Экономический словарь ВПО

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:58, лекция

Краткое описание

экономический словарь ВПО, основные термины экономики

Файлы: 1 файл

Экономический словарь ВПО.docx

— 57.79 Кб (Скачать)

Экономический словарь

 

Экономика – это общественная наука, которая изучает поведение людей и групп людей в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ.

 

“Фундаментальные  экономические вопросы”: что производить, как производить,

как распределить общий объем  произведенного, как поддерживать общую занятость,

как обеспечить гибкость экономической  системы.

 

Объектом  экономической теории является экономика в целом.

 

Предметом изучения экономической теории являются экономические отношения в обществе.

 

Структура экономической теории:

1.Микроэкономика – часть экономической науки, изучающая поведение экономических агентов в ходе их производственной, распределительной, потребительской и обменной деятельности.

2.Макроэкономика – часть экономической науки, исследующая экономику как целое. (работу экономических агентов и рынков; совокупность экономических явлений).

3.Мировая экономика - часть экономической науки, исследующая совокупность национальных хозяйств, объединенных международными отношениями.

 

Методы  экономической теории-диалектики, метод научной, абстракции, метод анализа и синтеза,  метод индукции и дедукции, системный анализ, графический, статистический,метод сравнительного анализа, метод экономико-математического моделирования, позитивный, нормативный.

 

Функции экономической теории:

1.Познавательная 

2.Методологическая 

3.Образовательная 

4.Практическая 

5.Прогностическая 

 

Благо - все то, что удовлетворяет потребности людей, отвечает их целям и устремлениям.

Все необходимые человеку блага делятся на:

1.Естественные (природные:земля,воздух) - блага, которые могут быть усвоены без каких-либо усилий.

2.Экономические (товар,услуга)-блага, которые нужно произвести.

 

Потребность- это нужда в чем либо.

 

Производитель - это фирма или лицо, изготавливающие продукцию.

 

Производство – это процесс создания материальных благ и услуг. Различают:

Материальное  производство – промышленность, сельское хозяйство, строительство, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание.

Нематериальное  производство – здравоохранение, образование и т.д.(сфера услуг)

 

Ресурсы (Фа́кторы произво́дства) - источники получения необходимых людям благ. Традиционно подразделяются на составляющие:

1.трудовые ресурсы, или  труд;

2.инвестиционные ресурсы,  или капитал; 

2.природные ресурсы, земля; 

3.сырьевые ресурсы; 

4.предпринимательский талант, или предпринимательские способности; 

5.информация; специфической  формой информации является технология;

6.знания, или управленческие  способности. 

 

Инвести́ции —вложения капитала в экономику с целью получения прибыли.

 

Капитал - совокупность созданных прошлым трудом человека благ.

 

Экономический круговорот:

1.производство (процесс создания  полезного продукта),

2.распределение (определение  доли каждого человека в созданном  богатстве),

3.обмен (процесс, во  время которого одни продукты  обмениваются на другие),

4.потребление (использование  созданных благ для удовлетворения  человеческих потребностей)

 

Закон возвышения потребностей - экономический закон, согласно которому потребности людей качественно меняются, возрастают от поколения к поколению.

 

Экономическая система — совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе.

 

Выделяют  следующие типы экономических систем: Традиционная, Административно-командная система (плановая), Современная рыночная экономическая система (современный капитализм), Смешанная экономика

 

Воспроизводство - непрерывное возобновление социально-экономических процессов, в частности производства материальных благ и услуг. Различают:

Простое воспроизводство означает, что объемы используемых факторов производства, в т. ч. капитала и труда, в данном периоде остаются неизменными. При прежней производительности этих факторов размеры производства и величина произведенной продукции также не меняются.

 Расширенное воспроизводство предполагает прирост одного или нескольких факторов производства, осуществляемый, как правило, за счет новых капитальных вложений, что при прочих равных условиях ведет к росту масштабов и эффективности производства.

 

Собственность - отношение между людьми по поводу материальной основы хозяйственной деятельности, т.е. средств производства.

 

Основными типами собственности являются: -частная, -коллективная (групповая) -общественная.

 

 

Формы собственности предприятия:

1.Товарищества (-полное, -на  вере)

2.Общества (ООО, ОДО) 

3.Акционерные общества (ОАО,  ЗАО) 

4.Унитарные предприятия  (-на праве хозяйственного ведения,- на праве оперативного управления)

5.Производственный кооператив (артель)

 

Рыночная  экономика — экономика, основанная на товарно-денежных отношениях, господстве частной собственности и конкуренции производителей и потребителей.

 

Това́р — любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи.

 

Главное свойство товара – это его полезность или ценность.

 

Товарное производство - производство продуктов отдельными, частными, обособленными производителями, каждый из которых специализируется на выработке одного какого-либо продукта, поэтому для удовлетворения общественных потребностей необходима купля-продажа продуктов на рынке, их обмен.

 

Деньги — специфический товар, который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг.

