Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 13:24, курсовая работа
На всем протяжении своего существования человек все время стремился созидать, не имея полной картины мира и, решая лишь сиюминутные задачи, будь то добыча пропитания или строительство атомной электростанции. И всякий раз вектор созидания и развития был направлен в сторону окружающей среды, которую человек эксплуатировал в соответствии со своими потребностями.
Введение………………………………………………………………………….....3
Глава 1. Глобальные проблемы развития мировой экономики…………………6
1.1 Кризис взаимоотношений общества и природы……………………………..10
1.2 Масштабы угрозы и пути решения экологических проблем……………….11
Глава 2. Экономика: техносфера и потребление природных ресурсов………..18
2.1 Техногенез и экономика…………………………………………………........19
2.2 конец 20 - начало 21 вв.: экономический рост……………………………...20
2.2.1 Земля. Земельные ресурсы………………………………………………….23
2.2.2 Влияние природных ресурсов на экономику…………………………..….23
2.2.3 Рента……………………………………………………………………….....25
2.2.4 Экологические проблемы современной экономики……………………....26
Глава 3. Проблемы экологии в России…………………………………..….…...27
3.1 Роль предпринимательской деятельности
в улучшении экологической обстановки………………………………..……….31
3.2 Финансирование природоохранных мероприятий в Р. Ф………………..…34
3.2.1 Бюджетное финансирование……………………………………………..…35
3.2.2 Внебюджетные фонды………………………………………………..…..…36
3.2.3 Собственные средства предприятий…………………………………...…..38
Глава 4. Экологические проблемы и основные мероприятия
по улучшению качества окружающей среды в Нижегородской области…..... 40
4.1 Лесные ресурсы, мероприятия по защите лесов, лесовосстановление…... 40
4.2 Санитарное состояние атмосферного воздуха по Нижегородской области..41
4.3Санитарное состояние источников питьевого водоснабжения……….....… 42
4.4 Способы решения экологических проблем в Нижегородской области…....44
Заключение………………………………………………………………………....46
Список использованной литературы………………………………………….....48
Приложение
Нижегородский Институт Менеджмента и Бизнеса
Курсовая
работа
Предмет: Макроэкономика
Тема: Экономика
и экология: механизм
взаимодействия
Бор
2009
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Глобальные проблемы развития мировой экономики…………………6
1.1 Кризис взаимоотношений общества и природы……………………………..10
1.2 Масштабы угрозы и пути решения экологических проблем……………….11
Глава 2. Экономика:
техносфера и потребление природных ресурсов………..18
2.1 Техногенез
и экономика…………………………………………………
2.2 конец 20 - начало 21 вв.: экономический рост……………………………...20
2.2.1 Земля. Земельные ресурсы………………………………………………….23
2.2.2 Влияние природных ресурсов на экономику…………………………..….23
2.2.3 Рента…………………………………………………………………
2.2.4 Экологические проблемы современной экономики……………………....26
Глава 3. Проблемы экологии в России…………………………………..….…...27
3.1 Роль предпринимательской деятельности
в улучшении
экологической обстановки………………
3.2 Финансирование природоохранных мероприятий в Р. Ф………………..…34
3.2.1 Бюджетное финансирование…………………………………………
3.2.2 Внебюджетные
фонды………………………………………………..…..…
3.2.3 Собственные
средства предприятий…………………………………...…..
Глава 4. Экологические проблемы и основные мероприятия
по улучшению качества окружающей среды в Нижегородской области…..... 40
4.1 Лесные ресурсы, мероприятия по защите лесов, лесовосстановление…... 40
4.2 Санитарное состояние атмосферного воздуха по Нижегородской области..41
4.3Санитарное состояние источников питьевого водоснабжения……….....… 42
4.4 Способы решения экологических проблем в Нижегородской области…....44
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………....
Приложение
Введение.
На всем протяжении своего существования человек все время стремился созидать, не имея полной картины мира и, решая лишь сиюминутные задачи, будь то добыча пропитания или строительство атомной электростанции. И всякий раз вектор созидания и развития был направлен в сторону окружающей среды, которую человек эксплуатировал в соответствии со своими потребностями.
Но вот на рубеже нового тысячелетия явственно обозначились горизонты человеческой деятельности, проявившиеся в угрозе экологической катастрофы и представляющие опасность для всего человечества. Встал вопрос об изменении взгляда на мир, переосмысления старых и поиска новых путей развития. Это относится и к проблеме взаимодействия человека и природы, а в глобальном масштабе - экономики и экологии. Широким фронтом сейчас ведутся исследования по установлению пределов допустимых нагрузок на природную среду и разработке комплексных путей преодоления возникающих объективных лимитов в природопользовании. Это также относится не к экологии, а к эконологии – научной дисциплине, исследующей “эконэкол”. Эконэкол (экономика + экология) – обозначение совокупности явлений, включающих общество как социально-экономическое целое (но, прежде всего экономику и технологию) и природные ресурсы, находящиеся во взаимоотношениях положительной обратной связи при нерациональном природопользовании. В качестве примера можно привести быстрое развитие экономики в регионе при наличии больших ресурсов среды и хороших общих экологических условий, и наоборот, технологически быстрое развитие экономики без учета экологических ограничений приводит затем к вынужденному застою в экономике.
Многие отрасли экологии имеют ярко выраженную практическую направленность и имеют большое значение для развития различных отраслей народного хозяйства. В связи с этим появились новые научно-практические дисциплины на стыке экологии и сферы практической деятельности человека: прикладная экология, призванная оптимизировать взаимоотношения человека с биосферой, инженерная экология, изучающая взаимодействие общества с природной средой в процессе общественного производства, и др.
