Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 23:32, реферат
Целью данной работы явилась оценка включения российской экономики в систему мирохозяйственных связей и процесса интеграции России с различными страновыми группировками. В ходе изучения поставленной темы были сформулированы следующие задачи:
определение понятия и сущности процесса интеграции.
изучение структуры российской экономики.
определение особенностей включения России в систему мирохозяйственных связей.
анализ отношений России с различными странами и группировками стран.
Введение
Роль России в мировом хозяйстве
Экономическая интеграция. Формы интеграции в мировом хозяйстве.
Структура российской экономики и ее роль в системе мирохозяйственных связей.
Развитие интеграционных процессов между Россией и различными группировками
Интеграция России со странами СНГ
Россия и ЕС: соглашение о партнерстве и сотрудничестве
Заключение
Список литературы
В настоящее время происходит
интеграции стран Тихоокеанского бассейна.
Тенденции к новому этапу взаимозависимости,
который характеризуется
1. 2. Структура
российской экономики и ее
роль в системе
На рубеже 80-90-х годов
Россия вступила на путь создания рыночной
экономики. Важной сферой этих преобразований
являются международные валютные отношения
страны, поскольку взят курс на интеграцию
в мировое хозяйство. Вступление
России в МВФ, группу МБРР, ЕБРР способствует
процессу формирования рыночной модели
международных валютных отношений
в соответствии с мировым стандартом,
сложившимся в странах с
Российская экономика
постепенно эволюционирует в сторону
экономики рыночного типа, возрастает
воздействие рыночных факторов на производство
и поведение хозяйствующих
Вместе с тем целый ряд проблем из области внешнеэкономических связей остаются весьма сложными. Одна из них - проблема - привлечение иностранных инвестиций, являющихся существенным фактором развития экономики России и включения ее в мирохозяйственные связи.
Однако с точки зрения
долгосрочных перспектив Российская Федерация
обладает очень большой
В политическом плане Россия
признается страной с переходной
экономикой, однако, когда разговор
переходит в экономическую
Сегодня Россия не может «выключиться» из мирохозяйственных связей до такой степени, чтобы развиваться преимущественно на базе внутреннего рынка. Не может она и раздробить существующие хозяйственные структуры с целью развития справедливой конкуренции - это приведет не к росту, а к распаду. Поэтому, независимо от обоснованности создания отдельных сверхмонополий, общая тенденция к концентрации в российской экономике закономерна - это естественная реакция недостаточно конкурентоспособного национального хозяйства.
Для России скорее будет
приемлем следующий путь развития:
ограничить экономическую политику
выработкой компромисса между интересами
ТЭК, ВПК, АПК, металлургического, лесопромышленного,
нефтехимического комплексов и т. д.
пропорционально их политическому
влиянию и экспортному
Такая политика на определенном этапе могла бы устроить как российских экспортеров, так и правительства западных стран вкупе с международными финансовыми организациями.
Единственно плодотворный в современных условиях вариант - комплексная стратегия формирования гибкого национального экономического организма, эффективно встроенного в систему мирохозяйственных связей. Целями такой стратегии должны стать:
Нужно увязывать воедино структурную политику и внешнеэкономическое регулирование. Анализ производственного и научно-технического потенциала России, с одной стороны, и тенденций развития мирового хозяйства, с другой, позволил бы определить возможности наиболее полного эффективного включения России в мировые воспроизводственные цепочки.
2. Развитие интеграционных процессов между Россией и различными группировками
2. 1. Интеграция России со странами СНГ
К настоящему времени сформировались
две концепции отношений России
со странами ближнего зарубежья. Первая
исходит из целесообразности формирования
тесных интеграционных связей, выгодных
как для России, так и ее партнеров,
с учетом изменения геополитической
обстановки, необходимости согласованной
структурной перестройки
14 мая 1993 г. в Москве
на заседании глав государств
- участников СНГ были приняты
декларация о поэтапном
Затем было подготовлено соглашение о Межгосударственном банке СНГ, а в сентябре 1993 г. заключен Договор о создании Экономического союза СНГ.
Позднее, 24 сентября 1993 г., в Москве был подписан рамочный Договор о создании экономического союза. Договор открыт любой стране СНГ для присоединения. Он предусматривает координацию денежно-кредитной, финансовой и валютной политики и гармонизацию налогообложения.
Данным договором было признано существование двух валютных систем в рамках экономического пространства СНГ: много-валютный системы и рублевой зоны нового типа, т. е. зоны российского рубля. Для многовалютной системы Договор установил цели, стадии и механизмы трансформации в направлении валютного союза.
1) На первой стадии
трансформации Договор
2) На следующем этапе
предусматривалось
3) После достижения валютной «прозрачности» предполагалось преобразовать многовалютную систему в одновалютную. При этом наиболее широко используемая и стабильная валюта среди бывших республиканских валют (фактически - российский рубль) должен был играть роль общей валюты.