 

Существует  три функции денег:

1. Средство обращения. 

2. Мера стоимости. 

3. Средство сбережения.

 

Рынок - это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств.

 

Конкуренция – это соперничество, экономическая борьба, состязательность между продавцами – производителями за право получения максимальной прибыли и между покупателями при покупке товаров за большую выгоду. Принято разделять конкуренцию на:

-ценовую (конкуренцию на основе цены);

-неценовую (конкуренцию на основе качества потребительной стоимости).

Рыночная Структура (структура Рынка)- некий набор факторов, которые определяют характер взаимодействия фирм.

Основные типы рыночных структур:

1.Совершенная, свободная или чистая конкуренция— экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения.

2. Несовершенная конкуренция-это конкуренция, которая возникает при условиях существования монополистических образований, соревнующихся как между собой, так и с предпринимателями среднего и малого бизнеса. В ней тон задают продавцы и покупатели, которые имеют определенную монопольную власть над продуктом, имеют возможность манипулировать ценами.

3.Монополия— исключительное право на производство, покупку, продажу, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Цель — извлечение сверхвысокой прибыли. Обеспечивается посредством установления монопольно высоких или монопольно низких цен. Подавляет конкурентный потенциал рыночной экономики, ведёт к росту цен и диспропорциям.

4. Монополистическая конкуренция- осуществляется тогда, когда много продавцов конкурируют, чтобы продать дифференцированный продукт на рынке, где возможно появление новых продавцов.

5.Олигополия— тип рынка, при котором в каждой отрасли хозяйства господствует не одна, а несколько фирм.

 

Цена — количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать), а покупатель согласен получить (купить) единицу товара. Различают несколько видов цен:

1.В зависимости от сфер  торговли: Оптовые, Розничные, Закупочные , Цены на услуги.

2.По степени и способам  регулирования:Жестко фиксированные, Твердые цены, Регулируемые цены, Договорные цены, Свободные рыночные цены.

 

Ценообразование процесс выбора окончательной цены.

 

Спрос — отражает то количество товара, которое покупатели готовы купить по данной цене, в данном месте, в данное время.

 

Закон спроса — при прочих равных условиях, повышение цены вызывает понижение величины спроса; понижение цены — повышение величины спроса, то есть отражает обратную зависимость между ценой и количеством товара.

 

Неценовые факторы, влияющие на спрос:

1. Уровень доходов в обществе.

2. Размеры рынка.

3. Мода, сезонность.

4.  Инфляционные ожидания

 

Эластичность  спроса — изменение спроса на данный товар под влиянием экономических и социальных факторов, связанных с изменением цен

 

Предложение — отражает то количество товара, которое производители согласны представить на рынок по данной цене.

 

Закон предложения — при прочих равных условиях, повышение цены приводит к росту величины предложения; снижение цены — к снижению величины предложения.

 

Факторы, влияющие на предложение:

1. Наличие товаров заменителей.

2.Наличие товаров-комплементов (дополняющих).

3. Уровень технологий.

4. Объём и доступность ресурсов.

5. Налоги и дотации.

6. Природные условия

7. Ожидания 

8. Размеры рынка

Эластичность предложения – относительное изменение  предложения в соответствии с относительным изменением рыночной цены.

Рыночное  равновесие – ситуация на рынке, когда спрос и предложение находятся в состоянии равновесия.

 

Равновесная цена – единая цена, по которой продается и покупается равновесное количество товара.

 

Потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

 

Потребительский выбор - оптимальный выбор, обеспечивающий достижение потребителем наибольшей полезности в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода).

 

Предельная  полезность — это полезность, которую человек получает от использования ещё одной дополнительной единицы блага.

 

Закон убывающей предельной полезности утверждает, что при потреблении предельная полезность блага начинает уменьшаться. Отсюда следует необходимость понижения цены для того, чтобы побудить потребителя к увеличению покупок такого продукта.

 

 

 Потребительское равновесие - это ситуация, при которой потребитель не может увеличить совокупную полезность, получаемую при данном бюджетном ограничении, увеличивая или уменьшая покупку одного или другого товара. 

 

Бюджетная линия - это линия, графически отображающая наборы товаров, которые потребитель может приобрести при данном доходе и данных ценах, или это комбинации товаров, приобретение которых требует одинаковых затрат.

 

Эффект  замещения – эффект в микроэкономике, когда происходит изменение структуры потребления в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор.

 

Эффект  дохода – эффект в микроэкономике, когда происходит изменение реального дохода потребителя в результате изменения  цены одного из товаров, входящих в потребительский набор.

 

Валовой внутренний продукт (ВВП) - рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства.

 

Валовой национальный продукт (ВНП)- совокупная стоимость всего объёма конечного производства товаров и услуг в текущих ценах (номинальный ВНП) или ценах базисного года (реальный ВНП), произведённых на территории данной страны и за её пределами, с использованием факторов производства, принадлежащих данной стране.

Информация о работе Экономический словарь ВПО