Экономика западных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 15:32, контрольная работа

Краткое описание

По своему экономическому потенциалу Западная Европа примерно соответствует США и Японии вместе взятым. Если же принять во внимание совокупный ВВП европейских стран, то он примерно соответствует ВВП США (около 8 трлн. долл.). На долю стран Западной Европы приходится треть мирового промышленного производства и научно-технического потенциала, четверть совокупного мирового национального дохода и пятая часть мирового патентного фонда. Велика доля участия стран Западной Европы в процессах международного разделения труда, в системе мирохозяйственных связей: по суммарному объему европейские страны превосходят США в мировом экспорте и примерно соответствуют позициям США в мировом импорте товаров.

Оглавление

1 Экономика Западноевропейских стран 3
1.1 Состав стран Западной Европы 3
1.2 Этапы развития стран Западной Европы 3
1.3 Основные проблемы современной западноевропейской экономики 7
2 Социально-рыночное хозяйство Германии 10
2.1 Предпосылки объединения Германии 10
2.2 Последствия объединения Германии 11
2.3 Место и роль Германии в европейском и мировом хозяйстве 13
2.4 Внешнеэкономические связи 14
3 Международные экономические организации 18
3.1 Классификация международных экономических организаций 18
3.2 Организации Объединенных Наций 18
3.3 Международное агентство по атомной энергии – МАГАТЭ. 19
4 Глобализация мировой экономики 22
4.1 Понятие глобализации 22
4.2 Индекс глобализации 24
4.3 Рейтинг стран по индексу глобализации за 2009 год 25
Практическая часть 27
Заключение 29
Библиографический список 31

Файлы: 1 файл

Мировая экономика.docx

— 83.57 Кб (Скачать)

    Усложнение  характера вопросов, подлежащих решению  в повседневной международной жизни, обусловливает необходимость оперативного решения при помощи институционального механизма. Таким механизмом являются международные экономические организации (МЭО).

    МЭО делятся на 2 категории: межправительственные и неправительственные.

    Международные правительственные организации  – это международные организации, членами которых являются государства  и которые учреждены на основе соответствующих договоров для  выполнения определенных целей.

    Эти организации имеют систему постоянно  действующих органов и обладают международной правосубъектностью (способностью иметь права, обязанности).

    Выделяют  следующие виды МЭО:

    1. Межгосударственные универсальные  организации, цель и предмет  деятельности которых представляют  интерес для всех государств  мира.

    Это прежде всего система ООН, включающая ООН и специализированные учреждения ООН, являющиеся самостоятельными МЭО. Среди них можно выделить МВФ, МБРР, ВТО, ЮНКТАД (Конференция ООН  по торговле и развитию).

    2. Межгосударственные организации  регионального и межрегионального  характера, которые создаются  государствами для решения различных  вопросов, в т.ч. экономических  и финансовых. Напр., Европейский  банк реконструкции и развития (ЕБРР), Организация экономического  сотрудничества и развития (ОЭСР).

    3. МЭО, функционирующие в отдельных сегментах мирового рынка.

    В этом случае они чаще всего выступают  в форме товарных организаций, объединяющих круг стран. Например, Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК, 1960), Международное соглашение по олову (1956), Международные соглашения по какао, по кофе, Международное соглашение по текстильным товарам (МСТТ, 1974).

    4. МЭО, представленные полуформальными  объединениями типа «семерки»  (США, Япония, Канада, Германия, Франция,  Великобритания и Италия).

    5. Различные торгово-экономические,  валютно-финансовые и кредитные,  отраслевые и специализированные  экономические и научно-технические  организации. 

    3.2 Организации Объединенных Наций  

    ООН – Организация Объединенных Наций, создана в 1945г. Система ООН состоит  из Объединенных Наций с ее главными и вспомогательными органами, 18 специализированных учреждений, Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и ряда программ, советов и комиссий.

    Цели  ООН:

  • поддержание международного мира и безопасности путем принятия эффективных коллективных мер и мирного урегулирования споров;
  • развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципов равноправия и самоопределения народов;
  • обеспечение международного сотрудничества по разрешению международных экономических, социальных, культурных и гуманитарных проблем и поощрение к правам человека.
 

    3.3 Международное агентство по атомной энергии – МАГАТЭ 

    Создано в 1957г. Является автономной межправительственной организацией, входящей в систему  ООН, действующей на основе своего Устава в соответствии с целями и принципами ООН. Членами агентства являются 124 государства.

