Экономический риск и неопределенность

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 16:53, курсовая работа

Краткое описание

Риск присущ любой сфере человеческой деятельности, так как связан с множеством условий и факторов, влияющих на положительный исход принимаемых людьми решений. Любое наше действие, оказывающее влияние на будущее, имеет неопределенный исход. Когда мы направляем деньги на свой счет, мы не знаем, какова будет их покупательская способность в тот момент, когда нам захочется ими воспользоваться. Неизвестна будущая стоимость акций, купленных сегодня, неизвестна оплачиваемость специальности, которую желает получить студент, обучающийся в ВУЗе. Итак, когда люди не уверены в будущем, говорят, что они идут на риск. В повседневной жизни очень много факторов риска - риск попасть в автокатастрофу, риск быть ограбленным или заболеть. Риск - это часть жизни. И ни какая гениальность, никакие способности человека не могут устранить его. Люди могут лишь частично защитить себя от последствий подобных событий посредством уменьшения риска, например, путем его объединения в форме страхования.

Оглавление

Введение
Сущность категорий экономического риска и неопределенности.
Экономический риск и неопределенность предприятий.
Проблема риска и неопределенности предприятии РФ и РТ.
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Экономический риск и неопределенность Сафин В..doc

— 157.50 Кб (Скачать)

     Один  из важнейших показателей итоговой деятельности фирмы в условиях рынка  – прибыль. От степени ее познания и использования в значительной мере зависят эффективность самофинансирования, коммерческого расчета, ценообразования, многих других экономических рычагов воздействия на производство, а также действенность функционирования системы товарно-денежных отношений общества.

     Значение  прибыли состоит в том, что  она стимулирует объемы и оптимизирует ассортимент как производителей товаров, так и торговых предприятий, а также выступает в качестве синтетического показателя оценки хозяйственной  деятельности, источника средств для развития производства и материального стимулирования.

     Фирма может функционировать в нескольких режимах:

  1. Получение прибыли – непосредственная цель фирмы и результат всей её производственно-хозяйственной деятельности.
  2. Резервы повышения прибыли – это неиспользованные возможности фирмы по увеличению прибыли.

     3. Важнейшими факторами повышения величины прибыли являются: рост объема производства и реализации продукции, внедрение научно-технических разработок и, как следствие, - повышение производительности труда, снижение себестоимости продукции и повышение её качества [3, с.65].

     При определении содержания прибыли  учитываются следующие факторы:

  1. Она неотделима от функции предпринимательства и выступает в качестве основного показателя успехов фирмы и хорошего управления ею;
  2. Надежда на ее получение является стимулом для предпринимательской деятельности;
  3. Предприятие может развиваться только при наличии прибыли.

     В рыночной экономике получение прибыли  является целью предпринимательской  деятельности, поэтому она выступает в качестве движущей силы развития предпринимательства и вместе с этим служит основным источником финансовых ресурсов у многих участников общественного производства. Все это определяет центральное место и многогранную роль прибыли в развитии рыночной экономики.

  1. Прежде всего в получении максимальной прибыли заинтересованы сами предприятия: она гарантирует предпринимателям доход на вложенные капиталы и одновременно с этим является источником финансирования затрат, связанных с развитием производства и социальной сферы.
  2.   Заинтересовано в прибыли и государство, так как она в значительной части изымается в бюджет для финансирования общегосударственных расходов.
  3.   Повышен интерес к прибыли предприятий у коммерческих банков, различных финансовых институтов, акционеров и у других держателей ценных бумаг. С ростом прибыли оживляется финансовый рынок и усиливается его роль в перераспределении капиталов, в повышении эффективности их использования.

