Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 22:25, курсовая работа
Теория экономического роста является одним из наиболее сложных разделов экономической науки, посвященной исследованию рыночного хозяйства. Как определить вклад каждого из факторов производства в процесс увеличения общественного продукта? Как измерить качественное совершенствование труда, капитала и земли, т. е. какие показатели могут отразить эти изменения? Особое значение анализ экономического роста имеет в последние десятилетия. Возвышение потребностей, исчерпание традиционных ресурсов, увеличение численности населения обуславливают решение двуединой задачи: экономического роста и эффективности экономики.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….………………………………3
ГЛАВА 1.СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА И ЕГО ФАКТОРЫ……….
1.1 Понятие экономического роста……………………………………………………
1.2 Показатели экономического роста………………………………………………..
1.3 Факторы экономического роста…………………………………………………..
1.4 Модели экономического роста…………………………………………………….
ГЛАВА 2. ТИПЫ И ТЕОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА………………………
2.1 Типы экономического роста………………………………………………………
2.2 Теории экономического роста…………………………………………………….
2.3 Государственное регулирование экономического роста………………………..
ГЛАВА 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В КАЗАХСТАНЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ………………………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
в целом, сколько применительно к определенным сферам.
Рассмотрим сначала меры государства, которые оно может принимать в
плане воздействия на общую динамику экономического роста. Эти меры могут
быть прямыми и косвенными.
Прямые меры - система шагов, направленных на стимулирование научно-
технического прогресса в национальной экономике.
Косвенные меры – поощрение наиболее прогрессивных отраслей и видов
производства в народном хозяйстве (своего рода «моторов экономики»).
Например, стимулирование научно-технического прогресса идет по следующим
направлениям: поддержка фундаментальных научных исследований;
финансирование и совершенствование системы среднего и высшего образования.
Научные исследования в западных странах осуществляются, как правило, в
рамках нескольких институциональных направлений. В Германии, например, это
происходит в научно-исследовательских институтах (имеющих, как правило,
смешанную форму собственности), в университетах и в исследовательских
центрах фирм.
Обычно государство придерживается такой установки: бюджетное
финансирование должно быть нацелено, прежде всего, на повышение
интеллектуального уровня всей нации, что возможно, в первую очередь,
посредством соответствующего развития системы образования. Достижение же
высоких прикладных результатов, нужных для получения преимущества на рынке,
- задача частного сектора экономики.
Экономическая политика в области структурных изменений представляет
собой совокупность мер, оказывающих воздействие, прежде всего на меж- и
внутриотраслевые сдвиги.
Цель данного направления – стимулирование научно-технического
прогресса, повышение
конкурентоспособности
ряда социальных проблем.
Формы реализации этой политики – селективная поддержка государством
определенных отраслей и видов производства.
Структурную политику рассматривают в широком и узком смысле.
В широком смысле – воздействие на всю совокупность структурных
аспектов экономики. Речь здесь идет о влиянии на отраслевые,
территориальные
и организационно-
В узком смысле – косвенное воздействие государства на размеры фирм,
нахождение оптимального соотношения между мелкими, средними и крупными
хозяйствующими субъектами.
Государственные меры по формированию инфраструктуры также относятся в
широком смысле к понятию «структурная политика».
При более узкой трактовке этого понятия обычно имеют в виду
воздействие лишь на отраслевые и межотраслевые пропорции.
Структурные сдвиги в экономике стран происходят, как известно, под
влиянием множества факторов. Государство вмешивается в эти процессы тогда,
когда, например, при формировании новых пропорций необходимо
интенсифицировать развитие тех или иных отраслей и производств или
ликвидировать социальные издержки, вызываемые структурными переменами.
Попытки государственного вмешательства в структурирование экономии
отмечалось уже в начале ХХ в. Достаточно вспомнить меры по стимулированию
развития военного производства в период первой и второй мировых войн.
Восстановление разрушенной экономики также подразумевало определенную
структурную направленность влияния государства, и все же термин
«структурная политика» сталь интенсивно использоваться лишь с 60-х годов,
когда действия государства применительно к микропропорциям приобрели
более цельный характер. Наиболее активно данное направление экономической
политики в Германии и во Франции.
Определяя круг факторов, который привел к активизации государства в
области структурных преобразований.