    Цели  Агентства:

  • содействие развитию атомной энергетики и практическому применению атомной энергии в мирных целях;
  • содействие реализации политики разоружения во всем мире;
  • обеспечение гарантии того, чтобы ядерные материалы и оборудование, предназначенные для мирного использования, не применялись в военных целях;
  • осуществление системы контроля за нераспространением ядерного оружия;
  • оказание содействия в проведении научно-исследовательских работ в области ядерной энергетики и практического использования атомной энергии в мирных целях;
  • предоставление информации по всем аспектам ядерной науки и технологии.
  • основными направлениями деятельности МАГАТЭ являются:

    Осуществление программы технического сотрудничества вязанной с оказанием помощи государствам-членам в достижении самостоятельности  в области применения достижений ядерной науки и технологии; обеспечение  помощи в разработке программ по применению ядерной энергии в развитии отраслей экономики стран-членов в производстве электроэнергии, сельском хозяйстве, животноводстве, развитии водных ресурсов. Особое внимание уделяется промышленному использованию  атомной энергии – проведению испытаний, не наносящих ущерба населению; радиационной обработке; производству изотопных индикаторов; проведению измерений на основе ядерной технологии; созданию и использованию исследовательских реакторов; развитию радиоизотопного и радиофармацевтического производства. Техническое сотрудничество финансируется за счет: Фонда технической помощи и сотрудничества (ФТПС); внебюджетных средств; средств, выделенных на безвозмездную помощь и через Программу развития ООН (ПРООН);

    Обеспечение системы гарантий Агентства осуществляемое на основе за тем, чтобы государства  не использовали ядерные материалы  для создания и производства ядерного оружия.

    Система гарантий основана преимущественно  на контроле использования ядерных  материалов и установок, проводимо  на местах инспекторами МАГАТЭ. Проверка может происходить только на основе соглашения с государством, в котором  должна проводиться инспекция. Принятие гарантий является добровольным. Соглашения о предоставлении гарантий были заключены  со 118 государствами, среди которых 102 страны, подписавшие договор о  нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) от 1968г. Государства, не обладающие ядерным оружием, которые являются участниками Договора о нераспространении  ядерного оружия, должны заключить  с МАГАТЕЭ соглашения о гарантиях, охватывающие материалы, используемые в мирных целях. МАГАТЭ имеет около 80 действующих соглашений о гарантиях  с неядерными государствами –  участниками Договора о нераспространении  ядерного оружия. Агентство заключило  также несколько соглашений о  гарантиях с неядерными государствами, не являющимися участниками Договора о нераспространении ядерного оружия. Под гарантиями Агентства в 1995г. находилось 850 ядерных установок  или установок, содержащих ядерный  материал. Контроль МАГАТЭ распространяется на десятки стран мира, включая  государства с развитой ядерной  промышленностью. В добровольном порядке  под гарантии Агентства поставили  ядерные установки США,  Великобритания, Франция, Китай, Россия. Гарантии МАГАТЭ распространяются также на 95% ядерных  установок за пределами пяти вышеназванных  государств. Укрепление режима нераспространения  ядерного оружия является важнейшим  условием и предпосылкой широкого международного сотрудничества в области мирного  использования атомной энергии. Деятельность Агентства по контролю объективно содействует укреплению такого сотрудничества. Система гарантий включает: (1) отчетность – предоставление государствами сведений о местонахождении  расщепляющихся материалов, находящихся  под их контролем; о запасах топлива  и отработанного топлива и  об обработке и переработке ядерных  материалов; (2) технические средства контроля за контейнерным хранением: (3) инспекции, предполагающие, что инспекторы Агентства проверяют показания  приборов и записи в журналах учета, чтобы определить соответствие данных о наличии топлива записями в  журнале учета.

    МАГАТЭ  ведет разработку основных  норм безопасности для защиты от радиации и издание положений и норм практики по конкурентным видам операций, включая безопасную транспортировку радиоактивных материалов, оказывает содействие в проведении научно-исследовательской работы в области ядерной энергетики путем предоставления материалов, услуг, оборудования и технических средств, обмена научной и технической информацией, обмена научными работниками и специалистами и их подготовки.