В настоящее время многие инженерные дисциплины стараются замкнуться в рамках своего производства и видят свою задачу только в разработке замкнутых, безотходных и других "экологически чистых" технологий, позволяющих уменьшить свое вредное воздействие на природную среду. Но задачу о рациональном взаимодействии производства с природой подобным путем полностью не решить, так как в этом случае один из компонентов системы — природа — исключается из рассмотрения. Изучение процесса общественного производства с окружающей средой требует применения, как инженерных методов, так и экологических, что привело к развитию нового научного направления на стыке технических, естественных и социальных наук, называемого инженерной экологией. Первоначально термин "экология" означал дисциплину, которая изучает эволюцию фиксированных экосистем. Даже теперь в курсах общей экологии основное место занимают проблемы главным образом биологического плана. И это же неверно, потому что крайне суживает содержание предмета. Тогда как сама жизнь существенно расширяет круг проблем, решаемых экологией.
Экология- наука, устремленная в будущее. И она строится на принципе, что ценности будущего не менее важны, чем ценности настоящего. Это наука о том, как передать Природу, наш общий дом нашим детям и внукам, чтобы им в нем было жить лучше и удобнее, чем нам. Чтобы в нем сохранилось все необходимое для жизни людей. Наш дом един – все в нем взаимосвязано, и надо уметь объединить знания, накопленные в разных дисциплинах, в единую целостную конструкцию, которая и есть наука о том, как человек должен жить на Земле, и которую естественно называть экологией человека или просто экологией.
Во
всех цивилизациях и у всех народов
издавна существует представление
о необходимости бережного отношения
к Природе. У одних в большей степени, у
других - в меньшей. Но то, что земля, реки,
лес и обитающее в нем зверье – это непреходящая
ценность, может быть, главная ценность,
которой обладает Природа, человек, понял
давно. Долгое время основные практические
задачи экологи и бережливости, которая
начала к тому же угасать под давлением
развивающейся промышленности, уже оказалось
недостаточно. Деградация Природы стала
превращаться в угрозу самой жизни общества.
Это привело к появлению специальных природоохранных
законов. Перед человечеством во весь
рост поднимается проблема его выживания
на Земле. Под вопросом будущность нашего
биологического вида. Человечеству может
грозить судьба динозавров. С той лишь
разницей, что исчезновение бывших властителей
Земли было вызвано внешними причинами,
а мы можем погибнуть от неумения разумно
использовать свое могущество. Именно
эта проблема и есть центральная проблема
современной науки (хотя, может быть, это
и не всеми пока еще осознано). Решение
проблем такого масштаба доступно только
человечеству в целом. А это потребует
изменения всей организации планетарного
сообщества, иными словами, новой цивилизации,
перестройки самого главного - тех систем
ценностей, которые утверждались веками.
Глава 1. Глобальные проблемы развития мировой экономики.
В условиях интернационализации производства экономический и социальный прогресс всё в большей мере зависит от решения глобальных проблем. В XXI в. эти проблемы приобрели жизненное значение для судеб цивилизации. К глобальным проблемам следует отнести: предотвращение мировой ядерной войны, охрану окружающей среды, предотвращение отсталости развивающихся стран, энергетическую проблему, сырьевую проблему, продовольственную проблему, мирное освоение космоса, освоение богатств Мирового океана, ликвидацию опасных болезней.
Глобальные проблемы
Глобальные проблемы очень
Классификация глобальных проблем, их проявление и возможные пути решения приведены в таблице №1 приложения.
Ключом к решению глобальных проблем выступает разоружение. Разоружение высвобождает огромные средства для решения глобальных проблем, в том числе для помощи развивающимся странам.
Глобальные мировые проблемы отличаются общепланетарным характером, связаны с жизненными интересами народов всех стран, независимо от их социального строя, уровня экономического развития, географического положения, и могут быть решены путем взаимодействия всех государств.
По своему происхождению, характеру и способам решения глобальные проблемы делятся на три группы:
Центром и связующим звеном всего комплекса общемировых проблем является человек и его будущее. Глобальные мировые проблемы жизненно важны для человечества. Их нерешенность порождает угрозу для будущего всех людей. Например, научно – техническая революция привела к невиданному развитию средств разрушения и военного дела. Человек оказался способным уничтожить всё живое на нашей планете. Накопленных арсеналов, как считают ученые, достаточно для того, чтобы уничтожить 58 млрд. человек или в 11,5 раз больше, чем живет людей на Земле. Приведем еще пример. Опасность для жизни людей представляет химизация производства. С продуктами питания, медикаментами, загрязненным воздухом различные вещества, вредные для человека, проникают в его организм. Это пагубно сказывается на здоровье людей, отрицательным образом влияет на физическую полноценность будущего поколения. Каждый год от 1 тыс. до 2 тыс. новых химических веществ с непознанным эффектом воздействия на организм человека и окружающую среду поступает к потребителям. Всего же сегодня используется 80 тысяч химических веществ. Сложный комплекс проблем возникает на стыке взаимоотношений общества, человека и природы. Одной из таких проблем является ликвидация нищеты, голода, болезней, безработицы и неграмотности, которые охватывают огромные зоны современного мира. В настоящее время на Земле больше голодающих, чем когда-либо в истории человечества. Увеличивается число людей живущих в трущобах.
Растет несоответствие между ресурсами и численностью населения планеты. Человечество сейчас насчитывает более 5 млрд. человек. В следующем столетии оно достигнет 8 – 14 млрд. человек. Необходимо увеличение финансовых ресурсов на развитие жилищного строительства, медицинского обслуживания, обеспечения продовольствием и энергией. Пока же темп роста населения обгоняет темпы увеличения ресурсов.
Информация о работе Экономика и экология: механизм взаимодействия