Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 13:46, реферат
История «реформ» 90-х годов. Причины и последствия социально-политического кризиса в России. Политические причины экономического кризиса в России. Финансовые кризис России и экономический рост.
В кризисной ситуации основные цели правительства включали:
- поддержание курса валюты в намеченном коридоре;
- сглаживание отрицательного эффекта от роста процентных ставок (поскольку достижение первой цели связано с повышением учетной ставки);
- уменьшение зависимости
национальной экономики от
Для достижения поставленных целей было предпринято повышение учетной ставки с 20,7% до 43,4% в конце октября 1997 г., что позволило удержать снижение курса реала в ноябре-декабре на запланированном уровне (0,6% к доллару США в месяц). К концу года наметилось сокращение дефицита баланса текущих операций, в страну начал возвращаться иностранный капитал. Вместе с тем рост ставок вызвал спад экономической активности.
Правительство приняло и
комплекс мер по ужесточению фискальной
политики, направленных на уменьшение
расходов как федерального бюджета,
так и бюджетов штатов и муниципалитетов.
Расходы предполагалось уменьшить
в основном за счет сокращения государственных
закупок товаров и услуг и
сокращения рабочих мест. Основной
источник увеличения доходов - повышение
налогов (с продаж автомобилей и
бензина, а также подоходного
налога). Правительство также вынуждено
было сократить программу
Защитив рубль, ЦБ предотвратил взлет валютных рисков для иностранных держателей государственного "рублевого" долга. Международный финансовый кризис вновь поднял стоимость текущего финансирования российского бюджетного дефицита до уровня 70-процентной доходности ГКО, принес тяжелые потери банковскому сектору и тем приостановил переход к росту, по крайней мере на какое-то время. С точки зрения возврата к экономическому росту три волны финансового кризиса создали дополнительную неопределенность для притока иностранного портфельного и прямого капитала. Быстрого перехода к росту в стране за счет внешнего финансирования, видимо, ждать не приходится. Тем не менее, Россия избежала главной опасности - обвала рубля и перехода к кризису.
Заключение
Экономический кризис в России
продолжается. Он может выйти на
новый виток, если не будет принято
экстренных мер по улучшению внутренней
ситуации в России и ее международного
положения. Среди мер - ликвидация задолженностей
по зарплате и пенсиям, регулярная их
выплата, индексация зарплаты и пенсий,
чтобы хотя бы частично компенсировать
потери населения в связи с
ростом цен; изыскание возможностей
для восстановления и подъема
национального производства; проведение
реформы налоговой системы с
тем, чтобы снижение налогов стимулировало
бы рост производства; наведение порядка
в финансовой сфере, пресечение утечки
валюты за границу; обуздание организованной
преступности и уменьшение масштабов
коррупции, разлагающей общество и
государство; укрепление национальной
безопасности страны; восстановление
и развитие взаимовыгодных связей с
зарубежными странами, в первую очередь
с государствами СНГ; нахождение
взаимопонимания с зарубежными
партнерами РФ по вопросам их взаимоотношений
в валютно-финансовых вопросах; активное
участие России в нейтрализации
последствий глобального
Процесс формирования рыночной экономики в России еще далеко не закончен, если говорить о микроэкономическом поведении предприятий, развитии конкуренции, структурных реформах и даже макростабилизации в области фискальной политики и решения проблемы высокого реального процента. Социально-политические факторы, критика со стороны оппозиции подталкивают к поиску быстрых (по возможности простых) решений, способствующих выходу из депрессии и началу подъема.
Критика политики Правительства последних лет и особенно нового кабинета не дает развернутой альтернативной программы. До обострения кризиса наиболее соблазнительным звучал призыв к проведению активной промышленной и инвестиционной политики, которая дополнила бы основные макростабилизационные усилия Правительства: "В программу стимулирования экономического роста должны входить меры инвестиционной и промышленной политики. Предстоит определить способы мобилизации источников роста, снять или существенно снизить барьеры, стоящие на его пути" 12. Необходимость избирательной поддержки ряда экспортных отраслей высоких технологий вытекает из характера мирового рынка, на котором они функционируют. Использование системы гарантий, развитие лизинга, выделение абсолютно приоритетных инвестиционных и научных проектов, как это предусмотрено первыми решениями Правительства13, безусловно, выступают в качестве экстренных мер для обеспечения непрерывности воспроизводства национального потенциала до тех пор, пока не начнется собственно экономический подъем. В то же время масштабы таких усилий ограничены как собственно бюджетным кризисом, так и возможностями быстрого и эффективного использования этих ресурсов. Приходится признать, что возможности федеральных властей подтолкнуть экономику к росту весьма ограничены с точки зрения влияния как на спросовые факторы, так и на возможности финансирования соответствующих мероприятий.
