Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:47, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является: исследовать уровень жизни населения в России за 2007 – 2009 года и рассмотреть перспективы на будущее.
Основные задачи:
Выявить систему показателей и методов, на основе которых можно исследовать уровень и качество жизни населения;
Проанализировать уровень жизни населения в России за последние три года;
На основе полученных статистических данных определить дальнейшие перспективы повышения качества и уровня жизни.
Введение…………………………………………………………………..…....…..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ...….…………5
1.1 Доходы населения и источники их формирования……………….................5
1.3 Дифференциация доходов………………………………………….……..…..8
2. УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ: АНАЛИЗ ДИНАМИКИ В РОССИИ…12
2.1 Основные социально- экономические показатели уровня жизни, влияние экономического кризиса на уровень жизни в России.. ………………………...12
2.2 Анализ уровня жизни населения России за 2007 -2009 гг.………..…….…14
2.3 Проблема бедности в России и возможные пути ее решения……….……..19
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ…..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..…………..………....28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….…………..29
3. Коэффициенты дифференциации
доходов населения,
К показателям дифференциации денежных доходов относятся: децильный коэффициент дифференциации; коэффициент фондов; кривая Лоренца и коэффициент Джини; коэффициент контрастов, при их расчете используются данные о доходах крайних (бедных и богатых) групп населения (децильный коэффициент, коэффициент фондов, коэффициент контрастов) или полностью распределение населения по доходам (кривая и коэффициент Лоренца и коэффициент Джини) [17, с. 114 -117].
К числу наиболее распространенных индикаторов дифференциации доходов населения относят коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) и кривую Лоренца. Величина коэффициента может варьироваться от 0 до 1 или от 0 до 100%. При этом, чем выше значение индикатора, тем более неравномерно распределены доходы в обществе.
Например, четыре индивида (назовем их А, В, С и D) получают суммарный доход в 10000 руб. в месяц, 25:50:75:100 соответственно. Ясно, что такое распределение дохода не является равномерным. Подсчитав удельный вес дохода каждого индивида в общем доходе, мы можем сказать следующее: наименьшую долю дохода (10 %) получает А; А и В получают 10 + 15 = 25 % дохода, или, иными словами, одна половина людей получает четвертую часть, а другая — три четверти общего дохода. А, B и С получают 10 + 15 + 30 = 55 % дохода, т. е. на долю D приходится 45 % общего дохода. Полученные последовательным суммированием долей новые удельные веса и называются накопленными, или кумулятивными, частотами. Графически изобразить и измерить неравенство доходов можно с помощью кривой Лоренца. Для ее построения отложим по оси абсцисс последовательно просуммированные удельные веса индивидов в их общем числе, учитывая, что удельный вес каждого из них составляет одну четверть, или 25 %, а по оси ординат — кумулятивные доли доходов этих людей. Соединив все точки, получим кривую Лоренца [Рис. 1].
Таким образом, неравенство в распределении доходов существует в странах с рыночной экономикой. Дифференциацию можно измерить с помощью таких трех основных характеристик как средний доход, с помощью коэффициента Джини и кривой Лоренца.
2. УРОВНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ: АНАЛИЗ ДИНАМИКИ В РОССИИ
2.1 ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ ЖИЗНИ, ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА НА УРОВЕНЬ ЖИЗНИ В РОССИИ
Совокупные доходы общества в целом и каждого из его членов справедливо оцениваются как показатели экономического благосостояния. Получаемые населением доходы составляют базу определенного уровня жизни.
Определение
уровня жизни основано на
Состав
жизненных благ весьма
Перечисленные
показатели рассматриваются
Экономический кризис в России углубляется и перерастает в кризис социальный. Болезненные последствия кризиса чувствует все больше граждан. Каждый день из регионов приходят новости об увольнениях, неоплачиваемых отпусках, сокращениях заработной платы. Если для богатых кризис - снижение доходов и потеря части накоплений, то для бедных это вопрос выживания.
Антикризисные действия российских властей, прежде всего, должны быть направлены на смягчения последствий кризиса для граждан на повседневном, бытовом уровне, а не только на спасение финансовых рынков, конкретных банков и промышленных групп, а также осуществления важных, для условий экономического кризиса, проектов типа строительства объектов для Олимпиады в г. Сочи в 2014 году.
Глобальный экономический кризис приведет к резкому увеличению количества людей, которые пополнят армию безработных, "работающих бедных" и незащищенных занятых. В зависимости от своевременности и эффективности восстановительных мер со стороны правительств, численность безработных в 2009 г. во всем мире может возрасти на 18-30 млн. чел. (по сравнению с 2007 г.), а если ситуация будет ухудшаться - то на более чем 50 млн. чел.
В России недостаточно организованных, влиятельных и уважаемых гражданами профсоюзов и их объединений. Нынешняя профсоюзная система не в состоянии оказать качественную услугу работникам по защите от увольнений, сокращений, снижений уровня зарплат, по эффективной защите их прав и интересов [27, c. 17 -18].
С учетом отсутствия в нашей стране культуры и опыта конструктивного решения масштабных социально-экономических проблем и их урегулирования, остается надеяться, что деятельность либо бездеятельность власти и бизнеса в период кризиса не доведут до массовых протестов граждан, выходящих из правового поля [9, c. 27-31].
В условиях глобального финансового кризиса активная социальная политика может стать одним из инструментов стратегии по преодолению его последствий.
Очевидно, что в современных условиях, реагируя на последствия глобального финансового кризиса, государство должно проводить активную социальную политику и, в частности, выполнять все обязательств в данной сфере.
