Экономический анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является: исследовать уровень жизни населения в России за 2007 – 2009 года и рассмотреть перспективы на будущее.
Основные задачи:
Выявить систему показателей и методов, на основе которых можно исследовать уровень и качество жизни населения;
Проанализировать уровень жизни населения в России за последние три года;
На основе полученных статистических данных определить дальнейшие перспективы повышения качества и уровня жизни.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..…....…..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ...….…………5
1.1 Доходы населения и источники их формирования……………….................5
1.3 Дифференциация доходов………………………………………….……..…..8
2. УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ: АНАЛИЗ ДИНАМИКИ В РОССИИ…12
2.1 Основные социально- экономические показатели уровня жизни, влияние экономического кризиса на уровень жизни в России.. ………………………...12
2.2 Анализ уровня жизни населения России за 2007 -2009 гг.………..…….…14
2.3 Проблема бедности в России и возможные пути ее решения……….……..19
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ…..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..…………..………....28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….…………..29

Файлы: 1 файл

Проверить.doc

— 260.00 Кб (Скачать)

3. Коэффициенты дифференциации  доходов населения, устанавливающие  размер повышения денежных доходов  высокодоходных групп по сравнению  с низкодоходными группами населения.

   К показателям дифференциации денежных доходов относятся: децильный коэффициент дифференциации; коэффициент фондов; кривая Лоренца и коэффициент Джини; коэффициент контрастов, при их расчете используются данные о доходах крайних (бедных и богатых) групп населения (децильный коэффициент, коэффициент фондов, коэффициент контрастов) или полностью распределение населения по доходам (кривая и коэффициент Лоренца и коэффициент Джини) [17, с. 114 -117].

   К числу наиболее распространенных индикаторов дифференциации доходов населения относят коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) и кривую Лоренца. Величина коэффициента может варьироваться от 0 до 1 или от 0 до 100%. При этом, чем выше значение индикатора, тем более неравномерно распределены доходы в обществе.

   Например, четыре индивида (назовем их А, В, С и D) получают суммарный доход в 10000 руб. в месяц, 25:50:75:100 соответственно. Ясно, что такое распределение дохода не является равномерным. Подсчитав удельный вес дохода каждого индивида в общем доходе, мы можем сказать следующее: наименьшую долю дохода (10 %) получает А; А и В получают 10 + 15 = 25 % дохода, или, иными словами, одна половина людей получает четвертую часть, а другая — три четверти общего дохода. А, B и С получают 10 + 15 + 30 = 55 % дохода, т. е. на долю D приходится 45 % общего дохода. Полученные последовательным суммированием долей новые удельные веса и называются накопленными, или кумулятивными, частотами. Графически изобразить и измерить неравенство доходов можно с помощью кривой Лоренца. Для ее построения отложим по оси абсцисс последовательно просуммированные удельные веса индивидов в их общем числе, учитывая, что удельный вес каждого из них составляет одну четверть, или 25 %, а по оси ординат — кумулятивные доли доходов этих людей. Соединив все точки, получим кривую Лоренца [Рис. 1].


   Таким образом,  неравенство в распределении доходов существует в странах с рыночной экономикой. Дифференциацию можно измерить с помощью таких трех основных характеристик как средний доход, с помощью коэффициента Джини и кривой Лоренца.

 

  2. УРОВНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ: АНАЛИЗ ДИНАМИКИ В РОССИИ

2.1 ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ ЖИЗНИ, ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА НА УРОВЕНЬ ЖИЗНИ В РОССИИ

      Совокупные доходы общества в целом и каждого из его членов справедливо оцениваются как показатели экономического благосостояния. Получаемые населением доходы составляют базу определенного уровня жизни.

      Определение  уровня жизни основано на оценке  количества и качества потребляемых  жизненных благ (материальных и духовных). Уровень жизни оценивают как обеспеченность населения жизненными благами и как степень удовлетворения потребностей людей в определенных благах [6, c. 78].

      Состав  жизненных благ весьма разнообразен. Наряду с доходами населения  оказывают влияние условия жизнедеятельности, под воздействием которых складывается определенный образ и стиль жизни, оцениваются ее качество. Система показателей уровня жизни. Рекомендуемая ООН, включает широкий круг характеристик условий жизни. Выделяют 12 групп показателей.

  1. Рождаемость, смертность и другие демографические характеристики;
  2. Санитарно – гигиенические условия жизни;
  3. Потребление продовольственных товаров;
  4. Жилищные условия;
  5. Образование и культура;
  6. Условия труда и занятость;
  7. Доходы и расходы населения;
  8. Потребительские цены;
  9. Транспортные средства;
  10. Организация отдыха;
  11. Социальное обеспечение;
  12. Свобода человека.

