Экономический потенциал России и его место в мировом хозяйстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 23:32, реферат

Краткое описание

Целью данной работы явилась оценка включения российской экономики в систему мирохозяйственных связей и процесса интеграции России с различными страновыми группировками. В ходе изучения поставленной темы были сформулированы следующие задачи:
определение понятия и сущности процесса интеграции.
изучение структуры российской экономики.
определение особенностей включения России в систему мирохозяйственных связей.
анализ отношений России с различными странами и группировками стран.

Оглавление

Введение
Роль России в мировом хозяйстве
Экономическая интеграция. Формы интеграции в мировом хозяйстве.
Структура российской экономики и ее роль в системе мирохозяйственных связей.
Развитие интеграционных процессов между Россией и различными группировками
Интеграция России со странами СНГ
Россия и ЕС: соглашение о партнерстве и сотрудничестве
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

111.docx

— 47.05 Кб (Скачать)

В настоящее время происходит интеграции стран Тихоокеанского бассейна. Тенденции к новому этапу взаимозависимости, который характеризуется движением  к интеграции почти во всем капиталистическом  мировом хозяйстве, являются преобладающими, но вместе с тем они утверждаются в противоборстве с националистическими  и протекционистскими тенденциями. Однако в длительной перспективе  определяющей будет тенденция к  большей экономической взаимозависимости, открытости, интеграции национальных экономик, при отсутствии крупного экономического или политического  кризиса в ведущих капиталистических  странах. Это связывается с теми экономическими выгодами, которые несет  в себе интеграция, что отчетливо  видно на примере стран Европы.

 

 

 

 

1. 2. Структура  российской экономики и ее  роль в системе мирохозяйственных  связей

На рубеже 80-90-х годов  Россия вступила на путь создания рыночной экономики. Важной сферой этих преобразований являются международные валютные отношения  страны, поскольку взят курс на интеграцию в мировое хозяйство. Вступление России в МВФ, группу МБРР, ЕБРР способствует процессу формирования рыночной модели международных валютных отношений  в соответствии с мировым стандартом, сложившимся в странах с эффективной  системой рыночного хозяйства, и  с учетом особенностей трудного переходного  периода от плавной экономики, основанной на государственной собственности, к рыночной экономике, базирующейся на разных формах собственности.

Российская экономика  постепенно эволюционирует в сторону  экономики рыночного типа, возрастает воздействие рыночных факторов на производство и поведение хозяйствующих субъектов. Однако кризисный характер современного состояния и противоречивость экономического развития самой России в 1991-1997 гг. не приблизили ее к ведущим промышленно  развитым странам, а скорее отодвинули к развивающимся странам, что  особенно заметно на фоне динамичного  развития новых индустриальных стран.

Вместе с тем целый  ряд проблем из области внешнеэкономических  связей остаются весьма сложными. Одна из них - проблема - привлечение иностранных  инвестиций, являющихся существенным фактором развития экономики России и включения ее в мирохозяйственные  связи.

Однако с точки зрения долгосрочных перспектив Российская Федерация  обладает очень большой привлекательностью.

В политическом плане Россия признается страной с переходной экономикой, однако, когда разговор переходит в экономическую плоскость, ее до сих пор относят к странам  либо коммунистическим, любо с государственной  торговлей, либо с нерыночным хозяйством.

Сегодня Россия не может  «выключиться» из мирохозяйственных  связей до такой степени, чтобы развиваться  преимущественно на базе внутреннего  рынка. Не может она и раздробить существующие хозяйственные структуры с целью развития справедливой конкуренции - это приведет не к росту, а к распаду. Поэтому, независимо от обоснованности создания отдельных сверхмонополий, общая тенденция к концентрации в российской экономике закономерна - это естественная реакция недостаточно конкурентоспособного национального хозяйства.

Для России скорее будет  приемлем следующий путь развития: ограничить экономическую политику выработкой компромисса между интересами ТЭК, ВПК, АПК, металлургического, лесопромышленного, нефтехимического комплексов и т. д. пропорционально их политическому  влиянию и экспортному потенциалу, а также с учетом необходимости  выплаты социальных пособий части  населения, «неохваченной» развивающимися секторами.

Такая политика на определенном этапе могла бы устроить как российских экспортеров, так и правительства  западных стран вкупе с международными финансовыми организациями.