Межгосударственный валютный комитет, предусмотренный Договором об экономическом союзе в качестве наднационального валютного органа, был наделен такими функциями, как осуществление мер, способствующих конвертируемости «мягких» валют по текущим расчетам; контроль за процессом либерализации рынка иностранной валюты в странах-участницах Договора с тем, чтобы обеспечить формирование обменных курсов их валют рыночными факторами; создание фонда под контроль комитета в случае намерения участников Договора частично объединить резервы твердой валюты, золота и драгоценных металлов для решения проблем платежных балансов. Однако несмотря на то, что деятельность комитета формально началась в 1994 г., указанные соглашения остались на бумаге.
Чтобы запустить действительно работающий межгосударственный банковский механизм, акцент следовало бы сместить в сторону строительства таких институтов, которые, как Европейский Инвестиционный Банк, обеспечивали бы сравнительно дешевое долгосрочное кредитование в целях выравнивания уровней экономического развития стран-членов.
В СНГ можно наблюдать
картину своего рода развертывания
в обратном направлении истории
валютной интеграции в Западной Европе:
от механизма «один банк - одна денежная
единица» к более «свободной»
системе (частичного) объединения резервов
пропорционально обязательствам национальных
центральных банков и «общей»
денежной единицы, основанной на фиксированном
паритете и имеющей национальную
деноминацию; затем к управляемым
- в рамках согласованного диапазона
- колебаниям обменного курса и
скоординированной денежно-
Особая роль и ответственность в становлении экономического союза стран СНГ принадлежит, несомнено, России. Ее общий экономический потенциал превышает потенциал любой из остальных республик бывшего СССР. Так, на долю России приходилось в 1990 г. свыше 62% основных фондов и 66% промышленного производства Союза. При этом здесь сосредоточены подавляющая часть научно-технического потенциала, а также свыше 70% реализуемой на мировых рынках продукции. Пооценкам, российский вклад в создание конечного продукта в остальных республиках СССР достигал в среднем 54%. Да и теперь Россия занимает ведущее место в товарообороте практически всех независимых государств, входивших прежде в СССР. К тому же в большинстве из них влиятельные позиции в производстве и бизнесе занимают представители русской диаспоры.
Как показывает практика, проводимые в России преобразования политической и хозяйственной конъюктуры непосредственно отражаются на экономической ситуации в масштабах Содружества. В условиях сохраняющейся всесторонней взаимозависимости, тем более при открытых, или по меньшей мере проницаемых границах, любые решения российских властей оказывают во многом определяющее воздействие на ход событий в соседних странах. В свою очередь экономическое положение в России в немалой степени определяется уровнем и характером ее сотрудничества со странами ближнего зарубежья.
Поэтому вопрос о том, быть или не быть экономическому союзу в СНГ, и если быть, то каким, зависит в решающей степени от позиции России, от того курса, который она изберет в своих отношениях с участниками Содружества. Конечно, если судить по официальным документам и заявлениям российских руководителей, то принципиально вопрос кажется решенным в пользу СНГ.
Однако вполне очевидно, что на деле такой курс проводится крайне непоследовательно, со многими сбоями и отступлениями. Это прежде всего подтверждает практика проведенная рыночной реформы, ни темпы, ни основные мероприятия которой, начиная с либерализации цен, не являются предметом серьезного согласования в Содружестве. Аналогичным образом вряд ли соответствует курсу на интеграцию меры по ужесточению режима взаимных обменов, включая распространение на них системы лицензирования и квотирования, экспортных пошлин и т. п.
В последнее время, уже после договоренности (май 1992 г.) о разработке документов, касающихся образования экономического союза государств СНГ имели место новые акции, которые, если и не взрывают, то во всяком случае серьезно осложняют совместную работу. В первой половине июля 1992 г. появилось межправительственное заявление о неотложных мерах по углублению экономической интеграции России, Беларуси и Украины, которое было подписано без ведома других стран СНГ, а потому вызвало у них естественные подозрения в сепаратизме. Вопреки имеющимся соглашениям, этот шаг открыто направлен на отгораживание от партнеров и был предпринят не только без какого-либо согласования с ними, но и без предупреждения.
Чтобы уверено двигаться по пути к экономическому союзу, на наш взгляд, нужна прежде всего ясная и последовательная российская политика, единая для всех органов власти, занимающихся вопросами отношений с ближним зарубежьем. Неотложной задачей становится выработка четкой, рассчитанной на перспективу российской концепции сотрудничества с государствами ближнего зарубежья, которая предусматривала бы в качестве важнейшего приоритета ориентацию на открытость российской экономики по отношению к участникам экономического союза. Концепция должна содержать систему конкретных мер, обеспечивающих неукоснительное соблюдение различными звеньями российской власти достигнутых договоренностей.
Другое важное условие
состоит в том, чтобы использовать
в отношениях с партнерами по СНГ
гибкую тактику, учитывающую возможности
и интересы каждого из них, включающую
силовые методы и допускающую
промежуточные компромиссные
Исходя из интересов России,
можно привести следующие аргументы
в пользу ее движения к экономическому
союзу с государствами
Информация о работе Экономический потенциал России и его место в мировом хозяйстве