Ø государственную,
Ø общенародную
собственность.
Коллективная
собственность.
Коллективная собственность
формируется путем ее распределения
среди членов
коллектива, занятых
на определенном предприятии. Как правило,
она
функционирует в
акционерной форме капитала, однако
акции могут распределяться
исключительно среди
работников данного предприятия. Это
неделимая общая
собственность трудового
коллектива, начиная от руководства
предприятия и
кончая неквалифицированными
рабочими. Если работник увольняется
с
предприятия, уходит
на пенсию или умирает, его пай
или акции остаются в
распоряжении предприятия,
будут проданы (или переданы) вновь
поступившим на
работу или распределены
между уже работающими членами коллектива.
При этом
работник, покинувший
предприятие, ушедший на пенсию, или
родственники
умершего получат
только возмещение стоимости акций в денежной
форме.
Следовательно, коллективная
собственность будет продолжать
функционировать,
даже если весь
персонал предприятия полностью
обновиться.
Данная форма
собственности получает все большее
распространение на Западе.
Например, в США
таких предприятий насчитывается
уже более 10 000. Они
пользуются поддержкой
государства в виде предоставления
им кредитных и
налоговых льгот.
Это один из способов трансформировать
работника в
собственника, когда
отношения собственности и на
рабочую силу, и на средства
производства становятся
персонифицированными в одном и
том же лице.
Государственная
собственность.
Государственная
собственность выступает в качестве
собственности всех членов
общества. Однако
реализация отношений присвоения через
отношения владения
осуществляется
государственным аппаратом, который
призван олицетворять собой
социально-экономические
интересы всех слоев населения, профессиональных
и
социальных групп
общества.
Реализуя отношения
государственной собственности, правительство
прежде всего
должно проводить
такую экономическую политику, используя
средства от этой
реализации, которая
бы привела к сбалансированности
интересов различных слоев
населения общества,
к смягчению социальных противоречий
и конфликтов.
Другая проблема
заключается в том, чтобы не допустить
узурпирования прав
собственности общества
со стороны государственной бюрократии
и использования
этой собственности
в интересах своего обращения, или
в таких формах, которые
наносят экономический,
социальный и экологический ущерб
обществу.
Общенародная
собственность.
Что касается общенародной
собственности в свое время закрепленной
Конституцией СССР, то она имеет
чисто правовую трактовку, тогда
как с точки зрения экономических
отношений собственности она
не могла и не может быть
реализована в
обозримой перспективе: налицо расхождение,
несоответствие
юридической формы
и экономического содержания. Фактически
форма оказалась без
содержания.
Общенародная собственность
предполагает принадлежность всего
общественного
достояния прямо,
непосредственно и одновременно
всем и каждому в отдельности.
При этом отношении
распоряжения реализовывало бы отношения
владения
общенародной собственностью
реализовывал бы каждый член общества.
Историческая тенденция
накопления капитала указывает первоначально
на
отрицание индивидуальной
частной собственности капиталистической
частной
собственностью, затем
– на отрицание капиталистической
частной собственности
и установление индивидуальной
собственности в рамках общественной
собственности. Это
отрицание отрицания. Оно восстанавливает
не частную, а
индивидуальную
собственность на основе достижений
капиталистической эры,
кооперации и
общего владения землей и произведенными
самим трудом средствами
производства, т.е.
в рамках общественной собственности.
Таким образом, можно
сделать вывод, что общенародная
собственность –
принадлежит всему
народу, т.е. всем и каждому одновременно,
что предполагает
полную свободу
перемены труда.
ПРИВАТИЗАЦИЯ.
Преобразования
собственности в России ассоциируются
чаще всего с приватизацией.
Однако приватизация
является только одной из форм. Преобразования
собственности включают
в себя как перераспределение
прав в рамках одной и той
же формы собственности,
так и переход от одних форм собственности
к другим.
В теории приватизации
и обобщении ее практики сохраняется
множество
дискуссионных и
нерешенных проблем . Более того, в условиях
перехода России к
рыночной экономике
появляются новые моменты, имеющие
важное значение для
дальнейшего развертывания
приватизационного процесса.