Единственно плодотворный в  современных условиях вариант - комплексная  стратегия формирования гибкого  национального экономического организма, эффективно встроенного в систему  мирохозяйственных связей. Целями такой  стратегии должны стать:

  1. обеспечение единства внутреннего рынка и включение всех хозяйствующих субъектов (а в идеале - всего населения) в систему его взаимосвязей;
  2. создание диверсифицированного экспортного потенциала, который станет органической частью мировых воспроизводственных структур;
  3. эффективное и полноправное участие страны в международной торговой системе.

Нужно увязывать воедино  структурную политику и внешнеэкономическое  регулирование. Анализ производственного  и научно-технического потенциала России, с одной стороны, и тенденций  развития мирового хозяйства, с другой, позволил бы определить возможности  наиболее полного эффективного включения  России в мировые воспроизводственные цепочки.

 

 

 

 

2. Развитие интеграционных процессов между Россией и различными группировками

2. 1. Интеграция  России со странами СНГ

К настоящему времени сформировались две концепции отношений России со странами ближнего зарубежья. Первая исходит из целесообразности формирования тесных интеграционных связей, выгодных как для России, так и ее партнеров, с учетом изменения геополитической  обстановки, необходимости согласованной  структурной перестройки экономики, сохранения кооперационного сотрудничества. Вторая концепция ориентирует на экономическое размежевание и обособление  России из-за опасения экономического иждивенчества со стороны партнеров  и притормаживания процессов рыночных реформ в России. Во многих странах ближнего зарубежья противники тесного взаимодействия с Россией, ее попыток навязать свои условия поставок, расчетов, динамики хозяйственных реформ.

14 мая 1993 г. в Москве  на заседании глав государств - участников СНГ были приняты  декларация о поэтапном движении  к экономическому союзу и решение  о подготовке соответствующего  договора и сопутствующих ему  соглашений. Документы подписали Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Узбекистан, Украина, т. е. все участники заседания за исключением Туркменистана, который, впрочем, проявляет интерес к этой работе в качестве наблюдателя. В документах отражены стремление к глубокой интеграции, созданию общего рынка для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов, трудовых ресурсов при обеспечении взаимных интересов государств и намерение более тесно согласовывать действия по различным направлениям экономической политики, особенно проведению экономических реформ.

Затем было подготовлено соглашение о Межгосударственном банке СНГ, а в сентябре 1993 г. заключен Договор  о создании Экономического союза  СНГ.

Позднее, 24 сентября 1993 г., в  Москве был подписан рамочный Договор  о создании экономического союза. Договор  открыт любой стране СНГ для присоединения. Он предусматривает координацию  денежно-кредитной, финансовой и валютной политики и гармонизацию налогообложения.

Данным договором было признано существование двух валютных систем в рамках экономического пространства СНГ: много-валютный системы и рублевой зоны нового типа, т. е. зоны российского рубля. Для многовалютной системы Договор установил цели, стадии и механизмы трансформации в направлении валютного союза.

1) На первой стадии  трансформации Договор предусматривает  создание платежного союза на  базе: взаимного признания и официальных  котировок всех республиканских  валют; многостороннего клиринга  через Межгосударственный банк  или другие учреждения с использованием  национальных валют; скоординированных  механизмов взаимного кредитования  для покрытия дефицитов платежных  балансов; конвертируемости национальных (республиканских) валют по текущим  расчетам.

2) На следующем этапе  предусматривалось трансформация  платежного союза в «валютный»  союз на базе: плавающих обменных  курсов республиканских валют  и удержаний колебаний курсов  в согласованных пределах; полной  конвертируемости этих валют.

3) После достижения валютной  «прозрачности» предполагалось  преобразовать многовалютную систему в одновалютную. При этом наиболее широко используемая и стабильная валюта среди бывших республиканских валют (фактически - российский рубль) должен был играть роль общей валюты.

Межгосударственный валютный комитет, предусмотренный Договором  об экономическом союзе в качестве наднационального валютного органа, был наделен такими функциями, как  осуществление мер, способствующих конвертируемости «мягких» валют по текущим расчетам; контроль за процессом либерализации рынка иностранной валюты в странах-участницах Договора с тем, чтобы обеспечить формирование обменных курсов их валют рыночными факторами; создание фонда под контроль комитета в случае намерения участников Договора частично объединить резервы твердой валюты, золота и драгоценных металлов для решения проблем платежных балансов. Однако несмотря на то, что деятельность комитета формально началась в 1994 г., указанные соглашения остались на бумаге.

Чтобы запустить действительно  работающий межгосударственный банковский механизм, акцент следовало бы сместить в сторону строительства таких  институтов, которые, как Европейский  Инвестиционный Банк, обеспечивали бы сравнительно дешевое долгосрочное кредитование в целях выравнивания уровней экономического развития стран-членов.

