Экономика западных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 15:32, контрольная работа

Краткое описание

По своему экономическому потенциалу Западная Европа примерно соответствует США и Японии вместе взятым. Если же принять во внимание совокупный ВВП европейских стран, то он примерно соответствует ВВП США (около 8 трлн. долл.). На долю стран Западной Европы приходится треть мирового промышленного производства и научно-технического потенциала, четверть совокупного мирового национального дохода и пятая часть мирового патентного фонда. Велика доля участия стран Западной Европы в процессах международного разделения труда, в системе мирохозяйственных связей: по суммарному объему европейские страны превосходят США в мировом экспорте и примерно соответствуют позициям США в мировом импорте товаров.

Оглавление

1 Экономика Западноевропейских стран 3
1.1 Состав стран Западной Европы 3
1.2 Этапы развития стран Западной Европы 3
1.3 Основные проблемы современной западноевропейской экономики 7
2 Социально-рыночное хозяйство Германии 10
2.1 Предпосылки объединения Германии 10
2.2 Последствия объединения Германии 11
2.3 Место и роль Германии в европейском и мировом хозяйстве 13
2.4 Внешнеэкономические связи 14
3 Международные экономические организации 18
3.1 Классификация международных экономических организаций 18
3.2 Организации Объединенных Наций 18
3.3 Международное агентство по атомной энергии – МАГАТЭ. 19
4 Глобализация мировой экономики 22
4.1 Понятие глобализации 22
4.2 Индекс глобализации 24
4.3 Рейтинг стран по индексу глобализации за 2009 год 25
Практическая часть 27
Заключение 29
Библиографический список 31

Файлы: 1 файл

Мировая экономика.docx

— 83.57 Кб (Скачать)

    Первая  проблема связана с технологическим отставанием Европы. Дело в том, что приоритетом для государственного финансирования в странах Европы является не сфера НИОКР, как в США, а социальные программы. В результате в большинстве европейских стран (может быть, за исключение Германии) уровень расходов на НИОКР ниже 3% ВВП, обычно в пределах 1-2% ВВП. Государство не только не финансирует должным образом сферу НИОКР напрямую, но и не создает стимулов (в первую очередь налоговых) для увеличения финансирования НИОКР со стороны частного бизнеса. Из-за чрезмерного регулирования процесса разработки и выпуска на рынок новых товаров большие расходы на НИОКР просто не окупаются, американские и японские конкуренты, встречающие на своем пути меньшее количество бюрократических преград, успевают выйти на рынок с аналогичным продуктом  гораздо быстрее европейцев

    Несмотря  на технологические проблемы, ряд  европейских стран имеет довольно неплохую научо-техническую базу во многих направлениях. Это Германия, Франция, Великобритания и Италия. В  других - производится избирательное  финансирование наиболее перспективных  НИОКР: Швеция, Швейцария, Дания, Нидерланды и др. Для преодоления технологического отставания в Западной Европе действуют  совместные программы сотрудничества: Эсприт (в сфере электроники), Расе (в сфере телекоммуникаций), Кубе (в биотехнологиях), Эврика (в научно-технических  связях европейских государств). Западная Европа имеет общепризнанные заслуги  в развитии таких научных направлений  как:

  • фармацевтика;
  • фундаментальные исследования;
  • классические биотехнологии (в пищевой промышленности и сельском хозяйстве);
  • самолетостроение; космические программы; высокоскоростные поезда; атомная энергетика ;
  • средства связи и др.

    Вторая  и самая основная проблема западноевропейской экономики - это необходимость глубокой структурной перестройки экономики. Дело в том, что большая часть стран Западной Европы приступила к неоконсервативным реформам позже, чем США. Развитие США тем и отличается от Западной Европы, что американская модель нацелена на повышение эффективности производства на базе новых технологий, создание новых рабочих мест в новых секторах экономики, предоставление больших свобод в развитии частного предпринимательства, достаточно низкий уровень налогообложения. Европа, напротив, повышает эффективность производства за счет сокращения количества занятых, а социальное рыночное хозяйство приводит к большему вмешательству государства в экономику, высокому уровню налогообложения, сохранению рабочих мест в старых неэффективных секторах национального хозяйства.

    США демонстрируют модель, известную  как «новая экономика», в основе которой лежит опережающее развитие сферы услуг, особенно информационных технологий. Информационные технологии служат мотором экономического роста, создают новые рабочие места  взамен утраченных в старых, базовых  отраслях. При этом постоянно повышается и уровень оплаты. В США на долю информационных технологий приходится почти треть ВВП. В Западной Европе отрасли высоких технологий, в  том числе информационные технологии развиваются не столь быстрыми как  в США темпами. На их долю приходится только 10% ВВП, при этом высокооплачиваемых мест в сфере услуг создается  крайне мало.