           Получение прибыли  – это непосредственная цель фирмы и одновременно результат всей производственно-хозяйственной деятельности. Получить прибыль фирма может лишь в том случае, если она производит продукцию, услуги, которые реализуются, то есть удовлетворяют общественные потребности. Соподчиненность этих двух целей – удовлетворение потребностей и получение прибыли – следующая: нельзя получить прибыль, не изучив потребности и не начав производить тот продукт, который удовлетворит потребности. Необходимо изготовить продукт, который удовлетворит потребности и притом по такой цене, которая соответствует платежеспособным потребностям. А приемлемая цена возможна только в том случае, если фирма выдерживает определенный уровень издержек, когда все затраты потребляемых продуктов меньше, чем получившаяся выручка. В этом смысле прибыль – непосредственная цель функционирования фирмы и одновременно результат её деятельности. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции. Предприятие получает прибыль, если выручка превышает себестоимость. Если выручка равна себестоимости, то удалось возместить лишь затраты на производство и реализацию продукции, а прибыль отсутствует. При затратах, превышающих выручку, предприятие получает убытки – отрицательный финансовый результат, что ставит его в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство. 

     Однако, чтобы прибыль могла проявить свою роль, ее размеры на предприятиях должны соответствовать требованиям  рыночной экономики. Это побуждает предприятия не только поддерживать объем производства на соответствующем уровне, но и успешно действовать на рынке, на котором происходит реализация созданной продукции, работ и услуг. За счет полученной выручки они возмещают расходы и образуют прибыль.

     Различные аспекты хозяйственной деятельности торговых предприятий получают законченную  финансовую оценку с помощью различных  показателей прибыли. Выделяют несколько  понятий прибыли и соответственно несколько показателей (они имеют отличные числовые значения):

  • прибыль от реализации товаров;
  • прибыль от реализации основных фондов и иного имущества;
  • валовая (балансовая) прибыль;
  • налогооблагаемая прибыль;
  • чистая прибыль;
  • нормальная прибыль;
  • экономическая прибыль;
  • прибыль от производства товарной продукции;
  • консолидированная прибыль и др.

           Прибыль от реализации товаров определяется как разница  между выручкой от реализации продукции  без налога на добавленную стоимость  и налога на акцизы и затратами  на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции. Является главной составной частью валовой (балансовой) прибыли торговых предприятий.

           Предприятия, осуществляющие экспортную деятельность, при начислении прибыли из выручки от реализации продукции исключают экспортные тарифы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     

     Рис.1 Прибыль от реализации продукции 

           В структуре прибыли  наибольшая доля приходится на выручку  от реализации. Реализация продукции  является одним из показателей планирования, оценки хозяйственной деятельности промышленного предприятия, основным источником дохода и пополнения бюджета. Денежные средства, поступающие на расчетный счет предприятия за реализованную продукцию, называются выручкой от реализации. Из выручки от реализации продукции возмещаются производственные затраты на израсходованные материальные ценности, амортизация. Оставшаяся часть – чистая продукция, или валовой доход. Исключив из валового дохода заработную плату, с учетом отчислений на социальное страхование, получается прибыль от  реализации, которая является основной формой накопления промышленного предприятия  [8, с.40].

           В условиях рыночных отношений прибыль от реализации имеет большое значение, так как  стремление к максимизации прибыли  стимулирует товаропроизводителя  к увеличению объема производства и реализации конкурентоспособной продукции.

     Прибыль от реализации основных фондов и иного  имущества определяется как разница  между продажной ценой и остаточной (первоначальной) стоимостью этого  имущества.

     Валовая (балансовая) прибыль торговой организации представляет собой сумму прибыли от реализации товаров, иных материальных ценностей (включая основные фонды и доходы от внереализационных операций), уменьшенных на сумму расходов по этим операциям, от реализации различного имущества и сальдо доходов и расходов от внереализационных операций.

     Налогооблагаемая  прибыль – это та часть валовой (балансовой) прибыли, которая принадлежит  налогообложению. В тех случаях, когда торговые организации понесли  убытки, они могут на сумму понесенных убытков (или на часть этой суммы) уменьшить выплаты по налогу на прибыль, т.е. переносит убыток на будущее. Более того, подобный перенос убытков возможен в течение 10 лет. Единственное ограничение состоит в том, что сумма переносимых убытков не может превышать 30% выплат по налогу на прибыль в текущем периоде.

     Чистая  прибыль – это та часть валовой (балансовой) прибыли, которая остается в распоряжении организаций после  уплаты в бюджеты всех уровней  налога на прибыль и прочих подобных платежей. Чистую прибыль используют для целей расширенного воспроизводства.

     Нормальная  прибыль обеспечивает предпринимателю  полное возмещение издержек и доход  на единицу вложенных средств  не меньший, чем в других доступных  ему отраслях.