      Перечисленные  показатели рассматриваются как  основные. Россия по данным показателям занимает далеко не первое место из-за неустойчивой экономики в стране. Особенно социально – экономические показатели снижаются из-за экономического кризиса в стране [6, с. 321 -336].  

       Экономический кризис в России углубляется и перерастает в кризис социальный. Болезненные последствия кризиса чувствует все больше граждан. Каждый день из регионов приходят новости об увольнениях, неоплачиваемых отпусках, сокращениях заработной платы. Если для богатых кризис - снижение доходов и потеря части накоплений, то для бедных это вопрос выживания.

    Антикризисные действия российских властей, прежде всего, должны быть направлены на смягчения последствий кризиса для граждан на повседневном, бытовом уровне, а не только на спасение финансовых рынков, конкретных банков и промышленных групп, а также осуществления важных, для условий экономического кризиса, проектов типа строительства объектов для Олимпиады в г. Сочи в 2014 году.

  Глобальный экономический кризис приведет к резкому увеличению количества людей, которые пополнят армию безработных, "работающих бедных" и незащищенных занятых. В зависимости от своевременности и эффективности восстановительных мер со стороны правительств, численность безработных в 2009 г. во всем мире может возрасти на 18-30 млн. чел. (по сравнению с 2007 г.), а если ситуация будет ухудшаться - то на более чем 50 млн. чел.    

   В России недостаточно организованных, влиятельных и уважаемых гражданами профсоюзов и их объединений. Нынешняя профсоюзная система не в состоянии оказать качественную услугу работникам по защите от увольнений, сокращений, снижений уровня зарплат, по эффективной защите их прав и интересов [27, c. 17 -18].

   С учетом отсутствия в нашей стране культуры и опыта конструктивного решения масштабных социально-экономических проблем и их урегулирования, остается надеяться, что деятельность либо бездеятельность власти и бизнеса в период кризиса не доведут до массовых протестов граждан, выходящих из правового поля [9, c. 27-31].

   В условиях глобального финансового кризиса активная социальная политика может стать одним из инструментов стратегии по преодолению его последствий.

    Очевидно, что в современных условиях, реагируя на последствия глобального финансового кризиса, государство должно проводить активную социальную политику и, в частности, выполнять все обязательств в данной сфере.

  Если раньше рост финансирования социальной сферы сдерживался антиинфляционными соображениями, в частности необходимостью ограничивать количество денег в экономике, то в настоящее время именно резкое сжатие спроса является главным фактором, с которым связаны экономические риски [24, c. 64].

  Сжатие спроса становится важнейшим фактором экономической политики, стимулятором роста производства и диверсификации экономики.

Важно стремиться организовать социальную политику таким образом, чтобы выделяемые деньги в конечном итоге действительно стимулировали отечественное производство, а не увеличивали импорт.

   Госдума приняла во втором чтении законопроект, предусматривающий существенное увеличение в 2009 году пенсий, а также сумм, направляемых на оплату стоимости набора социальных услуг. Пенсии в следующем году повысятся более чем на треть, а средний размер социальной пенсии вслед за трудовой, наконец, превысит прожиточный минимум.

 

2.2 АНАЛИЗ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ ЗА 2007 – 2009 ГОДА    

      В РФ существует Среднесрочная программа социально-экономического развития Российской Федерации определяет ключевые направления деятельности Правительства Российской Федерации на 2007-2009 годы, обеспечивающие достижение стратегических целей развития страны: повышение благосостояния населения и уменьшение бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста в условиях кризиса.

       В последнее десятилетие состояние здоровья населения России заметно ухудшилось. Проанализируем социально – экономические показатели за 2007 2009 годы: средняя продолжительность жизни граждан на 10-12 лет ниже, чем в странах с развитой экономикой. Смертность населения с 2007 по 2009 годы увеличилась на 13,1%, в том числе лиц в трудоспособном возрасте - на 6,7%, численность населения падает, трудоспособное население, особенно мужчин уменьшается. Прирост населения пока остается отрицательным. Не значительно повышается ВВП в целом и на душу населения, также имеет тенденцию роста и продолжительность жизни. Сократилось число населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума. Однако коэффициент дифференциации при этом увеличивается, это можно объяснить тем, что социально–экономические показатели не успевают за быстрым экономическим ростом [Приложение 1].                            