В СНГ можно наблюдать  картину своего рода развертывания  в обратном направлении истории  валютной интеграции в Западной Европе: от механизма «один банк - одна денежная единица» к более «свободной»  системе (частичного) объединения резервов пропорционально обязательствам национальных центральных банков и «общей»  денежной единицы, основанной на фиксированном  паритете и имеющей национальную деноминацию; затем к управляемым - в рамках согласованного диапазона - колебаниям обменного курса и  скоординированной денежно-кредитной  и финансовой политике, и наконец к серии соглашений, напоминающих мировую финансовую систему в мире в середине 70-х гг.

Особая роль и ответственность  в становлении экономического союза  стран СНГ принадлежит, несомнено, России. Ее общий экономический потенциал превышает потенциал любой из остальных республик бывшего СССР. Так, на долю России приходилось в 1990 г. свыше 62% основных фондов и 66% промышленного производства Союза. При этом здесь сосредоточены подавляющая часть научно-технического потенциала, а также свыше 70% реализуемой на мировых рынках продукции. Пооценкам, российский вклад в создание конечного продукта в остальных республиках СССР достигал в среднем 54%. Да и теперь Россия занимает ведущее место в товарообороте практически всех независимых государств, входивших прежде в СССР. К тому же в большинстве из них влиятельные позиции в производстве и бизнесе занимают представители русской диаспоры.

Как показывает практика, проводимые в России преобразования политической и хозяйственной конъюктуры непосредственно отражаются на экономической ситуации в масштабах Содружества. В условиях сохраняющейся всесторонней взаимозависимости, тем более при открытых, или по меньшей мере проницаемых границах, любые решения российских властей оказывают во многом определяющее воздействие на ход событий в соседних странах. В свою очередь экономическое положение в России в немалой степени определяется уровнем и характером ее сотрудничества со странами ближнего зарубежья.

Поэтому вопрос о том, быть или не быть экономическому союзу  в СНГ, и если быть, то каким, зависит  в решающей степени от позиции  России, от того курса, который она  изберет в своих отношениях с  участниками Содружества. Конечно, если судить по официальным документам и заявлениям российских руководителей, то принципиально вопрос кажется  решенным в пользу СНГ.

Однако вполне очевидно, что на деле такой курс проводится крайне непоследовательно, со многими  сбоями и отступлениями. Это прежде всего подтверждает практика проведенная рыночной реформы, ни темпы, ни основные мероприятия которой, начиная с либерализации цен, не являются предметом серьезного согласования в Содружестве. Аналогичным образом вряд ли соответствует курсу на интеграцию меры по ужесточению режима взаимных обменов, включая распространение на них системы лицензирования и квотирования, экспортных пошлин и т. п.

В последнее время, уже  после договоренности (май 1992 г.) о  разработке документов, касающихся образования  экономического союза государств СНГ  имели место новые акции, которые, если и не взрывают, то во всяком случае серьезно осложняют совместную работу. В первой половине июля 1992 г. появилось межправительственное заявление о неотложных мерах по углублению экономической интеграции России, Беларуси и Украины, которое было подписано без ведома других стран СНГ, а потому вызвало у них естественные подозрения в сепаратизме. Вопреки имеющимся соглашениям, этот шаг открыто направлен на отгораживание от партнеров и был предпринят не только без какого-либо согласования с ними, но и без предупреждения.

Чтобы уверено двигаться  по пути к экономическому союзу, на наш взгляд, нужна прежде всего ясная и последовательная российская политика, единая для всех органов власти, занимающихся вопросами отношений с ближним зарубежьем. Неотложной задачей становится выработка четкой, рассчитанной на перспективу российской концепции сотрудничества с государствами ближнего зарубежья, которая предусматривала бы в качестве важнейшего приоритета ориентацию на открытость российской экономики по отношению к участникам экономического союза. Концепция должна содержать систему конкретных мер, обеспечивающих неукоснительное соблюдение различными звеньями российской власти достигнутых договоренностей.

Другое важное условие  состоит в том, чтобы использовать в отношениях с партнерами по СНГ  гибкую тактику, учитывающую возможности  и интересы каждого из них, включающую силовые методы и допускающую  промежуточные компромиссные решения.

Исходя из интересов России, можно привести следующие аргументы  в пользу ее движения к экономическому союзу с государствами Содружества.

Информация о работе Экономический потенциал России и его место в мировом хозяйстве