     Экономическая прибыль – дополнительный доход  сверх нормальной прибыли, возникающий в результате нововведений в технике, технологии, организации производства и управления, монопольных цен, либо в качестве компенсации за повышенный риск; разность между выручкой и альтернативными издержками  [5, с.10].

     Прибыль от производства товарной продукции определяется вычитанием из объема товарной продукции затрат на ее производство.

     Консолидированная прибыль является сводной по бухгалтерской  отчетности о деятельности и финансовых результатах материнских и дочерних организаций.

     Консолидированная прибыль имеет две основные особенности:

  • она не является прибылью юридически самостоятельно хозяйствующего субъекта, и ее значение имеет четко выраженный аналитический характер. При этом преследуется цель – получение общего представления о деятельности всех объединенных в одно целое организаций;
  • консолидация прибыли не является простым суммированием. Здесь должны быть исключены итоги любых внутренних операций, а показывается лишь прибыль от операций с третьими сторонами.

     Часто необходимость консолидации определяется экономической целесообразностью. Выгоднее иметь несколько более  мелких организаций, чем одну крупную  структуру, так как достигается  экономия на налоговых платежах, во многом снижается рискованность и достигается более высокая степень мобильности, в первую очередь в управлении. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Функции прибыли 

     Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет следующие  основные функции:

  1. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства и оценивающим хозяйственную деятельность предприятия (оценочная функция). Иными словами, сам факт прибыльности уже свидетельствует об эффективной деятельности предприятий. Однако будет ли это свидетельство необходимым и достаточным для собственника и кредитора? По-видимому, нет, поскольку, предприятию нужна не какая-нибудь прибыль, а конкретная ее величина для удовлетворения потребностей всех заинтересованных лиц: собственников предприятия, его работников и кредиторов. Размер прибыли связан со многими факторами, некоторые из них зависят от усилий предприятий, другие не зависят [3, с.124].
  2. Прибыль оказывает стимулирующее воздействие на повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия (стимулирующая функция). Выступая конечным финансово-экономическим результатом предприятий, прибыль приобретает ключевую роль в рыночном хозяйстве. За ней закрепляется статус цели, что предопределяет экономическое поведение хозяйствующих субъектов, благополучие которых зависит как от величины прибыли, так и от принятого в национальной экономике алгоритма ее распределения, включая налогообложение.

     Прибыль – основной источник прироста собственного капитала. В условиях рыночных отношений, собственники и менеджеры, ориентируясь на размер прибыли,  остающейся в распоряжении предприятия, принимают решение по поводу дивидендной и инвестиционной политики, проводимых предприятием с учетом перспектив его развития.

     В рыночной экономике прибыль служит движущей силой и источником обновления производственных фондов и выпускаемой продукции.

     Также прибыль является источником социальных благ для членов трудового коллектива. За счет прибыли, остающейся на предприятии  после уплаты налога, выплаты дивидендов и первоочередных отчислений (например, на создание резервных фондов), осуществляется материальное поощрение работников и представление им социальных льгот.

  1. Прибыль является источником формирования бюджетных ресурсов и внебюджетных фондов (фискальная функция). Она поступает в бюджет в виде налогов,  а также экономических санкций и используется на различные цели, определенные расходной частью бюджета и утвержденные в законодательном порядке.

     Значение  прибыли состоит в том, что  она отражает финансовый результат, отражающий эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень расходов и т. д. Вместе с тем на величину прибыли и ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия. Практически вне сферы воздействия предприятия находится конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени, зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на производимую и продаваемую продукцию и заработная плата. К факторам, зависящим от предприятия, относятся уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования [17, с.70].

     Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем проданной продукции  и себестоимость, поэтому для  выявления конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема проданной продукции и стоимость ресурсов, используемых в производстве, затрат на ее продажу.

     Таким образом, прибыль характеризует  экономический эффект, полученный в  результате деятельности предприятия. Но все аспекты деятельности предприятия с помощью прибыли в качестве единственного показателя оценить невозможно. Именно поэтому при анализе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия используется система показателей [11, с.2].

Информация о работе Экономический риск и неопределенность