   Высокими по сравнению со среднеевропейскими показателями остаются уровни материнской, младенческой и детской смертности. Только треть детей в возрасте до 18 лет здоровы. Растет потребность в медицинской помощи, так как течение болезней становится более тяжелым и длительным. Увеличивается удельный вес запущенных патологий, лечение которых требует значительных затрат.

     Хотелось бы отметить, что намеченные планы уже претворяются в жизнь, так Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал указ о проведении в России 2009 Года молодежи. Главный смысл президентской инициативы - привлечение молодых россиян к проведению социально - экономических преобразований в стране, воспитание у юношей и девушек чувства патриотизма и гражданской ответственности.

   Поддержка творческого, научного и профессионального потенциала молодежи - это одно из важных направлений социальной политики государства. На это направлен один из разделов национального проекта «Образование», который реализуется в России третий год [22, c. 230-237].

   В период с 2007 – 2009 годы были приняты меры в реформировании системы образования, начиная с дошкольного, заканчивая высшим и послевузовским профессиональным образованием, путем усовершенствования образовательных программ и стандартов, большей ориентации на потребности рынка труда, четкого определения границ обязательств государства в области образования на разных его уровнях.

  Одним из важнейших преобразований этого периода является переход на новую систему оплаты труда педагогов в школьных учреждениях, стимулирующую повышение качества образования, а также завершение перехода к нормативному финансированию учебного процесса, оказание государственной поддержки способной и талантливой молодежи, включая предоставление грантов для школьников, студентов и молодых специалистов [20, c. 20-22].

  Задачи обеспечения качества, доступности и эффективности образования определены в Концепции модернизации российского образования на период до 2012 года и приоритетных направлениях развития образовательной системы.

  В системе здравоохранения накопились следующие серьезные проблемы:

- Ограниченность государственных  гарантий бесплатной медицинской  помощи;

- Сложившаяся система обязательного  медицинского страхования (ОМС)  не обеспечивает существенного влияния на эффективность использования ресурсов здравоохранения;

- Имеющиеся в системе здравоохранения  ресурсы используются неэффективно.

  Целью реформы здравоохранения 2009 года является повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения.

     С использованием программно-целевых методов будут разрабатываться меры, направленные на повышение качества медицинской помощи и улучшение показателей здоровья населения, включающие развитие стандартизации в здравоохранении, разработку новых технологий и методов медицинской и социальной реабилитации [15, c. 23].

   В настоящее время, в основном, сформирована нормативная правовая база, являющаяся основой регулирования вопросов, связанных с жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством, обеспечением прав собственности и сделками в жилищной сфере. В то же время существует ограниченность ресурсов институтов жилищного кредитования и инфраструктуры рынка жилья, высокий уровень рисков и издержек на этом рынке. Кроме того, доступность жилья широким слоям населения ограничивают постоянно растущие цены на жилье, что связано с превышением спроса над предложением [20, c. 14].

    Целью политики в сфере формирования в России рынка доступного жилья является создание эффективного жилищного сектора, действующего на рыночных принципах и удовлетворяющего жилищные потребности основной части населения на уровне, соответствующем их платежеспособному спросу, а также механизмов участия государства в поддержке развития и функционирования этого рынка в целом и повышении доступа на него для определенных групп населения, нуждающихся в такой поддержке [18, c. 17-19].

    Для решения задач по обеспечению граждан доступным жильем предусматривается осуществление приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". На первом этапе реализации (2007-2009 годы) выделено четыре приоритета:

- увеличение объемов  долгосрочного ипотечного кредитования, населению на базе развития  унифицированной системы рефинансирования  ипотечных кредитов;

- повышение доступности  жилья, включая бюджетную поддержку  в приобретении жилья, в том числе с помощью ипотечных кредитов, молодым семьям и молодым специалистам на селе, нуждающимся в обеспечении жильем или улучшении жилищных условий;

- увеличение объемов  жилищного строительства и модернизация  коммунальной инфраструктуры с  целью обеспечения условий для адекватного развития предложения жилья на конкурентном рынке жилищного строительства, удовлетворяющего увеличивающийся платежеспособный спрос населения на жилье, а также повышения качества предоставляемых коммунальных услуг на базе модернизации коммунальной инфраструктуры;

- выполнение государственных  обязательств перед отдельными  категориями граждан путем обеспечения  возможности приобретения жилья  гражданами, перед которыми Российская  Федерация имеет обязательства  по обеспечению жильем или улучшению жилищных условий [23,c. 14-18].

Информация о работе Экономический анализ