    Европейская безработица является следствием политики социального рыночного хозяйства: государственных программ регулирования  занятости, вынужденное сокращение найма персонала частными компаниями из-за высокого уровня социальной защиты, высокого уровня налогов, программ помощи безработным, которые не поощряют безработных  искать новые рабочие места. Кроме  того предпринимателей не стимулирует  создавать новые рабочие места  европейская бюрократия. Например, в Италии процесс создания и регистрации  компании может затянуться на срок до трех лет, при этом среди государственных  чиновников распространена коррупция. Таким образом, если в США в 1990-е  гг. создано около 12 млн. рабочих  мест из-за структурных изменений  в .экономики, то в Европе наблюдался даже процесс снижения прироста новых  рабочих мест.

    Современная экономическая ситуация в мире благоприятствует развитию Европы. После завершения глобального финансового кризиса  подъем в экономиках НИС служит источником роста европейского экспорта. Укрепление курса американского доллара также способствует развитию экспортных отраслей Западной Европы, а низкий уровень процентных ставок стимулирует увеличение инвестиций и в производство, и в развитие сферы услуг.

    Третья  проблема Западной Европы - это проблема регионального рынка, расширение европейского экономического пространства за счет стран ЦВЕ. Для присоединения  к ЕС новых стран-членов необходимо приблизить их уровень экономического развития к соответствующим показателям  государств Евросоюза, что потребует  от ЕС дополнительных затрат. Кроме  того, не так однороден, как это  представляется, и единый европейский  рынок. Серьезным препятствием для  торговли между странами ЕС являются разные нормативы и технические  стандарты, которые предстоит упорядочить. Оказывают влияние и национальные различия в характере спроса и  предложения: разный уровень экономического развития стран приводит к дифференциации доходов европейских потребителей, наиболее трудно будет преодолеть различия в культуре потребителей. В различном  состоянии пребывает и экономика  стран Западной Европы: английская модель близка к американскому либерализму, в то время как Германия, Франция  и Италия исповедуют принципы социального  рыночного хозяйства.

    Четвертым и последним противоречием является продолжение экономического (а порой и политического) соперничества Западной Европы с США. Перспективное расширение ЕС за счет стран ЦВЕ, Турции, Кипра, Мальты может уравнять экономический потенциал двух основных центров мировой экономики, но только увеличит внутренние проблемы «Европы разных скоростей». Не стоит забывать и о конкурентах в регионе Юго-Восточной Азии, которые совсем скоро смогут оправиться от валютно-финансового кризиса и включиться в глобальное экономическое соревнование, в котором пока только два участника: ЕС и США.

 

    2 Социально-рыночное хозяйство Германии 

    2.1 Предпосылки объединения Германии 

    После второй мировой войны Германии не были навязаны какие-либо унизительные условия, способные спровоцировать встречную волну агрессивного национализма. Наоборот, ей помогли встать на ноги и политически, и экономически, искоренить нацизм, создать демократические  структуры. Тем не менее, германский вопрос, оставаясь "открытым", отягощал международные отношения. Правда, это  было не противостояние Германии с  остальным миром, а противоборство двух противоположных общественно-политических и социально-экономических мировых  систем. Речь шла о сохранении и  расширении сфер влияния, и ни одна из сторон не хотела уступать завоеванных  позиций. В этом проявлялась жесткая  реальность силовой политики, которую  проводили обе стороны, хотя они  и старались не доводить дело до критической черты и периодически обращались к политике разрядки и  разоружения, стремясь смягчить конфронтацию.

    В конечном счете, к началу 70-х годов  стороны пришли к выводу, что надо как-то упорядочить свои взаимоотношения, придать сосуществованию двух систем цивилизованную форму, создать своего рода кодекс поведения, опирающийся  на взаимоприемлемые принципы и положения. Был выработан и в 1975 году подписан в Хельсинки Заключительный акт  Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. В последующие годы так  называемый "хельсинкский процесс" получил свое продолжение и развитие, возникла Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе.

    С точки зрения Запада, хельсинкский процесс должен был привести к  коренным преобразованиям в Восточной  Европе, обеспечить изменение не только общественно-политического строя, но и экономической системы, переориентировать  эти страны на нормы и принципы западной демократии. Сейчас это вполне очевидно для всех, хотя и раньше из этого особого секрета не делали.

    Решающее  значение имели глубинные изменения  в экономическом, политическом положении  и в общественной ситуации в Советском  Союзе и в государствах Восточной  Европы, которые лавинообразно нарастали  ко второй половине 80-х годов. К сожалению, руководители этих стран не сумели хотя бы приблизительно оценить характер и последствия происходящего, предугадать, к чему приведет поразительное бездействие 70-80-х и запоздалая активность на рубеже 90-х годов.