Следует иметь
в виду, что до сих пор по-разному
трактуется даже само понятие
«приватизация», его
соотношение с категориями «частная
собственность»,
«разгосударствление».
Особенно остры дискуссии о месте
приватизации в
экономической реформе;
об очередности или одновременности
приватизации,
либерализации цен
и структурной перестройки; о
целях приватизации; наконец, о
сочетании экономической
эффективности и социальной справедливости,
платности
и бесплатности в
используемых моделях приватизации.
Самостоятельными
проблемами остаются
критерии выбора способа приватизации,
определение ее
темпов, приоритетов.
Приватизация представляет
особую систему экономических отношений,
возникающих
в связи с изменением
формы собственности на средства
производства: с
«государственной»
на «частную». Она включает взаимосвязь
приоритетов,
отражающую сочетание
интересов органов государственной власти,
трудовых
коллективов предприятий,
населения в целом в процессе
глубинных изменений.
Диалектика приватизации
и разгосударствления заключается
в том, что
приватизация является
разгосударствлением собственности.
В соответствии с
Федеральным законом “О приватизации
государственного
имущества и об
основах приватизации муниципального
имущества в РФ” под
приватизацией понимается
“возмездное отчуждение находящегося
в собственности
РФ, субъектов РФ
или муниципальных образований
имущества (объектов
приватизации) в
собственность физических и юридических
лиц” – оборудования,
зданий, других материальных
активов предприятий, долей государства
и местных
органов в капитале
АО.
В современной
России приватизация приняла широкий
размах, механизм был
определен Законом
о приватизации, принятым в 1991 году. В этом
законе были
заложены основы
приватизации:
1.
определены три формы приватизации:
продажа предприятий с
аукциона, по конкурсу,
путем их акционирования.
2.
созданы две государственные
структуры: комитеты по управлению
государственным
(муниципальным) имуществом и фонда
имущества. В функции
первых входили
подготовка планов приватизации и осуществление
мероприятий,
связанных с подготовкой
предприятий к приватизации. Вторые
осуществляют
продажу предприятий
на аукционах, продажу их акций.
3.
были определены объекты приватизации
и их денежная оценка.
Особое значение
придавалось стоимости имущества.
Было принято решение
оценивать предприятия
по остаточной стоимости основных производственных
фондов.
Анализ организации
приватизационного процесса в российской
экономике
показывает ряд
присущих ей черт, носящих как позитивный,
так и негативный
характер. Основными
негативными чертами являются следующие:
1. Единообразие
способов приватизации для предприятий
различных отраслей,
объединяемых по
величине стоимости основных фондов
и численности трудовых
коллективов. Отраслевые
особенности приватизации были сведены
к порядку
согласования планов
приватизации предприятий с министерствами
(ведомствами) и
ограничению акционирования
первым вариантом с выпуском «золотой
акции».
2. Игнорирование
региональных особенностей приватизации.
Различия в
темпах и способах
приватизации в регионах были обусловлены
скорее действиями
местных властей,
выходящих за рамки своей компетентности.
3. Преимущественно
бесплатный (или за символическую
плату) способ
передачи собственности.
Его организационная форма –
введение системы
приватизационных
чеков на предъявителя.
4. Административное
установление высоких «заданий»
по срокам и объемам
приватизации.
Последствия приватизации
– тема многих научных дискуссий.
И это
неудивительно, ведь
приватизация – чрезвычайно сложный
процесс, затрагивающий
практически все
сферы экономической, политической
и социальной жизни. В целом
множество суждений
можно свести к одному: итоги приватизации
разочаровывают.
Развитие эффективных
рыночных отношений предполагает снижение
доли затрат в структуре общественного
продукта. Опыт развитых стран показывает,
что в этом направлении должны
предприниматься специальные меры
в рамках государственного регулирования.
Тем более это необходимо в
затратной постсоциалистической экономике
Казахстана. Отношения собственности
являются определяющими в любой экономической
системе. Они обуславливают ее структуру,
в том числе управленческую, механизм
функционирования. В постсоциалистическом
Казахстане сложилась парадоксальная
ситуация - частичное превалирование управленческих
отношений над структурой отношений собственности
(что прекратится после проведения широкомасштабной
приватизации). Это порождается мощным
огосударствлением хозяйств в социалистический
период, которое может быть цивилизованно
преодолено только через структуру государственного
управления проведением приватизации
государственной собственности, подготавливаю-
шей базис рыночной экономики. При этом
система управления не может одновременно
трансформироваться сама, так как административное
управление не соответствует целям реформ.
