Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 05:34, курсовая работа
Актуальность темы исследования подтверждает тот факт, что финансовое состояние – это важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия.
Оно определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнёров в финансовом и производственном отношении. Экономическая деятельность, как и финансовое состояние предприятия, характеризуется размещением и использованием средств предприятия. Эти сведения представляются в балансе предприятия.
Введение 3
1. Общая характеристика ООО «Хлебозавод Советского райпо» 22
2. Анализ оборотных средств предприятия 25
3. Анализ состояния и использования основных средств 28
4. Анализ использования труда и заработной платы предприятия 34
5. Анализ затрат на производство и реализацию продукции 38
6. Анализ финансовых результатов деятельности 41
7. Анализ финансового состояния 45
8. Оценка эффективности использования выявленных резервов
Заключение 67
Список использованной литературы 69
Из табл. 14 видно, что величина затрат на производство в отчетном 2009 году снижается на 1732 тыс.руб. Наибольшее снижение наблюдается по статье материальные затраты на 3060 тыс.руб. Затраты на заработную плату растут на 1239 тыс.руб. снижается величина прочих расходов на 270 тыс.руб.
Анализ удельных весов говорит о том, что наибольшая доля принадлежит затратам на материалы на протяжении двух лет. При этом их доля снижается на 12,52% и составляет на конец 2009 г. 58,74%. Растет доля затрат на оплату труда на 10,96% и составляет 31,63%. Наименьшая доля принадлежит прочим затратам в размере 0,23%.
В табл. 15 анализ себестоимости продукции.
Таблица 15
Показатели себестоимости произведенной и реализованной продукции
Наименование показателей |
Годы |
Абсолютное отклонение |
Темп роста, % | |
база |
отчет | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Выручка от реализации продукци |
16824 |
15136 |
-1688 |
90,0 |
2. Затраты на производство и реализацию |
16309 |
14577 |
-1732 |
89,4 |
2.1. материальные затраты |
11623 |
8563 |
-3060 |
73,7 |
2.2. оплата труда с отчислениями |
4264 |
5849 |
1585 |
137,2 |
2.3. амортизация |
118 |
131 |
13 |
111,0 |
2.4. прочие |
304 |
34 |
-270 |
11,2 |
3. Затраты на произведённую и реализованную продукцию в расчёте на 1 руб. выручки |
0,97 |
0,96 |
-0,01 |
99,3 |
3.1. материальные затраты |
0,69 |
0,57 |
-0,13 |
81,9 |
3.2. оплата труда с отчислениями |
0,253 |
0,386 |
0,133 |
152,5 |
Продолжение табл. 15 | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
3.3. амортизация |
0,007 |
0,009 |
0,002 |
123,4 |
3.4. прочие |
0,018 |
0,002 |
-0,016 |
12,4 |
Из табл. 15 видно, что наблюдается снижение выручки на 1688 тыс.руб., при этом снижаются и затраты на производство на 1732 тыс.руб.
Снижается показатель затрат на продукцию в расчете на 1 руб. выручки с 0,97 до 0,96 руб. Это положительная динамика, которая свидетельствует о снижении величины затрат на производство.
При этом происходит наибольшее увеличение затрат на оплату труда на 1 руб. выручки. Снижается доля материальных затрат на 1 руб. выручки.
Таким образом, наблюдается положительная динамика в росте затрат на производство. Величина показателя затрат на 1 руб. произведенной и реализованной продукции ниже единицы, значит, величина затрат полностью окупается полученной выручкой. Это говорит о том, что производство является эффективным, при этом прослеживается повышение эффективности производства. Наибольшая доля принадлежит расходам на материалы, что говорит о материалоемкости производства.
В табл. 16 данные для анализа себестоимости реализованной продукции.
Таблица 16 Исходные данные для анализа себестоимости реализованной продукции
Наименование показателя |
Годы |
Абсолютное отклонение |
Темп роста, % | |
база |
отчет | |||
1. Затраты на производство и реализацию продукции |
16309 |
14577 |
-1732 |
89,4 |
Переменные затраты |
||||
2.1. всего |
11467 |
9892 |
-1575 |
86,3 |
2.2. на 1 руб. реализованной продукции |
0,68 |
0,65 |
-0,03 |
95,9 |
Постоянные затраты |
||||
3.1. Всего |
4842 |
4685 |
-157 |
96,8 |
3.2. на 1 руб. реализованной продукции |
0,29 |
0,31 |
0,02 |
107,5 |
4. Выручка от реализации |
16824 |
15136 |
-1688 |
90,0 |
Из табл. 16 видно, что наибольшая доля принадлежит переменным затратам, т.е. тем затратам, которые напрямую зависят от объемов производства. Так как наблюдается снижение объемов производства, то и величина переменных затрат тоже снижается на 1575 тыс.руб. Показатель переменных затрат 1 руб. продукции снижается на 0,03 руб. снижается величина постоянных затрат на 157 тыс.руб. Растет величина постоянных затрат на 1 руб. реализованной продукции до 0,31 руб.
В табл. 17 выполним анализ затрат на 1 руб. товарной продукции.
Таблица 17 Анализ затрат на 1 руб. товарной продукции
Наименование показателей |
Годы |
Абсолютное отклонение, тыс.руб. |
Темп роста, % | |
база |
отчет | |||
Выпуск продукции |
16910 |
15174 |
-1736 |
89,7 |
Выручка от реализации продукции |
16824 |
15136 |
-1688 |
90,0 |
Затраты на производство продукции |
16309 |
14577 |
-1732 |
89,4 |
затраты на 1 руб. ТП |
0,964 |
0,961 |
-0,004 |
99,6 |
затраты на 1 руб. РП |
0,969 |
0,963 |
-0,006 |
99,3 |
Из табл. 17 видно, что выпуск продукции и выручка от реализации снижается в отчетном периоде практически равными темпами. При этом наблюдается снижение и затрат. Показатели затрат на 1 руб. продукции ниже единицы. Наблюдается снижение затратоемкости, что положительно характеризует производство. Так как данный показатель ниже единицы, то это говорит об эффективном производстве. Т.е. выручка окупает затраты предприятия. Снижение показателя говорит о снижении затратоемкости производства.
