Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 21:24, реферат
Вообще, демография – это наука о закономерностях воспроизводства населения в общественно-исторической и социальной обусловленности этого процесса. На протяжении всей истории существования России, власти скрывали от собственного народа демографическую правду. До “хрущевской оттепели” демографическая статистика под грифом “Совершенно секретно” и только с конца пятидесятых годов начала просчитываться в документы с пометкой “Для служебного пользования”. С той поры и вплоть до восемьдесят пятого года сведения о численности населения, о количестве родившихся и умерших приводились лишь в специальных изданиях, однако данные о продолжительности жизни, младенческой смертности и числе абортов не публиковались никогда и нигде. И понятно почему: именно продолжительность жизни и уровень смертности населения, детская рождаемость и младенческая смертность, а так же число абортов в расчете на 100 женщин, как ничто иное, отражают суть – состояние государства.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
1. ДЕМОГРАФИЯ – ГЛАВНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ РОССИИ…..5
2. ПУТИ ВЫХОДА ИЗ «ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ЯМЫ»……………………..8
3. МИГРАЦИИ…………………………………………………………………...11
4. ЭМИГРАЦИИ…………………………………………………………………13
5. НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ………………………………………………………………………….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..21
Так, за счет миграции из сельской местности в городскую местность с 1970 по 1983гг. численность сельского населения сократилась со 105,7 до 96, млн. чел, или на 8,9%, а доля сельского населения в общей численность населения страны уменьшилась с 44% до 35%. Эта тенденция активно продолжается и в наши дни.
Общий объем перемещений населения на новое место жительства достаточно велик.
Влияние миграции на развитие населения часто неоднозначно. Рост подвижности населения является важным фактором развития общества, способствует повышению культурного и общественного уровня людей. Без миграции невозможно было бы в прошлом развитие экономики страны, освоение природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока и т.д.
Однако чрезмерная миграция из села приводит к созданию возрастно-половых диспропорций, к нехватке молодежи, что затрудняет развитие сельского хозяйства быстрейшее освоение новой техники.
Большой отток молодежи ведет к снижению рождаемости в селах и постарению населения. С другой стороны, прибытие больших масс молодежи из сел в крупные города создает дополнительную нагрузку на бытовые службы городов, осложняет решение жилищной проблемы.
Перемещение населения в новые районы страны часто связано с решением и других проблем. Важно, чтобы люди не только приехали в районы нового освоения, но и остались там трудиться и жить длительное время. Ведь пока человек накопит опыт работы в новых условиях, проходит не менее полугода. Иначе говоря, существует проблема “приживаемости” новоселов. В противном случае, когда человек, проработав недолго на новом месте, уезжает обратно, общество несет существенные экономические и социальные потери.
Таким образом, современные тенденции миграции достаточно многообразны, и их изучение является важной задачей демографии как науки.
За годы реформ количество российских
граждан уменьшилось на 6 млн., но
общая численность населения
на столько же не сократилась. Россию
пополнило свыше 3 млн. человек из
стран ближнего зарубежья. Миграционный
процесс затушевал картину
Обширность и незаселенность России привлекает внимание многих стран. Постоянно указывается на нерадивость и бесхозяйственность российских пространств.
На всем российском Дальнем Востоке в 1989 году проживало 8 млн. человек. В результате оттока жителей в последующие годы его численность составила на 1 января 1997 года 6,4 млн. жителей. Плотность населения на Дальнем Востоке всего 1,2 человека на 1 кв. км. В одной северо-восточной провинции Китая Хэйлунцзян с центром в двухмиллионном Харбине проживает 33 млн. человек. В расположенной южнее (на широте Владивостока) провинции Гирин плотность населения составляет 300 человек на кв. км. Быстрорастущее население трех провинций Северо-восточного Китая приближается к 100 млн. человек. Плотность населения здесь 127 человек на 1 кв. км, почти в 30 раз выше, чем в среднем в четырех расположенных вдоль границы субъектах Российской Федерации - Еврейской автономной области, Амурской области, Приморском и Хабаровском краях.
Летом 1992 года российская граница была открыта для китайской рабочей силы. В частности, стали осваиваться пустующие сельскохозяйственные земли, создаваться сельскохозяйственные колонии, некоторые устраивались на малооплачиваемые, тяжелые работы. С начала 1994 года правительство России в одностороннем порядке прекратило политику «открытой границы» и ввело визовый режим для въезда китайских граждан. Но их проникновение на нашу территорию продолжается. Вдоль границы России появились новые китайские города, ориентированные на хозяйственное освоение Приморья, Забайкалья, Амурской области. Слабо защищенная граница России с Китаем все менее способна сдерживать демографический напор южного соседа.
