Экономика России: тенденции и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 08:20, лекция

Краткое описание

Государство возникло как инструмент упорядочения общественных отношений в условиях сложившегося общества с противоречивыми интересами разных социальных слоев. Выражая волю господствующих слоев, государство вместе с тем отражает интересы всего общества, всех его слоев, находит приемлемый для большинства населения консенсус между этими слоями, способы разрешения неизбежно возникающих между ними противоречий.

Файлы: 1 файл

Глава 2.Экономика России.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

    В условиях кризиса, перехода к рыночной экономике и ее открытости государство не имеет средств для заказа, разработки и производства высокотехнологичных изделий и для крупных бюджетных инвестиционных вложений. На внутренний рынок хлынул поток импортных высокотехнологичных товаров. Каждый покупатель вправе выбирать любой товар. Однако у предприятий, ориентированных на стратегию выживания, нет ресурсов, желания и умения заниматься инновациями. Наблюдается тенденция к технологической деградации экономики, вытеснению пятого и даже четвертого технологического укладов и повышению доли третьего уклада (преобладавшего в 20-30-е годы XX в.) и реликтовых укладов, преобладавших в XIX в. или еще ранее (особенно в хозяйствах населения, мелкой частной торговле и т.п.), - и это на фоне того, что в развитых и новых индустриальных странах пятый технологический уклад становится преобладающим. Этим объясняется падение конкурентоспособности отечественной продукции, ее вытеснение не только с мирового, но и с внутреннего рынка (особенно готовых изделий).

    Россия  в мировом экономическом  пространстве. Советский Союз был центром международного экономического сообщества (Совета Экономической Взаимопомощи), объединявшего ряд стран Европы, Азии и Америки, играл заметную роль в мировом экономическом пространстве, служил центром притяжения для развивающихся стран. Проводилась политика экономической и научно-технической интеграции сотрудничающих стран.

    Распад  СССР и СЭВ изменил геополитическую  и геоэкономическую картину мира. Страны бывшего СССР реально взяли курс на разрыв десятилетиями складывавшихся интеграционных связей, переориентировались на расширение связей со странами Запада и Востока, на мировые рынки, уходя с освоенных рынков торговли между собой. Однако быстро обнаружилось, что их продукция (кроме минерального сырья) неконкурентоспособна на этих рынках, поэтому они стали активно вытесняться с мировых рынков, перешли в положение стран с уровнем экономического развития ниже среднемирового. Доля России в мировом ВВП (по паритетам покупательной способности валют) снизилась с 3,92% в 1985 г. до 1,96% в 1995 г.; доля в мировом экспорте - с 2,94% в 1985 г. до 1,61% в 1995 г.

    Дезинтеграция экономических связей между республиками бывшего СССР, ослабление их экономического, научно-технического, социокультурного сотрудничества и переориентация на иные интеграционные группировки. Некогда единое экономическое пространство оказалось разрушенным. В условиях глубочайшего, затяжного кризиса каждая страна стремится самостоятельно определить пути к оживлению экономики.

    Единство  народнохозяйственного комплекса  СССР обеспечивалось следующими факторами:

  • общность рынка товаров и услуг, рабочей силы, инвестиций в масштабах страны, отсутствие каких-либо препятствий (границ, таможни, различий денежных систем и т.п.) при миграции их из республики в республику; крупные масштабы внутреннего рынка, которые служат важнейшим условием эффективности современного специализированного производства;

  • единство минерально-сырьевой базы, возможность  совместными усилиями осваивать новые крупные месторождения полезных ископаемых;

  • высокоразвитый военно-промышленный комплекс, предприятия и НИИ которого были размещены по всей стране и формировали технологические цепочки между республиками;

  • общесоюзные транспортные и энергетические системы, которые прочными нитями стягивали все территории страны и обеспечивали беспрепятственное и быстрое перемещение грузов, товаров, энергии;

  • смешанный национальный состав населения, общность социокультурного пространства, единство научно-технического и образовательного потенциала, что давало возможность развивать науку и готовить квалифицированные кадры для всех республик;

  • монополия внешней торговли, совместное выступление на внешних рынках и защита внутреннего рынка;

  • единство денежной, валютной, финансово-кредитной  систем в масштабах всей страны;

  • общность правовой базы, регулирующей экономические отношения (при слабом законодательном регулировании экономики в масштабах СССР и при ограниченных возможностях руководства республик принимать стратегические решения).