    Развернувшееся  в восточноевропейских странах  общественное движение за демократизацию, политический плюрализм и экономическую  либерализацию захватило и ГДР, приобрело там к осени 1989 года крайне острый, взрывной характер.

    "Перестроечная"  волна, перекинувшись на ГДР,  очень скоро приобрела особую  германскую направленность. Движение, начавшееся под лозунгом "народ - это мы", уже через короткое время породило новый лозунг - "мы - единый народ". Общегерманский мотив стал доминирующим. Требование свободы выезда из ГДР, открытия границы между ГДР и ФРГ не осталось чисто декларативным. Сотни граждан ГДР, пользуясь возможностью безвизовых поездок в ЧССР, Венгрию и другие государства, стали осаждать посольства ФРГ, требуя выезда на Запад. Имевшиеся соглашения между ГДР и этими государствами не позволяли им допускать безвизовый выезд граждан ГДР в ФРГ. Обстановка накалялась.

    Правительство ФРГ жестко нажимало на Будапешт, Прагу  и Берлин, требуя разрешить выезд  восточногерманских туристов на Запад. В ход пускались и обещания экономической помощи, крупных кредитов. В августе 1989 года в замке Гимних под Бонном состоялась секретная  встреча канцлера Г. Коля с главой венгерского правительства М. Неметом. Венгрия дала согласие на выезд туристов ГДР в ФРГ и вскоре открыла  свою границу, получив сигнал из Москвы о том, что советское руководство  не будет возражать против выезда граждан ГДР на Запад. Впоследствии Г. Коль расскажет, что он имел на эту  тему телефонный разговор с М.С. Горбачевым, из слов которого он и заключил, что  венгры действовали с согласия Москвы. Он пришел также к выводу, что  все эти события были "началом  конца режима СЕПГ". 

    2.2 Последствия объединения Германии 

    Осенью 1989 года, когда рухнула Берлинская стена, Германию охватила всеобщая эйфория. При этом практические аспекты интеграции двух различных государств оказались  достаточно сложными.

    Экономика ГДР находилась в крайне плачевном  состоянии. Замены требовали средства связи, системы энерго- и газоснабжения, транспорт. Коммерческая недвижимость и жилищный фонд не отвечали нормам, так как были сильно изношены.

    С целью выполнения задачи приватизации колоссального государственного имущества  ГДР – промышленных предприятий, государственных и кооперативных  хозяйств, лесов и сети сбыта –  правительство учредило Попечительский совет, который завершил свою работу только к концу 1994 году, приватизировав около 15 000 фирм или их филиалов; около 3,6 тысяч предприятий пришлось закрыть.

    Возникла  серьезная проблема, связанная с  затратами западной части Германии на обеспечение товарами и услугами восточных земель, что привело  к значительной утечке капиталов. В  новые земли были перечислены  сотни миллиардов марок.

    Еще одной серьезной проблемой оказалась  безработица. Восточные немцы, будучи сравнительно беднее западных, не ожидали, что преобразование окажется столь  мучительным. Большинство восточногерманских предприятий разного масштаба закрылись  после 1990 года из-за их экономической нежизнеспособности в условиях свободной рыночной экономики.

    Немногие  предприятия, выжившие в новых условиях, остались на плаву лишь благодаря  безжалостному сокращению персонала, что и вызвало безработицу.

    Число рабочих мест в Восточной Германии за три года снизилось почти на 40%. Три четверти рабочих мест потерял  промышленный сектор. Безработица на востоке Германии по сравнению с  западной ее частью была в несколько  раз выше.

    В результате ухудшения состояния  экономики значительно снизился уровень жизни немцев, особенно в  восточной части Германии. Резко  возросла активность националистических организаций, выступающих против засилья  иностранцев.

    Летом 1992 года раздражение, вызванное беженцами  из-за получаемых ими привилегий, а  также их неспособности усвоить  немецкие нормы жизни и поведения, вылились в беспорядки в Ростоке, городе с населением около четверти миллиона человек. Группы подростков, связанных с неонацистами, подожгли дома, где проживали беженцы-цыгане и вьетнамские гастарбайтеры. Нападения  на беженцев быстро распространились на другие восточногерманские города, в них приняли участие многие западногерманские неонацисты. Некоторые  жители Ростока поддержали демонстрантов. В крупных западногерманских  городах (Франкфурт, Дюссельдорф и  др.) прошли массовые антинацистские митинги, на которых свой протест выразили почти 3 миллиона человек. Беспорядки в  Ростоке продолжались в течение  почти недели, а после этого  несколько недель продолжались более  мелкие демонстрации по всей Восточной  Германии. Был подожжен мемориал евреев, погибших в концлагере Заксенхаузен.

Информация о работе Экономика западных стран