В бывших советских республиках оказались отрезанными от России 25 млн. 300тыс. русских и свыше 11млн. граждан других национальностей, считавших русский язык родным. От 65 до 75 млн. жителей постсоветского пространства были застигнуты политическими коллизиями за пределами своих национальных образований, а еще около 50 млн. человек оказались объединенными в этнически смешанных семьях. Вспышки войн в Таджикистане, Абхазии и Чечне уже вынудили сотни тысяч людей покинуть места постоянного жительства. Первые 10 млн. человек уехали и бедствуют. Каждый год к ним добавляется еще миллион. Едут подальше от «горячих точек» в Ростовскую область, Краснодарский и Ставропольский края, в Подмосковье.
Далеко не всем удается получить статус беженца или вынужденного переселенца. К 1995 году в России их было зарегистрировано 670 тыс. человек, из которых 580 тыс. (86%) прибыли из ближнего зарубежья.
Лавинообразно растет численность населения государств у южных границ России – Средней Азии и Азербайджана (удвоение которого происходит каждые 23-25 лет). В 1995 году годовой естественный прирост населения составлял в Туркмении – 2,14%, В Таджикистане – 2,28%, в Узбекистане – 2,34%, только с 1990 по 1995 год население последнего возросло с 20 млн. 515 тыс. до 22 млн. 785 тыс. человек.
5. НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ
Этот пункт хочется начать со слов бывшего президента РФ Путина В.В. в послании к ФСРФ.
«…А теперь о главном. … О семье. И о самой острой проблеме современной России - о демографии. Проблемы экономического и социального развития страны тесно связаны с простым вопросом: для кого мы все это делаем? … Мы неоднократно поднимали эту тему, но по большому счету мало что сделали. Для решения этой проблемы необходимо следующее. Первое - снижение смертности. Второе - эффективная миграционная политика. И третье - повышение рождаемости. … Но никакая миграция не решит наших демографических проблем, если мы не создадим надлежащие условия и стимулы для роста рождаемости здесь, у нас, в нашей собственной стране. Не примем эффективных программ поддержки материнства, детства, поддержки семьи… Этот механизм должен быть запущен с 1 января 2007. »
Цель Национальной программы - обеспечение стабилизации численности населения Российской Федерации к 2015 гг. на уровне не ниже 140-142 млн. чел. с обеспечением в дальнейшем предпосылок для роста численности населения.
Приоритетные
задачи Национальной программы: создание
условий для повышения
Расчетный период реализации Национальной программы - 2006-2015 гг. I этап - 2006-2010 гг. (формирование соответствующей организационной и правовой базы, осуществление предполагаемых мер Национальной программы в полном объеме); II этап - 2011-2015 гг. (осуществление предполагаемых мер с учетом результатов реализации I этапа).
Принципы реализации
государственной
Государственная политика в соответствии с настоящей Национальной программой реализуется на основе следующих принципов:
Принципы реализации
Поэтапность реализации настоящей Национальной программы, предусматривающая разработку плана соответствующих мероприятий для I-го этапа (2006—2010 гг.).
Снижение на II-ом этапе (2011—2015 гг.) доли участия федерального бюджета в структуре финансирования Национальной программы до 50 %, с увеличением доли расходов из бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также внебюджетных фондов (при основной нагрузке (до 90%) финансового обеспечения Национальной программы на федеральный бюджет Российской Федерации на I этапе).
Территориальная дифференциация
реализации государственной
Постоянная обратная связь, ежеквартальное, начиная с 2008 г., корректирование управляющих воздействий в рамках Национальной программы на основе информации, полученной в результате оперативного мониторинга эффективности реализации Национальной программы.
Объединение и координация усилий государственных органов, а также органов местного самоуправления и общественности, направленных на реализацию настоящей Национальной программы.
Условия, без которых невозможно в полной мере достижение поставленных целей, но которые выходят за рамки настоящей Национальной программы.
Настоящая Национальная программа не дублирует и не подменяет действующие Национальные проекты и федеральные целевые программы в области здравоохранения, образования и обеспечения доступности жилья, текущую деятельность государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, образования и социальной защиты, а лишь усиливает отдельные направления в контексте достижения поставленной цели.
Поэтому условиями, без которых невозможно в полной мере достижение поставленных целей, но которые выходят за рамки настоящей Национальной программы, являются:
Закладываемые в Национальную программу общие ожидаемые результаты.
Закладываемыми в Национальную программу общими ожидаемыми результатами являются:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Принятые к
реализации с 2006 года Национальные проекты
в сфере здравоохранения, строительства
доступного жилья, улучшения качества
жизни, будут способствовать созданию
условий для смягчения