Экономика и демографические проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 21:24, реферат

Краткое описание

Вообще, демография – это наука о закономерностях воспроизводства населения в общественно-исторической и социальной обусловленности этого процесса. На протяжении всей истории существования России, власти скрывали от собственного народа демографическую правду. До “хрущевской оттепели” демографическая статистика под грифом “Совершенно секретно” и только с конца пятидесятых годов начала просчитываться в документы с пометкой “Для служебного пользования”. С той поры и вплоть до восемьдесят пятого года сведения о численности населения, о количестве родившихся и умерших приводились лишь в специальных изданиях, однако данные о продолжительности жизни, младенческой смертности и числе абортов не публиковались никогда и нигде. И понятно почему: именно продолжительность жизни и уровень смертности населения, детская рождаемость и младенческая смертность, а так же число абортов в расчете на 100 женщин, как ничто иное, отражают суть – состояние государства.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
1. ДЕМОГРАФИЯ – ГЛАВНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ РОССИИ…..5
2. ПУТИ ВЫХОДА ИЗ «ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ЯМЫ»……………………..8
3. МИГРАЦИИ…………………………………………………………………...11
4. ЭМИГРАЦИИ…………………………………………………………………13
5. НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ………………………………………………………………………….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..21

Файлы: 1 файл

Реферат по экономике.doc

— 376.50 Кб (Скачать)

Так, за счет миграции из сельской местности в городскую местность с 1970 по 1983гг. численность сельского населения сократилась со 105,7 до 96, млн. чел, или на 8,9%, а доля сельского населения в общей численность населения страны уменьшилась с 44% до 35%. Эта тенденция активно продолжается и в наши дни.

Общий объем перемещений населения  на новое место жительства достаточно велик.

Влияние миграции на развитие населения  часто неоднозначно. Рост подвижности  населения является важным фактором развития общества, способствует повышению  культурного и общественного уровня людей. Без миграции невозможно было бы в прошлом развитие экономики страны, освоение природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока и т.д.

Однако чрезмерная миграция из села приводит к созданию возрастно-половых  диспропорций, к нехватке молодежи, что затрудняет развитие сельского хозяйства быстрейшее освоение новой техники.

Большой отток молодежи ведет к  снижению рождаемости в селах  и постарению населения. С другой стороны, прибытие больших масс молодежи из сел в крупные города создает дополнительную нагрузку на бытовые службы городов, осложняет решение жилищной проблемы.

Перемещение населения в новые  районы страны часто связано с  решением и других проблем. Важно, чтобы  люди не только приехали в районы нового освоения, но и остались там трудиться и жить длительное время. Ведь пока человек накопит опыт работы в новых условиях, проходит не менее полугода. Иначе говоря, существует проблема “приживаемости” новоселов. В противном случае, когда человек, проработав недолго на новом месте, уезжает обратно, общество несет существенные экономические и социальные потери.

Таким образом, современные тенденции  миграции достаточно многообразны, и  их изучение является важной задачей  демографии как науки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ЭМИГРАЦИИ

 

 

За годы реформ количество российских граждан уменьшилось на 6 млн., но общая численность населения  на столько же не сократилась. Россию пополнило свыше 3 млн. человек из стран ближнего зарубежья. Миграционный процесс затушевал картину естественной убыли населения России. В 1997 году население России составило 147 млн. человек, в 2000 году – 145 млн. По этому показателю она занимает шестое место в мире после Китая(1млрд. 209 млн. человек), Индии(919 млн. человек), США(216 млн. человек), Индонезии(195млн. человек), Бразилии(159 млн. человек), но уже к 2050 году Россию по численности превзойдут Пакистан, Нигерия, Бангладеш, Эфиопия, Заир, Иран, Мексика, Вьетнам, Филиппины.

Обширность и незаселенность России привлекает внимание многих стран. Постоянно  указывается на нерадивость и бесхозяйственность российских пространств.

На всем российском Дальнем Востоке  в 1989 году проживало 8 млн. человек. В  результате оттока жителей в последующие  годы его численность составила  на 1 января 1997 года 6,4 млн. жителей. Плотность населения на Дальнем Востоке всего 1,2 человека на 1 кв. км. В одной  северо-восточной провинции Китая Хэйлунцзян с центром в двухмиллионном Харбине проживает 33 млн. человек. В расположенной южнее (на широте Владивостока) провинции Гирин плотность населения составляет 300 человек на кв. км. Быстрорастущее население трех провинций Северо-восточного Китая приближается к 100 млн. человек. Плотность населения здесь 127 человек на 1 кв. км, почти в 30 раз выше, чем в среднем  в четырех расположенных вдоль границы субъектах Российской Федерации -  Еврейской автономной области, Амурской области, Приморском и Хабаровском краях.

