Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:56, реферат
Экономика переводится с греческого языка как искусство ведения домашнего хозяйства. Очевидно, в современных условиях крупномасштабного производства, функционирования сложного народнохозяйственного комплекса, состоящего из многочисленных предприятий различных отраслей и многоотраслевых формирований, экономику можно определить как науку о рациональном ведении всего народнохозяйственного комплекса.
ВВЕДЕНИЕ
ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ, СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ КУРСА ЭКОНОМИКИ ОТРАСЛИ.
РОЛЬ ЭКОНОМИКИ ОТРАСЛИ В ФОРМИРОВАНИИ СПЕЦИАЛИСТА ЭКОНОМИСТА И ЕЁ МЕСТО В ЦИКЛЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Экономика переводится с греческого языка как искусство ведения домашнего хозяйства. Очевидно, в современных условиях крупномасштабного производства, функционирования сложного народнохозяйственного комплекса, состоящего из многочисленных предприятий различных отраслей и многоотраслевых формирований, экономику можно определить как науку о рациональном ведении всего народнохозяйственного комплекса.
Экономика - реальный базис, основа жизни общества. Все остальное - лишь надстройка с точки зрения условий жизни. Экономика определяет уровень и динамику всех основных показателей жизни общества в любом ракурсе.
Этим, также очевидно, определяется
сегодня и на перспективу тяга
к экономической науке, различным
экономическим специальностям, а
также переориентация всего дееспособного
и активного слоя общества в сферу
экономической жизни - будь то финансово-кредитная
система, коммерция, внешнеэкономическая
деятельность, будь то сфера самого
производства или управления. Причем,
чем выше иерархия управления, тем
больше в ней экономической
Таким образом, экономику надо знать всем, кто так или иначе связан с этими сферами человеческой деятельности. А будущим специалистам в области экономики - знать глубоко профессионально, полностью аккумулируя достижения экономической теории и практики. Для достижения этого есть лишь один реальный способ - основательное изучение предмета экономики с рациональным приложением приобретенных знаний в последующем к объекту практики. Тут вполне уместно изречение Платона о том, что самое большое зло не невежество, а плохо усвоенные знания. Плохо усвоенные знания порождают иллюзию всевозможности, например, что матрос может управлять Государственным банком, учитель – агропромышленным комплексом, а полевой командир или политик средней руки- всей экономикой страны. Упрощенческий подход, порождаемый плохо усвоенными знаниями, лежит в основе всех бед последнего столетия российского общества и российской экономики, в частности.
Курс экономики отрасли, конкретизируемая как экономика пищевой промышленности, является одним из основополагающих, формирующих будущих экономистов по специальностям экономика и управление на предприятиях пищевой промышленности.
Курс в основном теоретический,
дающий фундаментальные знания по конкретной
экономике сферы материального
производства – промышленности в
целом агропромышленного
Экономика отрасли также
дает необходимый запас
Экономика отрасли как бы дает экономическую анатомию в отраслевом ракурсе.
Курс построен с учетом
ускоренного перевода отраслей материальной
сферы национальной экономики, в
том числе пищевой
Все это делает необходимым
глубокое и осмысленное изучение
курса экономики отрасли с
привлечением фундаментальных, ставших
классическими, трудов отечественных
экономистов по отдельным разделам,
новых и новейших публикаций по разным
аспектам содержания курса, материалов
периодической печати и, разумеется,
– государственных
Объем и структура курса по экономике отрасли построен с учетом выделения в самостоятельные курсы разделов и тем по всем аспектам отраслевого прогнозирования и стратегического планирования, инвестиций, управления, размещения производственных сил, экономики труда и заработной платы и финансов. Они подробно изучаются в других дисциплинах учебного плана.
Экономика функционирует по своим законам. Экономические законы так же объективны, неумолимы и точны как и законы математики, физики, химии, биологии и т.д. Эти экономические законы определяют характер функционирования народнохозяйственного комплекса, национальной экономики в совокупности, так и их отдельных звеньев-отраслей или групп взаимосвязанных отраслей.