В этом смысле крайне важно построить
систему государственного предпринимательства,
соответствующую реалиям переходного
периода, важной особенностью которого
является постепенный, медленный процесс
развития полноценного частного сектора
и разгосударствления. Во многом он еще
носит компромиссный характер и отличается
невысокой эффективностью, так как в обществе
еще слаба законность и низок правопорядок,
а менталитет населения сформировался
в эпоху социализма. Государственное
предпринимательство включается в управление
со стороны государства (через законодательную
и исполнительную ветви власти) государственным
капиталом, создание различных форм их
предприятий и управление их хозяйственной
и социальной деятельностью. Очень важно
при этом выработать правовые нормы, позволяющие
рационально сочетать административные
и экономические методы регулирования
деятельности государственных предприятий.
Одна из наиболее серьезных проблем переходного
периода - преодоление диспропорций в
структуре экономики, приводящих к гиперинфляции,
стагфляции, быстрому росту затрат и неплатежей,
что ставит под угрозу срыва весь процесс
реформирования. Очевидно, что без специального
противозатратного государственного
регулирования решить ее невозможно. Такое
государственное регулирование охватывает
широкий аспект отношений, так как решение
указанной проблемы может носить только
комплексный системный характер.
Растущее применение косвенных методов
управления предполагает в первую очередь
развитие методов государственного регулирования,
основанного на действии централизованно
устанавливаемых ценовых, финансовых
и кредитных регуляторов, а также использовании
в ряде случаев договорных форм.
В начале переходного периода важную роль
приобретает либерализация цен и государственное
регулирование отдельных видов цен и тарифов.
Отсутствие адекватных методов регулирования
цен, финансовой и кредитно- эмиссионной
сферы во многом обусловило тяжелые последствия
либерализации цен, которые создали почву
для торможения реформ. Нерациональные
попытки реформирования управления ценообразованием,
кредитно- эмиссионной и инвестиционной
деятельностью породили к началу 90-х годов
мощную гиперинфляцию и бартеризацию
экономики.
Не разработанность методов системного
регулирования, несогласованность централизованного
регулирования ценовых, финансово- кредитных
и материальных пропорций в значительной
мере определяют сегодняшние трудности
в хозяйственном развитии, негативное
воздействие мультипликаторов затрат,
снижающих возможности стабилизации и
роста. Большое
значение в предотвращении мультипликативного
нарастания затрат в структуре общественного
продукта имеет создание специфической
системы свойственных переходной экономике.
Во- первых, это закономерности процесса
ее функционирования и развития в целом.
Во- вторых, закономерности преобразования
в отдельных сферах экономики. Последние
находятся под определяющим влиянием
закономерностей процесса в целом.
Следовательно, система государственного
регулирования переходной экономики имеет
специфические черты, которые обусловлены
рядом факторов. Наиболее значимые из
них – изначальное отсутствие частного
сектора; несбалансированное перенапряжение
развития хозяйства (при котором поставленные
цели, как правило, не обеспечены ресурсами);
отсутствие ориентации на перспективу
и на рост эффективности; затратный метод
хозяйствования; иррациональная структура
экономики; расстроенное денежное обращение;
огромный бюджетный дефицит и внешний
долг; гиперинфляция, стагфляция; политическая
нестабильность и управленческая неразбериха.
Развитие эффективных рыночных отношений
предполагает снижение доли затрат в структуре
общественного продукта. Опыт развитых
стран показывает, что в этом направлении
должны предприниматься специальные меры
в рамках государственного регулирования.
Тем более это необходимо в затратной
постсоциалистической экономике Казахстана.