Летом 1992 года российская граница  была открыта для китайской рабочей  силы. В частности, стали осваиваться  пустующие сельскохозяйственные земли, создаваться сельскохозяйственные колонии, некоторые устраивались на малооплачиваемые, тяжелые работы. С начала 1994 года правительство России в одностороннем порядке прекратило политику «открытой границы» и ввело визовый режим для въезда китайских граждан. Но их проникновение на нашу территорию продолжается. Вдоль границы России появились новые китайские города, ориентированные на хозяйственное освоение Приморья, Забайкалья, Амурской области. Слабо защищенная граница России с Китаем все менее способна сдерживать демографический напор южного соседа.

В бывших советских республиках  оказались отрезанными от России 25 млн. 300тыс. русских и свыше 11млн. граждан других национальностей, считавших  русский язык родным. От 65 до 75 млн. жителей  постсоветского пространства были застигнуты политическими коллизиями за пределами своих национальных образований, а еще около 50 млн. человек оказались объединенными в этнически смешанных семьях. Вспышки войн в Таджикистане, Абхазии и Чечне уже вынудили сотни тысяч людей покинуть места постоянного жительства. Первые 10 млн. человек уехали и бедствуют. Каждый год к ним добавляется еще миллион. Едут подальше от «горячих точек» в Ростовскую область, Краснодарский и Ставропольский края, в Подмосковье.

Далеко не всем удается получить статус беженца или вынужденного переселенца. К 1995 году в России их было зарегистрировано 670 тыс. человек, из которых 580 тыс. (86%) прибыли из ближнего зарубежья.

Лавинообразно растет численность  населения государств у южных  границ России – Средней Азии и Азербайджана (удвоение которого происходит каждые 23-25 лет). В 1995 году годовой естественный прирост населения составлял в Туркмении – 2,14%, В Таджикистане – 2,28%, в Узбекистане – 2,34%, только с 1990 по 1995 год население последнего возросло с 20 млн. 515 тыс. до 22 млн. 785 тыс. человек.

 

5. НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

 

Этот пункт  хочется начать со слов бывшего президента РФ Путина В.В. в послании к ФСРФ.

«…А теперь о главном. … О семье. И о самой острой проблеме современной России - о демографии. Проблемы экономического и социального развития страны тесно связаны с простым вопросом: для кого мы все это делаем? … Мы неоднократно поднимали эту тему, но по большому счету мало что сделали. Для решения этой проблемы необходимо следующее. Первое - снижение смертности. Второе - эффективная миграционная политика. И третье - повышение рождаемости. … Но никакая миграция не решит наших демографических проблем, если мы не создадим надлежащие условия и стимулы для роста рождаемости здесь, у нас, в нашей собственной стране. Не примем эффективных программ поддержки материнства, детства, поддержки семьи… Этот механизм должен быть запущен с 1 января 2007. »

Цель Национальной программы - обеспечение стабилизации численности населения Российской Федерации к 2015 гг. на уровне не ниже 140-142 млн. чел. с обеспечением в дальнейшем предпосылок для роста численности населения.

Приоритетные  задачи Национальной программы: создание условий для повышения рождаемости, обеспечения поддержки семей с детьми; улучшение здоровья населения и снижение смертности; привлечение русских и русскоязычных жителей республик бывшего СССР к иммиграции в Российскую Федерацию; улучшение баланса расселения населения Российской Федерации по регионам; ограничение незаконной иммиграции, особенно в тех регионах Российской Федерации, где она может создать угрозу социальной стабильности, суверенитету, территориальной целостности и национальной безопасности страны; формирование системы обеспечения государственной демографической и семейной политики.

Расчетный период реализации Национальной программы - 2006-2015 гг. I этап - 2006-2010 гг. (формирование соответствующей  организационной и правовой базы, осуществление предполагаемых мер  Национальной программы в полном объеме); II этап - 2011-2015 гг. (осуществление предполагаемых мер с учетом результатов реализации I этапа).

Принципы реализации государственной демографической  и семейной политики в соответствии с Национальной программой.

Государственная политика в соответствии с настоящей Национальной программой реализуется на основе следующих принципов:

  • обеспечение суверенитета Российской Федерации в самостоятельном определении путей демографического развития страны;
  • приоритет мер, направленных на постоянное население Российской Федерации, перед мерами по использованию внешней миграции в решении демографических проблем;
  • дифференцированность в подходах и реализации демографической и семейной политики, акцент на создание стимулов к рождению в семье второго и последующих детей в системе мер по стимулированию рождаемости;
  • приоритет привлечения русских и русскоязычных жителей республик бывшего СССР — представителей народов, исторически проживающих на территории Российской Федерации, к иммиграции в Российскую Федерацию в комплексе мер иммиграционной политики Российской Федерации;
  • обеспечение баланса прав иммигрантов, законно прибывающих в Российскую Федерацию и обустраивающихся на ее территории, с правами и законными интересами граждан Российской Федерации, при учете геополитических, демографических и социально-экономических интересов Российской Федерации в части расселения и трудоустройства легальных мигрантов, обустройства и использования социальной инфраструктуры;
  • дифференцированный подход к приему различных категорий мигрантов в соответствии со стратегией и ориентирами социально-экономической и демографической политики Российской Федерации, с целью обеспечения необходимых государству миграционных потоков.