    В перспективе возможны три сценария развития СНГ: реинтеграция, дезинтеграция и дифференциация.

    Сценарий  реинтеграции имеет объективные основы не только в сохранении ряда интеграционных каналов, но и в сходном положении в мировом хозяйстве и общности коренных экономических и социально-политических интересов.

    Основными условиями реинтеграции стран СНГ являются осознание правящей элитой этих стран необходимости и взаимной выгодности реинтеграции в условиях высокой монополизации мирового рынка и конкуренции на нем ряда мощных интеграционных группировок; переход от кризиса к оживлению экономики России, что даст ей возможность оказывать более значительное влияние на другие страны Содружества, усилит центростремительные тенденции.

    Сценарий  дезинтеграции будет логическим следствием сложившихся тенденций - разрыва интеграционных связей и бессилия СНГ, отсутствия перспективной стратегии в этой сфере у российской правящей элиты. Некоторые страны СНГ последовательно переориентируются на интеграционные связи с Западной Европой; другие - на укрепление взаимосвязей с мусульманским миром. В таком случае Россия перестанет быть центром локальной цивилизации.

    Сценарий  дифференциации будет средним из двух предыдущих: часть стран СНГ будут все более тесно интегрироваться с Россией (Белоруссия, Казахстан, Киргизия и др.), другие встанут на путь дезинтеграции, переориентировки на иные интеграционные союзы.

    3. Изменение роли  и функций государства  в развитии экономики

    Роль  государства в  переходной экономике. В позднеиндустриальном обществе роль государства в экономике значительно возросла по сравнению с предыдущими этапами развития индустриального общества. Государство выступало как собственник значительной (а в социалистическом варианте - подавляющей) части национальных ресурсов, непосредственно участвовало в экономическом  обороте, определяло стратегию развития и само реализовывало ее, брало на себя возмещение текущих расходов и большей части инвестиций на содержание науки, социальной сферы, определяло условия труда и его оплату. Предприятия и работники выступали лишь как исполнители государственных заданий. Такая гипертрофия экономической роли государства не была случайной и была обусловлена:

    - во-первых, обострением противоречий индустриального общества на фазе его заката, в конце цивилизационного цикла, попыткой разрешить противоречия и продлить существование этого общества с помощью усиления роли государства, действующего по кейнсианским или марксистским рецептам; 

    - во-вторых, усилению роли государства способствовали разгул милитаризма, мощь военно-промышленного комплекса, армии и генералитета в условиях мировых войн (двух «горячих» и одной «холодной»), противостояние и военное соревнование двух вооруженных лагерей, гонка вооружений;

    - в-третьих, социалистический вариант позднеиндустриального общества опирался на марксистскую концепцию отмирания государства в будущем бесклассовом, коммунистическом обществе через усиление его роли в переходный период и на этапе социализма.

    Оказалось, что возврата к пройденному этапу нет, что без сильной и гибкой роли государства невозможно наименее болезненно проложить правильный курс в бушующем океане переходного общества, осуществить стратегический поворот, не вызвав социальных потрясений. Развитие нуждается в эффективном государстве, играющем роль катализатора и помощника, стимулирующего и дополняющего деятельность частного бизнеса и отдельных лиц. Хорошее правительство - это не роскошь, а жизненная необходимость. Без эффективного государства устойчивое развитие, экономическое и социальное, невозможно. Эффективное государство жизненно необходимо для предоставления товаров и услуг, а также для создания правил и институтов, позволяющих рынкам процветать, а людям - вести более здоровую и счастливую жизнь.

    Роль  государства в экономическом  развитии неоднозначна. Оно может  играть прогрессивную, созидательную роль, поддерживая назревшие тенденции трансформации экономики, стратегические направления развития и тем самым способствуя быстрейшей адаптации к реалиям меняющегося мира. Оно может играть нейтральную роль, вторгаясь в экономические процессы лишь в целях самообеспечения и самосохранения и предоставляя возможность назревшим изменениям самостоятельно пробить себе дорогу. Но возможна и реакционная роль государства, если оно стремится поддержать обреченные институты, создавая простор для разрушительных сил, отказываясь выполнять стратегические и созидательные функции и выкачивая ресурсы из истощенной экономики для поддержания своих амбиций и перекачивания ресурсов в карманы олигархической верхушки, сросшейся с лидерами мафиозных структур.