Отношения собственности являются определяющими
в любой экономической системе. Они обуславливают
ее структуру, в том числе управленческую,
механизм функционирования. В постсоциалистическом
Казахстане сложилась парадоксальная
ситуация - частичное превалирование управленческих
отношений над структурой отношений собственности
(что прекратится после проведения широкомасштабной
приватизации). Это порождается мощным
огосударствлением хозяйств в социалистический
период, которое может быть цивилизованно
преодолено только через структуру государственного
управления проведением приватизации
государственной собственности, подготавливающей
базис рыночной экономики. При этом система
управления не может одновременно трансформироваться
сама, так как административное управление
не соответствует целям реформ.
В этом смысле крайне важно построить
систему государственного предпринимательства,
соответствующую реалиям переходного
периода, важной особенностью которого
является постепенный, медленный процесс
развития полноценного частного сектора
и разгосударствления. Во многом он еще
носит компромиссный характер и отличается
невысокой эффективностью, так как в обществе
еще слаба законность и низок правопорядок,
а менталитет населения сформировался
в эпоху социализма.
Государственное предпринимательство
включается в управление со стороны государства
(через законодательную и исполнительную
ветви власти) государственным капиталом,
создание различных форм их предприятий
и управление их хозяйственной и социальной
деятельностью. Очень важно при этом выработать
правовые нормы, позволяющие рационально
сочетать административные и экономические
методы регулирования деятельности государственных
предприятий. Одна
из наиболее серьезных проблем переходного
периода – преодоление диспропорций в
структуре экономики, приводящих к гиперинфляции,
стагфляции, быстрому росту затрат и неплатежей,
что ставит под угрозу срыва весь процесс
реформирования. Очевидно, что без специального
противозатратного государственного
регулирования решить ее невозможно. Такое
государственное регулирование охватывает
широкий аспект отношений, так как решение
указанной проблемы может носить только
комплексный системный характер.
Растущее применение косвенных методов
управления предполагает в первую очередь
развитие методов государственного регулирования,
основанного на действии централизованно
устанавливаемых ценовых, финансовых
и кредитных регуляторов, а также использовании
в ряде случаев договорных форм.
В начале переходного периода важную роль
приобретает либерализация цен и государственное
регулирование отдельных видов цен и тарифов.
Отсутствие адекватных методов регулирования
цен, финансовой и кредитно- эмиссионной
сферы во многом обусловило тяжелые последствия
либерализации цен, которые создали почву
для торможения реформ. Нерациональные
попытки реформирования управления ценообразованием,
кредитно- эмиссионной и инвестиционной
деятельностью породили к началу 90-х годов
мощную гиперинфляцию и бартеризацию
экономики.
Неразработанность методов системного
регулирования, несогласованность централизованного
регулирования ценовых, финансово- кредитных
и материальных пропорций в значительной
мере определяют сегодняшние трудности
в хозяйственном развитии, негативное
воздействие мультипликаторов затрат,
снижающих возможности стабилизации и
роста.
Большое значение в предотвращении мультипликативного
нарастания затрат в структуре общественного
продукта имеет создание специфической
системы государственного регулирования
цен и тарифов на продукцию отраслей ТЭК,
административных, технологических и
естественных монопо- лий, инфраструктуроемких
отраслей, на ограниченный круг жизненно
важных потребительских товаров, отдельные
продукты питания и затратоемкие виды
сельскохозяйственной продукции, а также
продукцию стратегического и оборонного
значения. Естественно, что по мере стабилизации
рыночной экономики специфическая система
регулирования цен будет постепенно сворачиваться,
уступая место ограниченной нежесткой
системе, характерной для развитых стран.
В новой системе государственного регулирования
экономикой все большее значение приобретают
финансовые и кредитные регуляторы, что
наиболее ярко прослеживается в процессе
формирования системы финансирования
и кредитования государственных контрактов.
Становится очевидной необходимость создания
специальных финансовых и кредитных институтов
и механизмов, позволяющих в условиях
несбалансированной экономики сдерживать
инфляционные процессы, обеспечивая при
этом финансирование и кредитование закупок,
требующихся для удовлетворения важнейших
государственных потребностей.
Это предполагает постепенную организацию
банковской системы, формирование специальных
финансовых банков для широкомасштабного
проведения операций на открытом рынке.
В условиях объективно высокого уровня
инфляции целесообразно также создание
механизмов индексации расходов по государственным
контрактам, позволяющих трансформировать
инфляционный процесс в целях обеспечения
важнейших государственных интересов.