Если раньше рост финансирования социальной сферы сдерживался антиинфляционными соображениями, в частности необходимостью ограничивать количество денег в экономике, то в настоящее время именно резкое сжатие спроса является главным фактором, с которым связаны экономические риски [24, c. 64].
Сжатие спроса становится важнейшим фактором экономической политики, стимулятором роста производства и диверсификации экономики.
Важно стремиться организовать социальную политику таким образом, чтобы выделяемые деньги в конечном итоге действительно стимулировали отечественное производство, а не увеличивали импорт.
Госдума приняла во втором чтении законопроект, предусматривающий существенное увеличение в 2009 году пенсий, а также сумм, направляемых на оплату стоимости набора социальных услуг. Пенсии в следующем году повысятся более чем на треть, а средний размер социальной пенсии вслед за трудовой, наконец, превысит прожиточный минимум.
2.2 АНАЛИЗ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ ЗА 2007 – 2009 ГОДА
В РФ существует Среднесрочная программа социально-экономического развития Российской Федерации определяет ключевые направления деятельности Правительства Российской Федерации на 2007-2009 годы, обеспечивающие достижение стратегических целей развития страны: повышение благосостояния населения и уменьшение бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста в условиях кризиса.
В последнее десятилетие состояние здоровья населения России заметно ухудшилось. Проанализируем социально – экономические показатели за 2007 2009 годы: средняя продолжительность жизни граждан на 10-12 лет ниже, чем в странах с развитой экономикой. Смертность населения с 2007 по 2009 годы увеличилась на 13,1%, в том числе лиц в трудоспособном возрасте - на 6,7%, численность населения падает, трудоспособное население, особенно мужчин уменьшается. Прирост населения пока остается отрицательным. Не значительно повышается ВВП в целом и на душу населения, также имеет тенденцию роста и продолжительность жизни. Сократилось число населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума. Однако коэффициент дифференциации при этом увеличивается, это можно объяснить тем, что социально–экономические показатели не успевают за быстрым экономическим ростом [Приложение 1].
Высокими по сравнению со среднеевропейскими показателями остаются уровни материнской, младенческой и детской смертности. Только треть детей в возрасте до 18 лет здоровы. Растет потребность в медицинской помощи, так как течение болезней становится более тяжелым и длительным. Увеличивается удельный вес запущенных патологий, лечение которых требует значительных затрат.
Хотелось бы отметить, что намеченные планы уже претворяются в жизнь, так Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал указ о проведении в России 2009 Года молодежи. Главный смысл президентской инициативы - привлечение молодых россиян к проведению социально - экономических преобразований в стране, воспитание у юношей и девушек чувства патриотизма и гражданской ответственности.
Поддержка творческого, научного и профессионального потенциала молодежи - это одно из важных направлений социальной политики государства. На это направлен один из разделов национального проекта «Образование», который реализуется в России третий год [22, c. 230-237].
В период с 2007 – 2009 годы были приняты меры в реформировании системы образования, начиная с дошкольного, заканчивая высшим и послевузовским профессиональным образованием, путем усовершенствования образовательных программ и стандартов, большей ориентации на потребности рынка труда, четкого определения границ обязательств государства в области образования на разных его уровнях.
Одним из важнейших преобразований этого периода является переход на новую систему оплаты труда педагогов в школьных учреждениях, стимулирующую повышение качества образования, а также завершение перехода к нормативному финансированию учебного процесса, оказание государственной поддержки способной и талантливой молодежи, включая предоставление грантов для школьников, студентов и молодых специалистов [20, c. 20-22].
Задачи обеспечения качества, доступности и эффективности образования определены в Концепции модернизации российского образования на период до 2012 года и приоритетных направлениях развития образовательной системы.
В системе здравоохранения накопились следующие серьезные проблемы:
- Ограниченность
- Сложившаяся система
- Имеющиеся в системе
Целью реформы здравоохранения 2009 года является повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения.
С использованием программно-целевых методов будут разрабатываться меры, направленные на повышение качества медицинской помощи и улучшение показателей здоровья населения, включающие развитие стандартизации в здравоохранении, разработку новых технологий и методов медицинской и социальной реабилитации [15, c. 23].
В настоящее время, в основном, сформирована нормативная правовая база, являющаяся основой регулирования вопросов, связанных с жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством, обеспечением прав собственности и сделками в жилищной сфере. В то же время существует ограниченность ресурсов институтов жилищного кредитования и инфраструктуры рынка жилья, высокий уровень рисков и издержек на этом рынке. Кроме того, доступность жилья широким слоям населения ограничивают постоянно растущие цены на жилье, что связано с превышением спроса над предложением [20, c. 14].
Целью политики в сфере формирования в России рынка доступного жилья является создание эффективного жилищного сектора, действующего на рыночных принципах и удовлетворяющего жилищные потребности основной части населения на уровне, соответствующем их платежеспособному спросу, а также механизмов участия государства в поддержке развития и функционирования этого рынка в целом и повышении доступа на него для определенных групп населения, нуждающихся в такой поддержке [18, c. 17-19].
Для решения задач по обеспечению граждан доступным жильем предусматривается осуществление приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". На первом этапе реализации (2007-2009 годы) выделено четыре приоритета:
- увеличение объемов
долгосрочного ипотечного
- повышение доступности
жилья, включая бюджетную
- увеличение объемов
жилищного строительства и
- выполнение государственных
обязательств перед отдельными
категориями граждан путем