1995 годом турецкие поступления от туризма возросли практически в 2 раза. За 2003 год в Турции побывало около 13,5 млн туристов, причем основная часть приехала из Германии и стран СНГ.
Кроме того Турция занимает 2-е место в мире по экспорту макаронных изделий, 1-е место по экспорту сухофруктов, 1-е место в Европе по производству и экспорту хлопка и табака, 4-е место в мире по производству оливок. Пищевая перерабатывающая промышленность Турции растет в среднем на 20% в год [ист 9].
В стране действуют тысячи иностранных компаний, но главным образом в финансовой сфере и торговле (54%). Практически во всех крупнейших компаниях представлен иностранный капитал [ист 7, с. 646].
3.2 Внешнеэкономическое сотрудничество Турции
Внешнеторговый сектор для Турции является одним из важнейших источников динамичного экономического развития страны. С одной стороны, это объясняется относительной недостаточностью собственной ресурсной базы, что объективно обусловливает зависимость турецкой экономики от мирового рынка (деятельность основных отраслей турецкой промышленности – от текстильной до электронной – в значительной степени определяется наличием импортируемого сырья, энергоносителей, полуфабрикатов). С другой стороны, экспорториентированность экономики Турции, ее значительный промышленный потенциал предопределяют энергичную работу местных фирм по продвижению своих товаров на внешних рынках. В структуре турецкого экспорта на первом месте стоят, так называемые потребительские товары – продукция легкой промышленности (в общей сложности 36% общего объема экспорта) и агропромышленного сектора (25%). Кроме того, в последние годы в экспорте страны возросла доля продукции машиностроения и металлообработки, а также химической промышленности, что является результатом структурных изменений турецкой экономики и целенаправленной государственной политики стимулирования экспорта.
Основными торговыми партнерами Турции являются: Германия (товарооборот составляет около 10 млрд долл. в год), США (более 5 млрд долл.), Италия (более 4,5 млрд долл.), Россия (около 4,5 млрд долл.), Франция (3,0 млрд долл.), Великобритания (около 3 млрд долл.), а также Нидерланды, Бельгия, Япония, Иран, Саудовская Аравия.
Внешнеторговые связи Турции традиционно сориентированы на западноевропейский рынок. Более половины ее внешнеторгового оборота приходится на страны-члены ЕС. В связи с этим интересно проследить, как вступление Турции в Таможенный Союз (ТС) с ЕС в январе 1996 года сказалось на ее торговле с европейскими странами.
Статистика показывает, что уже первый год участия Турции в ТС, как и предполагалось, привел к изменению ситуации во внешней торговле со странами ЕС, однако эти изменения оказались во многом не в пользу Турции. Так, специалисты ожидали, что после либерализации торговли с ЕС темпы роста импорта в Турцию увеличатся, однако реальность превзошла ожидания. Импорт из ЕС в Турцию возрос столь стремительными темпами, что к концу 1996 года дефицит внешнеторгового баланса вырос до небывалого для Турции уровня в 22 млрд долл. Ожидавшегося роста экспорта, в частности, текстильных товаров, наоборот, не произошло. Турция рассчитывала, что после отмены таможенных пошлин и квот на поставки текстиля в ЕС она сможет уже в 1996 году увеличить экспорт этих товаров в ЕС на 1 млрд долл. Однако на деле не только не произошло увеличения, но, наоборот, наблюдается определенный спад. Это объясняется, с одной стороны, замедлением роста потребительского спроса в некоторых европейских государствах, являющихся крупными торговыми партнерами Турции, в частности, в Германии и Италии, и с другой стороны, возрастающей конкуренцией со стороны стран Восточной Европы и Китая.