Начнем с анализа динамики финансовых результатов в табл 18
Таблица 18 Анализ динамики финансовых результатов деятельности предприятия.
Наименование показателей |
2007г. |
2008г. |
2009г. |
Темп роста, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1.Выручка от реализации продукции, тыс.руб. |
10529 |
16824 |
15136 |
143,8 |
2.Производсвенная себестоимост |
10009 |
16309 |
14576 |
145,6 |
3.Валовый доход, тыс.руб. |
520 |
515 |
560 |
107,7 |
4.Расходы периода( |
0 |
0 |
0 |
- |
5.Прибыль от реализации продукции, тыс.руб. |
520 |
515 |
560 |
107,7 |
6.Сальдо операционных результа |
-341 |
-334 |
-749 |
122,0 |
7.Прибыль от финансово– |
179 |
181 |
-189 |
80,5 |
8.Сальдо внереал. результатов, тыс.руб. |
0 |
0 |
0 |
- |
9.Прибыль до налогообложения, тыс.руб. |
179 |
181 |
-189 |
80,5 |
10. Прибыль, остающаяся в |
65 |
69 |
21 |
32,3 |
Из табл. 18 видно, что деятельность организации нестабильна. Наибольшая выручка получена в 2008 г., а в 2009 г. ее значение снижается до 15136 тыс.руб. Таким образом, темп роста за три года составил 143,8%. Такая же динамика наблюдается по показателю себестоимости. Коммерческих и управленческих расходов предприятие не имело.
Сальдо от прочих результатов деятельности на протяжении рассматриваемого периода отрицательно, что снижает показатель балансовой прибыли предприятия. Отрицательное значение свидетельствует о том, что величина прочих расходов предприятия превышает величину прочих доходов.
Таким образом, к 2009 г. наблюдается резкое снижение балансовой прибыли с 179тыс.руб. до -189 тыс.руб. Т.е. в 2009 г. предприятие получило убыток. Это говорит о том, что к 2009 г. снижается эффективность деятельности предприятия. Показатель чистой прибыли снижается с 65 до 21тыс.руб.
В табл. 19 рассчитаны показатели рентабельности.
Таблица 19 Показатели рентабельности, %
Наименование показателей |
2007г. |
2008г. |
2009г. |
Абсолютное отклонение |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Рентабельность продаж, % |
4,94 |
3,06 |
3,70 |
-1,24 |
Рентабельность активов по прибыли до нало-я, % |
2,71 |
2,50 |
-3,66 |
-6,36 |
Общая рентабельность собственного капитала по прибыли до налогообложения, % |
9,10 |
8,90 |
-9,08 |
-18,18 |
Рентабельность продаж по чистой прибыли, % |
0,62 |
0,41 |
0,14 |
-0,48 |
Рентабельность перманентного капитала, % |
3,17 |
3,22 |
0,94 |
-2,23 |
Рентабельность капитала по чистой прибыли, % |
0,98 |
0,95 |
0,41 |
-0,58 |
Период окупаемости капитала, лет |
30,3 |
29,5 |
99,1 |
68,9 |
Из табл. 19 видно, что рентабельность продаж снижается за три года на 1,24%. Показатели рентабельности невысокие, что говорит о низкой окупаемости затрат на производство.
Рентабельность активов снизилась на 6,36%. Это связано со снижением прибыли. Рентабельность собственного капитала снизилась на 18,18%.
Рентабельность перманентного капитала (собственный капитал и долгосрочный заемный капитал) тоже снизилась за рассматриваемый период, причем наиболее резко в 2009 г. Видно, что некоторые показатели рентабельности в 2009 г. отрицательны, что говорит об убыточности деятельности предприятия.
Таким образом, период окупаемости капитала в 2009 г. вырос до 99,1 лет. Это отрицательная динамика.
Выполним факторный анализ рентабельности имущества. Для этого заполним табл. 20
Рентабельность имущества = рентабельность продукции * оборачиваемость имущества.
Трехфакторная модель рентабельности.
R = λp / ( λ f + λe ),
где λp = P/N – прибыльность продукции;
λf = F/N – фондоемкость продукции;
λe = E/N – оборачиваемость оборотных средств.
R =(Р/N)/(F/N+E/N)
Таблица 20 Факторный анализ рентабельности
Наименование показателя |
Условное обозначение |
2007г. |
2008г. |
2009г. |
Абсолютное отклонение |
Продукция, тыс.руб. |
N |
10529 |
16824 |
15136 |
4607 |
Основные производственные фонды, тыс.руб. |
F |
1890,0 |
1814,5 |
1812,0 |
-78 |
Оборотные средства, тыс.руб. |
E |
3300,5 |
5418,5 |
3354 |
53,5 |
Балансовая прибыль, тыс.руб. |
P |
179 |
181 |
-189 |
-368 |
Сравним показатели рентабельности за 2008 и 2009 гг. по формулам:
R2008г.=(P/N)/(F/N+E/N) = (181/16824)/(1814,5/16824 + 5418,5 / 16824)=0,025
R2009г.= (-189/15136)/(1812/15136+3354/
Прирост рентабельности за 2009 г. составил: