Экономика неопределенности и риска

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 18:24, доклад

Краткое описание

При рассмотрении конкурентного рынка мы создаем абстрактную модель со всеми условностями, присущими этой модели. В том мы числе предполагаем, что информация на таком рынке распределена симметрично, то есть все участники рынка обладают равным доступом к ней. Неопределенность отсутствует, а это позволяет использовать ресурсы и средства наиболее эффективным образом.

Файлы: 1 файл

11.docx

— 27.78 Кб (Скачать)

     Экономическая сущность страхования заключается  в том, что убытки раскладываются на многих страхователей, и их взносы сравнительно необременительны для  каждого из них. Разница между  суммой собранных страховых взносов  и суммой выплаченных убытков  составляет доход страховщиков.

     Исследования  экономической сущности страхования, приведённые особенности перераспределительных отношений, возникающих при страховании, позволяют дать ему следующее определение: страхование – это совокупность перераспределительных отношений замкнутого круга его участников по поводу формирования за счёт денежных взносов целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения ущерба, нанесённого чрезвычайным событием, а так же на оказание помощи гражданам при наступлении определённых событий в жизни.

     Можно сделать вывод, который основывается на том, что страхование имеет  своё экономическое содержание и  соответствующие формы проявления, выражающиеся в функциях:

  • формирование специализированного страхового фонда денежных средств;
  • возмещение ущерба и личного материального обеспечения граждан;
  • предупреждения страхового случая и сокращения размера убытков от стихийных и несчастных случаев.
 

В условиях асимметричности информации и неопределенности люди в осуществлении своей экономической  деятельности неизбежно идут на риск. Под риском понимается ситуация, когда, зная вероятность каждого возможного исхода, все же нельзя точно предсказать конечный результат.

Существует  несколько способов снизить риск.

  Объединение риска - это способ его снижения, при котором риск делится между несколькими участниками, так что в случае проигрыша потери, приходящиеся на долю каждого, не так велики. На этом методе основывается существование различных коллективных фондов, касс взаимопомощи. Обычная страховая компания в своей деятельности также использует объединение риска: большое количество индивидов объединяют свой риск, уплачивая страховые взносы, а страховой случай имеет сравнительно небольшой процент и компенсируется из общей «кассы».

  Распределение риска - способ страхования, применяемый в случае возможного крупного ущерба, когда одной компании не под силу взять на себя полностью обязательства по страхованию. Например, предприятие страхует свою деятельность от пожара, причем размеры предприятия таковы, что возможные потери могут быть весьма существенны. Предприятии подобного типа мало, или рассматриваемое предприятие единично в своем роде, поэтому невозможно применить объединение рисков. Тогда оно обращается в крупную страховую ассоциацию, и риск возможной потери распределяется между компаниями, входящими в нее. В таком случае каждая компания получает в качестве вознаграждения за участие в распределении рисков часть страхового взноса страхующегося предприятия и принимает на себя обязательство в той же пропорции компенсировать ущерб от возможных потерь в случае пожара. Риск оказывается распределенным между рядом страховых компаний.

  Диверсификация - способ, при котором экономические субъекты используют свои финансовые средства в разных сферах, чтобы в случае потери в одной из них компенсировать это за счет другой сферы. Например, рекомендуется покупать акции различных акционерных компаний, чтобы в случае потери ценности по части акций компенсировать это за счет роста курса акций другой компании или других компаний.

     Хеджирование. Для осуществления разных методов страхования валютного и процентного рисков в банковской, биржевой и коммерческой практике используется хеджирование (от англ. hedge - ограждать).

     Хеджирование  - это процесс страхования риска от возможных потерь путем переноса риска изменения цены с одного лица на другое.

     Сделки, предметом которых является поставка актива, в будущем называются срочными. Сделки, имеющие своей целью немедленную  поставку актива, называются слоговыми (кассовыми). Первое лицо называют хеджером, второе - спекулянтом. На срочном рынке присутствует и третий участник - арбитражер. Арбитражер - это лицо, извлекающее прибыль за счет одновременной купли-продажи одного и того же актива на разных рынках, если на них наблюдаются разные цены. Контракт, который служит для страховки от рисков изменения курсов (цен), называется "хедж".

     Хеджирование  способно оградить хеджера от потерь, но в то же время лишает его возможности воспользоваться благоприятным развитием конъюнктуры. Хеджирование осуществляется с помощью заключения срочных контрактов: форвардных, фьючерсных и опционных.

Опциондоговор, по которому потенциальный покупатель или потенциальный продавец получает право, но не обязательство, совершить покупку или продажу актива (товара, ценной бумаги) по заранее оговорённой цене в определённый договором момент в будущем или на протяжении определённого отрезка времени. Опцион — это один из производных финансовых инструментов. Различают опционы на продажу (put option), на покупку (call option) и двусторонние (double option).

Фью́черс (фьючерсный контракт)— производный финансовый инструмент, стандартный срочный биржевой контракт купли-продажи базового актива, при заключении которого стороны (продавец и покупатель) договариваются только об уровне цены и сроке поставки. Остальные параметры актива (количество, качество, упаковка, маркировка и т. п.) оговорены заранее в спецификации биржевого контракта. Стороны несут обязательства перед биржей вплоть до исполнения фьючерса.

Информация о работе Экономика неопределенности и риска