Первоначальный пакет
мер Правительства сфокусирован
на узких местах, которые поддаются
решению в краткосрочном
Правительственная программа по выходу из кризиса предусматривает целый ряд срочных мер в основном с целью извлечения доходов бюджета. Некоторые из этих мер в долгосрочном плане влияют на внешние условия функционирования предприятий и поведение населения, и могут быть более эффективными при условии их системной увязки с реформой предприятий и созданием нормальной рыночной среды. Эти проблемы можно условно разделить на поиск бюджетных доходов, упорядочение системы сбора налогов, просроченных платежей и штрафов и пени с населения и предприятий. По каждому из направлений необходимо сравнить немедленный бюджетный эффект, трансакционные издержки введения и реализации соответствующих мер и, наконец, последствия принятых решений. Система предложенных мер даст, видимо, определенный рост бюджетных поступлений. Необходимо продумать переход от управления в условиях кризиса, экстренных мер по сбору налогов, увеличения доходов и сокращения расходов к функционированию механизмов рынка, обеспечивающих те же эффекты нормальными методами.
Такие факторы как инвестиционный климат для прямых или портфельных инвестиций играют огромную роль в планировании экономической политики. Но, пережив шоковые последствия финансового кризиса, Россия может извлечь уроки из опыта других стран и формировать свою финансовую систему в расчете на большую устойчивость к внешним потрясениям. В частности создание условий для прямых инвестиций может ускорить экономический рост, не сопровождаемый опасностями, связанными с нестабильностью национальной валюты.
Список используемых источников
1) Алексеев В.К., Гусаров О.Н. Экономика России: Пути выхода из кризиса. - М.: Недра-Бизнесцентр, 1999. - 80 с.
2) Антикризисная экономика России: начало тысячелетия. - СПб: Лики России, 2000. - 446с.
3) Бжезинский 3. Великая Шахматная доска. М., 1998, с. 108.
4) Благова З.И.
Формирование механизма выхода
российской экономики из
5) Бойко П., Романова М. Финансовые кризисы 1990-х годов. - М.: РГГУ, 2000.
6) Вахрамеев Д.В. , Дашичев В.И. Социально-политический кризис в России: причины и последствия // Социально-гуманитарные знания. - №1. - 1999
7) Дзарасов Р.С. Анатомия кризиса российской экономики // Вестн. РАН. - 2002. - Т.72, № 11. - С.984-995.
8) Известия, 1998, 16 октября; 3 октября;
9) Итоги, 1998, 13 октября, № 37, с. 41; 20 октября, № 41, с. 14.
10) Московский комсомолец, 1998, 16 октября, №9 198;
11) НГ-сценарии № 6/28;
12) НГ-сценарии, № 10/32;
13) Независимая газета, 1998, 14 октября, № 191, № 192, № 193, № 184, № 103, с
14) Новое время, 1997, № 47; 1998. № 40
15) Новые Известия, 1998, 10 октября, №2 192; 8 октября, № 190.
16) Обзор экономической политики в России за 1997 год / Фонд "Бюро экономического анализа". - М., 1998.
17) Российская газета, 1998, 15 октября, № 196; 20 октября, № 199, 6 октября, № 189.
18) Сегодня, 1998, 9 октября, № 226
[1] «Новое время». - 1997. - № 47. - с. 3.
[2] «Независимая газета». - 1998. - № 103(10 июня). - с. 14; «Независимая газета». - № 6/28; «Известия». - 1998. - 16 октября.
[3] «Новое время». - 1998. № 40. - с. 3.
[4] «Российская газета». - 1998. - 6 октября. - № 189.
[5] Независимая газета. 1998, 10 июня, N 103, с. 14.
[6] Бжезинский 3. Великая Шахматная доска. М., 1998, с. 108.
[7] Новые Известия, 1998, 8 октября, N 190.
[8] НГ-сценарии, № 10/32; Независимая газета, 1998, 14 октября, № 191 с. 12.
[9] Независимая газета, 1998, 16 октября, № 193, с. 1; 3 октября, № 184, с. 4.
[10] Московский комсомолец, 1998, 16 октября, №9 198; Известия, 1998, 3 октября; Сегодня, 1998, 9 октября, № 226, с. 1.
[11] Независимая газета, 1998, 15 октября, № 192, с. 1, 3.
[12] Итоги, 1998, 20 октября, № 41, с. 14.
[13] Российская газета, 1998, 20 октября, № 199.
[14] Новые Известия, 1998, 10 октября, №2 192.