1)
экстремальные экономические
ведение и устранение ее
2)
существенное усиление
3) возросшая необходимость поддержки аграрного сектора в
условиях объединения
международной конкуренции;
4) структурный кризис 70-х годов; падение спроса на продукцию
традиционных отраслей
странах (сталь, суда, текстиль);
5)
ускорение научно-технического
При практической реализации структурных мер возникает не мало проблем.
Это связано, в частности, с тем, что их понимание может быть различным у
представителей разных политических сил. Выбираемый вариант решения в
немалой степени зависит от того, какая пария в данный момент у власти.
Правда, в развитом обществе расхождение между экономическими решениями
разных парий относительно невелики.
Какова же конкретная технология структурной поддержки отраслей?
Последняя проявляется, прежде всего, в использовании финансового и
кредитного механизма экономической политики.
Совокупность способов регулирования можно разделить на две группы:
I группа - косвенные меры (налоги и налоговые льготы), в частности, в
области ускоренной амортизации, льготные кредиты, субсидии, и т.п.);
II группа – прямые меры (государственные заказы на продукцию, услуги и
поставки благ, бюджетные инвестиции, определенные запреты правительства на
производство ряда товаров).
Проблема заключается также в том, что задачи государства в области
структурных изменений объективно сложны и противоречивы. Скажем, прямая
помощь передовым отраслям – это, строго говоря, нарушение правил
конкуренции, на рынке все должны иметь равные права. Понятное дело с
оказанием помощи старым, деградирующим отраслям, шансы которых в
конкуренции значительно снизились. Речь идет о таких отраслях, как сельское
хозяйство, текстильная, судостроительная, угольная, металлургическая
промышленность.
Поддержка в форме переобучения уволенных работников может оказаться
оказываться структурно ослабленным отраслям в прямой форме. А, для
стабильно развивающихся отраслей уместна лишь косвенная помощь.
Государство поддерживает научные исследования, облегчает быструю смену
оборудования в целом по всей промышленности. Однако, вопрос о том, какая из
стабильных отраслей станет лидером, решается в ходе конкурентной борьбы.
Таким образом, помощь слабым отраслям имеет адресный характер, поддержка же
передовых сфер идет посредством мер общего стимулирования.
В целом структурную политику можно назвать «коррекцией экономического
развития», причем государство обычно не в состоянии составить точный план
структурных изменений.
Министерство экономики Германии, например, давая рекомендации частному
сектору, с надеждой ожидает выполнения предложенного варианта, не имея
возможности требовать обязательных действий. Иной позиции, как правило
придерживается профсоюз, который постоянно выдвигает весьма конкретные
требования по разработке структурного плана, связанные прежде всего с
решением проблемы безработицы. Однако правительство исходит из того, что
главный метод уменьшения последствий – улучшение конъюнктуры развития в
стране, а не жесткие предписания по отношению к отдельным сферам
экономики.
Долгосрочные тенденции развития структурной политики в западных
странах свидетельствуют о постоянном переходе от кейнсианской модели
регулирования, предполагающей влияние на рыночный спрос, к неолиберальной,
делающей ставку на регулирование предложения. Однако здесь возможны (и
реально происходят) и обратные движения. Диалектику кейнсианских и
монетариристских методов в осуществлении структурной политики особенно
важно учитывать
в наших условиях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1.
Экономический рост можно
2.
Экономический рост
3.
При экстенсивном
4. При экстенсивном типе развития многие работнике не являются высококвалифицированными.
5.
Экстенсивный путь развития
носит застойный характер,
фактически нет технического
прогресса, морально и
6.
Государство может играть
Рассмотрев
выше изложенные проблемы, мы
приходим к выводу, что экстенсивный
путь давно исчерпал себя. В условиях
новых, еще развивающихся, экономические
отношениях он ведет только в тупик, не
давая ни каких шансов на экономическое
возрождение. Поэтому объективно необходимо
менять тип экономического роста и переводить
народное хозяйство на путь интенсивного
развития. Однако не следует забывать,
что экстенсивный путь дал почву для рождения
нового типа развития - интенсивного. Создав
базис для развития новых экономических
отношений, экстенсивный путь внес огромный
вклад в развитие национального хозяйства
всего мира.