Принципы реализации

Поэтапность реализации настоящей Национальной программы, предусматривающая разработку плана соответствующих мероприятий для I-го этапа (2006—2010 гг.).

Снижение на II-ом этапе (2011—2015 гг.) доли участия федерального бюджета в структуре финансирования Национальной программы до 50 %, с увеличением доли расходов из бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также внебюджетных фондов (при основной нагрузке (до 90%) финансового обеспечения Национальной программы на федеральный бюджет Российской Федерации на I этапе).

Территориальная дифференциация реализации государственной демографической  и семейной политики с целью охвата указанными мерами, в первую очередь, субъектов Российской Федерации с наиболее неблагоприятной демографической ситуацией.

Постоянная обратная связь, ежеквартальное, начиная с 2008 г., корректирование управляющих воздействий в рамках Национальной программы на основе информации, полученной в результате оперативного мониторинга эффективности реализации Национальной программы.

Объединение и координация усилий государственных органов, а также органов местного самоуправления и общественности, направленных на реализацию настоящей Национальной программы.

Условия, без  которых невозможно в полной мере достижение поставленных целей, но которые выходят за рамки настоящей Национальной программы.

Настоящая Национальная программа не дублирует и не подменяет действующие Национальные проекты и федеральные целевые программы в области здравоохранения, образования и обеспечения доступности жилья, текущую деятельность государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, образования и социальной защиты, а лишь усиливает отдельные направления в контексте достижения поставленной цели.

Поэтому условиями, без  которых невозможно в полной мере достижение поставленных целей, но которые выходят за рамки настоящей Национальной программы, являются:

  • общее повышение доходов и благосостояния населения, включая повышение доходов низкооплачиваемых профессиональных групп, реализация мер по борьбе с бедностью;
  • совершенствование системы здравоохранения, усиление ее профилактической направленности, реализация мер, направленных на профилактику социально обусловленных заболеваний;
  • совершенствование системы образования;
  • улучшение экологической обстановки, снижение рисков воздействия неблагоприятных факторов среды обитания на человека.

Закладываемые в Национальную программу общие ожидаемые результаты.

Закладываемыми в Национальную программу общими ожидаемыми результатами являются:

  • прекращение убыли, стабилизация к 2015 г. численности населения Российской Федерации на уровне не ниже 140—142 млн. человек, создание условий для ее устойчивого роста с 2030 г.;
  • увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения за счет сохранения и улучшения здоровья и качества жизни населения, снижение преждевременной, особенно — предотвратимой смертности, в первую очередь — в младенческих возрастах, среди подростков и лиц трудоспособного возраста; увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни путем сокращения заболеваемости, травматизма и инвалидности, сокращения уровня потребления алкоголя, наркотиков, табакокурения;
  • укрепление социального института семьи, возрождение и сохранение отечественных духовно-нравственных традиций семейных отношений, семейного воспитания, формирование ориентации населения на расширенное демографическое воспроизводство, улучшение демографических показателей постоянного населения;
  • создание предпосылок для повышения уровня рождаемости посредством улучшения репродуктивного здоровья населения и путем постепенного перехода от преимущественно малодетного к среднедетному типу репродуктивного поведения семей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Принятые к  реализации с 2006 года Национальные проекты  в сфере здравоохранения, строительства  доступного жилья, улучшения качества жизни, будут способствовать созданию условий для смягчения демографического кризиса, однако заложенные в них  мероприятия являются недостаточно адекватными остроте проблемы.  Катастрофическая ситуация еще может быть изменена при условии принятия и осуществления государством комплекса экстренных антикризисных мер в области демографической и семейной политики, направленных на достижение стабилизации численности населения к 2015 гг. и создание условий для его последующего роста.   Неотложное принятие и реализация предлагаемого комплекса мер позволят сократить масштабы ежегодной естественной убыли населения к 2012-2015 гг. до 270-275 тысяч человек (вместо 800 тысяч человек в 2005 г.). Меры по стимулированию и оптимизации миграции смогут увеличить уровень компенсации этой убыли и создать предпосылки для стабилизации численности населения России.   Дальнейшее развитие России как жизнеспособного общества и государства невозможно без выработки и реализации стратегического и государственного плана преодоления демографического кризиса на основе комплексного решения вопросов семьи и рождаемости, здоровья и продолжительности жизни, миграции и расселения.

Информация о работе Экономика и демографические проблемы