    Руководство политикой и программами МАГАТЭ осуществляет Генеральная конференция, которая вправе рассматривать любые  вопросы в рамках Устава или связанные  с полномочиями и функциями любого органа МАГАТЭ. Оперативное руководство  деятельностью МАГАТЭ осуществляет Совет управляющих, который анализирует  программы Агентства и подготавливает по ним рекомендации для Генеральной  конференции, а также утверждает договоренности о гарантиях безопасности и публикует стандарты безопасности. В составе Секретариата 5 департаментов: 1 Гарантий, 2 исследований и изотопов, 3ядерной энергии и безопасности, 4 технического сотрудничества, 5 административный. 
 

 

    4 Глоблизация мировой экономики 

    4.1 Понятие глобализации 

    С лексической точки зрения термин "глобализация" означает придание чему-либо всемирного (глобального) характера. Итак, глобализация (мировой) экономики  - это объективно сложившийся феномен и одновременно мирохозяйственный процесс, активно развернувшийся в конце XX века. В самом общем, в самом кратком виде глобализацию можно было бы охарактеризовать как высшую стадию (ступень, форму) интернационализации хозяйственной жизни и ее сердцевины - научно-производственной интернационализации.

    Можно выделить основные предпосылки (движущие силы), обусловливающие процесс глобализации:

    1. Производственные, научно-технические  и технологические:

  • резкое возрастание масштабов производства;
  • переход к новому технологическому способу производства -- к высоким, наукоемким технологиям; быстрое и широкое распространение новых технологий, ликвидирующих барьеры на пути перемещения товаров, услуг, капиталов;
  • качественно новое поколение средств транспорта и связи и их унификация, обеспечивающие быстрое распространение товаров и услуг, ресурсов и идей с приложением их в наиболее благоприятных условиях.
  • быстрое распространение знаний в результате научного или других видов интеллектуального взаимообмена;
  • резкое сокращение благодаря передовым технологиям транспортных, телекоммуникационных издержек, значительное снижение затрат на обработку, хранение и использование информации, что облегчает глобальную интеграцию национальных рынков.

    2. Организационные:

  • международные формы осуществления производственно-хозяйственной деятельности (ТНК): организационные формы, рамки деятельности которых выходят за национальные границы, приобретают международный характер, способствуя формированию единого рыночного пространства;
  • выход неправительственных организаций на многонациональный или мировой уровень. Новую глобальную роль стали играть такие международные организации, как ООН, МВФ, Всемирный банк, ВТО и т.п.;
  • превращение многонациональных компаний и других организаций, как частных, так и государственных, в основных действующих лиц глобальной экономики.

    3. Экономические:

  • либерализация торговли товарами и услугами, рынков капитала и другие формы экономической либерализации, вызвавшие ограничение политики протекционизма и сделавшие мировую торговлю более свободной (если в 1947 году средний уровень ставок импортных тарифов составлял 50--60%, то в начале 90-х годов он снизился до 9,6%, а в дальнейшем Всемирная торговая организация предполагает довести его до 3%);
  • небывалая концентрация и централизация капитала, взрывообразный рост производных финансово-экономических инструментов, резкое сокращение времени осуществления межвалютных сделок;
  • внедрение международными экономическими организациями единых критериев макроэкономической политики, унификация требований к налоговой, региональной, аграрной, антимонопольной политике, к политике в области занятости и др.;
  • усиление тенденции к унификации и стандартизации. Все шире применяются единые для всех стран стандарты на технологию, экологию, деятельность финансовых организаций, бухгалтерскую и статистическую отчетность. Стандарты распространяются на образование и культуру.

    4. Информационные:

  • радикальное изменение средств делового общения, обмена производственной, научно-технической, экономической, финансовой информацией; появление и развитие принципиально новых систем получения, передачи и обработки информации позволили создать глобальные сети, объединяющие финансовые и товарные рынки, включая рынки ноу-хау и профессиональных услуг. Информационное обслуживание непосредственно связано с успехами в электронике -- с созданием электронной почты, Интернет;
  • формирование систем, позволяющих из одного центра управлять расположенным в разных странах производством, создающих возможности оперативного, своевременного и эффективного решения производственных, научно-технических, коммерческих задач не хуже, чем внутри отдельных стран. Обмен информацией в реальном времени знаменует настоящую революцию в менеджменте и маркетинге, в управлении финансовыми и инвестиционными потоками, возникают новые формы реализации продукции (например, электронная торговля). Компьютеризация, системы электронных счетов и пластиковых карт, спутниковая и оптико-волоконная связь позволяют практически мгновенно перемещать финансовую информацию, заключать сделки, переводить средства с одних счетов на другие независимо от расстояния и государственных границ.

Информация о работе Экономика западных стран