    Регулирование рыночных отношений означает вместе с тем принятие предупредительных мер против недобросовестной конкуренции, нарушения прав потребителей, засилья монополий, мошенничества, строительства финансовых пирамид и т.п.

    Социальная  функция государства. Государство возникло как инструмент упорядочения общественных отношений в условиях сложившегося общества с противоречивыми интересами разных социальных слоев. Выражая волю господствующих слоев, государство вместе с тем отражает интересы всего общества, всех его слоев, находит приемлемый для большинства населения консенсус между этими слоями, способы разрешения неизбежно возникающих между ними противоречий.

    Стратегическая  функция государства. Третья важнейшая функция государства в экономике - стратегическая, заключающаяся в обеспечении своевременной и эффективной трансформации экономики в быстро меняющемся мире. Особое значение эта функция приобретает в переходные эпохи, в условиях кризисов, когда усиливаются хаотичность движения и противоречия экономических и социальных интересов, быстро меняется геоэкономическая ситуация. Для выполнения этой функции государство должно концентрировать интеллектуальные силы, развивать прогнозирование, разрабатывать и выполнять экономические, социальные, научно-технические, экологические программы, выделять на стратегические цели крупные ресурсы, отрывая их от текущих нужд, осуществлять подготовку стратегически мыслящих менеджеров и государственных служащих и поддерживать их.

    Обязанность государства - опираясь на интеллектуальные силы, на мировой опыт, заранее предвидеть наступление кризиса, поставить правильный его диагноз, разработать и осуществить антикризисную программу, позволяющую пройти эту критическую фазу с наименьшими потерями и в короткие сроки, поддерживать базисные инновации, обеспечивающие повышение конкурентоспособности отечественной продукции и расширение спроса на внутреннем и внешнем рынках, поддерживать занятость и покупательную способность населения.

    Защитная  функция государства. Защитная функция государства в рыночной экономике осуществляется в нескольких направлениях.

    Во-первых, защита собственности - государственной, частной, личной - от посягательств воров, мошенников, строителей спекулятивных финансовых пирамид и т.п. Без правовых гарантий невозможно обеспечить эффективную эксплуатацию любой формы собственности, чтобы она приносила доход не за счет ущерба другим членам общества. Это предусматривает создание благополучного климата, реальную защиту интересов владельцев интеллектуальной собственности и инвесторов, рискующих долгосрочным вложением своих средств в основной капитал.

    Во-вторых, охрана интересов участников экономической деятельности, и прежде всего потребителей, создание равных условий для конкуренции, антимонопольное регулирование, защита от рэкета, коррупции и других посягательств на свободную экономическую деятельность.

    В-третьих, государство в рыночной экономике играет важнейшую роль в регулировании трудовых отношений, защите интересов наемных работников, разрешении трудовых конфликтов, чтобы они наносили меньше вреда экономике, развитию социального партнерства.

    В-четвертых, активная поддержка отечественных производителей и потребителей в случае экспансии зарубежного капитала, использование в известных пределах протекционистских мер для поддержки экспорта и ограничения попыток транснациональных корпораций подчинить себе отдельные сектора экономики или сегменты внутреннего рынка.

    В-пятых, государство должно выработать четкую доктрину экономической безопасности и последовательно проводить ее в жизнь, не допуская чрезмерного нарастания внешнего долга и зависимости от иностранных государств и международных финансовых организаций, ограждая экономику от тяжелых последствий мировых финансовых кризисов.

    Задача нового поколения государственных служащих состоит в том, чтобы осознать и в полной мере осуществить защитную функцию государства, значительно усилить его роль в обеспечении внутренних и внешних условий для нормального функционирования и устойчивого развития российской экономики.

    Выводы

    1. Экономика индустриального типа сложилась в конце XVIII - первой половине XIX в. в Англии. Позднеиндустприальная экономика сформировалась в XX в. как результат вступления в заключительную фазу индустриального цивилизационного цикла, резкого обострения противоречий индустриального общества, что выразилось в двух мировых войнах, мировом экономическом кризисе 1929 - 1933 гг. Для переходной экономики характерны следующие основные черты: кризисное состояние экономики; усиление неустойчивости экономики; резкие изменения в положении стран в мировой экономике.

Информация о работе Экономика России: тенденции и перспективы развития