Таким образом, законы функционирования народного хозяйства в целом, национальной экономики, крупных его отраслей – промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи, а также их более специализированных отраслей и подотраслей – машиностроения, пищевой , легкой промышленности,, растениеводства, животноводства - одни и те же. Однако, специфика каждой отрасли, проявляющаяся в особенностях перерабатываемого сырья, получаемого готового продукта и используемой материально-технической базы, техники, технологии делает проявление общих экономических законов своеобразным. Именно это своеобразие , через которое преломляются общие законы функционирования народнохозяйственного комплекса, и формирует экономику отрасли как самостоятельную научную дисциплину.
Более того, отрасль как
важнейшее звено народного
Наличие этих закономерностей
делает экономику отрасли
Экономика отрасли, таким образом, самостоятельная экономическая наука, изучающая конкретную отрасль и в то не время, являющаяся частью общеэкономической науки. Из этого следуют два важных вывода.
I. Экономика отрасли, как
часть общеэкономической науки
использует в полной мере все
экономические категории.
2. С другой стороны,
в силу специфики конкретной
отрасли факторы, резервы,
Отрасль является важнейшим
звеном народнохозяйственного
Условия функционирования каждой
отрасли своеобразны и
Предметом изучения экономики отрасли являются экономические аспекты функционирования отрасли. Это прежде всего закономерности развития производительных сил и производственных отношений в специфических условиях данной отрасли.
Объектом изучения экономики
отрасли является сама отрасль в
совокупности как единый организм,
как важнейшее звено
Цель изучения экономики
отрасли – повышение
Цель , предмет и объект курса определяют задачи и содержание экономики отрасли как научной дисциплины.
Задачи курса экономики отрасли сжато можно свести к следующему.
1. Прочное овладение категорийным и понятийным аппаратом цикла конкретно-экономических наук и дисциплин.
2. Овладение экономической
логикой взаимосвязи этих
3. Получение известного
объема информации об
4. Изучение специфики
отрасли, существенно
Всем этим должен, овладеть студент после изучения курса экономики отрасли.
Цель и задачи курса соответственно формируют содержание экономики отрасли.
Курс построен в следующей логической последовательности: формирование и характеристика отрасли (понятие отрасли и отраслевой структуры, структурная политика, характеристика отрасли и ее место в народнохозяйственном комплексе, основные этапы и итоги ее деятельности, экономические предпосылки дальнейшего развития отрасли, её роль, значение и место в народнохозяйственном комплексе и национальной экономике); ресурсы отрасли (основные и оборотные средства, сырьевые и другие материальные ресурсы, персонал и др.); результат использования ресурсов (себестоимость продукции, издержки производства, объем производства и продаж); эффективность производства в отрасли (прибыль, рентабельность производства, конкурентоспособность); факторы повышения эффективности функционирования отрасли (формы организации производства - концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование производства, диверсификация, размещение предприятий отрасли, научно-технический прогресс, условия функционирования отрасли). Все это определяет и содержание курса.
Конкретный объект курса
– пищевая промышленность. При
этом пищевая перерабатывающая промышленность
АПК ограничивается отраслями по
первичной переработке
Под пищевой промышленностью
понимается совокупность отраслей, производящих
готовый пищевой продукт из сырья,
подвергшегося первичной
Методология изучения курса – системный, диалектический подход, суть которого неидеологизированно состоит в восприятии и рассмотрении сложных экономических процессов во взаимосвязи, взаимообусловленности, в динамике, ориентации во времени, пространстве и учете специфики конкретной отрасли.
Отрасль, как известно, изучается и многими техническими дисциплинами – оборудование и аппараты пищевых производств, технология отрасли и др. В отличие от экономики технические дисциплины изучают закономерности создания и эксплуатации машин и аппаратов, последовательность и приемы обработки сырья и полупродуктов и пр. Этим экономика отрасли отличается от технических отраслевых научных дисциплин. Экономика отрасли опирается на эти технические дисциплины, дает их техническим решениям экономическую оценку и сама использует технико-технологические параметры.
Экономика отрасли тесно
связана со всеми общеэкономическими
и конкретно – экономическими
дисциплинами. Общеэкономическую теорию
она использует как теоретический
фундамент по многим составляющим курса,
а сама по отношению к другим конкретно-экономическим
дисциплинам выступает как
Экономика отрасли, в частности, является в полной мере теоретической и методологической основой для таких новых курсов как экономика предприятий и экономика производства.
Предприятия в новых условиях
как самостоятельные субъекты рынка,
как хозяйствующие субъекты объективно
нуждаются в определенном регулировании
постоянно возникающих